Развитие
систем телекоммуникаций, и в частности, технологий локальных вычислительных
сетей позволило объединить все технические средства обработки цифровой и
текстовой информации в единую внутрифирменную информационную систему. Наиболее
эффективной системой информации считается система, основанная на одновременном
использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки
данных, объединенных в единую информационную технологию.
Информационная
технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех
технических средств обработки информации с использованием современной
методологии и различных процедур по обработке информации на базе организации
локальной вычислительной сети.
Организация
локальной вычислительной сети и выбор комплекса технических средств (КТС) для
создания информационной технологии управления фирмой основывается на
требованиях надежности, разветвленности (удаленности), быстродействия, защиты
информации, гибкости структуры, размеров информационной базы данных
особенностей применяемого программного обеспечения при определенной минимизации
капитальных затрат на приобретение КТС и их эксплуатацию [6, С. 369].
По
нашему мнению, в схеме основной акцент делается на централизацию управления.
Между тем, переход к децентрализованным формам управления позволяет рассмотреть
другой вариант схеме (см. Приложение 2).
Наконец особый вариант
информационной базы фирмы типичен для сетевого предприятия (см. 2.2).
Современная
информационная технология управления фирм является процессом, состоящим из
четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в
информационной системе экономического объекта для принятия оптимального
управленческого решения, которое связано с основной функцией любого предприятия
— выпуском готовой продукции с целью получения экономических результатов от
реализации этой продукции.
Центральное
место среди задач управления с этой точки зрения занимает получение прибыли от
результатов хозяйственной деятельности фирмы. Такой процесс управления фирмой
можно представить в виде классической схемы (Сх. 1).
Сх. 1. Схема управления фирмой
Контроль
Оперативный
контроль получаемых результатов
|
|
Реализация
Реализация
оперативного календарного плана
|
|
Планирование
Составление
плана мероприятий, составление оперативного календарного плана, определение
потребностей в ресурсах
|
|
Анализ
Анализ
внешних факторов текущего состояния фирмы,
Определение
(уточнение) конечных целей
|
|
Как
следует из приведенной схемы, процесс движения от цели к результату является
многоступенчатым. Он требует оперативной корректировки первоначального плана
действий в зависимости от достигнутых промежуточных результатов. В общем случае
конечный успех фирм зависит от многих факторов, часть из которых не поддается
строгой формализации. В этих условиях информационное сопровождение
управленческих процессов оказывается особенно актуальным.
Наличие
системы, автоматизирующей сбор, подготовку и обработку информации, является
одним из необходимых условий, определяющих конечный успех деятельности
предприятия. Уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мире
являются те фирмы и корпорации, которые в состоянии быстрее всех собрать
информацию, обработать, проанализировать ее и на основе этого принять
оптимальное управленческое решение, т.е. использующие современные
информационные технологии. При этом максимально эффективной автоматизированной
системой является та, которая охватывает все взаимосвязанные многогранные
бизнес-процессы, все аспекты внутренней и внешней хозяйственной деятельности,
т.е. комплексные автоматизированные процессы. Однако при выборе современной
информационной технологии управления фирмой следует учитывать, что ни одна из
них, какой бы совершенной она ни была, не сможет функционировать в условиях
недостаточно четко регламентированной технологии управления в рамках каждого
бизнес-процесса. Управление фирмой будет иметь много специфических
особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени
вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности современной
электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции — предметов
народного потребления или средств производства.
Выбор
программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется
требованиями, предъявляемыми к современной технологии, перечнем решаемых задач
и конфигурацией комплекса технических средств, используемых на предприятии.
Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования ресурсов
вычислительной техники, структурность, модульность, эффективность по затратам,
дружественность по отношению к пользователям и т.д.
Поскольку
все подразделения фирмы тесно взаимодействуют друг с другом на основе локальной
вычислительной сети, поэтому и системное сетевое программное обеспечение
должно обеспечивать единое централизованное управление каталогами всех
серверов. Для организации в фирме системы электронной почты, подключения ЛВС к
Интернет, создания системы электронного документооборота необходимо наличие
серверов приложений, работающих под управлением сетевой операционной системы
нового поколения.
