Меню
Поиск



рефераты скачать Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона

Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона

Оглавление


Введение. 3

Глава 1. Социально-экономическое значение бюджета в условиях рыночной экономики. 6

1.1. Бюджет как экономическая категория. 6

1.2. Нормативное регулирование бюджетных отношений в РФ.. 16

Глава 2. Роль бюджета в социально экономическом развитии территории. 25

2.1. Характеристика основных параметров бюджета. 25

2.2. Социальные расходы бюджетов в условиях становления социально-ориентированной рыночной экономики. 34

Глава 3. Проблемы финансового обеспечения и социального развития территории РФ.. 41

3.1. Основные направления бюджетной политики. 41

3.2. Межбюджетное регулирование территориального развития. 61

Заключение. 70

Список использованной литературы.. 73





Введение

В настоящее время в России практически нет политика, который бы не осознавал, что экономический рост и обеспечение соответствующих темпов экономического роста - главная задача любого государства[1]. Только экономический рост может решить все известные общественные проблемы. Об этом четко заявлено в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года[2].

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социаль­но-экономических отношений, она складыва­ется из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы — это государст­венная бюджетная система, государственный кредит, специаль­ные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регули­рования национальной экономики в целом, решения целого ря­да важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы — финансы фирм и предприя­тий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государ­ством, юридическими и физическими лицами. В своей стимули­рующей функции они используются для регулирования эконо­мических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйст­венных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формиру­ется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния фи­нансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

Каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­нансовая система в целом — совокупность различных сфер финан­совых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли госу­дарства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы, основу которых составляет государственный бюджет.

Государство призвано выполнять важнейшие функции, без которых существование общества невозможно, среди которых наиболее важными являются управление в области обороны, общественной безопасности, социальная политика и др. Для выполнения своих функций государство ежегодно принимает бюджет, в котором расписываются доходы, которые планирует получить государство в предстоящем году, и направления, на которые оно эти средства собирается потратить (расходы).

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может иметь дефицит (расходы больше доходов) или профицит (доходы большое расходов). Основным источником доходов является налоговые поступления от предпринимательской деятельности субъектов экономической деятельности. Существуют и некоторые другие источники доходов. В Российской Федерации основные источники доходов и направления расходов бюджетов различных уровней определены Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»[3] и другими предусмотренными ими правовыми актами.

При формировании бюджета государство зачастую сталкивается с ситуацией, когда предполагаемые доходы не могут покрыть планируемых расходов. С этой ситуации, как правило, государства прибегают к внутренним или внешним заимствованиям с целью покрытия расходов. Несмотря на то, что после 1998 г. бюджет Российской Федерации планируется и исполняется со значительным профицитом, проблема бюджетного дефицита остается чрезвычайно актуальной.

Это объясняется тем, что несмотря на профицитные бюджеты последних лет, внешний и внутренний государственный долг России не уменьшается. Кроме того, чрезвычайно важен вообще ответ на вопрос: что лучше для государства – дефицит или профицит бюджета, за счет чего образуется профицит. Эти вопросы требуют как теоретического , так и практического решения. Их исследование является целью данной работы, для достижения которой решены следующие задачи:

·         исследована сущность государственного бюджета как элемента финансовой системы и динамика состояния государственного бюджета России в последние годы;

·         проведен общетеоретический и практический анализ сущности бюджетного дефицита и государственного долга как элементов бюджетной политики государства.

·         сформулированы предложения по повышению роли бюджетов в социально-экономическом развитии территории.

Информационной базой выполнения дипломного исследования явились данные Госкомстата РФ, показатели федерального бюджета 2001-2004 гг.

Структура дипломной работы обусловлена необходимостью темы и содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.



Глава 1. Социально-экономическое значение бюджета в условиях рыночной экономики

1.1. Бюджет как экономическая категория

Бюджет государства, а государство выражает интере­сы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он — управ­ляющая и управляемая система в масштабах всего общества.

Бюджет как исходная сфера бюджетной деятельности может рассматриваться с двух точек зрения - экономической и юридической[4]. По экономической сущности бюджет - это совокупность экономических (финансовых) отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В юридическом аспекте - это правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях их социально-экономического развития.

Чрезвычайно важное значение для экономического развития любого государства имеет юридическое закрепление тех или иных понятий. Бюджетно-правовые понятия и категории предназначены для систематизации процесса исследования бюджетных отношений, выделения наиболее значимых аспектов этого явления. В понятиях и категориях точное определение объекта нацелено на выявление сущности бюджетной деятельности и, следовательно, обязательно требует выявления места одной бюджетно-правовой категории в системе других категорий. Системный подход к анализу бюджетно-правовых категорий позволяет полно познать бюджетную деятельность государства[5].

