Как можно видеть из таблицы расходы на оплату труда в 2006
году значительно выросли, тем не менее доля затрат на 1 рубль реализации
увеличилась не так значительно, что объясняется ростом выручки от реализации
продукции, темпы роста которой по сравнению с 2005 г. достигли уровня в 129,6
%.
В целом руководство заботится о материальной
заинтересованности персонала в эффективной деятельности.
2.4. Анализ
финансовых результатов деятельности предприятия
Различные стороны
производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия
получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых
результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов
деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых
результатах и их использовании». К ним относятся:
- прибыль
(убыток) от реализации продукции;
- прибыль
(убыток) от прочей реализации;
- доходы и
расходы от внереализационных операций;
- балансовая
прибыль;
- налогооблагаемая
прибыль;
- чистая
прибыль и др.
Показатели
финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования
предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в
условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического
развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для
самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и
материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются
также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими
предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся
важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Конечный
финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток,
который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ,
услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от
внереализационных операций.
Анализ финансовых
результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов
исследование:
Изменений каждого
показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей
финансовых результатов за отчётный период). Исследование структуры
соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
Исследование
влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
Изучение в
обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд
отчётных периодов. Для проведения вертикального и горизонтального анализа
рассчитаем табл. 11.
Таблица 11 - Динамика прибыли ИП Степановой,
тыс. руб.
Наименование показателя
|
2005
год
|
2006
год
|
Отклонения
|
+ / -
|
%
|
Выручка
от реализации товаров, работ услуг
|
4320
|
7200
|
+2880
|
166,67
|
Себестоимость
реализации товаров, продукции, работ, услуг
|
3648,5
|
6290,5
|
+2642
|
172,41
|
Коммерческие
расходы
|
31,5
|
43,5
|
+12
|
138,09
|
Прибыль
(убыток) от реализации
|
640
|
866
|
+226
|
135,31
|
Проценты
к уплате
|
|
36
|
+36
|
100
|
Прочие
операционные доходы
|
-
|
50
|
+50
|
-
|
Прибыль
(убыток) отчётного периода
|
640
|
880
|
+240
|
137,50
|
Единый
налог на вмененный доход
|
7,20
|
5,94
|
-1,26
|
82,50
|
Чистая
прибыль (убыток)
|
632,8
|
874,06
|
+241,26
|
138,13
|
В итоге на 2005 год нераспределенная
прибыль составила 632,8 тысяч рублей, налоги составили 7,2 тысяч рублей.
Прибыль от
финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год составила 880 тысяч рублей,
она увеличилась на 240 тысяч рублей по сравнению с 2005 годом, т. е. на 137,50
%.
В 2006 году чистая
прибыль составила 874,06 тысячи рублей. За 2005-2006 гг. ИП Степанова увеличила
чистую прибыль на 241,26 тысячу рублей.
В условиях
рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции,
характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели
рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов
и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную
доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала
с различных позиций.
Показатели
рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования
прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными
элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент
инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности
можно объединить в следующие группы:
Рентабельность
продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
Рентабельность
производственных фондов;
Рентабельность
вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).
Рентабельность
продукции
показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост
данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на
производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на
производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию
предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель
рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
Рентабельность
всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от
реализации продукции на выручку от её реализации
(без НДС);
Общая
рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
Рентабельность
продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке
от реализации (без НДС);
Рентабельность
отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида
продукта к его продажной цене.
Расчёт данных
показателей по ИП Степановой представлен в табл. 12.
Таблица 12 - Показатели
рентабельности продукции
Показатели
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Отклонение +/-
|
Выручка от
реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб.
|
4320
|
7200
|
+2880
|
Прибыль от
реализации, тыс. руб.
|
640
|
866
|
+226
|
Балансовая прибыль,
тыс. руб.
|
640
|
880
|
+240
|
Чистая прибыль,
тыс. руб.
|
632,8
|
874,06
|
+13
|
Расчетные показатели в %
|
Рентабельность всей
реализованной продукции
|
14,81
|
12,03
|
-2,78
|
Общая
рентабельность
|
14,81
|
12,22
|
-2,59
|
Рентабельность
продаж по чистой прибыли
|
14,65
|
12,14
|
-2,51
|
На основе
расчётов можно сделать следующие выводы.
Показатель общей
рентабельности за 2005-2006 годы снизился с 14,81 % в 2005 году до 12,22 % в
2006 году, то есть уменьшился на 2,59 %. Это говорит о том, что в 2006 году
каждый рубль реализации приносил в среднем 12 рублей 12 копеек балансовой
прибыли. Достаточно высокое значение.
Показатель
рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился в 2006 году до 12,14 %,
на 2,51 %. Таким образом, в 2006 году на 1 руб. реализованной продукции
предприятие имело лишь 12 рублей 14 копеек чистой прибыли.
Рентабельность
всей реализованной продукции снизилась за 2006 год на 2,78 % и составила 12,03
%. Это значит, что в 2006 году каждый рубль реализации стал приносить на 2
рубля 78 копеек меньше прибыли от реализации.
Как видно из выше
сказанного, все показатели рентабельности продукции достаточно высокие, однако
поскольку главной целью функционирования предприятия является повышение
прибыльности, то ИП Степановой надо серьезно подумать о путях повышения прибыли
и рентабельности.
