Развитие социальной компетенции одарённых детей в курсе овладения иностранным языком
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт
им. Д.И.Менделеева»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Курсовая работа
Развитие социальной компетенции одарённых детей в курсе
овладения иностранным языком
Выполнила:
Иутина Анастасия Павловна
студентка 35 группы
Руководитель:
Кузнецова Нина Ивановна
Утверждена на
заседании кафедры
Оценка
Подпись руководителя
Тобольск - 2008
Содержание
Введение
………………………………………………………………………… 3
Глава I. Социальная компетентность как
фактор социализации одарённых школьников.
1.1.
Проблемы
социализации личности ……………………………………. 6
1.2.
Ключевые
проблемы социально-одарённых школьников ……………. 9
1.3.
Понятие
компетентность, условия формирования социальной компетентности
Глава II. Социализация одарённых детей в ходе
обучения иностранному языку.
2.1
Методологические
аспекты формирования социальной компетенции одарённых детей в ходе обучения
иностранному языку
2.2. Опыт
формирования социальной компетенции в овладении иностранным языком
Глава III.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Приобщение ребёнка к миру взрослых людей, к их действительности, к миру
чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество, задача, которую
человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в
передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена
матери учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их
взгляд, пригодится ребёнку в жизни.
Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей,
создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных
возможностей и социально ценной деятельности.
В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети
России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда
же была разработана рабочая концепция одаренности.
Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта
работы с одарёнными детьми, что позволило бы разработать методы выявления
одарённости и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения
одаренных детей. В 2001 году была утверждена Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в
условиях новых социальных требованиях к системе российского образования
является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее
одарённых, и талантливых детей и молодежи.
Известно, что забота об одарённых детях сегодня – «забота» о развитии
науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых
разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать
потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей
индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях, так, как именно их
интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а
социальный смысл к проблеме одарённости.
Основной проблемой одарённых детей учёные называют проблему
реализации их способностей и личностно и социально значимых областях
деятельности. К проблеме одарённости школьников и созданию условий для
реализации способностей и склонностей обращались такие исследователи как
Савенков А., Хуторскийй А.В., Шумакова Н.Б. и другие; идею социализации школьников
рассматривали Мудрик А.В., Ребикова Д.И.; компетентностный подход в социуме –
Савенков А., Сафонова В.В. Иными словами, одарённые дети, став взрослыми,
нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь немногие из таких детей впоследствии
реализуют себя в соответствии со своими особыми способностями. Таким образом,
задача учебных заведений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в
максимальном объёме обеспечить образовательные потребности одаренных детей,
превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через
социализацию и самоактуализацию».
Кроме того, одарённые дети, в силу личностных особенностей с трудом
реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за
недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная
компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе
социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка
одарённые дети приобретут, и разовьют навыки и умения, используя иностранный язык
как средство общения взаимодействия. Рассматривая методические аспекты, языку
следует акцентировать внимание на цели обучения одарённых детей иностранному
языку, содержании, формах организации обучения с акцентом на развитие
социальной компетенции и прочее.
В связи с этим, тема исследования «Развитие социальной компетенции одарённых детей в
курсе овладения иностранным языком».
Объект исследования: образовательная деятельность одарённых детей на уроках
иностранного языка и во внеурочное время.
Предмет исследования: способы и средства овладения одарёнными детьми социальной
компетенцией.
Цель исследования: выявить проблемы развития социальной компетенции одаренных детей и
определить пути их решения. Рассмотреть возможности использования иностранного
языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному
опыту.
Гипотеза: При
создании необходимых условий в ходе обучения детей иностранному языку для их
социализации, развития личностных качеств, формирования определённого уровня
социальных умений, можно добиться развития и реализации способностей детей.
Задачи исследования:
1.
Изучить
литературу по проблемам компетентностного подхода, социализации личности,
работы с одарёнными детьми.
2.
Изучить
практический опыт учителей исследователей данной проблемы.
