| Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс |
·
прямое
общение с клиентами и поставщиками (вместо производственного плана
предлагается использовать систему прямых заказов потребителей);
·
рост
сегментации потребителей (на смену стандартизированной продукции
индустриального общества приходит диверсифицированная продукция
информационного общества);
·
глобальный
масштаб в смысле отсутствия границ
(любая компания может общаться с клиентом в любой точке земного шара, а
национальные границы перестают быть барьером для ведения бизнеса);
·
сокращение
жизненного цикла товаров в результате непрерывных инноваций (конкурентные
преимущества на одной стали
жизненного цикла продукта не гарантируют данному продукта
лидер на следующем этапе технологических преобразований);
·
основополагающая
роль высококвалифицированных кадров.
Авторы предлагают сбалансированную систему оценки эффективности {Balanced Scorecard), которая позволяет увязать стратегические
цели организации с проходящими бизнес-процессами и конкретными оперативными
задачами.
Можно сделать
вывод, что развитие Интернета и информационных технологий обусловило появление
нового типа структур – сетевой организации. Он обладает высокой эффективностью
в условиях развития глобальных информационных и коммуникационных технологий,
однако, как и другие типы, имеет свои недостатки.
Таким образом, в
этой главе было выявлено, что управление корпорацией имеет много специфических
особенностей, при этом наиболее эффективной управленческой структурой является
та, которая охватывает максимальное количество аспектов внутренней и внешней
хозяйственной деятельности. В этих условиях информационное сопровождение
управленческих процессов оказывается особенно актуальным.
Для эффективной и
конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить
все подразделения на качественно новом управленческом уровне. В связи с этим,
благодаря развитию глобальных информационных и коммуникационных технологий
формируется новая экономическая форма – сетевая организация.
2 Примеры информационных
внедрения технологий в производственный процесс
2.1 Информационные технологии и новый тип взаимоотношений между
производителями, поставщиками и потребителями
Рассмотрим
более подробно информационные технологии, которые используются для
экономического анализа.
Экономические
информационные системы классифицируются по многим аспектам. Например, по
функциональному признаку, по режимам работы и по способу распределения
вычислительных ресурсов.
Среди
систем административно-организационного типа для обслуживания коллектива
специалистов, осуществляющих управление предприятием можно выделить системы
обработки данных (СОД), автоматизированные системы управления (АСУ) и
информационно-поисковые системы (ИПС). Основными функциями подобных программных
продуктов являются сбор, передача, хранение информации и такие операции
обработки, как ввод, выборка, корректировка и выдача информации.
Для
операций преобразования входной информации необходимо создание прикладных
программ. Экономическая информационная система, дополненная прикладными
программами различного назначения, образует систему обработки данных — СОД. В
качестве примера можно назвать программы расчета заработной платы сотрудников
предприятия, формирования статистической отчетности и т.п.
СОД
производит информационное обслуживание специалистов органа управления
объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе
представленной информации, передается на управляемый объект. С помощью системы
обработки данных преобразуется любая входящая информация. Нормативно-справочная
информация, выходящая информация (от органа управления), промежуточная
информация, т.е. часть выходящей информации, которая необходима СОД для
выполнения расчетов в последующие периоды времени [19].
При
решении любых задач с использованием информационных технологий требуется
наличие ряда компонентов:
-
исходной
и справочной информации для расчета,
-
метода
(алгоритма) решения задачи, записанного в виде программы,
-
компьютера,
-
пользователей,
которые используют результаты решения задачи в своей профессиональной
деятельности.
Компоненты
информационной системы — это база данных, концептуальная схема и
информационный процессор, образующие вместе систему хранения и манипулирования
данными [19].
Сообщение
может быть выражено на естественном языке, однако часто применяют
форматированные сообщения, когда выделяются опорные свойства (параметры)
происходящего события и в сообщении приводятся названия свойств и их значения.
Рассмотрим
более подробно интерес пользователей к различным программам. Исследование,
проводимое в Москве дважды — на выставках «Бухучет и аудит 2001» и «Бухучет и
аудит 2003».
