Меню
Поиск



рефераты скачать Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс

Нелинейное, «неклассическое» ценообразование вступает в силу. Специалисты ут­верждают, что острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной экономики. Традицион­ный принцип определения цены и объема производства путем вы­равнивания предельного дохода с предельными издержками в ин­формационной экономике существенно модифицируется, поскольку предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции становятся ничтожно малы. В результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности, повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключе­ние к которому все большего числа пользователей не ведет к повы­шению тарифов, поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя близки или равны нулю.

Создание моделей электронных рынков и изучение механизмов ценообразования на них одно из важнейших направлений дальней­ших исследований.

В определенном смысле меняются не только условия оптимальности рынков, но  меняются критерии эффективности инвестиций. Задачи электронной коммерции, состоящие в совершенство­вании обслуживания клиентов и расширении клиентской базы не соответствуют традиционным критериям, применяемым для приня­тия решений об инвестировании в проекты, например показателям, применяемым для возврата инвестиций (отдача от инвестиций) от вложений в проекты традиционных отраслей. Здесь возникает ряд требующих разрешения проблем: сложность расчета показателя от­дача от инвестиций в проекты, связанные с информацией и элект­ронным бизнесом; как измерить степень удовлетворенности кли­ента; есть ли связь между улучшением удовлетворенности клиента и реальным повышением прибыльности и др.

Дистанционное распределенная работа (телеработа). В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, через ко­торые специалисты в области найма посредством компьютерной об­работки предоставленных в сети Интернет кандидатами электрон­ных резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками компаний. В связи с развитием телекоммуникаций, Ин­тернет-технологий возникают новые формы занятости, более гиб­кие распределенные во времени и пространстве графики и режи­мы работы. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению ин­дивидуальных или групповых заданий, которые получили название телекомьютинг (telecommuting). Эффективность данных видов за­нятости в виду большей гибкости, оперативности, производитель­ности очевидна и с каждым годом получает все большее и большее распространение.

Особенно большое распространение получил так называемый зарубежный договорной телекомьютинг, когда российские ученые (коллективы ученых), находясь в России, одновременно с этим ра­ботают над выполнением заданий, присланных им через компью­терные сети менеджерами зарубежных компаний. Выполнив эти задания, российские ученые отправляют их в зарубежные фирмы и получают за это определенное вознаграждение. Данный вид телекомьютинга непосредственно связан с проблемой виртуальной «утечки мозгов». При этом страны наниматели выигрывают, а стра­ны исполнители проигрывают, т.к. хотя сами работники не покидают родной страны, но часть национального человеческого капитала в виде интеллектуального труда используется за рубежом, что ведет к прямым потерям (недопроизводству) валового внутреннего продукта. У конкретного государства сегодня нет возможности защи­тить национальный рынок труда от электронной «утечки мозгов» за рубеж. Более развитая страна, использующая с помощью электрон­ных дистанционных технологий «мозги» и интеллектуальный труд научных работников менее развитой страны получают тройной эф­фект: эффект от экономии на обучении и подготовке работников ин­теллектуального труда, эффект от оплаты труда этих работников по заниженной цене (за счет экономии на невыплаченных средствах за жилье, транспорт, соцстрах и др.) и эффект, который приводит к рос­ту ВВП страны импортера за счет использования интеллектуально­го труда страны экспортера. И наоборот, данный процесс приводит к прямым потерям всех трех типов ВВП более отсталой страны.

Итак, практика показывает, что в рыночной экономике информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Более того: виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению ин­дивидуальных или групповых заданий в виду большей гибкости, оперативности, производитель­ности с каждым годом получает все большее и большее распространение.

 

2.2 Сетевая технология как новый этап формирования рыночных структур


Несколько слов о самой сетевой организации. По мнению Дж. Подольны и К. Пайдж, термин «сетевые формы организации» сле­дует понимать как «любую группу действующих лиц (не менее двух человек), которая имеет повторяющиеся длительные обменные свя­зи между собой и, в то же самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в тече­ние обмена спорные вопросы» [9, С. 77.].

