По характеру отражения причинно-следственных
связей  различают модели  жестко  детерминистские  и модели,  учитывающие случайность
и неопределенность. Необходимо различать неопределенность, описываемую
вероятностными законами,  и неопределенность, для описания которой законы
теории вероятностей  неприменимы. Второй  тип  неопределенности гораздо более
сложен для моделирования. 
По способам отражения фактора времени
экономико-математические модели делятся на статические и динамические.  В
статических моделях  все зависимости относятся к одному моменту или периоду
времени.  Динамические модели характеризуют  изменения экономических процессов
во времени. По длительности рассматриваемого периода времени различаются модели
краткосрочного  (до года), среднесрочного (до 5 лет), долгосрочного (10-15 и
более лет) прогнозирования и планирования.  Само  время  в 
экономико-математических моделях  может  изменяться  либо непрерывно, либо
дискретно. 
Модели экономических  процессов  чрезвычайно
разнообразны по форме математических зависимостей.  Особенно важно выделить класс
линейных моделей,  наиболее удобных для анализа и вычислений и получивших
вследствие этого  большое  распространение. Различия между линейными и
нелинейными моделями существенны не только с математической точки зрения,  но и
в теоретико-экономическом отношении,  поскольку  многие зависимости в экономике
носят принципиально нелинейный характер: эффективность использования ресурсов
при увеличении производства, изменение спроса и потребления населения при
увеличении производства, изменение спроса и потребления населения при росте
доходов и т.п. Теория "линейной экономики" существенно отличается от 
теории  "нелинейной экономики". От того, предполагаются ли множества
производственных возможностей подсистем (отраслей, предприятий) выпуклыми или
же невыпуклыми,  существенно зависят выводы о возможности сочетания
централизованного  планирования  и  хозяйственной самостоятельности
экономических подсистем. 
По соотношению экзогенных и эндогенных
переменных,  включаемых в модель, они могут разделяться на открытые и закрытые.
Полностью открытых моделей не существует; модель должна содержать хотя  бы 
одну эндогенную переменную.  Полностью закрытые экономико-математические
модели, т.е. не включающие экзогенных переменных, исключительно редки; их
построение требует полного абстрагирования от "среды",  т.е.
серьезного огрубления реальных экономических систем, всегда имеющих внешние
связи. Подавляющее большинство экономико-математических  моделей  занимает промежуточное
положение  и  различаются  по степени открытости (закрытости). 
Для моделей народнохозяйственного уровня важно
деление на агрегированные и детализированные. 
В зависимости  от того,  включают ли
народнохозяйственные модели пространственные факторы и  условия  или  не 
включают, различают модели пространственные и точечные. 
Таким образом, общая классификация
экономико-математических моделей включает более десяти основных признаков. С
развитием экономико-математических исследований проблема  классификации
применяемых моделей усложняется. Наряду с появлением новых типов моделей
(особенно смешанных типов) и новых признаков их классификации  осуществляется 
процесс  интеграции  моделей разных типов в более сложные модельные конструкции. 
В виде примеров можно привести простейшие
модели – транспортная задача, задача распределения ресурсов, и прочее. 
Дескриптивные модели представляют собой в
основном статистические модели (кривые роста, регрессионные линии),
предназначенные для исследования объектов путем установления количественных
соотношений между их характеристиками или параметрами. 
Примеры: 
1. Требуется определить зависимость
потребления бытовых услуг от уровня дохода населения, обеспеченности бытовыми
предметами на душу населения и других факторов потребления. Для этого
составляют регрессионное уравнение 
где Y –
потребление бытовых услуг на душу населения;  - факторы потребления;  -
коэффициенты уравнения. Если известны коэффициенты, то зависимость потребления
бытовых услуг от принятых факторов считается определенной. Она отражает
реальную ситуацию только в среднем, или в статистическом смысле. 
2. Требуется определить количество
заместителей директора для типовых структур управления предприятием. В этом
случае проводят статистическое исследование численности указанной категории
работников на существующих предприятиях и выводят степенное уравнение. При
определенной специализации количество заместителей директора определяют по
формуле 
, 
где  - численность промышленного персонала;  - основные и
оборотные фонды. 
Модели без управления применяются для изучения
фактически существующих процессов, без вмешательства в их течение. К моделям
без управления принадлежат модели экономики страны, расширенного
воспроизводства, прогнозирования рождаемости, численности населения и т.д. Как
правило, они дают общее представление об объекте. Процессы в моделируемом
объекте отображаются в агрегированном виде и максимально обобщены. Поэтому
модели без управления не дают полного представления об объекте моделирования и
пригодны для изучения только самых общих изменений и тенденций. Модели без
управления позволяют изучать явления в целом, комплексно и устанавливают общие
фундаментальные свойства объектов и процессов. 
Оптимизационные модели. Их появление и применение вызвано необходимостью решения практических
задач экономики и техники. Особенностью оптимизационных моделей является
целенаправленность решения и явная оценка эффективности (качества) различных
вариантов решения. В отличие от моделей без управления оптимизационные модели
предполагают выявление цели управления и построение целевой функции. 
Суть получения оптимального решения на модели
заключается в выборе из множества возможных решений одного, обеспечивающего
максимальную эффективность. 
Задача об оптимальной перевозке грузов
(транспортная задача). Пусть осуществляется
производство некоторого товара в пунктах . Объем производства товара в каждом пункте
равен соответственно . Товар необходимо доставить в магазины или
потребителям, находящимся в других населенных пунктах: . Известна потребность
каждого потребителя в товаре: . Задана также стоимость  транспортировки
товара из каждого пункта производства  каждому потребителю . Требуется составить план
завоза товара в магазины, обеспечивающий удовлетворение их спроса при
минимальных транспортных издержках. 
Транспортная задача 
Пусть необходимо перевезти некоторые партии
товара из трех складов четырем покупателям, при этом известен объем товара на
каждом складе и требуемое количество для каждого покупателя, также в таблице
указаны стоимости перевозки от каждого склада к каждому покупателю. Найти
оптимальный по цене план перевозок. 
  |