Сетевая
операционная система для высокой производительности работы должна включать в
себя следующие инструментальные средства:
-
инсталляцию
сетевой ОС и конфигурирование клиента в модели «клиент-сервер»;
-
службу
каталогов;
-
файловые
функции;
-
службы
печати;
-
средства
управления правами пользователей;
-
развитые
средства защиты сети;
-
интегрированные
функции передачи сообщений:
-
многопротокольную
маршрутизацию;
-
возможность
работы в режиме «клиент-сервер».
Для
организации взаимодействия рабочих станций в сети недостаточно просто
физически соединить их проводами. Необходимо установить логическую связь или
соединение между станциями. Это обеспечивает надежную передачу данных, а также
гарантирует, что «формация будет доставлена адресату и не будет потеряна при
приеме или передаче. Такие задачи решают протоколы логического уровня, чаще их
называют протоколами обмена данными (например, IPX / SPX, TCP). Протоколы
обмена данными определяют правила, по которым выполняется передача данных в
сети. Они устанавливают порядок обработки ошибок, возникающих при передаче,
порядок окончания сеанса связи и т.д. Большинство сетевых операционных систем
могут поддерживать различные протоколы как по-отдельности, так и одновременно.
При
решении вопроса о выборе информационных технологий важно знать насколько программы
соответствуют новым информационным технологиям. Укажем наиболее важные из них.
Интерактивный режим осуществляется в системах реального времени. Он может
использоваться для организации диалога (диалоговый режим). Интерактивный режим
— это технология выполнения обработки или вычислений, которая может
прерываться другими операциями. Время взаимодействия или прерывания является
настолько малым, что пользователь может работать с системой практически
непрерывно. Во время взаимодействия вычислительных процессов в сети
осуществляются транзакции. Транзакции — это короткий во времени цикл
взаимодействия (объектов, партнеров), включающий запрос, выполнение задания
(или обработку сообщения), ответ. Характерным примером транзакции является
работа в режиме диалога, например, обращение к базе данных. От одного
компьютера к другому (серверу) направляется задание на поиск и обработку
информации. После этого в режиме реального времени следует быстрый ответ.
Диалоговый режим— технология взаимодействия процессов решения задач со
скоростью, достаточной для осмысления и реакции пользователей. Наиболее
характерный пример диалога — взаимодействие с базой данных. Диалог в сетевых
системах основывается на интерактивном режиме. Развитие современной технологии
все больше расширяет область речевого диалога. Диалог не исключает
использования символьной, текстовой, графической информации, выбора пунктов
меню и т.д.
Доминирующие
тенденции развития информационных технологий ориентированы на
многопрофильность и структурную сложность управляемых предприятий. Для
эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать
и объединить все подразделения на качественно новом управленческом уровне.
Сделать это позволяют новые, современные информационные технологии. Рассмотрим
наиболее известные из них.
Видеотехнология — это технология использования изображений. Такой
технологии может предшествовать визуализация, т. е. представление данных в виде
изображений. Быстрый рост объемов обработки данных требует поиска новых
способов представления полученной информации. Организация видеоконференций
связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на
базе использования их движущихся изображений. Технические средства при этом
работают в реальном времени.
Мультимедиатехнология (мультисреда) основана на комплексном представлении данных
любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов,
текста, таблиц, графиков. изображений, документов, звука, речи, что создает
мультисреду Изображение может быть выдано на экран с текстовым и звуковым
сопровождением. Использование мультимедиа технологии особенно эффективно в
обучающих системах. Это связано с тем. что при активной работе в мультиереде
пользователь запоминает 75% воспринимаемой информации. В то время как из
услышанной информации запоминается лишь 25%.