Конечно, такое определение характеризует сетевую организа­цию в «чистом» виде. На практике можно говорить о ступенях зрелости сетевой организации. На начальном этапе применяются лишь отдельные элементы сетевых форм связей. В дальнейшем роль этих связей возрастает, они сначала дополняют традиционные иерархические контакты, а затем — по мере совершенствования интернет-технологий — становятся преобладающими, ведущими, главными.

На уровне структуры компаний информационные предприятия повышают свою производительность, прибыли и рыночную стои­мость, организуя себя (в глобальном масштабе) как сети, приме­няя  информационные  технологии  и все  более  сосредотачиваясь на операциях с информацией (символами). Это касается отноше­ний компаний с их наемным персоналом, клиентами и финансо­выми рынками. Для наемных работников управление, инновации и производство организованы как глобальные сети, которые можно координировать с помощью компьютерных сетей. Результатом стало предприятие, которое внутренне состоит из относительно авто­номных подразделений, связанных в единую сеть для выполнения проектов. Внешне предприятия вместе со своими поставщиками связаны в сеть, которая соответствует разнообразным и изменяю­щимся потребностям проектов. Кроме того, предприятия объединя­ют силы с другими, равными им по масштабам предприятиям, что позволяет максимизировать усилия. Продуктом во все возрастающей мере является обработка символов: технология обработки символов (информационная технология), сама обработка символов (например, медийные продукты).

В инновационной деятельности возрастающее значение обра­ботки символов сопровождается ростом изобретательства внутри компаний. Отношения с потребителями также построены по сете­вому   принципу: маркетинг, продажи и распределение в информа­ционном предприятии основаны на сетевых отношениях. Продажи во все большей мере происходят в Сети, распределение все силь­нее превращается в сеть, в которую включены внешние партнеры, а маркетинг черпает точную информацию о нуждах потребителей непосредственно из объемов продаж. С точки зрения потребите­ля, значение обработки символов означает возрастающую важность брэндов (торговых марок). И. наконец, на информационном финан­совом рынке все, начиная от финансирования и кончая ростом ры­ночной стоимости, все более основывается на способности предприятия подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж.

«Сетевое общество» зачастую классифицируют как «новую эко­номику». Термин «новая экономика» употребляется в настоящее время главным образом в двух значениях. Во-первых, под новой эконо­микой понимают ту часть экономики, которая состоит из высоко­технологичных отраслей (аэрокосмическая промышленность, про­изводство компьютеров, создание коммуникационных средств, программного обеспечения, биотехнология). В этом своем значении новая экономика определяется как совокупность отраслей, отлича­ющихся высокотехнологичными элементами в противоположность старой экономике. Но в таком понимании стал популярен с 90-х гг. XX века. Термин «новая экономика» в начале 1980-х годов употреб­лялся в другом значении: он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров.

Термин «новая экономика» употребляется и в ином, во вто­ром своем значении. Это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изменению экономи­ческих отношений. Сетевой способ ведения дел позволяет дей­ствовать без обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее, чем при опоре на систему многочисленных посредников. То есть сеть снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности. Нынешние общедоступность сетевых взаимоотношений и их свобода от пространственно-времен­ных ограничений обеспечены достижениями в сфере Интернет и нанотехнологий - новой энергетики, а также генной инженерии. Особо следует выделить то, что данные технологические проры­вы радикально обновляют сами способы создания базовых видов пpoдvкции.

Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали тре­бованиям внешней среды. Руководители начинают экспериментиро­вать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм рас­пределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, проектирование новых структур, не учитывающее текущие недоче­ты в организации, приводит тому, что новая форма теряет свою жиз­неспособность.

