В реальной действительности расходная часть,
как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется
«бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами,
среди которых следует выделить спад производства и рост теневого сектора
экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы.
Сам по себе дефицит бюджета не может быть
чем-то чрезвычайно негативным для развита экономики и динамики жизненного
уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило,
постоянно имеют дефицитный бюджет. Все зависит от причин его возникновения и
направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые
средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на
развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е.
используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с
лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита
только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы
экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью
латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то
бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии
экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Для покрытия дефицита бюджета правительства,
как правило, прибегают к государственным займам. В результате появляется и
растет государственный долг. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если
покрытие дефицита таким способом производится постоянно (рефинансирование), то
рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме
того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия
правительства к судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за
нынешние долги правительства.
Таким образом, постоянный бюджетный дефицит,
вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные последствия
для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного
финансового года стремится «разгрузить» бюджет, т. с. уменьшить его дефицит.
Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществляется
за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные
ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство,
социальное обеспечение.
Экономические трудности развития Российской
Федерации и сопровождающие данный процесс пробелы правового регулирования не
способствуют повышению международно-правового статуса России. В сложившихся
условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности,
требуется системное реформирование национального финансового
законодательства, приведение в соответствие с международными стандартами
многих дефиниций и принципов, содержащихся в федеральных законах, введение
реальных гарантийных механизмов, устранение коллизий между различными отраслями
законодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений
действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические
расчеты и прогнозы.
Представляется, что большинство недоработок
текста Бюджетного кодекса РФ обусловлено отсутствием учета имеющихся ко времени
его принятия теоретических исследований и обобщения практики бюджетной
деятельности. В процессе кодификации необходимо было максимально полно и
предельно точно закрепить содержание базисных бюджетно-правовых категорий.
Разработка Бюджетного кодекса в тесном контакте с наукой бюджетного права
помогла бы восполнить пробелы нормативного регулирования бюджетных отношений,
устранить несогласованность между отдельными правовыми нормами.
1. Конституция РФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996
г., 9 июня 2001 г., 25 июля 2003 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ
РФ. 1996. №3. Ст.125; №7. Ст.676; 2003. №30. Ст.3051.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с
изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30
декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября,
8,23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.
№31. Ст.3823; 2000. №1. Ст.10; №32. Ст.3339; 2001. №1 (Часть I). Ст.2; №33 (Часть I). Ст.3429; №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №22. Ст.2026; №28. Ст.2790; №30. Ст.3021,3027; №52
(Часть I). Ст.5132; 2003. №28. Ст.2886; №46 (Часть I). Ст.4443, 4444; №50. Ст.4844; 2003. №52 (Часть I).
Ст.5036,5038.
3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2004 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №52
(Часть I). Ст. 5038.
4. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании
утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации,
предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и
упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер
по совершенствованию государственного управления» // СЗ РФ. 2003. №27 (Часть
I). Ст.2700
5. Федеральный закон от 7 июня 2003 г. №67-ФЗ «Об исполнении федерального
бюджета за 2001 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.
№23. Ст.2176.
6. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. №176-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2003 год» (с изм. и доп. от 23 июня, 7 июля 2003 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2002. №52 (Часть I). Ст.5132; №26. Ст.2567; №28.
Ст.2876,2890.
7. Федеральный закон от 23 апреля 2002 г. №39-ФЗ «Об исполнении
федерального бюджета за 2000 год» // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2002. №17. Ст.1602
8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2002 год» (с изм. и доп. от 12 марта, 30 июня, 24, 25 июля, 25 октября, 27
ноября, 19, 24, 31 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2001. №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №11. Ст.1019; №27. Ст.2620; №30.
Ст.3016,3027,3033; №43. Ст.4189; №48. Ст.4739; №51. Ст.4981; №52 (Часть I).
Ст.5136; 2003. №1. Ст.2.
9. Федеральный закон от 19 июня 2001 г. №80-ФЗ «Об исполнении федерального
бюджета за 1999 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.
