Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Ярославский государственный
университет имени П.Г. Демидова»
Кафедра мировой экономики и
статистики
«УТВЕЖДАЮ»
Зав.
кафедрой_________________
ученая степень
_____________________________
ф.и.о.
_____________________________
личная подпись
«___»___________________20__г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Руководитель____к.э.н._________
ученая степень
__________доцент_____________
звание
_Переломова Ирина Геннадьевна_
ф.и.о.
_____________________________
личная подпись
«___»___________________20__г.
Студент__Смирнова М.С._______
ф.и.о.
______ФК-11_________________
группа
«___»___________________20__г.
2007г.
40 с., 3 схемы, 3
таблицы, 19 источников, 4 приложений
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ,
КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ, ПРОГРАМНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ, ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА, СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА,
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ
Объектом
исследования являются теоретические аспекты внедрения информационных технологий
в производственный процесс.
Предмет
исследования – информационные технологии в производственном процессе
Цель работы – определить
сложившуюся ситуацию на рынке информационных технологий внедряемых в
производственный процесс.
Основными
задачами исследования являются:
1.
Выявить
основные формы управления и экономических отношений, нуждающиеся в обеспечении
соответствующими информационными технологиями
2.
Рассмотреть
спектр представленных информационно-технологических ресурсов для сбора,
обработки, хранения и передачи информации
Основные
результаты работы:
·
В сложившейся
экономической ситуации внедрение информационных технологий является неотъемлемой
частью успеха организации
·
Сетевой
принцип является наиболее эффективным в условиях быстро меняющейся ситуации на
рынке
·
На
российском рынке информационных технологий, использующихся в производственном
процессе, в каждой отрасли однозначно выделяются 1-2 лидера
РЕФЕРАТ. 2
СОДЕРЖАНИЕ. 3
ВВЕДЕНИЕ. 4
1 Теоретические аспекты
особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс.. 5
1.1 Технологические структуры в условиях производства.. 5
1.2 Особенности внедрения технологии в производственный
процесс на современном этапе. 14
2 Примеры информационных внедрения
технологий в производственный процесс.. 22
2.1 Информационные технологии и новый тип взаимоотношений
между производителями, поставщиками и потребителями 22
2.2 Сетевая технология как новый этап формирования
рыночных структур. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 36
Приложение 1. 37
Приложение 2. 38
Приложение 3. 39
Приложение 4. 40
Проблема
нахождения условий наиболее эффективной организации производства является одной
из основных в экономике. В общем случае конечный успех фирм зависит от многих
факторов, часть из которых не поддается строгой формализации. В этих условиях
информационное сопровождение управленческих процессов оказывается особенно
актуальным.
Представленная
исследовательская работа посвящена теоретическим аспектам внедрения
информационных технологий в производственный процесс. По нашему мнению эта тема
заслуживает внимания, поскольку для эффективной и конкурентоспособной
деятельности в сложившихся экономических условиях требуется информационно
связать и объединить все подразделения на качественно новом управленческом
уровне. Это крайне необходимо, потому что ситуация на рынке меняется очень
быстро, и организация нуждается в своевременном получении актуализированной
информации и немедленном принятии управленческих решений. А в условиях рыночной
экономики информационные технологии становятся основой управленческой
деятельности фирмы. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности
связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами,
информатизацией оптовой и розничной торговли, служб управления трудом и
занятостью, созданием банков данных рынка товаров и услуг, развитием центров
справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации с коммуникационными
связями для электронного обмена данными и т.д.
Возникает
необходимость организовать управление деятельностью фирмы таким образом, чтобы
обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими, деловыми
партнерами и потребителями в целях четкого и слаженного взаимодействия. В этих
условиях информационное сопровождение управленческих процессов оказывается
особенно актуальным, т. к. оно в свою очередь позволяет сократить
издержки и временные затраты на получение, обработку и передачу информации.
В
качестве цели данного исследования выбрано определение сложившейся ситуации на
рынке информационных технологий внедряемых в производственный процесс. Для
этого следует обозначить основные формы управления организациями и виды экономических
отношений, строящиеся между субъектами на основе соответствующих информационных
технологий; а также рассмотреть наиболее распространенные способы сбора,
обработки, хранения и передачи информации в производственном процессе.
Вероятно ответы на данные вопросы могут быть получены на основе классической,
неоклассической и институционалистической теорий.