Кооперационные связи между отдельными компаниями со вре­менем все больше приобретали вид сетей, куда включались самые разнородные компании (в том числе сбытовые, финансовые, рек­ламные, исследовательские), чей опыт и знания так или иначе объ­единились для производства какого-либо конечного продукта или же для решения какой-либо производственной или технологической задачи. В целом ряде случаев для развертывания производства но­вых сложных продуктов требовалось объединение нескольких видов технологий. Распространение сетевых форм организации коопера­ционных связей было следствием двух важных процессов:

1.                       быстро растущей дифференциацией рыночного спроса и соответствующим приспособлением   производства   к   индивидуализированным   пот­ребностям,

2.                       широким внедрением в хозяйственную практику ин­формационных и телекоммуникационных систем.

Многие крупные корпорации по своей структуре представля­ли собой сложные сети взаимосвязанных компаний и предприятий. Примером могут служить автомобильные корпорации, в структу­ре которых ключевым звеном стали сборочные предприятия.

Последние, получая сигналы от сбытовой, распределительной сети задавали затем характер и определенный ритм работы поставщикам деталей и компонентов сборки, оборудования, технологической оснастки и т.д. Рыночный спрос начал непосредственно управлять ходом производства, а не наоборот, как было раньше. В этом плане во­енные отрасли промышленности и электроники первыми начали работать в режиме постиндустриальных организаций (постоянно меняющиеся структуры организаций, выделение НИОКР в само­стоятельные подразделения, использование технологий принятия уп­равленческих решений, работа на определенный заказ и т.д.). Такое управление со стороны рыночного спроса стало технологически воз­можным в результате роботизации производства, непосредственной стыковки компьютеризованного проектирования с компьютеризован­ным производством и появлением компьютерной интеграции всех подразделений производства и распределения. Все это обеспечило производству необходимую гибкость и способность к быстрой пе­реналадке.

В крупных автомобильных корпорациях («Фиат», «Дженерал мо­торз» и др.) вместо иерархических, централизованных структур, ха­рактерных для индустриального производства и приспособленных для управления массовым производством, давно уже появились гиб­кие и подвижные организационные структуры сетевого типа. Повсе­местно идет процесс децентрализации принятия решений. Жесткая внутрикорпорационная бюрократическая структура все чаше заме­няется гибкой системой рыночных отношений между автономными звеньями крупных корпораций и предприятий, которые часто терри­ториально рассредоточиваются и выносятся даже за границу («рас­средоточенные предприятия»). Особое распространение, например, получили в крупных транснациональных корпорациях внутрикорпо­рационные связи, основанные на рыночных отношениях. Все эти процессы напрямую были связаны с поисками технологических и экономических ниш на рынке (само накопление знаний и опыта уже создают условия для разнообразия поведения).

Дальнейший серьезный толчок организационным изменениям дало возрастание значения фактора времени в конкурентной борьбе. В организационных построениях многих компаний всегда большую роль играли соображения экономии материальных и людских затрат. Однако выдвижение на передний план временного фактора заставило по-иному подойти к организации экономической деятельности. Многоуровневая громоздкая бюрократическая иерархия управления была замещена горизонтальной системой связанных друг с другом автономных ячеек-петель, в которых сосредоточивались основные производственные и хозяйственные процессы — сборочные опера­ции, конструкторские работы, сбытовые операции и т.д. Такое ор­ганизационное построение сокращает временные и физические раз­рывы в обратных связях, устраняет излишние уровни управления, сокращает накладные расходы. Главное же, работникам «низовых линий» были переданы права самоуправления, избавляющие их от мелочной опеки, связывающей инициативу и не дающей хода твор­ческому труду. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправ­ляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромны­ми приспособительными возможностями.

В современной информационной экономике все большее рас­пространение получают небольшие компании и предприятия. Они становятся главными экономическими субъектами сетевой экономи­ки. Происходит это по ряду причин. Прежде всего, быстрое разви­тие индивидуального, мелкосерийного производства, рассчитанно­го на гетерогенный рынок, само по себе уже создаст благоприятные условия для развития небольших специализированных компаний и предприятий, которые в большей степени приспособлены к про­изводству информационноемких товаров. Они, как правило, более маневренны, и их внутренние коммуникационные каналы работают без больших помех. Процесс концентрации производства постепен­но уступает место обратному процессу децентрализации и появле­нию небольших, нередко независимых в технологическом и финан­совом отношениях, производственных единиц.

