- изготовлены для
распространения каталог постельного белья 2004г., рекламная листовка,
календари.
На 2005 год
определено наиболее эффективное рекламное агентство («ЛегПромСтройБизнес») с
которым работает не только РУП «БПХО», но и управление концерна «Беллегпром».
Это агентство работает не только в Республике Беларусь, но и в России и Дальнем
Зарубежье. Через это агентство предприятие размещало рекламу в сети интернет,
как наиболее перспективную в будущем. Была обновлена страничка предприятия в
сети Интернет (www.bcpa.lpb.ru) по представлению нового ассортимента выпускаемой
продукции предприятия.
Велась постоянная
работа по изучению основных конкурентов на рынке Республики и России,
проводились сравнительные анализы цен по тканям, пряжам, нетканым материалам и
швейным изделиям.
Проводились сравнительные
анализы цен на ткани РУП «БПХО» с ценами производителей Российской Федерации
(приложение А), и сравнительный анализ цен на пряжу трикотажную суровую кардную
кольцевого способа прядения (приложение А).
По данным таблиц можно
сделать следующий вывод:
1) цены на пряжу трикотажную
суровую кардную кольцевого способа прядения достаточно высокие, только РУП
«Гронитекс» г. Гродно выпускает продукцию дороже на 1-5 %, а у Т2S-Пром г. Иваново ниже на 81 %;
2) у российских производителей
цены также ниже ;
3) необходимо отметить, что
данная продукция РУП «БПХО» отличается лучшим качеством.
Сравнительный анализ цен на
ткани РУП «БПХО» с ценами производителей РФ показывает, что цены на продукцию
нашего предприятия высокие, что говорит о недостаточно проведенных мероприятиях
по снижению себестоимости продукции, не полная загрузка предприятия,
использование производственных мощностей значительно увеличивают издержки на
производство и реализацию продукции.
2
Совершенствование системы управления качеством продукции на предприятии
2.1
Качество продукции как экономическая категория
Проблема
повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия,
особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все
большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее
конкурентоспособность. Как известно, чтобы успешно решать проблему, необходимо
ее хорошо знать. В этой связи можно поставить ряд вопросов: как давно
зародилась проблема качества продукции, и каковы причины ее зарождения, почему
актуальность данной проблемы возрастает на современном этапе; как решается эта
проблема на отечественных и зарубежных предприятиях и др.
На
первых этапах промышленной революции предметы труда создавались отдельными
лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы потребителей и
планировали их удовлетворение. С развитием промышленного производства и
разделения труда перечень выполняемых работ возрос настолько, что рабочий
потерял из виду конечный продукт труда. В результате проблема качества резко
возросла. Возникла необходимость определять промежуточные показатели качества
продукции. На предприятиях стали появляться службы контроля качества.
На
вопрос, почему актуальность проблемы повышения качества продукции возрастает на
современном этапе, можно ответить так.
Во-первых, повысились требования НТП, которые диктуют коренные
качественные изменения во всех сферах научно-производственной деятельности.
Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции, особенно к
таким, как надежность (долговечность, сохраняемость, безотказность и др.),
эстетичность, экономичность в эксплуатации и др. Это связано с тем, что
современная техника работает в сложных условиях, при критических режимах и
колоссальных нагрузках. Выход из строя единицы техники влечет за собой огромные
убытки для предприятия. Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь,
требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения
новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда.
Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и
затрагивает все отрасли промышленности.
Во-вторых,
происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда,
что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных
производственных связей. Качество даже средней по сложности техники начинает
зависеть от работы десятков, а то и сотен предприятий различных отраслей. Сегодня не существует
второстепенных участков производства. Высокое качество любого изделия требует
равной и безусловной ответственности за добросовестную работу каждого рабочего,
ИТР, независимо от того, на какой ступени производства он находится. В
результате их совместного труда конечный продукт удовлетворяет потребностям
только в том случае, если каждый узел, блок, деталь строго соответствуют
стандартам и техническим условиям.