№26. Ст.2584
10. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2001 год» (с изм. и доп. от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря
2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2001. №1 (Часть I). Ст.2; №13. Ст.1148; №33 (Часть I). Ст.3433,3434;
№43. Ст.4003; №51. Ст.4826; №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №30. Ст.3033; №52
(Часть I). Ст.5132.
11. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере
оплаты труда» (с изменениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003
г.) // СЗ РФ. 2000. №26. Ст.2729; 2002. №18. Ст.1722; №48. Ст.4737; 2003. №40.
Ст.3818.
12. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2000 год» (с изм. и доп. от 10 июля, 5 августа, 25 декабря 2000 г., 30
декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №1.
Ст.10; №29. Ст.3003; №32. Ст.3334,3335; №52 (Часть I). Ст.5023; №53 (Часть I).
Ст.5030.
13. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. №36-ФЗ «О федеральном бюджете
на 1999 год» (с изм. и доп. от 5, 17 июля, 25 октября, 20 ноября, 31 декабря
1999 г., 2 января 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.
1999. №9. Ст.1093; №28. Ст.3462,3463; №29. Ст.3687,3691,3694; №43. Ст.5127;
№47. Ст.5618; 2000. №1. Ст.10; №2. Ст.137,154,156.
14. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. №181-ФЗ «О Бюджете развития
Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.. 1998.
№48. Ст.5856
15. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной
классификации Российской Федерации» (с изменениями от 2, 26 марта 1998 г., 5
августа 2000 г., 8 августа 2001 г., 7 мая 2002 г., 6 мая 2003 г.) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. №34. Ст.4030; 1998. №10. Ст.1144;
№13. Ст.1462; 2000. №32. Ст.3338; 2001. №33 (Часть II). Ст.3437; 2002. №19.
Ст.1796; 2003. №19. Ст.1751.
16. Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» (с
изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30
декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10
января, 7 июля, 8,23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.150; 1997. №47.
Ст.5341; 2000. №30. Ст.3120; №33. Ст.3348; 2001. №1 (Часть I). Ст.2; №53 (Часть
I). Ст.5030; 2002. №7. Ст.631; №12. Ст.1093; №26. Ст.2517; №30. Ст.3029; №52
(Часть I). Ст.5132; 2003. №2. Ст.163; №28. Ст.2892; №50. Ст.4855; №52 (Часть
I). Ст.5038.
17. Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре» (с изм. и доп. от 23 июня 1999 г., 27 декабря
2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) //
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №46. Ст.2615; СЗ РФ. 1999. №26. Ст.3172; 2001. №1
(Часть I). Ст.2; №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №52 (Часть I). Ст.5132; №52 (Часть
I). Ст.5038.
18. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. №1734-I «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (с изменениями от 18 декабря 1991 г.,
7 февраля 1992 г., 5 ноября 1994 г., 31 июля 1995 г., 10 июля 1996 г.) //
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №46.
Ст.1543; 1992. №4. Ст.136; №12. Ст.605; Собрание законодательства Российской
Федерации. 1995. №31. Ст.2989; 1996. №29. Ст.3454.
19. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по проведению
административной реформы в 2003 - 2004 годах» // СЗ РФ. 2003. №30. Ст.3046
20. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. №306 «Вопросы совершенствования
государственного управления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №12.
Ст.1099.
21. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая
2003 г. «О бюджетной политике в 2004 году» // Справочная правовая система
«Гарант»
22. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 июня
2002 г. «О бюджетной политике в 2003 году» // Справочная правовая система
«Гарант»
23. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной
политике на 2002 год» // Российская газета. 24 апреля 2001 г.
24. Письмо Президента РФ от 31 мая 2000 г. №Пр-1100 Бюджетное послание
Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике
на 2001 год и на среднесрочную перспективу» // Российская газета. 3 июня 2000
г.
25. Послание Президента РФ Б.Н. Ельцина Правительству РФ от 12 апреля 1999
г. «О бюджетной политике на 2000 год» // Российская газета. 13 апреля 1999 г.
26. Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. №126 «О некоторых мерах по
упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской
Федерации» (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1996. №6. Ст.534; №34. Ст.4071
27. Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. №126 «О некоторых мерах по
упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской
Федерации» (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1996. №6. Ст.534; №34. Ст.4071
28. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. №672 «Об
установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за
III квартал 2003 г.» // Российская газета. 11 ноября 2003 г.
29. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. №584 «О Программе
развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года»
// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №34. Ст.3503
30. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2001 года» // Наше
время. 28 декабря 2000 г.
31. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2002 года» // Наше
время. 20 июня 2002 г.
32. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2003 года» // Наше
время. 13 марта 2003 г.
33. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2004 года» // Наше
время. 30 декабря 2003 г.
34. Борескова Е.В., Китова Е.Н. Некоторые особенности межбюджетных
отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы. 2000. №5. С.5-12.
35. Бушмин Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на
перспективу // Финансы. 2000. №6. С.4. С.25-33.
36. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.
Романовского, О.В. Врублевской. М.: Владос, 1999.
37. Воронин Ю. От дефицита начала реформ к профицит «дерегулирования» //
Экономист. 2002. №12. С.3-12.
38. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых
институтов в условиях перехода России к рынку. М.: Изд-во Московского гос.
ун-та, 1996. С.26-27
39. Глазьев С. Инструментом какой социально-экономической политики быть
бюджету-2001? // Российский экономический журнал. 2002. №9. С.3-36.
40. Глазьев С., Петров Ю. Бюджет-2002: выбор социально-экономической
политики // Российский экономический журнал. 2001. №9. С.3-28.
41. Глазьев С., Жукова М. Бюджет-2003: очередной выбор
социально-экономической политики // Российский экономический журнал. 2002. №9.
С.3-14
42. Глазьев С., Петров Ю. Бюджет-2002: выбор социально-экономической
политики // Российский экономический журнал. 2001. №9. С.3-16
43. Жданов А.А. Правовой режим внебюджетных фондов // Финансовое право: Учебник
/ Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996.
44. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: Владос, 1998.
45. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж: Изд-во Воронежского
гос. ун-та, 1997.
46. Конюхова Т. В. О системе российского бюджетного законодательства //
Журнал российского права. 2001. №6. С.15-26.
47. Крохина Ю.А. Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность
// Журнал российского права. 2002. №2. С.38-46.
48. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. 2002. №7. С.63-71.
49. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики //
Экономист. 2002. №7. С.55-62.
50. Нестеренко Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор
экономического роста // Финансовая газета. 2002. №21.
51. Основин В. С. Государственно-правовые отношения. - М.: Юридическая
литератруа,1965.
52. Пансков В. Бюджет-2001 чреват серьезными экономическими коллизиями //
Российский экономический журнал. 2000. №10. С.3-10
53. Перова О.А. Комментарий отдельных статей бюджетного кодекса Российской
Федерации // Гражданин и право. 2001. №6. С.12-18.
54. Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа от фискального прессинга к
необходимому оптимуму // Российский экономический журнал. 1995. №11. С.38-52.
55. Петров Ю. Присоединение России к ВТО – новый раунд шокотерапии? //
Российский экономический журнал. 2002. №3. С.38-47.
56. Пискотин М.И. Советское бюджетное право: основные проблемы. М.:
Юридическая литература, 1971.
57. Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы
правового регулирования // Финансовое право. 2002. №1. С.23-28.
58. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской
Федерации // Журнал российского права. 2002. №5. С.85-94.
59. Пронина Л.И. О налоговых доходах местных бюджетов во второй части
Налогового кодекса Российской Федерации // Финансы. 2000. №9. С. 24.
60. Рикардо Д. Начала политической экономии // Классика экономической
мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
61. Селезнев А. Качество сбалансированности федерального бюджета (анализ
материалов проекта закона о бюджете на 2004 год) // Экономист. 2003. №10.
С.18-28.
62. Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов // Классика
экономической мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
63. Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация
рыночных отношений // Журнал российского права. 2001. №11. С.38-52.
64. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Норма, 1997.
65. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Экономика, 1994.
66. Химичева Н.И. Понятие и основы правового регулирования государственных
и муниципальных доходов // Финансовое право: Учебник. М.: Норма, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|