Статья 791 Гражданского
кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под
погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором
перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные
средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Аналогичная обязанность перевозчика установлена ст. 20 УЖТ РФ, согласно которой
перевозчик обязан подавать транспортные средства, пригодные для перевозки
соответствующего груза.
В целях выполнения
указанной обязанности перевозчик должен содержать транспортные средства в
технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их
пригодность для перевозки данного груза.
Грузоотправитель, отправляя продукцию, обязан принимать все зависящие от
него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить
продукцию в любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не
заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от
погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного
груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение
перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к
повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести
ответственность перед грузополучателем.
Статья 20 Устава
железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом
отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов,
контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие
внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на
состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности
внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки
конкретных грузов определяется в отношении:
вагонов -
грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой,
если погрузка осуществляется ею;
контейнеров - во всех
случаях грузоотправителями.
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации в своем Постановлении от 6 октября 2005 г. N 30 "О
некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав
железнодорожного транспорта" в п. 13 разъяснил, что, если утрата,
недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности
вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик[28]. Он может быть освобожден от
ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение груза
произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и
устранение которых от него не зависело, а также в случае представления
доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла
по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку
груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное
обстоятельство не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность
груза.
Грузоотправитель может быть
освобожден от ответственности за недостачу, повреждение груза, погруженного в
непригодное в коммерческом отношении транспортное средство, если докажет вину
перевозчика в недостаче, повреждении, порче груза.
Внесение провозной платы является одной из важнейших обязанностей
грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой
определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со
сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку
груза, если плата за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 УЖТ)
При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного
транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае
невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза
подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается.
При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или
грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму
просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации.
Пленум Высшего арбитражного
Суда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение[29]. При несвоевременных расчетах за перевозку
грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него
подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395
ГК Российской Федерации. Кроме того, в указанном случае до внесения
грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с
частью 5 ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю
вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него
взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
Более того, в соответствии
со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя
от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся
перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме
об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения
такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока
грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку
грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если
иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз. При
этом закон предусматривает определенные исключения. Не могут быть реализованы
грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с
федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление
не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для
удовлетворения государственных и оборонных нужд.
Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на
выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. Своевременная доставка грузов
в пункты назначения, являясь одним из условий надлежащего исполнения
обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей
перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.
На железнодорожном
транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются
Министерством транспорта по согласованию с Федеральным органом исполнительной
власти в области экономики (ст. 33 УЖТ). Грузоотправители и перевозчики в договорах
могут предусмотреть иной срок доставки грузов. В настоящее время утверждены в
установленном порядке и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской
Федерации (23 июня 2003 г. N 4816) Правила исчисления сроков доставки грузов
железнодорожным транспортом[30]. В
соответствии с указанными Правилами исчисление срока доставки груза начинается
с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза
для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе
"Календарные штемпеля" в корешке дорожной ведомости и в квитанции о
приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции
отправления". Грузы считаются доставленными в срок, если на
железнодорожной станции назначения они выгружены перевозчиком или если вагоны,
контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения
установленного срока доставки.
Статья 16 УЖТ
устанавливает, что грузоотправители могут предъявлять грузы для перевозок с
объявленной ценностью. Особо подчеркивается, что перевозка грузов с объявлением
их ценности осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов
железнодорожным транспортом. В Правилах установлено, что объявление
грузоотправителем ценности грузов обязательно при предъявлении для перевозки
следующих грузов: драгоценных металлов, камней и изделий из них; музейных и
антикварных ценностей, предметов искусства и иных художественных изделий;
грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности. Статья 16 УЖТ предусматривает,
что за перевозки грузов с объявленной ценностью взимаются сборы, ставки которых
устанавливаются тарифным руководством.
Правилами установлено: если
перевозчик докажет, что объявленная ценность груза превышает действительную ее
стоимость, то перевозчик возмещает грузоотправителю именно действительную ее
стоимость в случае причинения грузу с объявленной ценностью ущерба при его
транспортировке. Данную точку зрения поддерживает и Высший Арбитражный Суд РФ.
В пункте 38 Постановления Пленума от 6 октября 2005 г. N 30 он разъяснил, что
при обнаружении явного несоответствия объявленной грузоотправителем стоимости
груза его действительной стоимости арбитражный суд может рассмотреть вопрос о
возможности квалификации действий грузоотправителя по предъявлению перевозчику
требования, основанного на объявленной стоимости груза, как злоупотребление
правом (ст. 10 ГК Российской Федерации).
По общему правилу грузы,
нуждающиеся в затаривании, должны предъявляться к перевозке в исправной таре,
обеспечивающей безопасность движения, сохранность грузов, транспортных средств
(ст. 18 УЖТ). Перевозчики освобождаются от ответственности за утрату груза
вследствие дефектов тары, только доказав, что они не могли быть замечены по
наружному виду при приеме груза к перевозке.
Перевозка грузов на
железнодорожном транспорте оформляется накладной и квитанцией о приеме груза,
которые являются основными транспортными документами (ст. 25 УЖТ). Накладная
содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования
грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия
груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии
договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных
сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными
документами. Статья 25 УЖТ подчеркивает, что "железнодорожная накладная и
выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза
подтверждают заключение договора перевозки груза"[31].
