Постановлением были
утверждены Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом
грузов; Положение о лицензировании транспортировки грузов (перемещение грузов
без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования,
за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей,
возврата их на железнодорожные выставочные пути; Положение о лицензировании
погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на
железнодорожном транспорте.
В соответствии с указанным
Постановлением лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может
быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для
переоформления лицензии.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. N 134,
которое упоминалось выше, для получения лицензии необходимо соблюдение
требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, отраслевых
стандартов и иных нормативных технических документов, устанавливающих правила
перевозок грузов, пассажиров, и требований по обеспечению безопасности движения
на железнодорожном транспорте; соответствие подвижного состава, железнодорожных
станций, других зданий и сооружений, оборудования и устройств, используемых при
перевозках грузов и пассажиров, а также технологических процессов установленным
техническим нормам и правилам в области железнодорожного транспорта; наличие
работников, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;
предоставление пассажирам информации о режиме работы лицензиата, месте его
нахождения, наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной
сертификации; осуществление перевозок пассажиров в соответствии с нормами и
правилами, установленными на железнодорожном транспорте; наличие в штате
лицензиата лиц, ответственных за перевозки грузов и пассажиров, имеющих высшее
или среднее специальное образование и стаж работы в этой области не менее 3 (5)
лет за последние 10 лет трудовой деятельности.
Лицензия выдается на каждый
вид деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Статья 8
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
допускает, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может
быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Для получения лицензии
заявитель представляет в лицензионный орган: заявление о выдаче лицензии с
указанием наименования и организационно-правовой формы юридического адреса,
номера расчетного счета и названия соответствующего банка (для юридических
лиц); для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, -
фамилию, имя, отчество, место жительства в соответствии с паспортными данными;
сведения о виде деятельности, которой намерены заниматься юридическое лицо либо
индивидуальный предприниматель; копии учредительных документов и свидетельство
о государственной регистрации предприятия, заверенные нотариусом; копию
свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя; погрузочно-разгрузочного оборудования,
причалов и других средств, необходимых для выполнения соответствующего вида
деятельности. В случае аренды основных средств представляются копии документов,
подтверждающих право их использования для лицензированного вида деятельности.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не
превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении
лицензии со всеми необходимыми документами. Установление указанного срока
осуществляется в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О
лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании этой же статьи
соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в
предоставлении лицензии или его бездействие.
2. Договор железнодорожной
перевозки грузов.
2.1.
Понятие договора перевозки.
Основания для заключения
договора перевозки.
В договоре перевозки грузов
участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и
грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату
(ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации,
называя третьего участника транспортного процесса - грузополучателя, с которым
он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.
Таким образом, договор
перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна
сторона - перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт
назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу
(грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза обязуется уплатить за
перевозку установленную плату[23]. Из
приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему
характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за
перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик
обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель
обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза.
Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком
груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.
Вместе с тем в отдельных
случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается
консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства
раньше вручения груза для перевозки. Кроме того, договор перевозки грузов носит
публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным
договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789
ГК РФ. К числу таких условий относится:
- перевозка грузов
транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка,
осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов
или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана
осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица;
- перечень организаций,
обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом
общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном
порядке.
Коммерческая организация не
вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения
договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при
перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за
исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление
льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от
заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК).
Заключение договора
перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.
С учетом особенностей
перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие
организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в
прямом сообщении - это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов;
при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - ежесуточная заявка,
недельный календарный план.
1.) При выполнении
обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика
важную роль играет заявка.
Заявка является важнейшим
средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и
определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель
обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок
грузов (ст. 11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом
смешанном сообщении, - не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.
Заявка на перевозку грузов
представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения,
перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и
доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в
вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением
по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.
Однако если
грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с
нарушением предусмотренных Уставом сроков, но указал в ней сведения,
необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в
вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением
по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки, а перевозчик такую
заявку принял к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении
такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут ответственность,
предусмотренную Уставом железных дорог.
Особенностью в порядке
подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 УЖД
оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на
перевозку грузов. В соответствии со ст. 11 УЖД такой отказ возможен в случаях:
введения согласно ст. 29
Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту
следования груза;
отказа владельца
инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;
обоснованного отсутствия
технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае,
предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В этих случаях перевозчик
возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа
грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.