1.1 Технологические структуры в условиях производства
Рассматривая
экономические отношения в условиях информационной экономики, следует отметить,
что переход к типу информационной экономики, который в России осуществляется
сейчас, сопровождается выработкой и реализацией основ, соответствующих
современным условиям. Это:
·
управление
должно базироваться на передовых информационных технологиях. Необходимо быстро
перейти от «домашних» (выработанных собственными программистами) к более
совершенным, апробированным в передовых странах;
·
механизм
управления сверху до низу должен быть приспособлен к этим технологиям;
·
должна
быть развита прямая и обратная связь между производством и его итогами,
реализацией продукции и услуг;
·
Россия
должна активно входить с конкурентной продукцией на рынок информации;
·
внутренняя
и внешняя среда организации должна развиваться в соответствии с требованиями
рынка и новых управленческих систем.
Некоторые
из них стоит рассмотреть более обстоятельно. Речь идет главным образом об
управленческих отношениях, которые, по мнению академика Л.И. Абалкина,
являются составной частью организационно-экономических отношений. Последние
включают формы и виды управления, механизм реализации решений, поиск оптимальных
путей совершенствования управленческих корпоративных воздействий на всю
систему рыночных и внерыночных связей.
Рассмотрим
вопрос об этапах использования информационно-технологических активов (термин
предложен И.А. Стрельцом) в корпоративных структурах. Стрелец И.А.
полагает, что модель зрелости системы таких активов должна проходить следующие
уровни [9, С. 82.1].
Первый
уровень — «хаотичный», когда отсутствует формальное описание процедур
управления через информационные технологии.
Второй
уровень — «реактивный»: в организации появляются основные технологии
мониторинга оборудования, системы инвентаризационного учета и т.д.
Третий
уровень — «проактивный»: инструменты управления слишком сложны для персонала,
чтобы дать фирме максимальные возможности управлять процессами
(производительностью и т.д.).
Четвертый
уровень — «предсказательный»: инструменты управления сильно интегрированы в
бизнес-планирование.
Пятый
уровень — «интегрированный»: информационные технологии становятся неотъемлемой
частью управления предприятием.
Можно
согласиться с таким предложением автора. Однако нужно подчеркнуть, что
российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных
технологий в процесс управления, примерно типичным является второй этап, когда
информационные технологии применяются для частичного мониторинга
производственно-хозяйственной деятельности фирмы.
По
мнению Г.А. Титоренко, в крупных организациях сложились две формы управления:
централизованная и децентрализованная [6, С. 19].
Организации
с централизованным управлением характеризуются распределением функций и
полномочий среди структурных подразделений с жесткой координацией
производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.
Децентрализованная
форма характеризуется выделением внутри организации стратегических единиц
бизнеса или центров прибыли, деятельность которых поддается самостоятельному
планированию и имеет свой бюджет. В этом случае аппарат управления отделениями
наделяется достаточно широкими полномочиями, на него возлагается ответственность
за результаты производственно-хозяйственной деятельности, за
конкурентоспособность продукции компании. Для высшего же руководства создаются
реальные возможности заниматься долгосрочным планированием и расширяющимися
внешними контактами.
В
первом и во втором случаях корпоративность системы формируется за счет организационных,
технологических, информационных и других связей, объединяющих территориально
рассредоточенные отделения, построенные на разнообразных технологических
платформах, по горизонтали и вертикали.
Основное
отличие двух типов управления крупными организациями заключается в организации
автоматизированной информационной технологии.
При
централизованном управлении, технология ориентирована на концентрацию
информационных ресурсов в головном предприятии с жесткими ограничениями по
уровням доступа к корпоративным данным.
При
децентрализованном управлении наряду с концентрацией информации в
корпоративных хранилищах данных выделяются информационные сегменты для каждой
локальной вычислительной сети филиала или отделения.
Для
эффективного управления крупными организациями, имеющими большое количество
филиалов, строится корпоративная вычислительная сеть, на основе которой
формируются информационные связи между локальными вычислительными сетями
отдельных структурных подразделений.
Корпоративная
вычислительная сеть — это интегрированная, многомашинная, распределенная
система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность,
состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных
подразделений и подсистемы связи для передачи информации.
Рассмотрим
типовую укрупненную схему информационных потоков в рамках централизованной
корпоративной системы (см. Приложение 1).
В
данной схеме сделан акцент на внутренние связи, рынок рассмотрен слабо, не
выделена экономическая информация, а говориться обо всей информации.
Для
наиболее эффективного управления работой фирмы необходимо иметь достаточную
информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного
реагирования на изменение ситуации. Для этого руководитель фирмы и другие ответственные
лица должны постоянно иметь оперативную и достоверную информацию. Возникает
необходимость организовать управление деятельностью фирмы таким образом, чтобы
обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими в целях четкого
и слаженного взаимодействия.
Требования,
предъявляемые в настоящее время к системам управления, могут быть удовлетворены
только на базе современных средств автоматизации управления и организации
информационной технологии.
Благодаря
высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам
информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров,
бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий
работников фирмы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|