Меню
Поиск



рефераты скачать Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс

В первую очередь, следует выделить группу показателей, харак­теризующих объем ВВП, создаваемого в национальном секторе интернет-экономики в течение года (e-GDP). Основной составля­ющей e-GDP является показатель «общий интернет-доход» (Total Internet Revenues), в который в соответствии с выделяемыми в его структуре сегментами включаются следующие элементы:

1.        Доходы интернет-провайдеров за предоставление доступа к интернет-ресурсам

2.        Доходы, получаемые за предоставление интернет-услуг.

3.        Доходы от интернет-рекламы.

4.        Доходы от интернет-коммерции.

Также следует особо учитывать доходы, получаемые экономичес­кими субъектами-инвесторами за счет покупки-продажи акций вы­сокотехнологичных компаний на фондовых рынках.

Таким образом, можно говорить о том, что в процессе становления информационной экономики возникает большое количество видов и типов управленческих структур, каждая из которых требует создания специальной корпоративно-вычислительной сети. В результате возникает множество электронных взаимоотношений, основанных на внедрении информационных технологий в производственный процесс.

 

1.2 Особенности внедрения технологии в производственный процесс на современном этапе


Информатизация финансовых рынков и предприятий связана с развитием информационной рабочей силы. Во-первых, отноше­ния сотрудников с компанией построены по сетевому принципу. Это сопровождается возрастанием доли работы, выполняемой в рамках участия в определенных проектах в форме самозанятости, времен­ной работы (консультативной или частичной) и работы с неполной занятостью. Во-вторых, большинство рабочих мест требует некото­рых навыков и квалификации в информационных технологиях. И, в-третьих, внутри рабочей силы создатели информации (символов) все более становятся теми, от кого зависит экономический рост.

В современных условиях в связи с развитием глобальных инфор­мационных и коммуникационных технологий формируется новая экономическая среда — «сетевая экономика».

В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованной, координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутрен­ние рынки») вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации, в которых последовательность команд иерархичес­кой структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представ­ляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отве­чающая современным требованиям внешней среды.

Ряд экономистов активно используют термин «сетевая экономи­ка» (network economy) [15]. Приведем определение, которое дается в Европейской Комиссии по развитию электронной области. Это — «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в лю­бой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индиви­дом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [9, С. 73]. Многие эконо­мисты считают, что возникновение сетевой экономики обусловле­но главным образом развитием Интернета и информационных тех­нологий [11, С. 136].

Соглашаясь с этими определениями, мы считаем, что они в ос­новном являются технологическими. В них отсутствует оценка сути новых экономических отношений в данной сфере. По нашему мне­нию, сетевая экономика является особой экономической категори­ей, в которой отражаются новые механизмы взаимодействия между субъектами хозяйствования, в том числе:

—      глобальный характер связей:

появлением новых «сетевых форм организаций»;

—      процесс управления и координации сетью осуществляется не из
единого властного центра, а происходит на основе коллективного
взаимодействия;

— обеспечивается развитие новой интеллектуальной формы собс­твенности на информационный продукт;

— высокие темпы экономических и социальных изменений (М. Кательс: сетевая экономика — это скоростная экономика). Сетевая структура, по мнению М. Кастельса, есть комплекс вза­имосвязанных узлов, которые представляют собой центры — соци­альные, экономические, политические[1].

Сейчас мы рассматриваем экономические сетевые структуры, которые включают в себя следу­ющие субъекты: предприятия, банки, биржи, управленческие эконо­мические центры (государственные и негосударственные). В этих центрах и между ними складываются экономические отношения. Применительно к сетевому обществу они регулируют, по нашему мнению, конфигурацию отношений внутри и вне сетевых структур, расстояние между узлами сети (от 0 до бесконечности) в зависимос­ти от их местоположения, динамизм и устойчивость структур, а так­же их результативность. То есть речь преимущественно идет об ор­ганизационно-экономических отношениях.

С точки зрения социально-экономической, сетевая структура включает, по нашему мнению, следующие отношения: изменение типа собственности — развитие, наряду с частной, индивидуальной собственности на средства производства, информационные ресур­сы; изменение характера труда — возрастание творческой составля­ющей; расширение спектра трудовых функций за счет применения информационных технологий, труд становится более индивидуали­зированным с последующей интеграцией для получения конечного результата.

В качестве видов действующих сетевых организации можно на­звать следующие.

1.                 Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических про­ектов и предполагает создание временных коллективов квали­фицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

2.                 Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производст­венными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текс­тильные компаний, такие, как «Бенеттон») или фирмы по произ­водству полупроводников в Силиконовой долине (США).

3.                 Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему.  Эти формы включают хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерчес­кие объединения) и кооперационные связи между главными сбо­рочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» в Швеции).

4.                 Стратегические  союзы.   Союзы   этого   вида  распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

А.С. Дятлов дает несколько другую характеристику видов сетевых организаций. Он полагает, что информационно-сетевая (или «Интернет-экономика») шире понятия «электронный бизнес». «Ин­тернет-экономика представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемую через Интернет и другие телекоммуникационные сети»[2]. В связи с этим он рассмат­ривает структуру сетевых организаций по горизонтали, по вертика­ли и по глубине (по уровням). По горизонтали — это электронный бизнес с его структурно-функционально-составляющими:

—  электронная коммерция,

—  электронные закупки,

—  электронное обслуживание заказчиков.

