положительная тенденция в развитии частного сектора экономики продолжаются.
На 1.04.2001 года в республике зарегистрировано 186 тыс. субъектов малого и
среднего бизнеса. число фермерских хозяйств по сравнению с началом года
увеличилось на 7,8 %. За счет сектора малых и средних предприятий создано более
39,5 тыс. новых рабочих мест. Общая сумма выданных субъектам малого и среднего
бизнеса, дехканским и фермерским хозяйствам кредитов по сравнению с началом
года увеличилась на 13,7 %.
Значительные сдвиги в укреплении частноправовых форм собственности
произошли и в аграрном секторе Узбекистана. Если в 1992 г. насчитывалось 5,9
тыс. фермерский хозяйств, в 1993-7,2 тыс., а в 1995-17,1 тыс., то у концу 2000
г. - свыше 43,8 тыс. Из них 38334 специализированно на земледелии и 5425-на
животноводстве. За фермерскими хозяйствами закреплено 889,7 тыс. га земельных
участков, в 2000 г. ими было произведено 18,3 % хлопка-сырца, 14,5 % зерна от
общего объема сельскохозяйственной продукции. Земельная площадь личных
подсобных и дехканских хозяйств составляет 579,3 тыс. га, или 15,3 % посевной площади
страны, в 2000 г. ими было произведено 66 % валовой продукции сельского
хозяйства Узбекистана.
Если дехканские и фермерские хозяйства будут развиваться такими же
темпами, то скоро они займут одно из ведущих мест в общем объеме производства
сельскохозяйственной продукции, особенно овощей, картофеля, фруктов, винограда,
зерна, мяса, молока, яиц. По прогнозам, к 2005 г. число фермерских хозяйств в
Узбекистане достигнет 39 тыс., а площадь обрабатываемой ими пашни- 1 млн. га,
или 25 % от всего посевного клина республики.
Перспективы развития предпринимательства в
Узбекистане. В выступлении
Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета министров,
посвященном итогам 1 полугодия 2001 г., были поставлены новые задачи по
поддержке малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Намечен
комплекс мер государственной политики по ускоренному развитию частного бизнеса,
прежде всего малого. Особо отмечена необходимость обеспечения всех условий для
этого в сельской местности, что позволит создавать новые рабочие места. Большой
потенциал в данном отношении имеет сфера переработки сельскохозяйственной
продукции.
Одна из ключевых задач в плане поддержки малого и среднего бизнеса-
совершенствование законодательства. Положения законов должны быть ясными и
трактоваться однозначно, чтобы свести на нет практику ведомств и местных
органов власти по изданию подзаконных актов и принятию решений, противоречащих
правам и интересам предпринимателей. Министерству юстиции, Госкомимуществу и др
ведомствам, в компетенцию которых входит поддержка предпринимательства,
поручено провести инвентаризацию законодательных и подзаконных нормативных
актов с целью устранения препятствий для развития бизнеса.
Кроме того, следует значительно повысить роль судебной системы и
общественных организаций в защите прав и интересов предпринимателей, прежде
всего в их отношениях с контролирующими органами. А в то же время самим
контролирующим, проверяющим и правоохранительным органам надо переходить от мер
по выявлению и борьбе с право нарушениями к работе по их предупреждению.
В механизме отношений между субъектами предпринимательства и
контролирующими органами должна возрасти роль аудиторской деятельности. настало
время для создания крупных независимых общенациональных аудиторских компаний с
сетью филиалов в городах и районах страны.
Кардинального решения требует проблема расширения доступа малых и
средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечения их
технологическим оборудованием. Приобретать последние малым предприятиям не по
средствам, а система лизинга пока не получила необходимого развития. В этой
связи Госкомимуществу совместно с хозяйственными и предприятиями, Советом
министров Республики Каракалпакистан, хокимиятами областей и г. Ташкента
поручено сформировать базу данных по нежилым помещениям, не установленному и
неиспользуемому оборудованию для последующей их передачи в аренду или
реализации на условиях лизинга субъектам малого и среднего предпринимательства.
