Выбор
стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости,
то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели.
Это означает,
что экономическая стратегия должна вырабатывать такие правила и приемы выбора
целей и средств их достижения, чтобы направление какого-либо ресурса на
реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на процесс
достижения хотя бы одной из других стратегических целей. То есть экономическая
стратегия — это план поддержания фирмы (отрасли, национальной экономики и
целом) в состоянии, соответствующем критерию Парето-эффективности.
Однако следует
при этом иметь в виду, что цели, на достижение которых направляются ресурсы,
должны быть равнозначными с точки зрения масштабов влияния на живучесть фирмы
(отрасли национальной экономики или национальной экономики в целом) в долговременной
перспективе. По этому поводу Э. Дж. Долан и Д. Е. Линдсей говорят следующее:
«Инвестиция означает отказ от текущего потребления в пользу будущего (подчеркнуто
нами — А. Г.) потребления. Чтобы построить больше фабрик, дорог, компьютеров,
мы вынуждены изымать ресурсы из производства хлеба, кинофильмов, услуг и
других вещей, могущих удовлетворить наши сиюминутные желания. Но в то же время
мы оказываемся в лучшем положении и с точки зрения удовлетворения завтрашних
желаний» [3, с. 13].
Таким образом,
экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного
достижения однотипных по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы
стратегических целей. Взаимная увязка по времени и ресурсам таких локальных
стратегических целей позволяет достичь глобальной цели экономической стратегии
~ создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.
Экономическая
стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:
— что и в каком
количестве производить?
— как и какими
средствами производить?
— для кого и
когда производить?
Для того чтобы
ответить на эти вопросы, экономическая стратегия фирмы должна вырабатывать
правила и приемы:
1) исследования
условий конкурентного преимущества, формируемых детерминантами «национального
ромба» внутри страны и за ее пределами, и выявления предпочтительной миссии
фирмы;
2) исследования рынков потенциальных товаров и услуг,
отвечающих миссии фирмы, и выбора таких стратегических зон хозяйствования,
которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость фирмы, то
есть возможность переориентации фирмы на функционирование в наиболее
благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной,
научно-технической и экологической точек зрения зонах;
3) формирования
товарного ассортимента фирмы, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные
индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри
страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе систематическое
получение фирмой экономической прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовывать
программы расширенного воспроизводства;
4) распределения
имеющихся в распоряжении фирмы и привлекаемых ею дополнительных ресурсов между
различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность
(рентабельность) использования этих ресурсов;
5) взаимодействия
с рынками факторов производства, ценных бумаг валютными рынками,
обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала
фирмы на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех
этапах жизненного цикла;
6) формирования
эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе
устойчивое положение фирмы в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;
7) раннего
обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее
отраслей, так и внутри фирмы, и предотвращения несостоятельности (банкротства)
фирмы.
Вырабатывая
правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности,
экономическая стратегия фирмы — с момента определения ее миссии, формирования
ее производственного профиля и в течение всего периода функционирования — должна
быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение ее
банкротства, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся
мире.
Как видно из
перечисленных аспектов экономической стратегии, главными направлениями
деятельности фирмы в выработке стратегических решений являются: сбор и переработка
значительных объемов многообразной по характеру информации; ведение переговоров
с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками
ресурсов, клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями; мониторинг
рынков товаров и услуг, факторов производства; выработка собственно
стратегических решений.
Таким образом,
разработка вариантов и выбор предпочтительной экономической стратегии
представляет собой, по существу, процесс формирования портфеля (набора)
стратегических рыночных трансакций, то есть разнообразных соглашений, сделок с
многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе,
чтобы обеспечить себе устойчивое процветание. Создание такого портфеля связано
с весьма существенными издержками, которые с полным правом могут быть отнесены
к категории «трансакционных издержек».
В статье
«Проблемы рыночных издержек» [6, с. 9] Р. Коуз так определяет экономический
смысл трансакционных издержек: «Для осуществления рыночных трансакций необходимо:
выявить — с кем желательно заключение сделки; распространить информацию о том,
что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие
к заключению сделки; провести расследование, чтобы убедиться в том, что условия
контракта соблюдаются и т. п. Эти операции порой влекут за собой чрезвычайно
большие издержки, и в любом случае они настолько дорогие, что предотвращают
многие трансакции, которые были бы реализованы в мире, где ценовая система
работала бы без издержек» [6, с. 103].
Но, что же
говорить о выработке портфеля долговременных основополагающих стратегических
трансакций, если издержки, связанные только с одной сделкой, так велики!
Следовательно, величина трансакционных издержек, связанных с выработкой
экономической стратегии, настолько существенна, что оказывает определяющее влияние
на направленность этой стратегии.
В этой связи
небезынтересно высказывание Р. Коуза о том, что существование трансакционных
издержек будет подталкивать к введению различных форм деловой практики,
обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты
по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных
издержках. «Выбор партнеров,— пишет Р. Коуз,— тип контракта, выбор
предлагаемых продуктов и услуг — все может при этом меняться» [6, с. 9]. А ведь
именно эти изменения и находят отражение в экономической стратегии. (
Следовательно, существо экономической стратегии состоит:
— во-первых, в
выборе таких способов выявления стратегических целей, которые приводили бы к
сокращению трансакционных издержек;
— во-вторых, в
выборе таких целей, достижение которых требовало бы меньших суммарных
производственных и трансакционных издержек;
— в-третьих, в
выборе целей, достижение которых обеспечивало бы наибольший прирост уровня
конкурентного статуса фирмы за счет усиления совокупного влияния
стратегического потенциала фирмы и детерминантов «национального ромба».
