Меню
Поиск



рефераты скачать Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона

Поэтому, возвращаясь к Бюджетному кодексу, можно заметить, что главное заключается не в провозглашении единства как такового, а в указании конкретных соотношений единства и «неединства» на разных уровнях управле­ния бюджетной системой. Нужна качественная правовая база, обеспечиваю­щая нормальное функционирование ее. Это тем более важно, что следом за «единством» выделяется как существенный признак бюджетной системы «са­мостоятельность», причем имеется в виду самостоятельность отдельных бюд­жетов. Но если единство бюджетной системы предполагает единую правовую базу и поскольку сам бюджет является законом, то создается мнение, что бюд­жеты всех уровней принимаются на основе одних и тех же законов, и тогда не очень понятно, в чем заключается их самостоятельность.

При такой нечеткой постановке вопроса возникает противоречие между «единством» и «самостоятельностью». Очевидно, для того чтобы его устранить, нужно прежде всего уточнить, что такое правовая база бюджетной системы и как разделяется сфера действия законов федерального и регионального уровня. Ибо если субъекты Федерации принимают бюджеты только на основе феде­ральных законов, то тогда самостоятельность их бюджетов является весьма от­носительной; если только на основе своих собственных законов, то тогда един­ство Федерации становится относительным.

Для единства бюджетной системы очень важна соответствующая инфор­мационная система, особенно в условиях сплошной компьютеризации и авто­матических систем переработки данных. Здесь нужно требовать жесткого единства и по части форм документов, и по срокам предоставления информа­ции, и, видимо, по программному обеспечению. Необходимо также согласо­вание систем информации между различными ведомствами; Министерством финансов, внебюджетными фондами, Министерством по налогам и сборам, Таможенным комитетом, Центральным банком, коммерческими банками, иностранными контрагентами и др.

Можно сказать, что правовая и информационная составляющие - главные элементы проявления единства бюджетной системы, понимаемого как предпосылка существования ее самой. Как сложный комплекс она содержит в себе не­сколько структур, каждая из которых охватывает систему целиком. Главная структура и главная функция бюджетной системы - доходно-расходная, т.е. сбор доходов государства и распределение их в соответствии с потребностями общества, поскольку бюджетная система выполняет роль посредника в пере­распределении финансовых ресурсов. Фактически бюджетная система - это часть государства как основной структуры управления обществом. При рас­хождениях между величиной доходов и расходов бюджета возникает особая подсистема его — государственные кредитные отношения.

Другая важная структура бюджетной системы - финансовая сторона госу­дарственной системы управления в условиях федеративного устройства обще­ства. Речь идет о соотношении между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. Эту структуру условно можно назвать уровневой. В отношении ее наблюдаются накал страстей и определен­ное противостояние уровней власти, что в значительной мере объясняется и непреодоленным экономическим кризисом, и соответственно малым объемом доходов, создаваемых в обществе.

Сотрудничество и согласие в стране во мно­гом зависят от финансовых отношений уровней государственной власти, и главная задача по обеспечению этого согласия лежит на федеральном уровне, иначе говоря, на центральном правительстве. Сейчас в России четче проявля­ется тенденция к централизации финансовых ресурсов по сравнению с 90-ми гг. ХХ века, происходит повышение доли федерального бюджета в общем консолидиро­ванном. Это можно оправдать ситуацией кризиса, в котором все еще пребыва­ют и экономика и финансы. Но практика показывает, что в современном распределении финансовых ресурсов между уровнями госу­дарственной власти наблюдается определенное повышение роли центра. Вме­сте с тем, отмечается и усиление финансовой помощи, направляемой «сверху» помимо жестко закрепленных пропорций деления доходов. Другими словами, федеральное финансовое устройство страны предполагает существенную «за­боту» центра о более низких уровнях управления.


Глава 2. Роль бюджета в социально экономическом развитии территории

2.1. Характеристика основных параметров бюджета

При сравнении бюджета любого субъекта любого федеративного государства невозможно рассматривать тенденции в его отрыве от федерального бюджета. Наличие общих тенденций свидетельствует прежде всего о наличии общих проблем и поиски путей их решения. 

Рассмотрим сначала основные тенденции, прослеживающиеся в динамике сбалансированности федерального бюджета.

В годы после распада СССР в динамике государственного бюджета России можно выделить два этапа: до 1999 г. и после. Эти два этапа характеризуются тем, что на первом этапе государственный бюджет России был дефицитным, а на втором профицитным.