—  электронное обслуживание деловых партнеров,

—  электронное обслуживание служащих,

—  электронное обслуживание влиятельных лиц[3].

         По вертикали автор выделяет следующие уровни:

—  инвестиции и инновации в интернет-индустрии,

—  инфраструктура Интернет,

—  программное обеспечение Интернет,

—  Интернет-брокеры, электронный трейдинг и реклама,

—  электронная торговля,

—  оффшорное программирование,

—  индивидуальные услуги в Интернет[4].

У сетевых организаций есть существенные отличия:

·        использование общих активов нескольких фирм, расположенные в различных звеньях цепи, в то время как традиционные органи­зационные структуры стремятся располагать всеми ресурсами необходимыми для производства;

·        различные компоненты сети обмениваются информацией, коо­перируются друг с другом, что позволяет активнее использовать рыночные механизмы управления;

·        многие недавно разработанные сети предполагают более дей­ственную и заинтересованную роль в качестве участников сов­местных проектов с более опытными сетевыми организациями. Это улучшает конечные результаты и способствует выполнению контрактных обязательств:    

·        в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая ком­пьютерную,  полупроводниковую,  автомобильную и др.),  сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы — производителей, поставщиков, торговых и финансовых компа­ний[5].

Стабильная сеть в своей основе напоминает функциональную организацию. Она применяется для обслуживания предсказуемого рынка путем объединения специализированных ресурсов партне­ров (подразделений фирмы). Наиболее частая угроза эффективности стабильной сети — это требование полной утилизации ее ресурсов в интересах центра фирмы. В этом случае цены, качество продук­ции и технические параметры организации не улучшаются с помо­щью рыночной конкуренции.

Стабильная сеть также может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые центральные фирмы пытаются устано­вить все условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмеша­тельство в процесс поставки и распределения со стороны централь­ной фирмы мешает развитию сети.

При внутренней сети создаются рыночные отношения внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают то­вары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной фор­мы — состоит в получении конкурентных преимуществ путем пре­доставления широкой предпринимательской свободы подразделени­ям фирм, нацеленным на конечный результат. Но, как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена, если будут разбалансированы взаимоотношения между покупателями и продавца­ми. Наиболее частая ошибка руководителей организации — это вме­шательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизован­но планируемых иерархичных структур к структурам «внутреннего рынка» набирает силу.

Динамичная сеть. Данный тип сети связан с дивизиональной формой организации, которая делает акцент на приспособление независимых подразделений к потребностям связанных рынков. Централизованная оценка результатов и местная оперативная ав­тономия сочетаются с динамичной сетью, где независимые фирмы объединяются для производства товара или услуг. Фирмы с четкой компетентной позицией в ценностной цепи, поддерживаемой пос­тоянными инвестициями в технологии и развитие персонала, могут претендовать на взаимодействие с партнерами сети. Но каждое усилие (выход на новые рынки, внедрение технологических новшеств введение системы стандартов) направлено на то, чтобы предоста­вить вновь образованным структурам конкурентные преимущества. Такие модификации могут стать на пути эффективного развития ди­намичной сети, ее способности эффективно распределять ресурсы и персонал, объединяя и разъединяя их с минимальными затратами и минимальной потерей оперативного времени. Каждая фирма (под­разделение) должна поддерживать собственную компетентность и противостоять факторам, угрожающим деятельности сети.

В литературе приводится сравнительная характеристика сетевых и иерархических организаций (таблица 1).

Таблица 1.

Характеристика свойств разных организаций — сетевых и иерархических[6]

 

Ключевые факторы

Модели

Иерархия

Сетевая организация

Нормативная база

Служебные взаимоотношения

Договорные отношения

Средства связи

Стандартные

Использующие многообразные современные технологии

Модель решения конфликтов

Административные приказы, контроль

Нормы взаимности

Степень гибкости

Низкая

Высокая

Обязательства сторон

Средний уровень обязательств

Высокий уровень обязательств

Атмосфера (климат) в организации

Формальная, бюрократическая

Предполагаемая откры­тость, взаимовыгодность

Предпочтения или выбор участников

Подчиненность

Взаимозависимость


Как видно из схемы, различия между этими видами организации существенны. Однако Б.З. Мильнер не рассматривает этапы эволюции данных систем, что затрудняет процесс выявления распространенности сетей и их взаимопереплетения с иерархическими отно­шениями.

Одновременно нужно учитывать, что у сетевых организаций, на­ряду с достоинствами, имеются слабые стороны, ограничения. Как свидетельствуют исследования, два вида типичных ошибок харак­терны для развития различных организационных форм:

1.                       расшире­ние формы за пределы ее внутренних возможностей;

2.                       появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования. Организационная форма может эффективно работать только в определенных пределах.

Преодоление недостатков в управлении фирмой в условиях сете­вой экономики предполагает обязательный учет нового типа взаи­моотношений между производителями, поставщиками и потребите­лями.

Американские экономисты Р. Каплан и Д. Нортон выдвинули не­сколько допущений, на базе которых необходимо строить деятель­ность и управление фирмой в условиях информационного обще­ства[7]:

·        размывание функциональных границ внутри организаций (если для индустриального общества было свойственно наращивать прибыль путем специализации функциональных навыков, то информационное общество выдвигает требования к гибкости и интегрированности бизнес-процесса, что достигается благода­ря более тесному общению между подразделениями);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.