Процесс оценки в соответствии с этой системой начинается с то­го, что команда высшего менеджмента осуществляет работу по трансформации бизнес-стратегии компании в конкретные стратеги­ческие цели. Затем фирма определяет цели и средства для внутрен­него бизнес-процесса. Именно это является главной отличительной особенностью предлагаемой системы. Если традиционные системы оценки фокусируют внимание на улучшении стоимостной, качест­венной и циклической составляющих, данная система подчеркива­ет важность процессов, которые являются наиболее значимыми для клиентов и акционеров. Часто такой подход приводит к выработке абсолютно нового бизнес-процесса, осуществление которого совер­шенно необходимо для успешной реализации стратегии компании.

Финальное звено — инвестиции в переобучение персонала, ин­формационные технологии и системы, организационные процедуры, инвестиции в людей, системы и процедуры создают предпосылки инноваций, а также благоприятную среду для внутреннего бизнес-процесса компании, клиентов и акционеров. Сегодня все большее количество фирм включается в процесс пользования тех преиму­ществ, которые дают новые технологии, создавая внутрифирменные сети (Интернет).

Использование новых информационных технологий, Интерне­та в сетевом бизнесе существенно изменил систему оценки бизнеса и его показателей. Ранее ведущими были критерии потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В условиях развития сетевой Интернет-экономики ведущими становятся такие по­казатели:

·                   рост пользователей,

·                   отношение рыночной стоимости к числу пользователей,

·                   отношение рыночной стоимости к возможной доли на рынке17.

Возможны и другие показатели.

Таким образом, развитие информационно-сетевой экономики в России и в глобальном мире происходит довольно быстрыми тем­пами. Осуществляются серьезные изменения в структуре предпри­ятий, отраслей, в управлении. Более подвижные сетевые структуры замещают иерархические, централизованные структуры.

Из второй главы следует, что небольшие компании и предприятия становятся главными экономическими субъектами сетевой экономи­ки. В итоге возникли подвижные сети таких самоуправ­ляющих ячеек, которые обладали к тому же, как правило, огромны­ми приспособительными возможностями. Их взаимодействие все более основывается на способности подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж. Это также стало одной из причин использования ими однородных пакетов программ.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная исследовательская работ была посвящена теоретическим аспектам внедрения информационных технологий в производственный процесс. В ходе исследования выяснилось, что информационная технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработ­ки информации с использованием современной методологии и раз­личных процедур по обработке информации на базе организации ло­кальной вычислительной сети.

Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурацией комп­лекса технических средств, используемых на предприятии.

Для эффективного управления крупными организациями, имею­щими большое количество подразделений, строится корпоративная вы­числительная сеть, на основе которой формируются информацион­ные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.

Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизован­но планируемых иерархичных структур к сетевым набирает силу, поскольку деятельность последних можно быстрее и проще подстроить под быстро изменяющуюся экономическую ситуацию. Сетевые структуры сами по себе достаточно подвижны и не требуют кардинальных изменений.

         Основным достоинством сетевой организации является предоставление широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, что дает несравненные конкурентные преимущества и снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности.

Также в ходе исследования выяснилось, что российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных технологий в процесс управления.

Что касается практического применения  программных обеспечений, то на российском рынке во всех отраслях лидируют, как правило, 1-2 производителя. В некоторых случаях на предприятии их программы могут использоваться в сочетании, а в некоторых предприятия могут быть оборудованы пакетами этих программ. В первую очередь это обусловлено редкой сменой программного обеспечения организации, поэтому лидерами становятся программы, давно существующие на рынке. Еще одно важное условие – необходимость обмена информацией между предприятиями, поэтому требуются однородные пакеты программ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.                 Беренс, Хавранек. Руководство по инвестиционному проетированию. –М, 1996. –524 с.