В-третьих,
по мере удовлетворения в количественном выражении потребности в средствах производства
и предметах потребления (время, когда количество играло решающую роль, прошло)
на первый план выдвигается их качественная характеристика. дело в том, что для
количественного потребления существуют естественные, если даже не жесткие,
границы. Например, предприятия могут использовать только ограниченное
количество предметов труда. В качественном развитии потребностей таких границ
не существует, так как в результате общественного развития возникают новые
потребности, растут требования к качеству продукции. Повысить качество — это
значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более
полно удовлетворяющую общественные потребности.
В-четвертых,
расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет
постоянное повышение качества продукции (конкурентная борьба за рынки сбыта).
Успешно реализуют свою продукцию те предприятия, качество продукции у которых
выше.
В-пятых,
повышение качества продукции позволяет решать не только технические и
экономические, но и социальные задачи.
ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА.
РЕСПУБЛИКАНСКОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
«БАРАНОВИЧСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ»
Руководство предприятия считает главной целью
политики в области качества:
¨ постоянное улучшение качества, повышение
конкурентоспособности
выпускаемой
продукции, удовлетворение требований наших потребителей.
Главная цель в области качества предприятия
базируется на следующих принципах:
¨ производить то, что продается;
¨ качество – основа благополучия нашего
предприятия, как в настоящее время,
так и в будущем;
¨мы для Потребителя, а не потребитель для нас
Основными задачами в области качества, посредством
которых обеспечивается выполнение установленных
принципов и целей политики, являются:
¨ глубокие маркетинговые исследования
потребителей, конкурентов;
¨ ориентация на рыночный спрос и конкретные
требования потребителей;
¨ повышение технического уровня и качества
выпускаемой продукции;
¨ выбор денежных поставщиков с целью
обеспечения производства высококачественным сырьем и материалами;
¨ отсутствие рекламаций от потребителей;
¨ совершенствование системы менеджмента
качества для постоянного улучшения результативности работы предприятия;
¨ систематическая работа персонала над
повышением квалификации;
¨ ответственность каждого работника
предприятия за качество своего труда и выпускаемой продукции;
¨ обеспечение прибыльности работы предприятия.
Руководство предприятия берет на себя
ответственность за
выполнение данной политики и неукоснительное ее
проведение
2.2 Показатели качества продукции
Качество согласно ГОСТу 15467—79 — это совокупность свойств
продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с ее назначением.
Из этого определения следует, что понятие качества продукции
охватывает не все полезные свойства, а только те, которые делают ее пригодной
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Например, для бытовой одежды не имеют значения такие свойства, как
огнестойкость, кислотостойкость. Если одежда имеет другое назначение, например,
для работы в горячих, химических цехах, то эти свойства очень важны, они
оказывают решающее влияние на качество такой одежды.
Качество — категория сложная, многогранная. Для каждого товара
совокупность свойств будет разной. От телевизора требуются такие свойства, как
четкость изображения, хорошее звучание, достаточная величина экрана, красивое
внешнее оформление, от обуви — удобство в носке, прочность, современная
элегантная модель, расцветка и др. Качество товаров изменяется с развитием
научно-технического и социально-экономического прогресса. На смену устаревшему
товару появляется новый, более высокого качества; соответственно меняются и
требования потребителей.
Контроль качества товаров это проверка соответствия
показателей качества установленным требованиям.
Показатели качества. «Показатель качества продукции —
количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав с качества,
рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и
эксплуатации или потреблению» (ГОСТ 15467—70). Как видно из определения,
показатель качества — это количественная характеристика свойств, выражаемая
числом. Но иногда она может быть и безразмерной.
Показатель качества может быть выражен в различных единицах, например в метрах,
граммах, килограммах, часах, ваттах, процентах и др. (мощность электрической лампочки
выражается в ваттах, плотность изделий в кг/м3 или в г/см3, содержание
шерстяного волокна в полушерстяной ткани в процентах).
Промышленные товары народного потребления должны
отвечать ряду общих требований. Выделяют следующие, наиболее важные для потребителей
требования к товарам: функциональные, эргономические, гигиенические,
надежности и долговечности, эстетические, технологические, экономические,
отсутствие дефектов.
Каждая группа требований удовлетворяется
соответствующей группой свойств и их показателей.
