Данные о качестве впускаемой продукции и получаемого сырья,
результаты совещаний по качеству доводятся до высшего руководства для
проведения анализа функционирования системы качества ОАО «ЧЭМК» и принятия
оперативных решений.
С целью совершенствования системы качества, действующей в ОАО
«ЧЭМК», планируется разработка и внедрение системы менеджмента качества на
соответствие международному стандарту ИСО 9001 : 2000.
В этом направлении ОАО «ЧЭМК» сотрудничает с фирмой «ПРОНАП»
(г.Челябинск), которая имеет деловые контакты с германской фирмой RW TUV,
занимающейся сертификацией систем качества.
В период 2000-2003 гг. были организованы и проведены, с
привлечением специалистов фирмы «ПРОНАП», информационные семинары для
руководителей высшего и среднего звена ОАО «ЧЭМК» об основных принципах системы
менеджмента качества и требованиях МС ИСО серии 9000, проверка и оценка системы
качества, действующей в ОАО «ЧЭМК», на соответствие требованиям МС ИСО 9001 :
2000.
В учебном центре фирмы «ПРОНАП» совместно с Рейнско-Вестфальким
обществом технического надзора RW TUV были организованы семинары повышения
квалификации по курсам: «Представитель руководства, ответственный за систему
менеджмента качества», «Менеджер качества», «Эксперт – аудитор TUV-CERT».
Специалисты ОАО «ЧЭМК» успешно прошли переподготовку по этим программам и
получили сертификаты качества (TUV-CERT, Германия).
Изготовление
продукции с использованием эффективных технологических процессов, аттестованных
средств измерительной техники и методов контроля качества сырья и готовой
продукции создает надежную основу для закрепления и расширения позиций комбината
на рынке, а, следовательно, для материального благополучия персонала комбината,
развития производства и бизнеса.
Предприятие
интегрирует с другими предприятиями по производству металлопроката. Влияние цен
рынка непосредственно отражается на себестоимости производимой продукции.
2.6 Анализ
рынка и конкурентов
В анализе внешней среды предприятия отмечается, что основные конкуренты
организации - это несколько предприятий Челябинска по производству
металлоконструкций.
Основные конкуренты
ОАО «ЧЭМК» представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 –
Конкуренты ОАО «ЧЭМК»
Предприятие
|
Объем продаж, млн. руб.
|
Доля на рынке, %
|
Продукция
|
ОАО
«ЧЭМК»
|
19120
|
15,91
|
Ферросплавы, графитовые
электроды
|
ОАО «ЧМК»
|
25210
|
20,98
|
Листопрокат различного
сортамента
|
ОАО «ММК»
|
75640
|
62,95
|
Листопрокат различного
сортамента
|
ЗАО «Анкер»
|
196
|
0,16
|
Листопрокат,
металлоконструкции, нефтеперегонные колонны, нагреватели, ферросплавы
|
Всего
|
120166
|
100,00
|
|
Основные
конкурентные преимущества ОАО «ЧЭМК»:
1.
Вся продукция сертифицирована по международным стандартам;
2.
Использование передовых технологий;
3.
Контрактная работа с иностранными заказчиками по объемам
ферросплавов;
4.
Высокий уровень профессионализма работников (обучение и проводимые
аттестации по программе MBA);
5.
Штат сотрудников составляет 5305 чел., у предприятия есть производственной
возможности существенного роста численности.
Основные
конкурентные преимущества ОАО «ЧМК»:
1.
Вся продукция соответствует стандарту ИСО 9001;
2.
Использование технологий плавки металла, проката;
3.
Существенный штат сотрудников (около 45 000 чел.) и объемы
выпуска продукции;
4.
Действует политики стимулирования работы молодежи;
5.
Градообразующее предприятие в г. Челябинске: лидерская
деятельность в сфере производства листового проката.
Основные
конкурентные преимущества ОАО «ЧЭМК»:
1.
Вся продукция соответствует стандарту ИСО 9001;
2.
Специализация производства на ферросплавах, графитовых электродах;
3.
Высокий уровень профессионализма работников (обучение и проводимые
аттестации по программе MBA);
4.
Эффективная сбытовая политика;
5.
Существенная социальная политика.
Основные
конкурентные преимущества ОАО «ММК»:
1.
Лидер в сфере листового проката различного сортамента в Челябинской области, в
т.ч. в г. Магнитогорске;
2.
Специализация сталелитейного производства;
3.
Градообразующее предприятие;
4.
Действует система эффективного управления финансовых ресурсов предприятия;
5.
Оптимизационная сбытовая политика.
Таблица 2.4 - Структура затрат на производство
продукции ОАО «ЧЭМК»
Статьи затрат
|
2004
|
2005
|
2006
|
млн. руб.
|
%
|
млн. руб.
|
%
|
млн. руб.
|
%
|
1. Затраты на оплату труда
|
1358
|
35,00
|
3685
|
35,00
|
6127
|
35,00
|
2. Материальные затраты
|
2450
|
63,14
|
6742
|
64,03
|
11257
|
64,30
|
- сырье
|
1940
|
50,00
|
52650
|
50,00
|
9628
|
55,00
|
- топливо
|
1506
|
3,88
|
1708
|
1,62
|
1864
|
1,06
|
- э/энергия
|
708
|
1,82
|
1021
|
0,97
|
1540
|
0,88
|
- зап.части
|
238
|
6,14
|
1144
|
10,87
|
1218
|
6,96
|
- оплата сторонних организаций
|
505
|
1,30
|
604
|
0,57
|
701
|
0,40
|
3. Амортизация
|
405
|
1,04
|
611
|
0,58
|
708
|
0,40
|
4. Прочие затраты
|
315
|
0,81
|
407
|
0,39
|
510
|
0,29
|
Итого
|
3 880
|
100
|
10 529
|
100
|
17 106
|
100
|
Таблица 2.5 –
Экономические показатели ОАО «ЧЭМК», млн. руб.
Показатель
|
2006 год
|
1. Стоимость активов
|
19 526
|
2. Стоимость ОПФ
|
10 907
|
3. Выручка
|
17 980
|
4. Себестоимость
|
17 106
|
5. Прибыль
|
874
|
6. Численность работников (чел.)
|
5 310
|
7. Среднемесячная заработная плата
(руб.)
|
11 860
|
Таблица 2.7 – Динамика
прибыли ОАО «ЧЭМК», млн. руб.
Рисунок
2.1 – Динамика прибыли ОАО «ЧЭМК» 2004-2006 гг., млн. руб.
Таблица 2.8 -
Анализ сильных и слабых сторон предприятия в сфере производства
|