У нас была необходимость
стремиться к тому, чтобы проект:
действительно
вносил вклад в цели обучения;
имел реальный
смысл;
был разумным в
части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и
прилагаемых усилий.
Я попыталась
определить учебные задачи для учащихся - развитие умений добывания информации;
развитие навыков говорения, аудирования и письма в процессе общения друг с
другом и учителем на основе изучаемой темы; развитие навыков индивидуальной и
групповой деятельности учащихся, изобретательности и творческого отношения к
учебному процессу.
Так же были даны
рекомендации по подбору материала. При этом была спланирована серия уроков, на
которых предполагалось использовать метод проектов. Например, план урока на
мотивационном этапе:
1.
Организационный момент. Задача: Сконцентрировать внимание
учеников. Настроить учащихся на рабочий лад, подготовить к восприятию
информации. Форма работы: Приветствие.
2.
Речевая зарядка. Задача: Помочь учащимся
быстрее адаптироваться в иноязычной среде. Форма работы: Прочтение и перевод
пословиц.
3.
Актуализация опорных знаний. Задача: Введение темы.
Развитие монологической речи. Форма работы: Обсуждение и предложения по теме.
4.
Мониторинг качества усвоения материала. Задача: Развитие
диалогической речи. Форма работы: Составление вопросов по теме. Обсуждение
проектов.
5.
Итоги урока. Подготовка к выполнению домашней работы. Задача: Подведение итогов урока.
Разъяснение формы представления результатов домашней работы. Форма работы: Самостоятельная
работа с учебником, словарем и другой литературой.
В
ходе всего проекта отслеживалась деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее
шаг за шагом. В организации проектной деятельности очень важным моментом
является структурирование. Мы разработали такие этапы, как:
I этап – «Мотивация»
Этот этап
особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы.
Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на
проблему, осмысления цели, создания ситуации общения с преподавателем.
II этап – «Информационное обеспечение»
Задача этого
этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу.
III этап – «Первичная обработка
информации учеником»
Восприятие любого
материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ
материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.
IV этап – «Обработка информации вместе
с учителем»
Продолжается сбор
информации. Учитель стремится предложить конкретный набор поисковых задач.
Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы,
формулируются основные мысли.
V этап - «Дополнительный сбор
информации»
В процессе
работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” материала.
Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют
взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов».
Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
VI этап – «Осмысление, сравнивание,
анализ и коррекция»
Самый важный в
работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека,
становления личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения,
проводить коррекцию.
VII этап (заключительный) – «Защита
проекта»
Обучающиеся
совершенствуют навыки публичного выступления и работы в режиме презентации.
При этом для
получения существенных результатов социализации одарённых детей в ходе обучения
иностранному языку, крайне важно создавать необходимые условия:
-- формировать
умения добывания информации из различных источников;
-- организовывать
ситуации продуктивного общения;
-- развивать
исследовательские умения;
-- учить
наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и сопоставлять в родном и
иностранном языке;
--уметь
предвосхищать информацию, обобщать и оценивать прослушанный материал;
-- делать
мультимедийную презентацию результатов, предоставлять возможность для её
реализации;
-- делать
обучение проблемным, создавать условия для использования лингвистической и
концептуальной догадки, различного рода опорами в тексте, словарями различного
характера;
-- для
использования при говорении и письме специфических приёмов, перифраз,
переспрос, повтор реплик, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры;
-- формирования
способности обратиться за помощью к собеседнику, уточнить вопрос, переспросить,
использовать мимику/жесты.
Следует отметить,
что семиклассники, участвующие в проекте проявили большой интерес и участие в
определении достоинств своих одноклассников (кто-то что-то умеет, чему может
научить других). Многие учащиеся не только осознали наличие своих способностей,
но и обнаружили стремление совершенствоваться. Реализация последующих проектов привела
к определенным результатам:
1.
Благодаря
проекту повысилась самооценка учащихся, обогатился их социальный и духовный
опыт, ученики приобщились к творчеству, развивая свою личность.
2.
Проектная
работа помогла решить проблему мотивации, способствовала формированию и совершенствованию
общей культуры общения и социального поведения в целом.
3.
Проектная
работа приобщила учеников к практическому владению иностранным языком,
способствовала развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию
умений и навыков письменной речи, позволила реально оценить свои языковые
возможности.
4.
Выполнение
проекта позволило повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и
повторения учебного материала, организации его практического применения,
устранения пробелов в образовании.
Работа
над проектом предполагает взаимную активность учителя и реальное
коммуникативное сотрудничество, направленное на развитие творческих и
иноязычных коммуникативных способностей в атмосфере подлинного взаимодействия и
взаимообогащения одаренных учащихся.
Таким
образом, реализуя содержание иноязычной социальной компетентности через
ситуации общения, мы формируем способность вступать в коммуникативные отношения
с другими людьми, партнёрами по коммуникации, делать самооценку, ориентироваться
в социальной ситуации и управлять ею.