Среди
правовых информационно-справочных систем на российском рынке самой
распространенной является «Консультант Плюс». Однако в настоящее время широкое
распространение получила программа «Гарант». Данная компания предприняла
большое количество шагов, направленных на распространение информационного
продукта. К ним относятся: увеличение числа консультационных материалов,
расширение электронной версии оператора «Практическая энциклопедия бухгалтера»,
создание системы бесплатных семинаров для пользователей «Гаранта», активная
работа с вузами по подготовке пользователей.
Пользователи
отмечают, что предпочитают в практической работе использовать обе системы —
«Консультант Плюс» и «Гарант» — что обеспечивает полноту необходимых
функциональных возможностей и надежность программы.
Система
«Кодекс» среди правовых информационно-справочных систем занимает третье место,
ее рейтинг среди потребителей значительно ниже по сравнению с «Консультант
Плюс» и «Гарант».
Наиболее
известной программой среди продуктов для бизнеса-планирования является
«1С:Консалтинг» компании «1С», затем продукты фирмы «ИНЭК» и далее
«Галактика-Zoom» — поисково-аналитическая система для руководителей,
разработанная компанией «Галактика».
В
системах автоматизации складского учета специалисты выделяют «1С: Торговля
и склад», которая является одним из компонентов системы «1С:Предприятие 7.7».
Это закономерно, так как большинство потребителей ведет бухгалтерский учет в
программе «1С: Бухгалтерии 7.7», и следовательно, используют продукты той же
компании и для складского учета. Эти продукты находятся в рамках единой
системы. На втором месте по популярности — программа «Фолио WinCклад» фирмы
«Фолио», на третьем — программы собственной разработки.
Системы
автоматизации документооборота: на первом месте Lotus Notes, на втором —
Documentum, третье место — у системы «Евфрат-Документооборот» фирмы Cognitive
Technologies. Эти продукты наиболее известны на отечественном рынке программного
обеспечения. Однако потребители отмечают, что для практической работы с
документами достаточно стандартных средств MS Office
В
литературе приведены следующие, касающиеся использования информационных продуктов
на российском рынке (см. Приложение 3).
В
таблице №2 показаны ответы на следующий вопрос: удовлетворены ли пользователи
программами [8, С. 93-94].
Таблица 2[8]
|
Критерии
|
Да
|
Неполностью
|
Нет
|
Возможностями программы
|
79
|
55
|
6
|
Качеством документации
|
99
|
44
|
2
|
Качеством сервисного
обслуживания
|
71
|
43
|
24
|
Всего
|
249
|
142
|
32
|
В
российской литературе активно рассматривается вопрос, какими программными
продуктами пользоваться: своими или зарубежными. Высказываются следующие точки
зрения.
Несколько
проектов по внедрению зарубежных управленческих систем потерпели неудачу. Ряд
специалистов высказывали мнение о непригодности зарубежного информационного
продукта на российском рынке программного обеспечения. Большинство аналитиков
утверждает, что подобное мнение является заблуждением, так как модели
управления бизнесом и основные принципы планирования хозяйственной деятельности
практически одинаковы во всем мире. Благодаря западным технологиям и опыту
значительно сократилось время информатизации производственных процессов в
России.
Существует
мнение о том, что российским компаниям предпочтительнее работать с
отечественным программным обеспечением, так как зарубежный продукт строится на
четких, строго формализованных хозяйственных связях. В России же бизнес-среда
нестабильна, поэтому хозяйственные процессы на российских предприятиях должны
подстраиваться под требования рыночной конъюнктуры.
Существующие
на сегодняшний день российские системы пока могут считаться только учетными и
не справляются с планирование производства [67].
Развитие
информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных,
наукоемких проблем. Визуализация данных, обработка изображений, создание
виртуального пространства позволяет человеку погрузиться в образную среду
решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом
уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.
Автоматизированные
технологии формирования управленческих решений, системы формирования решений
так же, как и информационные системы, существовали всегда. Это — советники и
советы (чрезвычайные, военные, экономические, экологические и пр.), совещания и
коллегии, аналитические центры и т.д. Назывались они по-разному, но создавались
с целью формирования и принятия решений.
По
мере создания и развития автоматизированных информационных технологий
появилась возможность автоматизации процедур, характерных для процесса принятия
решения. Постепенно стали развиваться новые системы, получившие название систем
поддержки принятия решений (СППР). В результате их применения повысилась
скорость формирования решений, улучшилось их качество за счет оценки многих
факторов.