После кризиса 1998 г. можно отметить следующую динамику. В 1999 г. бюджет был дефицитным: дефицит составил 51398,5 млн. руб. (8,35% от доходной части бюджета)[20]. По существу именно 2000 год стал первым послекризисным, поскольку любой кризис – это не однодневное явления, а кризис, который начался 17 августа 1998 года закончился фактически в 1999 год, когда произошла стабилизация прежде всего курса рубля, а также относительное снижение инфляции.

Все следующие годы бюджета уже профицитный: в 2000 г. профицит составил 102898,5 млн. руб. (9,1% от доходной части бюджета)[21], в 2001 г. профицит составил 272075,4 млн. руб. (17% от доходной части бюджета)[22]. Таким образом, налицо абсолютная неспособность власти прогнозировать ситуацию. 17% в 2001 г. превышение доходной части над расходной – этому яркой подтверждение.

В отличие от федерального бюджета, бюджет Ростовской области все последние года является дефицитным (2,7% от доходной части в 2002 г., 0,8% от доходной части в 2003 г., 0,4% от доходной части в 2004 г.). Таким образом, нужно отметить, что несмотря на свою дефицитность бюджет, сам дефицит бюджета Ростовской области постепенно снижается. Можно предположить, что если такая тенденция сохранится, то в 2005 года бюджет Ростовской области может быть и профицитным.

Нужно отметить, что отмеченное соотношение между федеральным и областным свидетельствует лишь о том, что федеральный бюджет составляется с запасом, а областной нет, при этом незначительное разница между доходами и расходами свидетельствует о большей сбалансированности областного бюджета. В какой-то мере об этом свидетельствую показатели, приведенные в таблице 2.1[23].

Таблица 2.1.

Динамика основных показателей сбалансированности консолидированного бюджета РФ 1992-2000 гг.

млрд. руб.


1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Консолидированный бюджет РФ:

  доходы

  расходы

  дефицит (-), профицит (+)



5,33

5,97

-0,64



49,7

57,7

-8,0



172,4

230,4

-58,0



437,0

486,1

-49,1



597,7

694,4

-96,7



711,6

835,5

-123,9



686,8

842,1

-155,3



1213,6

1258,0

-44,4



2096,5

1950,0

+146,5

Федеральный бюджет:

  доходы

  расходы

  дефицит (-), профицит (+)


3,02

3,98

-0,96


25,5

35,4

-9,9


81,7

142,7

-61,0


232,1

275,2

-41,3


320,3

400,0

-79,7


343,4

436,6

-93,2


325,9

472,2

-146,3


615,3

666,9

-51,4


1132,1

1029,2

+102,9

Консолидированный бюджет субъектов РФ:

  доходы

  расходы

  дефицит (-), профицит (+)



2,67

2,35

+0,32



30,1

28,2

+1,9



115,6

112,6

+3,0



241,0

247,0

-6,0



334,9

351,9

-17,0



433,4

468,1

-34,7



413,5

422,5

-9,0



660,8

653,8

+7,0



1065,9

1032,1

+33,8

Из этой таблицы видно, что практически все годы с 1992 по 2000 гг. федеральный бюджет оставался дефицитным, причем со значительным дефицитом, а консолидированный бюджет субъектов профицитным (кроме предкризисных лет 1996 и 1997 гг., а также 2000 г., когда был значительный профицит как на федеральном, так и на региональном уровне). Это также свидетельствует о большей сбалансированности бюджета на региональном уровне. Однако, этот показатель является далек на самым главным. Как было отмечено выше, это лишь свидетельствует о том, делается запас с бюджете или нет. Учитывая тенденции последних лет (в первую очередь то, что показатели, запланированные на начало года значительно превышаются на самом деле, например, в 2001 году доходы областного бюджета планировались в размере 12,182 млрд. руб., а в действительности составили 13,129 млрд. руб.), такая позиция является неоправданной, поскольку запас необходим, если есть риск невыполнения доходной части, чего не отмечается в последние годы.

Таблица 2.2

Сравнительный анализ основных показателей Федерального бюджета РФ за 1999-2004 гг.

млрд. руб.

 

В таблице плановые данные взяты из Федеральных законов «О Федеральном бюджете» за 1999-2004 гг. и законов об их исполнении, остальные данные взяты из расчетных показателей[24]. Такая же тенденция прослеживается и на региональном уровне.

Как видно из таблицы 2, только в 2000 г. плановые показатели практически соответствовали реальным. В остальные же годы прогнозы не соответствовали реальности. Превышение в 1999 г. на 30% и в 2001 г. более чем на 33% фактических доходов над плановыми свидетельствует о полном провале Правительства РФ в прогнозировании ситуации. Предварительные результаты на 2002 г. и плановые на 2003 г., а также прогнозы развития ситуации на основе принятого Государственной думой бюджета на 2004 год свидетельствуют о еще большем разрыве плановых и фактических показателей. Причем экономисты перед началом каждого финансового года предупреждают о том, что заложенные в бюджет показатели существенно занижены и не соответствуют реальности и оказываются правы[25].