3.
Подобрать
диагностические методики по развитию способностей детей.
4.
Определить
социальные умения необходимые для формирования детской одарённости.
Для решения поставленных задач используется комплекс методов.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Глава I. Социальная
компетентность как фактор социализации личности.
1.1. . Проблемы социализации личности.
Процесс социализации, его изучение и разработка вызывают сегодня живейший
интерес учёных и практиков. Социализация, как понятие, широко употребляется в
современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Необходимо
сразу отметить, что фундаментальных исследований по этому вопросу крайне мало.
На сегодняшний день ученые так и не пришли к единому общему мнению, кто
же был автором термина «социализация»: одни называют французского социолога Г.
Тарда, другие – американского социолога Ф.Г. Гиддинга, опубликовавшего в 1887г.
книгу «История социализации». Достоверно утверждать можно лишь то, что
произошло это в последней четверти 19в. В Росси о социализации заговорили несколько
позже, в конце 19в [19].
Чтобы понять и изучить проблемы социализации личности ребёнка нужно
рассмотреть это понятие с разных точек зрения. Большинство словарей определяют
социализацию как:
«… процесс усвоения дальнейшего развития индивидом социально-культурного
опыта» [18].
« … процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и
культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» [16].
« … процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом
ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу,
социальной общности, группе» [8].
Процесс социализации – важнейшее многоаспектное явление в жизни
человечества. В ходе его проходит формирование поколения будущего под влиянием
таких факторов, как семья, средства массовой коммуникации, общение, детские
общественные организации и т.д. – именно потому так велико внимание к нему
философов, социологов, политологов, психологов, педагогов. С этой точки зрения
историческое содержание и историческое прошлое процесса социализации требует
пристального изучения.
Социально-экономические преобразования в стране, связанные со сферами
политики, идеологии, информационной революцией, значительно раздвинули рамки
социализации и изменили представление о ней, вызвав к жизни поиск форм
социальной адаптации детей взрослых в условиях свободы выбора профессии,
предпринимательства, частной собственности, более сложного понимания идеи социальной
справедливости. Потребовались новые формы институализации, включение в комплекс
социальных институтов семьи, партии, организации, государственной власти.
Целостность человека как личности, для формирования которой необходимо
взаимодействия социализации, воспитания, саморазвития, при этом воспитание
рассматривается как часть процесса социализации.
Социализация – это двухсторонний процесс: с одной стороны, индивид
усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и
социальным группам, в которые он входит. А с другой – процесс социализации, он
активно воспроизводит систему социальной связи и социальный опыт [2].
Социализация осуществляется под влиянием сверстников, родителей, учителей
и т.д.; которые помогают формировать у индивида интеллектуальные «социальные и
физические навыки необходимые для исполнения социальных ролей».
В исследовании Н.В. Андреенковой [1] «Проблемы социализации личности»
отмечено, что процесс социализации продолжается не всю жизнь, а только в период
активного усвоения и выработки комплекса норм социальных ориентаций личности. В
её концепции процесс социализации охватывает три основных этапа:
1.
Первичная
социализация (социализация ребёнка);
2.
Промежуточная
социализация (социализация подростка);
3.
Устойчивая
целостная социализация (период перехода от юности к зрелости).
Данной проблемой на Западе в разное время и с разным результатом
занимались Д.Х. Аллантайн, Ч.Х. Кули, М. Мид, Т. Парсонс, Э. Эриксон и многие
другие исследователи.
Ещё один подход к проблеме социализации разработал гарвардский психолог
Лоренц Колберг, сделав акцент в своей концепции на нравственном развитии детей.
Данные Л. Колберга, анализировавшего в контексте своей концепции
моральное развитие детей в стабильные периоды развития общества, подтверждали,
что дети до 7 лет большей частью находятся на уровне морального развития. Их
поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить
поощрение, т.е. по всем данным у них доминирует незрелый
индивидуально-личностный уровень идентичности.