Основополагающей категорией бюджетного права является бюджет. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6); бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации (ст.15). Подобное определение не несет в себе должной смысловой нагрузки и способствует возникновению коллизий норм бюджетного права. Например, вызывает сомнения вид бюджета, определяемого ст.6 БК РФ. Исходя из лингвистического толкования, можно предположить, что имеется в виду консолидированный бюджет, так как именно он включает в себя всю совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Правовая форма бюджета раскрывается в ст.11 Кодекса, устанавливающей разработку и утверждение федерального бюджета в форме федерального закона, бюджета субъекта Федерации - в форме закона субъекта Федерации, местного бюджета - в форме правового акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Однако данная норма не дает разграничений самого бюджета и закона (правового акта) о его утверждении. На несовпадение бюджета с законом о его утверждении указывали видные ученые[6], одновременно отмечая точки соприкосновения этих категорий. Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность.

В связи со сказанным представляется целесообразным определить бюджет следующим образом:

Рис. 1.1. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта


Бюджет - это публичные экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования определенного государственно-территориального или муниципального образования централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении публичной власти, и использование аккумулированных в бюджете денежных средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов[7].

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - подразделяются на налоговые и неналоговые (ст.41 БК РФ). В свою очередь налоговые и неналоговые доходы бюджетов могут быть как собственными, т.е. закрепленными на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (ст.47 БК РФ), так и регулирующими. С точки зрения теории финансового права критериями такой классификации являются порядок и условия зачисления доходов[8].

Между тем, рассматривая законодательное определение этих понятий в БК РФ, вряд ли можно считать их удачным.

Определение доходов бюджета имеет важное теоретическое и практическое значение, ибо на ее основе формируется один из наиболее важных объектов бюджетных отношений - распределение бюджетных доходов.

По мнению ученых - специалистов в области налогообложения, «оптимальное распределение налоговых доходов между бюджетами всех уровней, преимущественно путем законодательного закрепления на постоянной (долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня, позволит сократить дотационность в бюджетной системе РФ, повысить заинтересованность, а также ответственность на каждом уровне этой системы за собираемость налогов, рост налогового потенциала, обозначит сужение сферы перераспределительных процессов, уменьшит необходимость оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам... сосредоточит внимание органов государственной власти и органов местного самоуправления на тех субъектах РФ и тех муниципальных образованиях, где имеющийся налоговый потенциал не позволяет перекрыть минимально необходимые бюджетные расходы»[9].

Доходы бюджета в БК РФ определяются как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст.6 БК РФ).

Во-первых, признаки безвозмездности и безвозвратности соответствуют не всем доходам бюджета, на что в науке неоднократно обращалось внимание[10]. Безвозвратные средства (налоги) представляют бoльшую часть бюджетных доходов, однако их безвозвратный характер несколько условен, поскольку налоги имеют публичную возмездность и возвращаются к плательщику как общественные услуги. Более того, в доход бюджета поступают средства во временное пользование, которые государство обязано возвратить полностью и в определенный срок (государственные кредиты, займы и т.д.). Определенные признаки возмездности также присутствуют у неналоговых платежей обязательного характера: лицензионных и регистрационных сборов, государственной пошлины, арендной платы и т.п.

Во-вторых, вызывает сомнение установление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы только законодательством РФ. Действие принципа федерализма в государственном устройстве России обусловливает правотворчество и субъектов Федерации, в том числе в бюджетной сфере. Установление общих принципов налогообложения Конституция РФ относит к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что реализуется также через механизм правотворчества регионального уровня. Нормативные акты, регулирующие определенные виды доходов местных бюджетов, принимаются и на муниципальном уровне.

В-третьих, законодатель неоправданно сузил сферу всеобщности доходов бюджета, определив их принадлежность органам власти. Доходы бюджета принадлежат общественно-территориальному образованию в целом: Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, а соответствующие органы власти (самоуправления) только реализуют бюджетную компетенцию от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

Основным источником доходов бюджета составляют налоги и налоговые платежи, которые представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выполняют три важнейших функции: стимулирующую, распределительную и фискальную[11].

Сколько веков существует государство, столько же веков существуют и налоги, и столько же государство ищет принципы и способы опти­мального налогообложения, т.е. как организо­вать сбор налогов таким образом, чтобы нало­гоплательщики платили налоги, а казна полу­чала все больше доходов. Один из основоположников современной экономики А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших клас­сическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе:

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем спосо­бом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возмож­но меньше сверх того, что он приносит казначейству государства[12].

На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.