Восполняя этот пробел в
законодательстве, Госарбитраж СССР в инструктивном письме от 30 июля 1976 г. N
И-1-23 "О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов в
прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении" (п. 16) указал
на это обстоятельство и отметил, что грузополучатель имеет право требовать от
транспортной организации выдачи груза в конечном пункте перевозки с проверкой
его веса, количества мест и состояния[7].
Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или по весу,
указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в исправной
таре, выдаются без взвешивания по счету мест. Если при такой выдаче будет
обнаружена недостача, порча или повреждение груза, транспортная организация
обязана составить коммерческий акт.
Таким образом, дополнен
перечень обстоятельств, дающих право на составление коммерческого акта,
обязывающий как перевозчиков, так и грузополучателей руководствоваться им в
своей деятельности при поступлении грузов, следующих в прямом смешанном
сообщении.
В постановлениях Пленума
Высшего Арбитражного Суда встречаются разъяснения по принципиальным проблемам
железнодорожно-транспортного законодательства.
В соответствии со ст. 123
УЖТ 2003 г. претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести
месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней.
В статье далее устанавливается, что перевозчик вправе принять для рассмотрения
претензию по истечении установленных ст. 123 УЖТ сроков, если признает
уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. Таким образом, из
содержания данной статьи можно было сделать вывод, что, если железная дорога
признает причину пропуска срока для предъявления претензии, установленную ст.
123 УЖТ, неуважительной, он вправе не рассматривать подобную претензию.
Между тем ст. 120 УЖТ (а
также ст. 797 ГК РФ) предусмотрено, что до предъявления к перевозчику иска,
вытекающего из перевозки груза или грузобагажа, обязательно предъявление
перевозчику претензии. Следовательно, при пропуске срока на предъявление
претензии по причине, признанной неуважительной, всякие требования к
перевозчику по поводу нарушений, связанных с перевозкой грузов, исключаются.
Таким образом, совершенно не учитывалось, что ст. 797 ГК РФ (п. 3) было
определено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки
грузов, устанавливается в один год.
Считая необоснованными
подобные полномочия железной дороги в отношении фактического изменения сроков
исковой давности, Пленум Высшего Арбитражного Суда в своем Постановлении от 6
октября 2005 г. N 30 (п. 42) сделал очень важное разъяснение, указав, что
предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензий к перевозчику за
пределами сроков (т.е. с нарушением таких сроков), предусмотренных в ст. 123
УЖТ при условии соблюдения установленного УЖТ порядка предъявления претензий,
не является основанием к возвращению искового заявления. В то же время Пленум
Высшего Арбитражного Суда исходил из того, что сроки, установленные ст. 123 УЖТ
2003 г., все-таки должны соблюдаться, и если при рассмотрении иска будет
установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных ст.
123 УЖТ сроков на предъявление претензии к перевозчику, то арбитражные суды, в
соответствии с ч. 1 ст. 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, вправе отнести на истца судебные расходы независимо от исхода спора.
1.3. Особенности и система
железнодорожно-транспортного законодательства.
Анализируя законодательство,
регулирующее перевозки грузов железнодорожным транспортом, следует отметить следующие
присущие ему особенности:
1.) Является наиболее
кодифицированным массивом в российском транспортном законодательстве, постоянно
совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.
С 1920 г. по настоящее
время было принято восемь уставов железных дорог, и если в первом Уставе
железных дорог 1920 г. было всего 47 статей, то Устав железных дорог 1922 г.
состоял из 76 статей и более подробно регулировал взаимоотношения
грузоотправителей (грузополучателей) и железной дороги, а Устав железных дорог
1927 г. содержал 128 статей и конкретизировал те положения, которые были
заложены в Уставе железных дорог 1922 г. В нем более подробно регламентировался
порядок предъявления претензий к железной дороге, указывалось, какие именно
документы прилагаются к претензии (этого не было в прежних уставах), подробно
рассматривался вопрос об исковой давности[8].
Уставом железных дорог 1935
г. подробно регулировались вопросы планирования перевозок грузов, уточнялось,
какие документы могут быть представлены в качестве основания для предъявления
претензии[9].
Уставом железных дорог 1954
г. более четко и конкретно регулировались вопросы, которые не получили полного
отражения в предыдущих уставах (он состоял из 228 статей)[10].
Эта тенденция сохранилась и
в Уставе железных дорог 1964 г., который включал в себя целый ряд вопросов,
которых не было в ранее действующих уставах (например, о порядке восполнения
недогруза), в то же время объем его несколько сократился (он состоял из 179
статей), что было достигнуто за счет более четких и конкретных формулировок.
Транспортный устав железных
дорог 1998 г. отразил в своем содержании переход государства к рыночной
экономике. В Уставе (он состоял из 148 статей) не предусматривалось
государственное планирование перевозок грузов. В нем было установлено, что
перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками
грузоотправителей, что, несомненно, свидетельствует о расширении их прав. По
сравнению с ранее действующим Уставом новым здесь являлось введение почасовой
платы за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения их у
грузоотправителей, грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема
по причинам, зависящим от последних. В УЖТ 1998 г. были включены диспозитивные
нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной
перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что создало основу для
развития равноправных партнерских отношений. В то же время основные положения,
связанные с договором перевозки грузов и пассажиров, подачей транспортных
средств, ответственностью за нарушение обязательств, и другие остались
неизменными, что свидетельствует об определенной стабильности в отношениях,
регулирующих железнодорожные перевозки.
Устав железнодорожного
транспорта (2003 г.) впервые за всю историю подготовки подобных документов
отразил в своем содержании, что инфраструктура железнодорожного транспорта,
которая включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие
сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжении, сети связи,
системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и
систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого
комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, может
находиться в собственности юридических лиц или индивидуального предпринимателя.