3. анализ Существующей системы снабжения и сбыта
ИП Степановой
3.1. Анализ
существующей системы снабжения и сбыта
Товароснабжение
подразделения ИП Степановой, расположенного в г. Ижевске, представляет собой
комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до
предприятия, а сбыта – до потребителей.
Процесс товароснабжения
включает в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку к продаже и
продажу товаров.
К основным
принципам товароснабжения подразделения ИП Степановой, расположенного в г.
Ижевске, являются:
- оперативность -
осуществление процесса товароснабжения в зависимости от изменения спроса,
- экономичность -
минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на доставку
товаров,
- централизация -
товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков,
- технологичность
- использование индивидуальной системы товароснабжения с использованием
различных средств.
Закупка товаров -
составная часть коммерческой деятельности подразделения ИП Степановой,
расположенного в г. Ижевске, включающая в себя:
- изучение и
прогнозирование покупательского спроса,
- выявление и
изучение источников поступления и поставщиков товаров,
- организацию
хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение
договоров поставки,
- организацию
учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.
К особенности
товароснабжения подразделения ИП Степановой, расположенного в г. Ижевске, можно
отнести следующие:
- осуществляет
закупку товара в порядке прямых связей с ОАО «Удмуртрыба» и ОАО «Айс-вита»;
- доставка
большей части продукции головным предприятием (ИП Степановой из г. Чайковского).
Отразим на рисунке
5 структуру связей с поставщиками по доставке продукции.
Рисунок
5 – Структура связей с поставщиками ИП Степановой, %
Из данных рис. 5
следует, что лишь 15 % приходится на доставку продукции от прямых
производителей и 85 % - на доставку централизованно от головного предприятия из
г. Чайковкого.
Прямой метод
закупки товаров подразделения ИП Степановой, расположенного в г. Ижевске,
состоит из следующих этапов:
- подготовка к
заключению контрактов,
- заключение
контрактов,
- исполнение контрактов.
Подразделение ИП Степановой,
расположенное в г. Ижевске, заключает с поставщиком договор купли-продажи. Это
коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товаров,
согласованный и подписанный поставщиком, головным предприятием - ИП Степановой
(г. Чайковский), и подразделением ИП Степановой, расположенным в г. Ижевске.
Непременное его условие - переход права собственности на товар от продавца к
покупателю.
Договор
купли-продажи включает в себя предмет и объем поставки, способы определения
качества товара, срок и место поставки, базисные условия поставки, цену и общую
стоимость поставки, условие платежа, порядок сдачи-приемки товара, условия о
гарантиях и санкциях, об арбитраже, обстоятельствах непреодолимой силы,
транспортные условия, юридические адреса сторон, подписи продавца и покупателя.
Базисные условия
- это специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя
по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или
повреждения товара с продавца на покупателя, определяют, кто несет расходы,
связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.
Основные правила
поставки товара от поставщика к подразделению ИП Степановой, расположенному в
г. Ижевске, включают следующее:
- поставщик не
может поставить товар без согласия предприятия,
- за приемку
товара в организации отвечает директор,
-
материально-ответственное лицо, принявшее товар, должно сообщить об этом
директору и передать сопроводительные документы:
накладная
(наименование товара, его количество по каждому наименованию, цена и сумма,
подпись работника отпустившего товар и принявшего, число принятия товара, от
кого приняли, кто принял (организация), печать, штамп), два экземпляра
поставщику, один-получателю;
товаро-транспортная
накладная - оформляется поставщиком и содержит общую характеристику товара (кто
поставил, кто получил, способ поставки, название, транспорта, общий объем
поставленного товара, количество мест, сколько стандартных и нестандартных
упаковок, общая сумма поставки, время отправления товара, подписи). Первый
экземпляр - отправителю, второй, третий - получателю товара, но когда работник
подразделения ИП Степановой, расположенного в г. Ижевске, примет товар, то
третий экземпляр возвращается к поставщику;
сертификат качества - документ подтверждающий, что товар не является опасным
для потребителей и соответствует стандарту и экологически чист.
Без этих документов подразделение ИП Степановой, расположенное в г. Ижевске,
не может выставить товар на продажу.
Для поиска своих
поставщиков подразделение ИП Степановой, расположенное в г. Ижевске,
использует старые налаженные связи.
Произведем анализ
ассортимента товаров подразделения ИП Степановой, расположенного в г. Ижевске,
в разрезе поставщиков.
В структуре
поставляемой свежемороженой рыбы основная доля принадлежит головному
предприятию из г. Чайковского.
Рисунок
6 – Структура поставляемой свежемороженой рыбы в разрезе поставщиков, %
Лишь 29 % принадлежит
внешним поставщикам, которые являются ведущими фирмами на территории г.
Ижевска.
Структура прочей
продукции по поставщикам имеет различные удельные веса, но здесь уже менее
наблюдаются не такие тотальные поставки продукции головным предприятием.
На 84 % в
поставках полуфабрикатов и на 58 % в поставках консервов преимущество отдается
головной организации.
Менее половины от
объемов поставок вяленой, соленой и копченой рыбы, а также пресервов
принадлежит местным фирмам-производителям (рисунок 7).
Рисунок
7 - Структура поставок прочей продукции в разрезе поставщиков, %
Данные
обстоятельства, и тот факт, что заключение договоров ведется лишь с уже
«знакомыми» фирмами, и обуславливают особенности товароснабжения подразделения ИП
Степановой, расположенного в г. Ижевске.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|