Величина
стратегических трансакционных издержек и большой мере зависит от степени
нестабильности внешней среды, в условиях которой фирме предстоит функционировать
в перспективе. В свою очередь, степень нестабильности внешней среды характеризуется
привычностью ожидаемых событий, предполагаемыми темпами изменений, возможностями
предсказания будущего [I]. Чем выше нестабильность внешней среды, тем сложнее
выработать адекватные стратегические решения, тем больший объем информации необходимо
собрать и переработать, тем большее число контактов потребуется совершить,
чтобы правильно оценить складывающуюся в той или иной стратегической зоне
хозяйствования обстановку, тем большее число вариантов стратегических
трансакций нужно проработать. Степень нестабильности внешней среды влияет и на
выбор вида стратегического управления.
И. Ансофф
выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости
от степени нестабильности внешней среды:
1) управление на
основе экстраполяции (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях
сравнительно невысокой степени нестабильности;
2) управление на
основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических
позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности;
3) управление на
основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач;
управление по слабым сигналам; управление в условиях стратегических неожиданностей),
применяющихся для условий существенной нестабильности внешней среды.
Принципиальные
положения реализации перечисленных видов стратегического управления будут
освещены в последующих разделах.
Наконец,
необходимо выделить некоторые особенности экономической стратегии, отличающие
ее от краткосрочного (текущего), управления фирмой.
Первая
особенность состоит в том, что процесс выработки экономической стратегии не
завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением
общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост
уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие,— уровня конкурентного
преимущества фирмы.
Вторая
особенность состоит в существенном отличии выбора и реализации оперативных
(тактических) трансакций, полнота и надежность информации для которых значительно
выше, чем полнота и надежность информации, имеющаяся в распоряжении фирмы при
выборе стратегических трансакций. В ходе формирования экономической стратегии
нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении
конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться
обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах, что
приводит к росту неопределенности всех типов: «неопределенности природы» (то
есть внешней среды фирмы); неопределенности целей; неопределенности действий
конкурентов (противника). Экономическая стратегия вырабатывает своеобразную
«зону неопределенности» — множество вариантов развития фирмы, каждый из
которых оптимален при некотором реально возможном сочетании внешних условий.
Третья особенность
выражается в существенном усилении роли обратной связи при выработке
экономической стратегии. Поскольку в процессе выработки стратегических решений
постоянно появляются новые альтернативы, осуществляется целенаправленный поиск
наиболее предпочтительных решений, появляется более полная и достоверная информация
о тех или иных стратегических трансакциях, первоначально намеченные цели стратегического
развития могут быть подвергнуты сомнению или просто отброшены. Вследствие этого
разработка экономической стратегии представляет собой циклический (кольцевой)
процесс с постоянной корректировкой первоначальных целей по мере уточнения информации
о факторах, определяющих конкурентный статус фирмы в исследуемой перспективе.
Четвертая
особенность экономической стратегии заключается о том, что на уровне
стратегического планирования — в отличие от планирования на тактическом уровне
— весьма трудно определить абсолютные (квантифицированные) показатели
полезности тех или иных стратегических решений. Это приводит к необходимости
пользоваться для выбора предпочтительных решений либо порядковыми мерами
полезности, либо «псевдоабсолютными» показателями, основанными на сочетании
параметров, поддающихся квантификации (например, затраты в денежном
выражении), и порядковых, качественных показателей таких, как «стратегическая
полезность», для выражения которой может использоваться балльная система
оценок.
1.3 Процесс разработки и
реализации стратегии
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели
организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все
остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно
преувеличить.
Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего
процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают
основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для
выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь
индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и
нечеткости целей [13, c.88].
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры
для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Определение
миссии необходимо для того, чтобы верно принимать «критические» решения. В
формулировке миссии (программного заявления) должно быть отражено
долговременное ведение того, чем организация стремится стать: уникальная цель,
которая отличает организацию от подобных ей.
Выяснение какой предпринимательской деятельностью занималась и занимается
фирма; это необходимо учитывать, т.к. каждая фирма имеет свою историю, те
задачи и стратегии которые стояли в прошлом, свои ошибки и победы. И чтобы не
наделать опять ошибок и приумножить свои победы, фирма должна все проанализировать:
свое нынешнее поведение и свое прошлое.
Определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды; среда
диктует возможности для развития, но среда может и сдерживать развитие. Поэтому
фирма должна определить все факторы окружающей среды перед разработкой миссии.
Выявление культуры фирмы. Культура фирмы определяется как ее
положительная работа. То есть, это то, что организация делает хорошо. И
культура фирмы дает ей преимущества среди аналогичных организаций. Организация
культуры фирмы полностью лежит на плечах менеджеров.
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей
потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение
прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в
конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо
следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию
рынка [7, c.71].
Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя
забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим
опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с
необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть
ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих
решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых
предпочтений.
1. Обще фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей
миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется
высшее руководство.
2. Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета
для последующих решений и оценки хода работы).
3. Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что
фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
4. Достижение цели (служит повышению эффективности организации);
установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим
результатам.
5. Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для
достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).
6. Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только
в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно
институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во
всей организации.
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его
существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для
осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и
ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных
уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:
1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий,
его основных рынков и основных технологий.
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие
принципы предприятия.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри
предприятия?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|