Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Социально-экономическое
значение бюджета в условиях рыночной экономики. 6
1.1. Бюджет
как экономическая категория. 6
1.2.
Нормативное регулирование бюджетных отношений в РФ.. 16
Глава 2. Роль
бюджета в социально экономическом развитии территории. 25
2.1.
Характеристика основных параметров бюджета. 25
2.2.
Социальные расходы бюджетов в условиях становления социально-ориентированной
рыночной экономики. 34
Глава 3. Проблемы
финансового обеспечения и социального развития территории РФ.. 41
3.1. Основные
направления бюджетной политики. 41
3.2.
Межбюджетное регулирование территориального развития. 61
Заключение. 70
Список
использованной литературы.. 73
В
настоящее время в России практически нет политика, который бы не осознавал, что
экономический рост и обеспечение соответствующих темпов экономического роста -
главная задача любого государства[1]. Только экономический рост
может решить все известные общественные проблемы. Об этом четко заявлено в
послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию
Российской Федерации 18 апреля 2002 года[2].
Совокупность
финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую
систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она
складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы — это государственная
бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды,
фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента
регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших
экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы — финансы фирм и
предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между
юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и
физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для
регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных
субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют
основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От
состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит
общее финансовое положение страны.
Каждое звено финансовой системы представляет
собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом —
совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых
образуются и используются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и
роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют
государственные финансы, основу которых составляет государственный бюджет.
Государство призвано выполнять важнейшие
функции, без которых существование общества невозможно, среди которых наиболее
важными являются управление в области обороны, общественной безопасности,
социальная политика и др. Для выполнения своих функций государство ежегодно
принимает бюджет, в котором расписываются доходы, которые планирует получить
государство в предстоящем году, и направления, на которые оно эти средства
собирается потратить (расходы).
В зависимости от соотношения доходов и
расходов бюджет может иметь дефицит (расходы больше доходов) или профицит
(доходы большое расходов). Основным источником доходов является налоговые
поступления от предпринимательской деятельности субъектов экономической
деятельности. Существуют и некоторые другие источники доходов. В Российской
Федерации основные источники доходов и направления расходов бюджетов различных
уровней определены Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 15 августа 1996
г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»[3] и другими
предусмотренными ими правовыми актами.
При формировании бюджета государство зачастую
сталкивается с ситуацией, когда предполагаемые доходы не могут покрыть
планируемых расходов. С этой ситуации, как правило, государства прибегают к
внутренним или внешним заимствованиям с целью покрытия расходов. Несмотря на
то, что после 1998 г. бюджет Российской Федерации планируется и исполняется со
значительным профицитом, проблема бюджетного дефицита остается чрезвычайно
актуальной.
Это объясняется тем, что несмотря на
профицитные бюджеты последних лет, внешний и внутренний государственный долг
России не уменьшается. Кроме того, чрезвычайно важен вообще ответ на вопрос:
что лучше для государства – дефицит или профицит бюджета, за счет чего
образуется профицит. Эти вопросы требуют как теоретического , так и
практического решения. Их исследование является целью данной работы, для
достижения которой решены следующие задачи:
·
исследована сущность государственного бюджета как
элемента финансовой системы и динамика состояния государственного бюджета
России в последние годы;
·
проведен общетеоретический и практический анализ сущности
бюджетного дефицита и государственного долга как элементов бюджетной политики
государства.
·
сформулированы предложения по повышению роли
бюджетов в социально-экономическом развитии территории.
Информационной базой выполнения дипломного
исследования явились данные Госкомстата РФ, показатели федерального бюджета
2001-2004 гг.
Структура дипломной работы обусловлена
необходимостью темы и содержит введение, три главы, заключение и список
использованной литературы.
Бюджет государства, а государство выражает
интересы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех
финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он — управляющая
и управляемая система в масштабах всего общества.
Бюджет как исходная сфера бюджетной
деятельности может рассматриваться с двух точек зрения - экономической и
юридической[4].
По экономической сущности бюджет - это совокупность экономических (финансовых)
отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования
централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В
юридическом аспекте - это правовой акт, основной финансовый план образования,
распределения и использования централизованных денежных фондов государства и
муниципальных образований в целях их социально-экономического развития.
Чрезвычайно важное значение для экономического
развития любого государства имеет юридическое закрепление тех или иных понятий.
Бюджетно-правовые понятия и категории предназначены для систематизации процесса
исследования бюджетных отношений, выделения наиболее значимых аспектов этого
явления. В понятиях и категориях точное определение объекта нацелено на
выявление сущности бюджетной деятельности и, следовательно, обязательно требует
выявления места одной бюджетно-правовой категории в системе других категорий.
Системный подход к анализу бюджетно-правовых категорий позволяет полно познать
бюджетную деятельность государства[5].
