5.6
Контроль
за своевременной оплатой продукции, поставляемой на экспорт.
Анализ взаимоотношения с другими структурными подразделениями
предприятия позволяет сделать следующие выводы: в процессе своей деятельности
отдел маркетинга взаимодействует со всеми отделами предприятия, особенно
прослеживаются связи с отделами представленными на рисунке 1.5.
Отдел маркетинга
ППО
ООТиЗ ОТК ОРНАиС ОУК Отдел отгрузки ФО
ОТОТ Сырьевой отдел ОМТС Отдел энергоконтроля
Прядильно-ткацкая, Централизованная
отделочная фабрики, бухгалтерия
швейное производство
Рис. 1.5. Коммуникационные процессы
отдела маркетинга РУП «БПХО»
От планово-производственного отдела (ППО) отдел маркетинга
получает прейскуранты, расценки на производимую продукцию согласно запросам
покупателей, предоставляет сравнительные анализы цен на продукцию предприятия с
аналогичной продукцией конкурентов, предложения по изменению цен, исходя из
конъюнктуры рынка и состояния спроса на товары.
С отделом таможенного оформления товаров (ОТОТ) согласовывает
условия заключаемых внешнеторговых контрактов и договоров, касающихся
таможенного оформления. Представляет оригиналы контрактов и договоров,
распоряжения на отгрузку продукции и отгрузочные инструкции покупателей для
оформления паспортов сделки и подготовки отгрузочных документов. После
проведения отгрузки получает копии счетов, сертификатов происхождения,
таможенных деклараций, товарно-транспортных накладных.
От отдела организации труда и заработной платы (ООТиЗ) отдел
маркетинга получает график работы предприятия, штатное расписание отдела,
рекомендательные и руководящие материалы по организации оплаты труда, положение
о премировании сотрудников отдела. Предоставляет предложения по совершенствованию
организации труда, его материального стимулирования и вознаграждения,
необходимые данные и материалы для анализа состояния организации труда и
заработной платы.
От сырьевого отдела получает техническую документацию по
импорту сырья для осуществления переводов, документы о поступлении
давальческого хлопка, согласует условия контрактов, заключаемых на условиях
давальческого сырья, представляет информацию о производстве и отгрузке
продукции из давальческого сырья.
Отдел маркетинга с отделом технического контроля (ОТК)
согласовывает требования по качеству товара, условиям упаковки и маркировки
товаров.
Для прядильно-ткацкой, отделочной фабрикам и швейному
производству отдел маркетинга представляет заказы для производства продукции.
Так же от этих фабрик получает информацию о выполнении доведенных заданий,
получает через ассортиментный кабинет образцы производимой продукции по
запросам покупателей.
Отделу разработки нового ассортимента и стандарта (ОРНАиС)
дает задание на разработку новых видов тканей, направляет предложения по снятию
с производства устаревших или не имеющих сбыта изделий.
Отделу материально-технического снабжения (ОМТС) отдел
маркетинга предоставляет заявки на приобретение материалов, необходимых для
функционирования отдела, рекомендации по совершенствованию закупаемой упаковки
для продукции. Получает техническую документацию и отгрузочные документы для
осуществления перевода, согласовывает условия бартерных контрактов по импорту
оборудования, материалов и комплектующих.
От отдела управления качеством (ОУК) получает план работы по
стандартизации, сертификации и унификации, нормативно-техническую документацию
по стандартизации и сертификации, проекты приказов и распоряжений по внедрению
стандартов, информацию о введении новых и изменении действующих стандартов,
проекты стандартов на отзыв, предоставляет отзывы на проекты стандартов, отчеты
по стандартам, касающимся деятельности отдела маркетинга.
От централизованной бухгалтерии получает сведения о
покупателях, допустивших просрочку с оплатой полученной продукции.