Перевозчику предоставлено
право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной,
в соответствии со ст. 27 УЖТ, предоставлено право проверять вес грузов путем
выборочного взвешивания. Составляется также дорожная ведомость, которая вместе
с накладной следует с грузом на станцию назначения и остается там.
В целях обеспечения
сохранности грузов, находящихся в процессе перевозки, двери вагонов,
контейнеров должны быть опломбированы. Опломбирование вагонов, контейнеров,
осуществляется либо перевозчиком, либо грузоотправителем, указанным в
перевозочных документах, в зависимости от того, кем производится погрузка.
Вагоны, контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд, подлежат опломбированию
по усмотрению и за счет отправителей таких грузов либо перевозчиком.
Опломбирование
вскрывающихся для таможенного досмотра вагонов, контейнеров, осуществляется
таможенными органами, которые составляют в этих случаях акт досмотра и
прикладывают его к перевозочным документам. В этих случаях, если груз прибыл с
исправными таможенными пломбами и при исправной перевозке, перевозчики
освобождаются от выдачи груза и не могут нести ответственность за его несохранность.
Объективным доказательством
отсутствия доступа к грузу при его перевозке является сочетание исправности
транспортного средства с исправностью запорно-пломбировочного устройства на
прибывшем транспортном средстве. Тем не менее, при прибытии грузов в
транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами,
установленными самими перевозчиками, данные перевозчики обязаны проверить
состояние и массу груза.
2.3. Основания прекращения
договора перевозки
Доставкой и выдачей груза,
поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного
обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном
соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо
изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб.
Выдача груза является
конечным моментом, до которого простирается ответственность перевозчика.
В связи с этим немаловажное
значение имеет момент, в который выдача груза считается совершенной. Момент
выдачи груза определяется в зависимости от места, где эта операция выполняется,
и от того, кем осуществляется выгрузка.
- При перевозках грузов в
контейнерах на отдельных видах транспорта при транспортно-экспедиционном
обслуживании, которое производится на основании договоров предприятий
(организаций) грузополучателей с органами автотранспорта, выдача перевозчиком
контейнера на железнодорожном транспорте завершается в момент передачи груза
шоферу автотранспортного предприятия.
- При поступлении грузов в
вагонах на подъездной путь грузополучателя выдача груза завершается в момент
передачи этого вагона приемосдатчиком грузополучателю и его росписи в приемке.
При поступлении грузов в порты, пристани, на пути общего пользования - в момент
передачи груза представителю получателя и его росписи в транспортных
документах.
Грузополучатель обязан
принять поступивший в его адрес груз (ст. 36 УЖТ), за исключением случая, когда
качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что
исключается возможность его полного или частичного использования (ст. 36 УЖТ).
В статье 45 Устава
железнодорожного транспорта установлено, что, если груз прибыл по истечении
установленного срока, грузополучатель может получить его при условии возврата
перевозчику суммы, полученной им за утрату груза.
Таким образом, на
железнодорожном транспорте грузополучатель может получить найденный груз,
возвратив полученную в качестве компенсации сумму за его утрату.
Грузы, прибывшие в
исправном транспортном средстве с неповрежденными запорно-пломбировочными
устройствами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки количества
мест, состояния и веса груза.
В противном случае перевозчик
по требованию получателя и с его участием или по своей инициативе обязан
вскрыть транспортное средство, произвести проверку количества мест, веса и
состояния груза и при необходимости составить коммерческий акт либо акт
установленной формы.
Коммерческим актом
удостоверяются, как правило, следующие обстоятельства: а) несоответствие между
наименованием, весом или количеством груза в натуре и данными, указанными в
перевозочном документе; б) повреждение и порча груза; в) обнаружение груза без
документов или документов без груза; г) возвращение перевозчику похищенного
груза из транспортного средства.
Для удостоверения иных
обстоятельств оформляются акты общей
формы и другие акты в порядке, установленном правилами перевозок грузов на
железнодорожном транспорте. При этом следует иметь в виду, что акт общей формы
также служит основанием для ответственности участников договора перевозки
грузов. Им удостоверяются такие обстоятельства, которые не требуют составления
коммерческого акта. Акт общей формы составляется как в случаях, предусмотренных
правилами составления актов, так и во всех иных случаях, когда того требуют
обстоятельства дела. Отказ в составлении акта общей формы грузоотправитель или
грузополучатель вправе обжаловать в установленном порядке.
Помимо коммерческого акта и
акта общей формы составляется акт о техническом состоянии транспортного
средства.
Акт о техническом состоянии
должен составляться в день обнаружения неисправности и не позднее дня
составления коммерческого акта.
2.4. Ответственность перевозчика и отправителя.
А) ответственность перевозчика за неподачу транспортных
средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств.
В отличие от
общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК),
ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на
транспорте наступает не только за вину, но и за случай.
Вина третьих лиц в
невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины не снимают
имущественной ответственности с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение
принятой заявки на перевозку грузов (ст. 401 ГК).
Ст. 94 УЖТ РФ по размеру
санкций, применяемых при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов,
ставит обе стороны - грузоотправителя и перевозчика - в равное положение. Как к
грузоотправителю, так и к перевозчику за совершенное правонарушение применяются
равные санкции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|