Роль финансовой математики в финансах государства
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Южно-Уральский
Государственный Университет
Кафедра:
«Экономика и финансы»
Пояснительная записка к курсовому проекту
по
курсу «Основы финансовой математики»
ЭиУ-242.06.751.00.00.ПЗ
Руководитель
Соловьева И.А.
«___»
__________2007г.
Автор
проекта студент
гр. ЭиУ-242 Чуркина К.Е.
«___»
___________2007г.
Проект
защищен
с
оценкой __________
«___»
__________2007г.
Челябинск
2007
АННОТАЦИЯ
Чуркина К.Е. Курсовая работа.
– Челябинск:
ЮУрГУ, ЭиУ-242, 2007, 54 с.
Список литературы – 5
наименований.
В первой части
моей курсовой работы рассматривается как инструменты финансовой математики
могут применяться в области государственных финансов, а также рассмотрены пять
примеров на применение инструментов финансовой математики в области финансов
математики. Во второй части работы составлены финансовые таблицы (таблицы дисконтных
множителей) для интервала процентных ставок и сделано сравнение этих таблиц. В
третьей части работы была проведена работа с банком (Сбербанк РФ). Здесь
представлены варианты кредитов, которые Сбербанк предоставляет физическим
лицам, а также возможные графики погашения задолженности и отмечен вариант
наиболее выгодный банку.
Содержание
Введение
I. Применение инструментов финансовой математики в финансах государства
1. Государственный кредит
1.1. Социально-экономическая сущность государственного
кредита
1.2. Государственный долг: содержание и основные формы
1.3. Управление государственным кредитом
2. Примеры применения инструментов финансовой
математики в финансах государства
II. Финансовые таблицы
III. Работа с банком
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Финансовые
отношения по своей сущности объективны, т. е. представляют собой элемент базиса
общества. В то же время они не являются обществу в готовом виде, а организуются
надстройкой общества (государством).
Выработанные государством
стратегия и тактика организации форм финансовых отношений, предназначенных для
успешного выполнения собственных функций, представляют собой его финансовую
политику, которая является исходной и главной стадией управления финансами.
Для того, чтобы
понять какую область финансовой политики государства нужно рассматривать в
работе, обратимся к определению финансовой математики. Итак, финансовая
математика – область знаний, предметом которой является количественный
анализ условий и результатов финансово-кредитных операций, инвестиционных
проектов, коммерческих сделок. Т. е. в своей работе я должна рассмотреть
кредитные отношения государства, кому, какие и в каком виде государство может
предоставлять кредиты, а также долг самого государства.
В первой части
моей работе будет представлена информация о государственном кредите и
государственном долге с рассмотрением примеров в виде задач с решениями. Так
как мы живем в Российской Федерации, то представленная информация будет больше
касаться нашей страны.
Во второй части
работы я представлю таблицы с расчетами множителя наращения и проанализирую их.
В третьей части
своей работы я представлю информацию о кредитах Сбербанка и «возьму» кредит на
определенную сумму. Затем будут представлены варианты погашения долга и выбран
наиболее выгодный банку вариант.
I.
Применение
инструментов финансовой математики в финансах
государства.
1.
Государственный кредит.
1.1.
Социально-экономическая сущность государственного кредита.
Государственный
кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду
и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов
привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его
финансовых возможностей.
Государственный
кредит следует
разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом
случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые
институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство
заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов
на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного
долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица,
различные предприятия и компании.
Государственный
кредит – это
особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои
источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой
формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот
термин, происходящий от латинского creditum (или credere - верить), буквально
означает «ссуда», «долг». В толковом словаре В. Даля кредит истолковывается как
«доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег или товаров на счет на срок».
В экономической энциклопедии кредит определяется как «ссуда в денежной или
товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента». Таким
образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета
ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит
представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец
денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право
пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной
стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой
стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные
финансовые организации.
Государственный
кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости
валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает
часть доходов и денежных средств сформированных на стадии первичного
распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги.
Выплата доходов кредиторов обеспечивается преимущественно за счет бюджетных
средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет
место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом,
государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее,
отношения вторичного распределения.
Существование
государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование
расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием
общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.
С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного
хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита
государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их
осуществления.
Функции
государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент
финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную,
регулирующую и контрольную функции.
Распределительная
функция
государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной
стоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности, целевого
назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд
изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны
государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных
отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и
нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта
Федерации – иные государства, международные финансово-кредитные организации,
консорциальные структуры и т. п. Изменились и инструменты, посредством которых
осуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальные
подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование
посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке.
Соответственно меняется и сам характер государственного кредита – все в большей
степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных
отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.
Регулирующая
функция
государственного кредита имеет две стороны – экономическую и социальную.
Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных
общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных).
Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных
отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых
кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда
оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В
целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического
роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного
кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная
сторона государственного кредита связанна с обеспечением воспроизводства
рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение,
социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной
напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в
формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения
доходов физических лиц.
Одной из функций
государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным
использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством.
Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.
Таким образом, государственный
кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между
государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами,
иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с
другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности,
возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых
ресурсов участников этих отношений.
Как экономическая
категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и
воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое
отношение.
Так,
государственный кредит участвует в формировании и использовании
централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов),
что делает его элементов финансов, финансовой системы. В то же время процесс
его формирования и использования осуществляется в специфической форме –
привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.
Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что,
во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения
части валового внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним их участников
отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые,
как правило, используются при заимствованиях (например, принудительное
размещение государственных займов или же особое право на гарантии при
международном кредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является
привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.
Тем не менее от
финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе
его лежат иные принципы организации:
·
в
отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение иди
предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и,
нередко, возмездной основе;
·
движение
средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и
платежи движутся лишь в одном направлении;
·
государственный
кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный
характер, хотя отклонения могут иметь место;
·
существование
кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так,
Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской
Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа,
но не могут превышать 30 лет;
·
кредит
имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не
возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
·
государственный
кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в
которые вовлечены практически все участники экономической системы.
Как способ
финансирования расходов правительства государственный кредит обладает рядом
преимуществ и имеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с
традиционными приемами – дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов
бюджета за счет прямого повышения налогов. Государственный кредит служит одним
из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты,
позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной
эмиссии, а с другой стороны,«связывать» временно свободные денежные средства
юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов.
Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что, как источник
финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку
на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет
равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями
и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями
государственных ценных бумаг и прочим населением.
Следует при этом
уточнить, что государственные заимствования все-таки оказывают воздействие на
состояние бюджетных средств, поскольку, как правило, обслуживание
государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета.
Поэтому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными,
или взятыми наперед налогами. Государство таким образом отвлекает часть
бюджетных средств от производительного использования и, кроме того,
распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между
держателями обязательств государства. В этом негативная сторона
государственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства
использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из
собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства
бюджета.
Особым элементом
публичных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно оформлен
Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126 – ФЗ «О финансовых основах
местного самоуправления», закреплен в Бюджетном кодексе РФ и предназначен для
покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных
программ. По основным признакам он совпадает с государственным кредитом, но
имеет другой уровень публичности и порядок его формирования, распределения и
использования, ответственность по подобным обязательствам определяется местными
органами власти.
Таким образом,
кредитное финансирование государства и местных органов: представляет собой один
из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов,
увязки доходов и расходов государства; позволяет равномерно и в известной мере
справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между
нынешним и будущими поколениями; позволяет воздействовать на социальную и
денежно-кредитную политику; выступает реальным фактором ускорения темпов
социального и экономического развития страны.
Расширение границ
государственного кредита должно осуществляться на основе развития рынка
долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и
физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|