Согласовывает условия платежей по заключенным внешнеторговым контрактам и
распоряжения на отгрузку продукции на предмет соответствия условиям платежей по
заключенным контрактам, получает информацию о суммах денежных средств, подлежащих
оплате по отгруженной продукции, акты сверки взаиморасчетов.
С отделом энергоконтроля согласовывает условия заключаемых
внешнеторговых контрактов с оплатой путем проведения энергозачетов, получает
информацию о суммах проведенных зачетов за потребляемую электроэнергию.
От отдела отгрузки отдел маркетинга получает информацию об
ассортименте продукции, имеющихся на складах, о реализации продукции, о
продукции не пользующейся спросом.
Отдел маркетинга информирует финансовый отдел о
подтверждениях покупателей о перечислении денежных средств, получает информацию
о поступлениях денежных средств, оказывает помощь в составлении платежных
поручений на перечисление валютных средств по импорту.
Тесные отношения с данными подразделениями помогают отделу
маркетинга эффективно проводить свою работу.
Чтобы понять клиентов предприятия, его конкурентов, дилеров и
т.п., ни одному деятелю рынка не обойтись без маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование – это систематический сбор,
отражение и анализ данных о проблемах связанных с маркетингом товаров и услуг.
Маркетинговые исследования, для того, чтобы быть
эффективными, во-первых, должны носить систематический, а не случайный или
несвязанный характер. Во-вторых, это не одноразовые мероприятия, они включают
совокупность действий или процессов таких, как сбор данных, их запись и анализ.
Решение предприятия заняться маркетинговыми исследованиями не
означает, что они должны быть сложными и дорогостоящими, типа пробного
маркетинга и национального опроса отношения потребителей. Можно достичь своих
целей через анализ собственных данных о продажах или неформальные встречи с
сотрудниками сбыта. Что необходимо в маркетинговых исследованиях, так это
системный подход и приверженность принципам объективности, точности и тщательности.
Наиболее распространенными методами маркетингового
исследования проводимого на РУП БПХО является анкетирование индивидуальных
покупателей о потребительских свойствах продукции и маркетинговый анализ по
наиболее раскупаемым товарам.
РУП БПХО является сырьевой базой для трикотажной отрасли
Республики и не только. От того, как работает объединение, во многом зависит
работа многих предприятий Концерна «Беллегпром», таких как: «Бобруйсктрикотаж»,
ОАО «Моготекс», ОАО «Свитанак», ОАО «КИМ», ОАО «Брестский чулочный комбинат»,
ОАО « 8 Марта».
Поставки пряжи в страны СНГ и в страны дальнего зарубежья
осуществляются по давальческой схеме:
Ее суть состоит в том, что какое-либо предприятие дальнего
зарубежья или СНГ закупает хлопок на Ливерпульской бирже и передает нашему
предприятию. Из этого РУП БПХО выполняет его заказ, а остаток сырья использует
в собственных целях, т.е. производит пряжу, ткани, постельное белье, спецодежду
и другую продукцию остальным потребителям: странам СНГ или странам дальнего
зарубежья, магазинам и потребителям РБ (фирмы «Евротрейд» г. Смоленск и
«Неостейт» Великобритания).
Ткани производства РУП БПХО выгодно отличаются от тканей
многих Российских производителей своим качеством, художественно –
колористическим оформлением. В 2002 году предприятие получило международный
сертификат соответствия СТБ ИССО 9001-96.
Из-за недостатка средств на закупку хлопка в 2003 году было
80% переработанного сырья получено по давальческой схеме. Давальческие договора
заключались в основном на выработку суровых тканей.
Специалисты предприятия предприняли попытку просчитать
прогноз емкости основных товаров хлопчатобумажной группы (таблица 1.6), который
базируется на основе разработок Российских ученых по нормам рационального и
оптимального потребления на душу населения, приведенных в независимой
международной газете «ЛЕГПРОМБИЗНЕС».
Таблица
1.6
Расчет емкости рынка хлопчатобумажной
продукции.
|