Характерная
черта СППР заключается в том, что произошел отказ от фундаментального принципа
в поиске объективного оптимального решения, характерного для полностью
формализованных задач. Теперь наравне с формальными решениями стала применяться
субъективная информация, поступающая от лица принимаемого решение (ЛПР). Сугубо
оптимальные (формальные) методы в рамках СППР используются лишь на нижних
уровнях иерархии управления.
Автоматизация
ряда процедур формирования решений с помощью СППР позволила возложить на
компьютер следующие функции:
·
генерацию
возможных вариантов решений:
·
оценку
вариантов, выбор и предоставление ЛПР лучшего из них:
·
анализ
последствий принятого решения;
·
обеспечение
работы системы исходными данными, поступающими из других систем (подсистем),
ЛПР и окружающей среды. Под системой поддержки принятия решений будем понимать
человеко-машинные системы, которые позволяют лицам, принимающим решение,
использовать данные и знания объективного и cyбъективного характера для решения слабоструктурированных (плохо
формализованных) проблем.
Однако
в процессе исследования закономерностей становления и функционирования
глобальной информационно-сетевой экономики выделяется целый ряд новых
недостаточно разработанных макроэкономических проблем, которые составляют предметную
область макро-мониторинга интернет-экономики. Следует выделить следующие
макро-проблемы:
·
Формирование
новых зависимостей и пропорций между основными секторами и макроэкономическими
параметрами в интернет-экономике.
·
Конвергенция
интернет-бизнеса и новые принципы конкурентной борьбы.
·
Создание
новых институциональных органов регулирования ин тернст-экономики.
·
развитие
электронных платежных систем и рост скорости обращения электронных денег.
·
Влияние
инфляции на номинальные и реальные показатели интернет-экономики.
·
Возникновение
интегральных (нелинейных мультипликационных) эффектов.
·
Новые
критерии оценки стоимости, результативности электронного бизнеса и
эффективности инвестиций в проекты электронной коммерции.
·
Экспорт
программного обеспечения, оффшорное программирование и потери ВВП в результате
виртуальной «утечки мозгов».
·
Нелинейное
ценообразование и модификация функций спроса и предложения на электронные
услуги.
·
Изменение
условий оптимальности и устойчивости краткосрочного и долгосрочного равновесия
отдельных рынков и общего макроэкономического равновесия в интернет-экономике и
др.
В
новой экономике нарушаются присущие индустриальной рыночной экономике
традиционные соответствия, зависимости и пропорции между основными макроэкономическими
параметрами и показателями. Например, между экономическим ростом и традиционными
факторами, зависимость между динамикой ВВП и инфляцией (динамикой денежной
массы), между номинальными и реальными макроэкономическими показателями.
Традиционные методы регулирования в новой экономике перестают быть
действенными. Примером этого может служить то, что предпринимаемое правительством
в соответствии с неоклассическими постулатами повышение процентной ставки
применительно к сфере Интернет-экономики не ведет к снижению потребления
населения и не компенсирует «перегрев» экономики и рынка акций
высокотехнологичных компаний.
Использование
новых информационных технологий, Интернета в бизнесе изменил отношение к
оценке стоимости бизнеса. Если раньше при оценке успеха бизнеса исходили из
критерия прибыльности компании, то теперь — из критериев потенциального роста,
величины оборота и доли компании на рынке. В современных условиях стоимость
Интернет-компании определяет ее перспективность на рынке, ее не только текущей,
но и будущей прибыльностью. При этом ориентируются, прежде всего, на такие
показатели, как «рост пользователей», «отношение рыночной стоимости к числу
пользователей», «отношение рыночной стоимости к возможной доле на рынке» и
др.
Сегодня
в информационном Интернет пространстве разворачивается острая конкурентная
борьба как между традиционными компаниями и новыми Интернет компаниями, так и
среди новых Интернет-компаний. В электронном пространстве идет постоянный
процесс поглощения компаний друг друга с целью занять как можно большую долю
на глобальном сетевом рынке или захватить с помощью конвергенции как можно
больше локальных сетевых рынков. В последнее время все чаще новые
Интернет-компании, которые имеют пока небольшую, но быстро растущую долю на
рынке, поглощают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют
пока большие обороты, но доля которых на рынке имеет ярко выраженную тенденцию
к уменьшению. Следовательно, меняются пропорции между секторами и
подразделениями экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|