Глава III
Иностранный язык является уже не только учебной дисциплиной, но и
становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и
средством обогащения культуры личности, поэтому целью моей исследовательской
работы является
использования иностранного языка как инструмента познания, приобщения и
адаптации к новому социальному опыту.
Согласно цели исследования были поставлены и решались следующие задачи:
·
изучение
практического опыта учителей по работе над данной проблемой;
·
разработка
опросника, для выявления творческих личностей и их способностей;
·
проведение
статистической обработки результатов;
·
развитие
умений добывания информации у детей;
·
развитие
навыков индивидуальной и групповой деятельности учащихся, изобретательности и
творческого отношения к учебному процессу;
Для реализации целей и задач исследования нами использовались следующие
методы:
·
наблюдение
и беседы с учащимися и учителем;
·
анкетирование.
·
эксперимент;
Исследование проходило на базе школы № 11 г. Тобольска. Для выяснения
коммуникативных и творческих позиций учащихся мы провели педагогическое
исследование. При этом на констатирующей части исследования были определены
контрольный (КК-7а класс) и экспериментальный классы (ЭК-7б класс). Отметим,
что в данных классах учитель использует 10-бальную систему оценивания знаний. В
результате сравнения качественной успеваемости, на основании полученных оценок
детей, мы пришли к результату, который отображен, а табл. 1.
Таблица 1.
Качественная успеваемость детей.
Баллы
|
КК-15 чел.
|
ЭК-10чел.
|
10
|
3
|
3
|
9
|
2
|
2
|
8
|
2
|
2
|
7
|
1
|
1
|
6
|
2
|
1
|
5
|
4
|
3
|
4
|
1
|
2
|
Качественная
успеваемость
|
67%
|
60%
|
Для большей наглядности результаты представлены на диаграмме (см. рис.5).
Таким образом, на основании анализа полученных данных можно сделать
вывод, что на начальном этапе экспериментального исследования качественная
успеваемость в КК выше, на 7% чем в ЭК.
На констатирующем и формирующем этапах была проведена анкета в ЭК, по
выявлению способности в овладении языком. Детям необходимо было ответить на 10
вопросов, которые оценивались от одного до пяти баллов ( нейтральный – 0
баллов, отрицательный ответ – 3 балла, положительный – 5 баллов).
Вопросы анкеты
1.
Ты часто
вступаешь в общение со сверстниками?
2.
Можешь ли
ты поддерживать общение?
3.
Ты чаще
стоишь на своей позиции и не соглашаешься с партнером?
4.
обладаешь
ли ты способностью сочувствовать?
5.
всегда ли
ты выслушиваешь собеседника до конца?
6.
Ты часто
перебиваешь собеседника во время разговора и сообщаешь свою точку зрения?
7.
Ты
излагаешь всегда свои мысли логично и чётко?
8.
Тебе хватает
имеющийся запас слов для изложения своих мыслей?
9.
способствует
ли ваша общительность в успешном освоении языка?
10.
Часто вы,
работая в группе, принимаете на себя ответственность за решение сложных
проблем?
Результаты
обследования учащихся ЭК на констатирующем этапе представлены в диаграмме (см.
рис.6).
Рис.6 Динамика способностей в овладении языком.
По результатам анкеты, мы построили профиль творческих качеств каждого
ребёнка (Приложение) и определили уровень творческого потенциала личности на
основе суммарного числа набранных баллов, (использование 5-бальной шкалы)
(Приложение ). Ниже представлен один из примеров.
Суммарное число
баллов: 25, уровень творческого потенциала – средний.
Ерёменко Мария
Рис.7 Профиль
творческих качеств ребёнка.
Итоговый
результат определяется по ниже приведенной Таблице 2.
Таблица 2.
Уровень творческого потенциала
личности
|
Суммарное число баллов
|
Высокий
|
30-36
|
Средний
|
25-29
|
Низкий
|
18-24
|
Фамилия, имя,
|
Суммарное число
баллов
|
Уровень
творческого потенциала личности
|
1. Алексеенко
Вера
|
22
|
Низкий
|
2. Анюшин Денис
|
30
|
Высокий
|
3. Брунчукова
Маша
|
24
|
Низкий
|
4. Бугременко
Маша
|
24
|
Низкий
|
5. Дорошенко
Лена
|
24
|
Низкий
|
6. Ерёменко
Мария
|
25
|
Средний
|
7. Жданова Катя
|
26
|
Средний
|
8. Коваленка
Максим
|
26
|
Средний
|
9. Малов Гриша
|
24
|
Низкий
|
10. Маркова
Настя
|
24
|
Низкий
|
11. Самылова
Таня
|
24
|
Низкий
|
12. Силютина
Света
|
26
|
Средний
|
13. Руданов
Костя
|
20
|
Низкий
|
14. Урусова Оля
|
30
|
Высокий
|
15. Щабин Артем
|
24
|
Низкий
|
Учитывая результаты проведенного теста можно сделать вывод, что уровень
творческого потенциала у детей низкий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|