Таким образом, как если по сбалансированности бюджета, региональные бюджеты выглядят более предпочтительно, то в аспекте планирования и прогнозирования доходов такого сказать нельзя. Здесь важно отметить, что член-корреспондент РАН РФ С.Ю. Глазьев ежегодно со страниц «Российского экономического журнала» и в Государственной Думе РФ говорит об очевидном недостаточном планировании доходов бюджета, а также о возможности существенного их пополнения за счет взимания природной ренты, однако есть все основания полагать, что и на федеральном, и на региональном уровне ситуация в 2004 году снова повторится.

Наиболее важным и показательным при анализе бюджетного процесса является сравнение тенденций в формировании доходной и расходной части федерального и регионального бюджета.



Таблица 2.3

Изменение доходной и расходной части федерального бюджета и бюджета Ростовской области в 2001-2004 гг.

млрд. руб.


Как видно из таблицы, в целом присутствует довольно сходная тенденция в развитии расходной и доходной части федерального бюджета и бюджета Ростовской области. Однако, самым важным из всех показателей, является анализ структуры доходов бюджета. Говоря о доходах главными показателями являются сравнение налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Из таблицы 2.4 видно, что главное отличие в формировании доходной части между федеральным и областным бюджетом является то, что в областном бюджете довольно значительную часть составляют безвозмездные перечисления (в первую очередь от федерального бюджета), что является естественным для регионального бюджета. Говоря же о соотношении налоговых и неналоговых доходов, можно отметить, что несмотря на некоторые их колебания, в федеральном и областном бюджете их соотношение остается примерно одинаковым и колеблется вокруг 18 раз на федеральном уровне и 20 раз на областном (это отличие объясняется тем, что в структуре неналоговых доходов областного бюджета нет таких статей как таможенные пошлины и т.п.).




Таблица 2.4

Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета РФ в 2001-2004 гг.

млрд. руб


Таким образом, сравнительный анализ федерального и регионального (Ростовская область) бюджета свидетельствует о том, что в целом в динамике бюджетного процесса на обоих уровнях существуют сходные тенденции.

Сопоставляя доходы бюджета с ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на областном) можно отметить, что доля доходов и расходов к ВВП после 1998 г. постепенно увеличивается. Как справедливо отмечает доктор экономических наук А. Селезнев, в ситуации динамичного экономического роста и повышения эффектив­ности производства растет рентабельность, а значит, и доходы производителей продукции и услуг. Ежегодный прирост доходов является основой увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, а значит, и расходов бюджетов, изменения их структуры в соответствии с приоритетами бюджетной политики при некотором росте абсолютных величин расходов, не являющихся приори­тетными. Рост доходов бюджета может быть базой постепенного сокращения бюджетной нагрузки на экономику, поскольку даже при относительном сниже­нии доли доходов в объеме ВВП (ВРП) абсолютно они растут по мере более быстрого роста ВВП (ВРП). В такой ситуации растут и расходы[26].

В то же самое время абсолютные и относительные величины дефицита или профицита бюдже­тов отражают качество работы по реализации установленного Бюджетным кодексом принципа сбалансированности бюджетов, т.е. равенства доходов и расходов, покрытия планируемых расходов мобилизуемыми в бюджет дохода­ми. А в этом отношении, как показывает проведенный общий анализ развития бюджетной ситуации в России в последние годы, Правительство РФ, в отличие от региональных властей, очевидно не способно адекватно прогнозировать ситуацию, что имеет существенный негативный эффект.

Обусловленное конъюнктурными факторами слабо выраженное оживле­ние экономического роста после кризисной ситуации 1998 г. проявляется в том, что в 1999 г. прирост ВВП составил 5,4%, в 2000 г. – 9%, в 2001 г. - около 5%, в 2002 г. – около 4% к предыдущему году. В 2003 г. около 4,4%. В Ростовской области эти показатели выше, но тенденции аналогичны. Скромный экономический рост, характеризуемый как существенное достижение курса «дерегулирования» экономики, сопровож­дается углублением структурной деформации: снижается крайне низкая доля инвестиций по отношению к ВВП, закрыты десятки угольных шахт, добыча первопередельных ресурсов и энергоносителей значительно сориентированы на экспорт, часть доходов от которого остается за рубежом и «работает» во бла­го наших конкурентов. При критическом износе основных фондов бюджетное финансирование отраслей реального сектора экономики, в которых государст­во еще остается собственником, сведено к символическим величинам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.