1.2.
Государственный долг: содержание и основные формы.
Общее понятие
государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы
управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в
Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется
на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ
и муниципальный долг. Под государственным долгом Российской Федерации
понимают ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами
международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без
условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом,
составляющим государственную казну.
Под государственным
долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он
полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности
субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом
соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального
образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом,
составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает
только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они
не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга
органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня
используют все полномочия.
Согласно
Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют
внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются
обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные
единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей
оговорки. Оплачиваться они должны в Российской валюте. Под внешним
государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной
валюте.
В зависимости от
срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий
государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают
всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая
начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным
долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым
обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых
наступил.
Долговые обязательства
Российской Федерации могут существовать в форме:
·
кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами и международными финансовыми
организациями, в пользу указанных кредиторов;
·
государственных
ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
·
договоров
о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров
поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств
третьими лицами;
·
переоформления
долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации
на основе принятых федеральных законов;
·
соглашений
и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской
Федерации прошлых лет.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года),
среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30
лет). долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются
конкретными условиями займа. По долговым обязательства Российской Федерации и
ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам
муниципального образования – 10 лет.
В подобных формах
могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных
образований, за исключение международных соглашений и договоров на уровне
муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике
используются достаточно активно.
Кредитные соглашения
и договоры в
системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными
организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам
чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования.
Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком,
который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства,
резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в
объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой
редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65 – ФЗ «О Центральном
банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на
финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
Государственные
ценные бумаги,
т. е. обязательства, выпушенные от имени государства или гарантированные им, в
экономически развитых странах являются основным источником формирования
государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных
внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90 %: в Германии
они достигаю 40 %, в США – 70, в Великобритании – 90 %. В России долговые
обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93 % всего внутреннего
долга.
Мировой рынок
государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации,
казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид
государственных ценных бумаг – облигации.
Облигация (от лат. Obligation – обязательство) – это долговая
ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и
эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору
(кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также
процентов по займу.
Государственные
облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно
расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и
ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.
Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным
бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности
облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте,
и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ.
Облигационные
займы классифицируются по различным признакам:
·
по виду
эмиссии – на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных
займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
·
по виду
выплат дохода – на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может
либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но
гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым
займам – телефонным, жилищным и т. п.);
·
по
характеру обращения – на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и
с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно
обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги
не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например,
сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются
только среди населения и перепродаже не подлежат);
·
по
характеру держателей ценных бумаг – на реализуемые только среди населения,
среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения
среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов»,
предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных
учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к
оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;
·
по срокам
погашения – на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до
пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или
рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их
владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
·
по
методам размещения – на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.
Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом
рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и
предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
·
по
материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в
виде записей на счетах);
·
в
зависимости от эмитента – облигации, выпускаемые центральным правительством,
субъектами Федерации и местными органами.
Муниципальные
ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются
к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами.
Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям
общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных
налогов. Их назначение – финансирование строительства муниципальных больниц,
школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для
строительства которых они эмитировались – эстакад, мостов, жилых мостов и т. п.
Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.
Казначейский
вексель –
основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на
срок 3, 6 и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких
недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по
поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с
дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.
Казначейские
ноты –
среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или
специальными государственными финансовыми органами.
Особое место в
системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные
федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры,
пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть
облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного
кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги
в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные
магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.
Государственные
ценные бумаги занимают определенное место на рынке финансовых активов и
выполняют особую роль в общественном производстве. Прежде всего они выполняют
фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в
мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц
(коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов,
предприятий, населения и т. п.) и сосредоточения их в руках государства.
Фискальная функция обусловливает экономическую – привлеченные
государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи
(задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета
и т.п.).
Государственные
ценные бумаги – важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Роль их
принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственные
ценные бумаги использовались главным образом для покрытия бюджетного дефицита,
вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихийными бедствиями
и другими аналогичными событиями. Постепенно их выпуск приобретает
экономическую направленность и они начинают играть существенную роль в
государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения.
Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для
покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные
бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды – развитие
производства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решение
задач городского хозяйства.
В условиях
рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим
финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным
способом формирования государственного долга; посредством государственных
ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие
на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т.
е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны
регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы,
финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них
государственные ценные бумаги; наоборот – при излишках денежной массы,
возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк
«выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать»
излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами
обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других
кредитно-финансовых институтов.
Государственные
ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в
качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным банком правительству,
по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым
предприятиям коммерческими банками.
Это уникальный
инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет
условии и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг
осуществляется и погашение задолженности по государственным займам – так
называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой
пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи,
в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.
Государственные
ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных
бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра
изменений в экономической и политической жизни страны.
В то же время
государственные ценные бумаги, по мнению ряда специалистов, обладают рядом
недостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка; содержат возможность
принудительного размещения займов (например, российские займы военных времен);
в случае нерегулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид.
В Российской
Федерации порядок выпуска государственных и муниципальных займов
регламентируется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39 – ФЗ «О рынке
ценных бумаг» и Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136 – ФЗ «Об
особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»,
а также соответствующими законодательными актами субъекта Федерации или
муниципального образования.
Государственными
признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством.
Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производстве, но
и особенности эмиссии, обращения и регулирования.
От имени
государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг,
обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление
и (или) исполнение федерального бюджета; в России – это Министерство финансов.
Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных
образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного
самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|