Основополагающей категорией бюджетного права
является бюджет. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и
расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6);
бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - как форму образования и расходования
денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения субъекта Федерации (ст.15). Подобное определение не несет в
себе должной смысловой нагрузки и способствует возникновению коллизий норм
бюджетного права. Например, вызывает сомнения вид бюджета, определяемого ст.6
БК РФ. Исходя из лингвистического толкования, можно предположить, что имеется в
виду консолидированный бюджет, так как именно он включает в себя всю
совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
Правовое значение бюджета определяет
юридическое выражение его как планового акта, принимаемого в установленном
законодательством порядке. Правовая форма бюджета раскрывается в ст.11 Кодекса,
устанавливающей разработку и утверждение федерального бюджета в форме
федерального закона, бюджета субъекта Федерации - в форме закона субъекта
Федерации, местного бюджета - в форме правового акта представительного органа
местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Однако данная норма не дает разграничений
самого бюджета и закона (правового акта) о его утверждении. На несовпадение
бюджета с законом о его утверждении указывали видные ученые[6], одновременно
отмечая точки соприкосновения этих категорий. Существование бюджета как особой
категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей
суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их
относительную важность и срочность.
В связи со сказанным представляется
целесообразным определить бюджет следующим образом:
Рис.
1.1. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта
Бюджет - это публичные экономические
отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования
определенного государственно-территориального или муниципального образования
централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органов
государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для
финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом,
утверждаемым соответствующим представительным органом.
При функционировании государственных финансов
возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении публичной власти, и использование аккумулированных в
бюджете денежных средств на различные государственные потребности. Первый из
этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй
- государственных расходов[7].
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов -
подразделяются на налоговые и неналоговые (ст.41 БК РФ). В свою очередь
налоговые и неналоговые доходы бюджетов могут быть как собственными, т.е.
закрепленными на постоянной основе полностью или частично за соответствующими
бюджетами (ст.47 БК РФ), так и регулирующими. С точки зрения теории финансового
права критериями такой классификации являются порядок и условия зачисления
доходов[8].
Между тем, рассматривая законодательное
определение этих понятий в БК РФ, вряд ли можно считать их удачным.
Определение доходов бюджета имеет важное теоретическое
и практическое значение, ибо на ее основе формируется один из наиболее важных
объектов бюджетных отношений - распределение бюджетных доходов.
По мнению ученых - специалистов в области
налогообложения, «оптимальное распределение налоговых доходов между бюджетами
всех уровней, преимущественно путем законодательного закрепления на постоянной
(долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между
бюджетами разного уровня, позволит сократить дотационность в бюджетной системе
РФ, повысить заинтересованность, а также ответственность на каждом уровне этой
системы за собираемость налогов, рост налогового потенциала, обозначит сужение
сферы перераспределительных процессов, уменьшит необходимость оказания
финансовой помощи нижестоящим бюджетам... сосредоточит внимание органов
государственной власти и органов местного самоуправления на тех субъектах РФ и
тех муниципальных образованиях, где имеющийся налоговый потенциал не позволяет
перекрыть минимально необходимые бюджетные расходы»[9].
Доходы бюджета в БК РФ определяются как
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст.6 БК РФ).
Во-первых, признаки безвозмездности и
безвозвратности соответствуют не всем доходам бюджета, на что в науке
неоднократно обращалось внимание[10].
Безвозвратные средства (налоги) представляют бoльшую часть бюджетных доходов,
однако их безвозвратный характер несколько условен, поскольку налоги имеют
публичную возмездность и возвращаются к плательщику как общественные услуги.
Более того, в доход бюджета поступают средства во временное пользование,
которые государство обязано возвратить полностью и в определенный срок
(государственные кредиты, займы и т.д.). Определенные признаки возмездности
также присутствуют у неналоговых платежей обязательного характера: лицензионных
и регистрационных сборов, государственной пошлины, арендной платы и т.п.
Во-вторых, вызывает сомнение установление доходов
бюджетов всех уровней бюджетной системы только законодательством РФ. Действие
принципа федерализма в государственном устройстве России обусловливает
правотворчество и субъектов Федерации, в том числе в бюджетной сфере.
Установление общих принципов налогообложения Конституция РФ относит к сфере
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что реализуется также
через механизм правотворчества регионального уровня. Нормативные акты,
регулирующие определенные виды доходов местных бюджетов, принимаются и на
муниципальном уровне.
В-третьих, законодатель неоправданно сузил
сферу всеобщности доходов бюджета, определив их принадлежность органам власти.
Доходы бюджета принадлежат общественно-территориальному образованию в целом:
Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, а
соответствующие органы власти (самоуправления) только реализуют бюджетную
компетенцию от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или
муниципального образования.
Основным источником доходов бюджета составляют
налоги и налоговые платежи, которые представляют собой обязательные платежи,
взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального
налогового законодательства. Налоги выполняют три важнейших функции:
стимулирующую, распределительную и фискальную[11].
Сколько веков существует государство, столько
же веков существуют и налоги, и столько же государство ищет принципы и способы
оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов таким
образом, чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала все больше
доходов. Один из основоположников современной экономики А. Смит сформулировал
четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения, желательных
в любой экономической системе:
1. Подданные государства должны участвовать в
содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под
покровительством и защитой государства.
2. Налог, который обязан уплатить отдельный
субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма
платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и
тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.
4. Каждый налог должен быть задуман и
разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно
меньше сверх того, что он приносит казначейству государства[12].
На основе этих принципов к настоящему времени
сложились следующие концепции налогообложения:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|