В 80-90-е годы прошлого столетия проблемы социализации становятся
традиционным объектом изучения отечественных философов, социологов, психологов,
этнографов, педагогов. Социологи решают проблемы социализации в макросистеме
общества, изучают их влияние на его социальную структуру, способы производства
материальных благ, систему общественных отношений, политическое устройство.
Педагогов занимает социализация человека на всей возрастных этапах в двух
аспектах. Во-первых, они исследуют сущность относительно социально
контролируемой её части – воспитание. Его тенденции и перспективы, определяют
его принципы. Содержание, формы и методы. Во вторых, изучают общество как
социализирующую среду, выявляют его воспитательные возможности для поиска путей
и способов использования и усиления позитивных явлений на человека и
нивелирования, коррекции и компенсации негативных.
Различные уровни социализации индивида позволяют ему с большей или
меньшей эффективностью участвовать в жизни общества, в большем или меньшем
объёме осуществлять социальные функции и роли в соответствии со свом
общественным положением.
Результатом социализации – индивидуализации является степень социальной
зрелости растущего человека, т.е накопление им в себе социального человеческого
свойства.
Можно сделать вывод о том, что социализация ребёнка это процесс
приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей,
происходящий в сферах деятельности. Общения и самопознания путём узнавания,
освоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального
взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребёнка
формируется готовность к социальным действиям.
Таким образом, для определения эффективности процесса социализации
ребёнка можно выделить группы критериев:
1.
социальная
адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям
социальной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия,
достижение успехов в реализации целей;
2.
социальная
автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя,
устойчивость в поведении и отношениях;
3.
социальная
активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным
действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое
преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность,
результативность действий.
1.2 Ключевые проблемы социально-одарённых школьников.
С изменением политической ситуации в стране, ориентация на
коллективизм, ранжирование и нивелирование личности уходит в прошлое, и особое
значение приобретает формирование личности с ярко выраженной индивидуальностью,
способной на нестандартное мышление и действия. Отсюда не случайно возрос
интерес к одаренным детям. Разумеется, в советской психологии и педагогике этим
вопросам уделялось достаточно внимания, о чем свидетельствует довольно широкий
круг изученной нами литературы, однако в новых условиях требуются иные взгляды
на проблему изучения особенностей развития детей с высокими интеллектуальными возможностями
и задатками креативного мышления и, безусловно, иные подходы к процессу
развития одаренных детей.
Эти дети - золотой запас России, это они во многом будут
определять её судьбу в будущем, поэтому уже теперь целесообразно сосредоточить
усилия на выявлении одаренных детей, изучении особенностей их развития,
восприятия ими окружающей действительности.
Исследование
проблем одаренности имеет большую историю. Понятие одаренность рассматривается
детально в трудах таких отечественных ученых, как Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин,
А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков, Н.Н. Поддъяков,
В.В. Клименко, А.И. Савенков. Большой вклад в разработку разных аспектов данной
проблемы внесли зарубежные психологи В.Штерн, Ч.Спирмен, А. Бине, Р. Кеттел, Д.
Векслер, Л. Терстоун, Дж. Фельдхьюсен, Дж. Рензулли, Ж. Пиаже, Л. Терман, S. Ceci,
A.W. Gottfried, K. Bathurst, PJanos, N. Robinson, L. Hollingworth, C. Benbow,
L. Silvermann, J. Gallagher, R. Hogan, M. Viernstein, M. Csikszentmihalui, K. Rathunde,
S. Whalen, R. Milgram, M. Gross, K. Montour, A.Miller, H.Wagner, B.Feger, E.
Mittag, S.Rimm, H.Zukkerman, J.Terrassier, E. Winner.
Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так
называемая «общая одаренность» как универсальная способность (способность ко
всему), или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких
сферах.
Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность -
интегральное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек
одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.
Но также традиционно существовала и другая, полярная точка
зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько,
сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно
этому подходу одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности
вообще, надо говорить об одаренности математической, музыкальной и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|