В Уставе (состоящем из 130 статей) весьма подробно регулируются отношения
перевозчиков и клиентуры железнодорожного транспорта, по всем положениям
перевозочного процесса особо подчеркивается, что доступ перевозчиков к услугам
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в
соответствии с Правилами о недискриминационном доступе. Более подробно
регулируются отношения, связанные с подачей заявки, четко определены основания,
по которым заявка грузоотправителя не может быть удовлетворена. Впервые
действие Устава распространяется на владельцев железнодорожных путей не общего
пользования. В то же время основные положения, связанные с подачей транспортных
средств, заключением договора перевозки, ответственностью сторон за
ненадлежащее исполнение своих обязательств, остались такими же, как и в
предыдущем Транспортном уставе железных дорог.
2.) Отражается особенность
договоров, заключаемых с большим кругом клиентуры: это и ограниченная
ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств,
и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям и т.д.
3.) В железнодорожном
законодательстве в отличие от других подотраслей гражданского законодательства,
действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть
заменены каким-либо иным условием. Например, ст. 11, 18, 20, 33, 120 УЖТ.
4.) На железнодорожное транспортное
законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области
международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в
отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в
законодательстве, регулирующем международное перевозки.
Нормы транспортных
конвенций подлежат обязательному применению в процессе функционирования
международного транспорта, во взаимоотношениях стран, заключивших
соответствующую конвенцию.
В соответствии со ст. 2 ГК
РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства,
а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути
является актом, имеющим в определенной части общее значение для УЖТ РФ.
Вместе с тем следует иметь
в виду, что Гражданский кодекс - отраслевой (гражданско-правовой)
кодификационный акт, а Устав железнодорожного транспорта - кодификационный акт
комплексного характера, содержащий не только гражданско-правовые нормы, но и
нормы других отраслей права.
Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации является основным актом в системе
законодательства на железнодорожном транспорте, который регулирует отношения,
связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью перевозчиков и
клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Вместе с тем следует отметить,
что в Уставе урегулированы не все вопросы и его дополняет целый ряд нормативных
актов. Это, в частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 25
августа 1992 г. N 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников
железнодорожного транспорта Российской Федерации"[11], Постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 716 "О неотложных
мерах по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта Российской
Федерации в 1993 году" (с изменениями от 6 мая 1994 г. и от 4 сентября
1995 г.)[12],
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. N 833
"О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте
Российской Федерации"[13],
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 338
"О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного
транспорта Российской Федерации"[14],
Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем
развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации"[15], Постановление Правительства Российской
Федерации от 15 мая 1998 г. N 448 "О концепции структурной реформы
федерального железнодорожного транспорта"[16],
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1998 г. N 507
"О совершенствовании государственной политики на федеральном
железнодорожном транспорте"[17],
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1029
"О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами
и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте"[18], Постановление Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 1999 г. N 224 "О совершенствовании регулирования
тарифов на электроэнергию, потребляемую железнодорожным транспортом"[19], Постановление Правительства Российской
Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на
железнодорожном транспорте"[20],
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 917
"Об утверждении Правил предоставления исключительных тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки" и другие акты. Всего в настоящее время на
железнодорожном транспорте действует целый ряд актов, которые регулируют и
развивают отношения, не вошедшие в УЖТ РФ или регулируемые им недостаточно
полно. Причем принимаемые акты, как правило, не противоречат Уставу
железнодорожного транспорта.
Особое место в
законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов
и Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте
пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[21] и другие ведомственные акты. Необходимость
принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные
акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и
клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров. Именно
Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров
содержат конкретизирующие нормы. Правила перевозки грузов состоят из разделов,
регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до
легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре и составления актов в случае
неисправной перевозки грузов.
Следует обратить внимание
на одну особенность, присущую правилам перевозки грузов. В соответствии с
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009,
все разрабатываемые правила перевозок грузов должны после их утверждения
соответствующим транспортным ведомством пройти обязательную государственную
регистрацию в Министерстве юстиции. Указанный порядок обеспечит законные
интересы клиентуры транспортных предприятий, так как представленные на
государственную регистрацию правовые акты проходят юридическую экспертизу на
предмет соответствия их положений законодательству Российской Федерации. Кроме
того, прошедшие государственную регистрацию нормативные ведомственные акты
должны быть обязательно опубликованы. Акты, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном
порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не
могут служить законным основанием для регулирования соответствующих
правоотношений. В действующем с 2003 г. УЖТ РФ такой порядок введения в
действие правил перевозок уже закреплен. Кроме того, Уставом (ст. 3)
предусмотрена разработка правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также
грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности. Особо подчеркивается, что эти
правила утверждаются Правительством Российской Федерации[22].
Столь высокий уровень
утверждения правил предусмотрен ст. 38 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О
защите прав потребителей", причем в соответствии с п. 2 ст. 1 этого Закона
Правительству Российской Федерации запрещается делегировать предоставленное ему
право на принятие нормативных актов, регулирующих отношения с участием
потребителей, другим органам исполнительной власти.
Таким образом, систему
нормативных актов на железнодорожном, транспорте возглавляет УЖТ РФ, далее
следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые
высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты,
принятые транспортными министерствами, имеющие обязательный характер для
соответствующих ведомств.
Все сказанное позволяет
сделать вывод, что под системой железнодорожного законодательства понимается
построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших
их органов и их содержанием. Чем более совершенна система железнодорожного законодательства,
тем яснее его содержание и легче его применение.
1.4. Лицензирование
перевозки грузов железнодорожным транспортом
Перевозку грузов
железнодорожным транспортом можно осуществлять на основании лицензии,
полученной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 марта 2006 г. N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности
на железнодорожном транспорте".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|