Меню
Поиск



рефераты скачать Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона

Нет никаких сомнений в реалистичности указанных Глазьевым направлений и самое главное в ее экономической эффективности. Необходимо политическая воля руководства страны. Одной относительной победы блока «Родина» (менее 10%) для этого конечно недостаточно.

Главным способом покрытия бюджетного дефицита являются государственные заимствования, образующие государственный долг. Особая роль государственно­го долга обусловлена публичным характером последнего, который подтверждается нижеследующим.

Во-первых, социальной обусловленностью це­лей создания и использования рынка долговых обя­зательства (погашение дефицита бюджета, меж­бюджетное регулирование, финансовая поддерж­ка государственно значимых отраслей и сфер эко­номики и другие общезначимые для государства и его граждан цели); во-вторых, прямой связью с эко­номической безопасностью государства (государ­ство-должник стоит перед угрозой выполнения лю­бых требований государств-кредиторов); и, нако­нец, в-третьих, прямой зависимостью с финансово-экономическими интересами членов общества (уг­роза неплатежей работникам бюджетной сферы, роста налогов, сборов, других общеобязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды)[51].

Столь значительная роль государственного долга в его не­посредственном влиянии на развитие государства была оценена и российским законодателем. Не случайно в условиях серьезнейших экономических и политических преобразований, которые произош­ли в нашей стране в 90-х годах, проблемы правово­го регулирования государственного (муниципаль­ного) кредита и долга стали одновременно одним из самостоятельных направлений осуществления правовой реформы и, прежде всего такого ее на­правления, как право-(нормо) творчество.

В условиях СССР, несмотря на то что теоретическое понятие государственного долга ис­следовалось в научной литературе, не говоря уже о фактическом «присутствии» и функционировании названной категории в экономике страны (причем как практически неотъемлемого атрибута экономики всех стран, в том числе и с развитой индустрией), ничего подобного нельзя было сказать о определении данного понятия в актах федераль­ного либо регионального уровней. В законах и в подзаконных актах СССР понятие государ­ственного долга закреплено не было, не говоря уже об отсутствии специального законодательного акта о государственном долге СССР.

Условия, в которых формировались показатели развития рынка го­сударственного внутреннего долга Российской Федерации а 2002 г., были связаны прежде всего с фактическим преодолением последствий финан­сового кризиса августа 1998 г. и восстановлением организационного рынка государственных ценных бумаг, что характеризуется увеличени­ем объемов заимствований на внутреннем рынке при сохранении ста­бильного уровня доходности по государственным ценным бумагам.

Таблица 3.1.

Соотношение расходов по государственному долгу и по пополнению государственных запасов и резервов в 1998-2003 гг.

РАСХОДЫ

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

% к итогу

% к итогу

% к итогу

% к итогу

% к итогу

сумма, млрд. руб.

% к итогу

изменение структуры по сравнению с 2001 г.

Обслуживание государственного долга

24,8

29,0

25,7

20,09

14,64

277,5

11,84

-2,8

Пополнение государственных запасов и резервов

1,3

0,0

0,0

0,04

0,03

21,0

0,9

+0,87

ИТОГО расходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

2345,6

100,0

-


При этом, как уже было отмечено выше, правительства различных государств нередко идут на то, чтобы бюджеты были дефицитными. Изыскиваются источники покрытия дефицита путем пере­распределения тех доходов, которые могут быть использованы неэффективно. Позитивный результат дает умеренное увеличение государствен­ного внутреннего долга. В России вследствие высоких темпов и криминализации процесса приватизации государственной собственности эффективные собственники в этой сфере не преобладают. В этой ситуации особое значение имеет создание механизма эффективного правового регулирования государственного долга.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российс­кой Федерации под государственным (муниципальный) долгом следует понимать обязательства:

1) возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований),

2) принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц;

3) другие обязательства;

4) а также принятые но себя Российской Федера­цией, субъектом Российской Федерации или муници­пальным образованием обязательства третьих лиц.

Государственный долг включа­ет в себя три составляющие: государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный (муниципальный) долг полно­стью и без условий обеспечивается соответственна всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим казну Российской Фе­дерации, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляю­щим козну субъекта Российской Федерации, и му­ниципальным имуществом, составляющим муници­пальную казну.

Государственный (муниципальный) долг представ­ляет собой совокупность долговых обязательств соот­ветствующих публичных образований. Причем долго­вые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний могут существовать только в формах, предусмот­ренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

К числу таких форм относятся:

1) кредитные соглашения и договоры,

2) государственные (муниципальные) займы;

3) договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

4) договоры о предоставлении гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе междуна­родные, заключенные от имени Российской Федера­ции или субъекта Российской Федерации, о пролонга­ции и реструктуризации долговых обязательств Россий­ской Федерации или субъектов Российской Федера­ции.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в ста­тье 102 устанавливает важное правило. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обя­зательством субъектов Российской Федерации и муни­ципальных образований, если указанные обязатель­ство не были гарантированы Российской Федерацией; субъекты Российской Федерации и муниципальные об­разования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были га­рантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Управление государственным (муниципальным) долгом осуществляет Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления.