2.                 Вахрушев, Д.С., Степанов, Е.Б., Чекмарев, В.В. Экономические отношения, экономические системы, экономические интересы: теоретико методологические аспекты. – Кострома, 2003.

3.                  Воропаев, В.И. "Управление проектом в России", Москва, "Альянс", 1995. – 286 с.

4.                 Данилов, Д.Ю., Переломова, И.Г. Рынок информации и функционирование организационно-экономических структур: монография.-  Яр., 2005

5.                 Инвестиционное проектирование /Под ред. Шумилина. – М., 1996.- 418 с.

6.                 Информационные технологи управления: Учеб. Пособие для вузов / под ред. Проф. Г.А. Титаренко. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003

7.                 Мелкумов, Я.С. Организация и финансирование инвестиций.–М.,1998. -  248 с.

8.                 Мир ПК, май 2003. С. 93-94

9.                 Стрелец, И.А. Новая экономика и информационные технологии. М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

10.            Управление проектами (Зарубежный опыт)/ Под ред. В.Д.Шапиро.— С-Пб: "ДваТри", 1993.- 638 с.

11.            Цвылев, Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996 с. 136

12.            Экономика предприятия: Учебник/Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997. 

13.            Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.П. Грузинова. – М.:  Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-535 с.

14.            Эксперт, №48(403), 22 декабря, 2003

15.            Kelly K. New Rules for the New Economy/Ten Radical Strategies for a Connected World. N.Y.:Penguin Books, 1998

16.            #"#">#"_Toc168155734">Приложение 1

См. Информационные технологии управления. Учеб пособие для вузов/Под ред. Проф. Г.А. Титаренко – М., ЮНИТИ-ДАНА. 2003 с.22

Приложение 2

См. Информационные технологии управления. Учеб пособие для вузов/Под ред. Проф. Г.А. Титаренко – М., ЮНИТИ-ДАНА. 2003 с.22

Приложение 3

 















 

Приложение 4

Основные характеристики сетевых организаций

Тип  сети

Особенности организации

Сферы применения

Недостатки,связанные с расширением

Недостатки, связанные с моднфнкацией

Стабильная

Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз

Добывающие отрасли, тербующие крупных капиталовложений. Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов

Чрезмерное использование услуг поставщиков или продавцов может привести к их излишней зависимости и от центра фирмы

Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творческий потенциал партнеров

Внутренняя

Распределение ресурсов по ценностной цели с использованием рыночных механизмов

Добывающие отрасли, тербующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделений

Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей "внутреннего рынка" и механизмов оценки результатов деятельности

Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции

Динамичная

Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров

Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т. д.)

Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цели могут достаться другогй фирме

Могут быть разработаны действенные механизмы, чтобы предотвратить сопративление партнеров. Ограниченное общение с нижестоящими вышестоящими партнерами



См.: М С. 384. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.— М: ИЕФРЛ-М, 2000,-


[1] Каетельс М. Становление общества сетевых структур    Новая индустриальная волна н Запале, 1997. С. 2. (С. 469-478 в издании Blackwcll Publishers)


[2] Дятлов А.С. Методология, проблематика и мониторинг информационно-сетевой номики // Структурная фансформация экономики: соотношение актовых и рыночных меха ниямов реализации: Материалы всероссийской научной конференции. СПб., изд-во СПБГУ ЭФ, 2001.С.2.


[3]  Там же, с.2. Там же, с.2.

[4] Там же, с.2. Там же, с.З.

 

[5] Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.— М.: ИНФРА-М, 2000, — С 382

[6] См: Мильнер Б.З. Тео.  С. 383      >ия организации: Учебник.— М.: ИНФРА-М. 2000,—

[7] М       KaP'an R-S., Norton DP. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Boston, lass : Harvard Business Scholl Press. 1996. P. 4-6.


[8] См.:МирПК,с.95              


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.