На РУП «БПХО» выпускаются, в
основном, х/б ткани. Для них характерны следующие показатели качества:
·
Ширина
·
Поверхностная плотность
·
Число нитей на 1 см2
·
Разрывная нагрузка полоски ткани определенного размера
·
Переплетение
·
Изменение размеров после мокрой обработки
·
Гигроскопичность
·
Воздухопроницаемость
·
Содержание свободного формальдегида и т.д.
1.2 Особенности управления качеством продукции
Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо
организованной системе
управления качеством — целевой
подсистеме управления пред приятием.
Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели — создания условий для обеспечения требуемого уровня
качества - объекта производства при минимальных затратах. Поскольку
взаимосвязь и взаимодействие элементов определяют свойства образуемой ими системы, совокупность
становится системой лишь тогда, когда
отсутствие или нарушение места или функции
одного из составляющих оказывает влияние на какое-либо из свойств, характеризующих качество
совокупности в целом. По
международным стандартам ИСО серии 9000 система качества — это совокупность организационной
структуры, методик, и ресурсов,
необходимых для общего руководства качеством,
то есть это те аспекты общей функции управления, которые определяют
политику в области качества, цели и ответственность,
а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества,
управление качеством, обеспечение качества и -
улучшение его в рамках системы качества.
В соответствии с ГОСТ 15467 — 79 управление качеством
продукции — это действия, осуществляемые при создании и
эксплуатации или потреблении продукции, цель которых
— установить обеспечить и поддерживать необходимый
уровень ее качества В теории управления существует понятие «категория
управления». Значения этих категорий представлены в таблице 1.
В настоящее время на
белорусских предприятиях созданы и функционируют системы управления качеством
на трех иерархических уровнях (общегосударственном,
отраслевом и на уровне предприятия), а также на всех стадиях создания и
использования продукции (при исследовании и проектировании, изготовлении, обращении и т.д.).
Верхний иерархический
уровень управления качеством продукции представляют такие
государственные органы, как Правительство и Госстандарт.
Важная роль здесь отводится законодательству как форме государственного
регулирования качества и методов его обеспечения.
На уровне отрасли
управляющую систему представляют министерства, технические управления,
технические отделы, инспекции по качеству, метрологическому
контролю и надзору, сертификации.
Нижний иерархический уровень
управляющей системы состоит из таких служб
предприятия, как технические отделы (ОК), службы стандартизации,
метрологии, службы (отделы) технического контроля
качества и др. К управляемой системе относятся все процессы на
различных стадиях создания новой техники продукции
соответствующего уровня качества.
Каждая стадия выдвигает свои
задачи, ставит свои цели, определенным образом влияет на
качество продукции.
В процессе исследования и проектирования главная
задача состоит в том, чтобы повысить
полезные свойства продукции соответствии
с требованиями НТП и отразить их в нормативно-технической документации: стандартах, чертежах и технологических картах, технических условиях. Необходимо
также предусмотреть комплекс
мероприятий по достижению заданного уровня
качества продукции.
В процессе производства
основной задачей становится обеспечение необходимых технических,
организационных, производственных и социальных условий для получения заданного
уровня качества в строгом соответствии с требованиями
технической документации. Эта задача довольно сложная. Для
ее успешного решения необходимо: своевременное введение
прогрессивных технологических процессов и высокопроизводительного
оборудования; должное обеспечение качественными
материалами, инструментом, оснасткой; воспитание в коллективе высокой
ответственности за качество продукции; улучшение
организации и повышение культуры
производства; хорошая организация службы технического контроля,
своевременность и достоверность информации о качестве;
мобилизация внимания трудовых коллективов к вопросам повышения качества
продукции и культуры производства.
На стадиях реализации и
эксплуатации или потребления на первое место выступает задача
создания необходимых условий для более длительного сохранения уже созданных
полезных свойств продукции в процессе ее транспортировки и
эксплуатации.
Как правило, организационно
все стадии разобщены между собой. Исследованием и
проектированием занимаются одни организации, производством и реализацией —
другие, эксплуатацией или потреблением — третьи. Между тем
эффективность системы управления качеством тем и обуславливается, что
|