Для покрытия дефицитов соответствующих бюдже­тов, а также для погашения государственных (муници­пальных) долговых обязательств Бюджетный кодекс Рос­сийской Федерации предоставляет публичным обра­зованиям право на осуществление государственных внешних государственных (муниципальных) внутренних заимствований.

Под государственным (муниципальным) заимство­ванием Бюджетный кодекс Российской Федерации по­нимает передачу в собственность Российской Феде­рации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования денежных средств, которые Рос­сийская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключение договоров о предоставлении государственных гаран­тий для привлечения внешних кредитов (займов) при­надлежит исключительно Российской Федерации. Право осуществления государственных (муниципаль­ных) внутренних заимствований и выдачи государ­ственных (муниципальных) гарантий другим заемщиком для привлечения кредитов (займов) принадлежит соот­ветственно Российской Федерации, субъекту Российс­кой Федерации и муниципальному образованию в лице их уполномоченных органов власти [например, Правительство Российской Федерации, орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации и др.).

Бюджетный кодекс Российской Федерации тре­бует, чтобы при утверждении соответствующих бюд­жетов на очередной финансовый год представитель.

В условиям кризисного состояния экономики вне­шний долг России является серьезной угрозой нацио­нальной безопасности. Существенные проблемы эко­номического развития Российской Федерации и сла­бое правовое сопровождение проводимых реформ яв­ляются одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России, как международно­му заемщику. Как следствие — наблюдается серьез­ное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптималь­ных средств по управлению внешней задолженности.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по госу­дарственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава го­сударственного долга выплата процентов и непроцент­ных доходов по государственным заимствованиям, по­скольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоя­тельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга обра­зуют не все долговые обязательства Российской Феде­рации, а только те из них, которые послужили объекта­ми правоотношений по государственному кредиту.

Гарантом платежеспособности государства по сво­им кредитным обязательствам выступает государствен­ная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Не­смотря на то что кредитные отношений государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обя­зательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов фе­дерального бюджета в целях погашения долговых обя­зательств и обслуживания государственного долга Рос­сийской Федерации.

Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эми­тируются новые государственные ценные бумаги, раз­мещаемые на внутреннем фондовом рынке,

Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.

Являясь следствием кредитной деятельности госу­дарства, имеющей юридическую форму, государ­ственный долг также может существовать только в оп­ределенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ).

Государственный долг представляет собой комп­лексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регу­лирования системой различных методов.

Управление государственным долгом — это сово­купность финансовых операций государства по обеспе­чению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию вне­шних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Основными методами регулирования государ­ственного долга являются: реструктуризация, конвер­сия, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглаше­нии сторон прекращение долговых обязательств, составля­ющих государственный долг, с заменой указанных долго­вых обязательств иными долговыми обязательствами, пре­дусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуще­ствлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация за­долженности становится одним из первичных механиз­мов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслужива­ния эмитированных ценных бумаг. Промежуточным ито­гом реструктуризации является предоставление долж­нику льготного периода, в течение которого выплачива­ются только проценты по долговым обязательствам. Пре­доставление льготного периода выгодно не только долж­нику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ре­сурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государ­ственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был пе­реоформлен в государственные облигации[52].

Условия проведения реструктуризации внутрен­него долга определены БК РФ и заключаются в погаше­нии долговых обязательств путем выпуска новых долго­вых обязательств в объеме погашаемых с одновремен­ным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых орга­низаций — кредиторов при наличии условий, вырабо­танных международной финансово-кредитной практи­кой.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-долж­ника на грани банкротства. В частности, внешние креди­торы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государствен­ного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируе­мые Meждународным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает сово­купность финансово-правовых механизмов, направлен­ных но сокращение долга. В результате конверсии про­исходит замена внешнего долга но другие виды обяза­тельств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. В отличие от реструктуризации конверсия направ­лена не на отсрочку платежей, а на сокращение де­нежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекра­щение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обяза­тельством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным услови­ем новации является сохранение субъектного состава обязательство.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой за­мену одного кредитора другим. Данный метод регули­рования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолжен­ности третьим лицам.

В настоящее время, несмотря на профицитность бюджета, продолжает расти внутренний и внешний долг России. Так в 2000 г. на начало года внутренний долг составлял 43,376 млрд. руб., а на конец – 84,892 млрд. руб., внешний соответственно 34,623 млрд. руб. и 86,158 млрд. руб.[53], в 2001 г. если внутренний долг практически не изменился (87,734 млрд. руб.), то внешний вырос 115,789 млрд. руб.[54] Таким образом, несмотря на кажущуюся стабилизацию в виде профицитности бюджета долг как внутренний, так и внешний растет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.