Нейрокомпыотерные технологии используют взаимодействующие друг с другом
специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров. Такой подход основан на
моделировании поведения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется
в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание:
образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуаций, определение
стоимости недвижимости с учетом качества зданий, их состояния, окружающей
обстановки и среды, автоматическое распознавание чеков и др. Компонентами
нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также нейронные
сети, как класс алгоритмов, обеспечивающих решение сложных задач. Нейросети
обладают способностью самообучения, имеют высокое быстродействие, так как
обработка информации в них осуществляется многими компонентами, функционирующими
параллельно.
Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении
взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных
систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней
выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы
данных и т.д. Такие подходы характерны тем, что в них используются процедуры и
данные, которые заменяются понятием «объект» Объект— это предмет, событие,
явление, который выполняет определенные функции и является источником или
потребителем ин формации. На этой основе, например, построена технология связи
и компоновки объектов (OLE), разработанная фирмой Microsoft. Использование
объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в
системах управления.
Технология управления знаниями позволяет создать не просто автоматизированную
систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания
одного работника становились бы достоянием всех. Такой вариант необходим при
решении особенно сложных комплексных задач в процессе подготовки и принятия
решений в специально созданной технологической среде. Управление знаниями
осуществляется с использованием базы знаний, которая является организованной
совокупностью, по какой-либо предметной области. Базы знаний применяются при
решении задач искусственного интеллекта, например, в экспертных системах. База
знаний включает набор данных, знаний (их моделей), правил логического вывода
для работы со знаниями.
Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную
информационную структуру. Иными словами, Интернет — это глобальная
международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные
центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию,
распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис,
электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д. Технология Интернет
используется в образовательных, научных целях, в бизнесе. Через Интернет
многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы данных
и базы знаний, рекламу продукции и услуг, консультации и другие виды помощи.
Если
же в основу классификации положить критерий установления электронных
взаимоотношений между основными экономическими субъектами (агентами), то
электронный бизнес (электронная коммерция) включает в себя следующие
составляющие: «Предприятие — Предприятие» (В2В), «Предприятие — Потребитель»
(В2С), «Потребитель — Потребитель» (С2С), «Потребитель-Предприятие» (С2В) и «Предприятие
— Правительство (B2G).
Предприятие
— Предприятие (В2В). В2В имеет место, когда два предприятия осуществляют на
основе договоров сделки купли-продажи товаров и услуг, осуществляют платежи,
маркетинг через Интернет.
Предприятие—
потребитель (В2С). В2С имеет место в случае продажи предприятием своих товаров
и услуг через Интернет напрямую потребителям.
Потребитель—
потребитель (С2С). С2С имеет место в случае, когда одни потребители на основе
заключенных сделок и с помощью Интернет-провайдеров продают товары другим
потребителям.
Потребитель—
предприятие (С2В). С2В имеет место, когда потребители через Интернет делают
свой выбор посредством предложения своей цены на различные товары и услуги,
предлагаемые предприятиями.
Также
следует в рамках концепции электронного правительства учитывать такой вид
электронной коммерции, при котором правительственные учреждения оказывают
другим экономическим агентам электронные услуги: «Правительство — Предприятие»
(G2B), а также «Правительство — Домохозяйство» (G2C). При этом речь идет о
предоставлении правительством электронных услуг не просто отдельным
потребителям, а покупателям в широком смысле, включая домашние хозяйства.
Сегодня активно начал развиваться также такой вид электронного бизнеса, как
обмен и продажа через Интернет электронных баз данных (D2G), (D2B).
В
целом в Интернет экономике складываются определенные макропропорции между
различными ее составляющими и компонентами. Развитие электронного бизнеса,
динамика Интернет экономики может характеризоваться целым набором
макропоказателей или макропараметров, которые могут быть классифицированы в
соответствии с определенными признаками по самым различным группам. Среди них
можно выделить количественные показатели качественные показатели,
функциональные показатели, показатели развития структуры, показатели
эффективности, отдачи от вложений в электронные проекты и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|