Актуальной остается проблема доступа предприятий малого и среднего
бизнеса к кредитным ресурсам. Президент поставил вопрос об упрощении процедуры
кредитования. Банкам уже пора формировать надежную клиентуру среди субъектов
частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, кредиты которым
выдаются на основе их надежной кредитной репутации и устойчивых финансовых
показателей. Также очень важно создавать фонды стартового капитала для лиц,
желающих открыть свое дело, но не имеющих достаточных средств.
Для решения данной задачи предполагается пересмотреть функции Бизнес
-фонда и Фонда дехканских и фермерских хозяйств. Эти структуры н льготной или
беспроцентной основе должны через коммерческие банки предоставлять начинающим
предпринимателям стартовые финансовые ресурсы для открытия собственного дела с
условием их возврата через 2-3 г.
Немало проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего
бизнеса, возникают в результате низкой квалификации самих предпринимателей. Это
положение можно исправить путем широкой специальной подготовки организаторов
предпринимательства, будущих руководителей микрофирм, малых и средних
предприятий, фермерских хозяйств. В связи с этим Министерству макроэкономики и
статистики, Министерству высшего и среднего специального образования,
Госкомимуществу поручено внести предложения по созданию сети профессиональных
колледжей по подготовке организаторов малого и среднего бизнеса, экономистов,
бухгалтеров и др специалистов для малых предприятий, по разработке
соответствующих учебных программ.
Приоритетные направления поддержки предпринимателей на
перспективу. Президент
Узбекистана Ислам Каримов в выступлении на заседании Межведомственного
координационного совета по реформированию и инвестициям, состоявшемся
11.01.2001 г., отметил необходимость "обеспечить формирование единой системы
государственной поддержки и стимулирования ускоренного развития малого и
среднего бизнеса, резкого увеличения его доли в структуре валового внутреннего
продукта. Рассматривать это, как одну из главных стратегических задач, стоящих
перед нами на современном этапе".
В качестве приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса
в 2001 г. определены: завершение формирования основ целостной, взаимоувязанной
инфраструктуры, создание специализированного банка развития для кредитования
малого и среднего бизнеса, развитие альтернативных небанковских источников
финансирования, создание фондов стартового капитала начинающих
предпринимателей, стимулирование экспорта продукции субъектов малого и среднего
бизнеса, активной участие производств и другие.
Принята и реализуется комплексная программа правовой защиты
предпринимателей. Поставлена также задача создания эффективной системы
подготовки кадров для малого и среднего бизнеса с привлечением иностранных
грантов и технической помощи.
В 2001 г. по прогнозу, разработанному Центральным банком при участии
коммерческих банков, финансирование сектора малых и средних предприятий оставит
более 101 млрд. сумов. В составе выделяемых средств будет преобладать доля
кредитов на инвестиционные цели. Десятую часть всех кредитных ресурсов
предполагается направить на развитие частных строительных фирм и компаний.
Утверждена программа привлечения новых кредитов зарубежных финансовых
институтов до 2005 г. на сумму $ 1 млрд. В 2001 г. из 11 банков и др.
финансовых институтов намечается привлечь $ 139 млн.
Выход узбекского
хлопка к морям: варианты и альтернативы. О значении хлопководства
для Узбекистана дают представленные ниже цифры. На долю Узбекистана приходиться
6 % мирового объема производства и 16 % мирового торгового оборота хлопка. Доля
хлопкового волокна в общем объеме экспортно-импортных перевозок Узбекистана в
1999 году составила около 80 %.