В соответствии со ст. 11
УЖД владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на
перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом
железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и
непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении
возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате
согласования.
В соответствии с Уставом
владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11
Устава) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При
этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть
обжалован в судебном порядке.
Случаи непредставления
грузоотправителями заявок в срок, предусмотренный нормами Устава, должны
рассматриваться как отказ от транспортных средств[24].
К такому отказу
грузоотправитель обычно прибегает, если у него нет груза, который предназначен
для перевозки, если он не может отправить груз по причинам, относящимся к
грузополучателю (например, в связи с переводом грузополучателя в порядке
применения договорных санкций на аккредитивную форму расчетов и не выставлением
им аккредитива).
2.) Другой
правовой формой в транспортном законодательстве, с помощью которой регулируются
взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является
договор об организации перевозок грузов[25].
Статья 798 ГК РФ
предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости
осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные
договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и
другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для
перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих
договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных
в них обязательств.
Долгосрочный договор об
организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны
сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), на какой срок они
будут заключать такой договор. Следует иметь в виду, что заключение договора об
организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления
заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными
кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного
груза, носит консенсуальный, взаимный характер.
УЖТ РФ в ст. 11
устанавливает, что заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении
подаются грузоотправителем не менее чем за 15 дней. Однако эта норма носит
общий характер, касается грузоотправителя и не устанавливает, в какие сроки
перевозчик подает заявку другому перевозчику в отношении перевалки грузов.
Таким образом, при
исполнении обязательств по перевалке грузов в прямом смешанном сообщении применяется
заявка-уведомление, предусматривающая передачу определенного количества груза в
течение предстоящих суток.
Следует отличать
заявку-уведомление от заявки, направляемой перевозчиками при перевозках грузов
в прямом смешанном сообщении.
Во-первых, заявка
способствует заключению договора перевозки грузов. В соответствии с поданной
грузоотправителем заявкой перевозчик подает транспортные средства, после чего
сторонами заключается договор перевозки грузов.
Ежесуточная
заявка-уведомление, используемая при перевалке грузов, способствует продолжению
грузоперевозочного процесса и исполнению договора перевозки, главная ее задача
- ускорить этот процесс.
Во-вторых, если заявку
может подавать только грузоотправитель, то при прямых смешанных перевозках
заявку-уведомление могут подавать оба перевозчика в строго установленное время.
В-третьих, если действие
заявки распространяется на определенный отрезок времени (это может быть декада,
месяц и т.д.), то ежесуточная заявка-уведомление имеет силу в течение суток.
В-четвертых, если при
неподаче заявки грузоотправителем перевозчик имеет возможность перераспределить
транспортные средства между другими грузоотправителями, то при неподаче
суточной заявки при перевалке груза с одного транспорта на другой возникает
простой транспортных средств, который наносит немалый ущерб участникам
транспортного процесса.
Правовое значение суточной
заявки заключается в том, что она способствует продолжению грузоперевозочного
процесса, причем главная задача такой заявки - ускорение этого процесса с тем,
чтобы не допускать простоя транспортных средств.
2.2.
Договор перевозки грузов.
Права и обязанности сторон.
Реализация принятых к
исполнению заявок (заказов) на перевозку грузов осуществляется путем заключения
и исполнения договоров между перевозчиками и отправителями.
В соответствии со ст. 785
ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему
отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение
груза лицу -получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза
установленную плату[26].
Заключение договора
перевозки грузов можно разделить на две части. Первая часть - это заключение
договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с
которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик,
принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть - это
вступление в договор перевозки грузополучателя. Хотелось бы отметить, что
грузополучатель вступает в договор независимо от того, поступила в его адрес
грузовая квитанция, накладная или нет, поскольку ст. 31 Устава железнодорожного
транспорта установлено, что грузополучатель вправе переадресовать груз без
наличия грузовой квитанции[27].
Таким образом, договор
перевозки грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники
имеют права и обязанности.
Субъектами
обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также
грузополучатель.
Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организация или
индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим
законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой
грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как
физические, так и юридические лица.
Объектом обязательства по перевозке грузов являются перевозимые
перевозчиками грузы. В качестве юридического объекта здесь выступает сама
перевозочная деятельность, которая включает в себя перевозку грузов и иные
действия, связанные, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей
грузополучателю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|