Наиболее высокие
темпы роста перевозок на южном маршруте - через Туркменистан и Ирак. Он начал
действовать с 05.1996 года поле открытия участка железной дороги
Теджен-Серасх-Мешхед. По этому маршруту хлопковое волокно экспортируется в
основном в Юго-Восточную Азию через иранский порт Бендер-Аббас. Правительство
Ирана готово увеличить мощности транзитных перевозок за счет создания второго
порта- Чачбахар на побережье Османского залива. Начавшееся строительство
железнодорожной линии Бафк-Мешхед на маршруте Мешхед-Бендер-аббас позволит
сократить путь для узбекского хлопка на 1000 км. В настоящее время на
туркменской станции Серасх ежегодно обрабатывается около 1 млн. тонн грузов. С
введением дополнительной инфраструктуры ее пропускная способность может быть
увеличена в 5 раз.
Традиционные
северные маршруты, за исключением дальневосточного направления, продолжают
использоваться в сокращенном режиме. Так, перевозка грузов по России в 1999
году составило всего 16 % в общем транзите узбекского хлопка, что, правда, в
3,5 раза больше, чем в 1998 году, а объем транзит на узбекских грузов через
латвийские порты снизился за тот же период с 30 до 25 %. Несмотря на усилия
России, Казахстана, стран Балтии по снижению стоимости транзитных тарифов и
сборов на своих территориях и в портах, использование традиционных маршрутов для
транспортировки хлопка скорее всего сократиться. Это обусловлено тем, что
Юго-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня являются
основными потребителями узбекского хлопка. Усиленно развивая текстильную
индустрию, они во все большей степени будут нуждаться в поставках хлопкового
волокна.
Западный
Транскавказкий коридор обеспечивает сейчас доступ узбекского хлопка к
грузинским портам на Черном море (Поти и Батуми) и далее в Европу.
Использование грузинских портов представляет интерес для экспорта хлопкового
волокна в страны Западной Европы, потребляющие узбекский хлопок - Италию,
Францию, Испанию, Португалию, а также в Центральную и Восточную Европу за счет
следующих паромных переправ между портами Грузии, Болгарии, Румынии, а затем
внутренним водным путем по Дунайско-Рейнской речной системе. Стоимость
перевозок высокая, паромная перевозка через Черное море 40- футового контейнера
хлопкового волокна стоит порядка $800, а морской фрахт
того же контейнера из Поти до Антверпена обойдется с среднем в $950. Последним практическим шагом в дальнейшем
развитии Транскавказского коридора стала поставка транспортного
погрузочно-разгрузочного оборудования в терминалы Бухары, Алматы, порт
Туркменбаши. Использование этого оборудования повышает пропускную. Способность
маршрута ТРАСЕКА за счет обработки и перевозки грузов в большегрузных
контейнерах и содействуют снижению стоимости фрахта. В стадии проектирования
находится восточный альтернативный вариант транспортировки хлопка:
Узбекистан-Кыргыстан-китай. Здесь должны быть построена новая железнодорожная
ветка между городами Анедижан (Узбекистан), Ош (Кыргыстан) и Кагар (Китай0.
Этот проект должен быть завершен к 2010, после чего пропускная способность
восточного коридора достигнет 12-14 млн. тонн грузов, без учета внутренних
перевозок. Подписано также трех сторонее соглашение о строительстве
автомобильной дороги между этими городами и реконструкции автодороги
Андижан-Кашгар (940 км). Китай планирует построить ветку Ланджоу-Урумчи и тем
самым обеспечить доступ к порту Ляньюньгань, расположенному на побережье
Желтого моря. Работы по формированию восточного транспортного коридора
продолжаются уже пятый год. этот маршрут позволит транспортировать хлопковое
волокно из Узбекистана в Юго-Восточную Азию, Китай, Японию, Южную Корею.
4. Проблемы и достижения
сельского хозяйства в Узбекистане.
зпокон веков Туркестан на весь мир славился своими пряностями,
сухофруктами, хлопком. Вот уже 10 лет Узбекистан принят объявил о своей
независимости. Каковы же сегодняшние успехи сельского хозяйства. Значение и
особенности аграрного сектора. Сельское хозяйство является одной из
основных отраслей экономики Узбекистана. На него приходится около трети ВВП, 70
% внутреннего товарооборота, 40 % занятости населения и более половины валютной
выручки страны. Сельскохозяйственное производство осуществляется на 25,8 млн.
га земли, из которых 15,7 % используется под пашню. Аграрный сектор не только
снабжает население продуктами питания, но и обеспечивает сырьем промышленность
страны.
В настоящее время более 60 % населения Узбекистана проживает в сельской
местности, в работает в сельском хозяйстве более 3,1 млн. человек. И
численность сельского населения, в том числе трудоспособного, возрастает более
высокими темпами, чем в среднем по стране (источник: департамент статистики
Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан):
2000 год в % к 1990 году
|
|
всего
|
сельское
|
все население
|
120,7
|
127,1
|
в т.ч. в
трудоспособном возрасте
|
129,3
|
138,9
|
занятое
население
|
113,1
|
100,9
|
Отсюда следует, что обеспечение занятости, рост доходов, а
следовательно и повышение благосостояния народа в республике в ближайшей
перспективе во многом будет зависеть от развития сельского хозяйства и
предпринимательства на селе.
Главная характерная особенность сельскохозяйственного производства -
это преобладание здесь мелких и средних фирм. Дело в том, что крупные хозяйства
в аграрном секторе не могут в полной мере воспользоваться своим главным
преимуществом - внутрипроизводственным разделением труда. Во-первых,
специализации препятствует сезонный характер работ: узкий специалист большую
часть года будет не у дел. Во-вторых, в аграрном секторе (в отличие от
промышленности) очень трудно, а порой просто невозможно определить долю каждого
специализированного работника в конечном результате. Чья заслуга (или вина) в
хорошем (или плохом) урожае: пахаря, сеятеля, жнеца, агронома или погоды?
Выяснение этого связано с раздельностью во времени между затратами труда и
получением результата, а также с большой ролью природных условий, не зависящих
от воли человека. А раз нельзя определить вклад каждого в полученный результат,
но невозможно создать эффективную систему стимулирования труда.
Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию как по цене, так
и по доходу - низкая. Это означает, что при стабильном спросе на данную
продукцию небольшие изменения в ее предложении влекут за собой значительные
"скачки" в ценах, т.е. конъюнктура сельскохозяйственных товаров
крайне неустойчива. Подсчитано, что средний коэффициент эластичности
сельскохозяйственной продукции в индустриальных странах составляет 0,2-0,25,
т.е. для того, чтобы увеличить объем продаж на 10 %, фермеры должны снизить
цены на 40-50 %.
Занятость в аграрном секторе не реагирует на экономическую конъюнктуру
с такой же скоростью, как в других отраслях, поскольку аграрный труд не
отличается мобильностью. Сельские жители, а значит и сельские работники,
наиболее привязаны к устоям жизни и труда, что обусловливает особый
консерватизм этой части населения.
структура издержек и схема амортизации оборудования в сельском
хозяйстве также имеют особенности, связанные с большой территориальной
рассредоточенностью и сезонным характером производства и использования техники.
Дело в том, что аграрные предприятия должны быть укомплектованы полным набором
сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь
несколько дней в году. так, сев и уборочные работы, которые должны проводиться
в лучшие агротехнические сроки, на практике занимают в хорошем хозяйстве не
более 72 часов - все остальное время необходимая для этих операций техника
простаивает. Отсюда достаточно высокие капитальные затраты в расчете на единицу
продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд. По этой причине
сельское хозяйство требует относительно больших инвестиционных вложений при
низкой отдаче от них.
Сезонный характер производства и длительность процесса воспроизводства
обусловливают особую потребность сельскохозяйственного сектора в кредитах.
Однако сильная зависть от природно-климатических условий и состояния
конъюнктуры рынка делает данный сектор сферой рискованных вложений, в связи с
чем банки неохотно работают с ним. Эта непростая ситуация еще больше усугубляется
в условиях трансформации экономической системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|