Меню
Поиск



рефераты скачать Предпринимательство в аграрном секторе экономики

положительная тенденция в развитии частного сектора экономики продолжаются. На 1.04.2001 года в республике зарегистрировано 186 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. число фермерских хозяйств по сравнению с началом года увеличилось на 7,8 %. За счет сектора малых и средних предприятий создано более 39,5 тыс. новых рабочих мест. Общая сумма выданных субъектам малого и среднего бизнеса, дехканским и фермерским хозяйствам кредитов по сравнению с началом года увеличилась на 13,7 %.

Значительные сдвиги в укреплении частноправовых форм собственности произошли и в аграрном секторе Узбекистана. Если в 1992 г.  насчитывалось 5,9 тыс. фермерский хозяйств, в 1993-7,2 тыс., а в 1995-17,1 тыс., то у концу 2000 г. - свыше 43,8 тыс. Из них 38334 специализированно на земледелии и 5425-на животноводстве. За фермерскими хозяйствами закреплено 889,7 тыс. га земельных участков, в 2000 г. ими было произведено 18,3 % хлопка-сырца, 14,5 % зерна от общего объема сельскохозяйственной продукции. Земельная площадь личных подсобных и дехканских хозяйств составляет 579,3 тыс. га, или 15,3 % посевной площади страны, в 2000 г. ими было произведено 66 % валовой продукции сельского хозяйства Узбекистана.

Если дехканские и фермерские хозяйства будут развиваться такими же темпами, то скоро они займут одно из ведущих мест в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, особенно овощей, картофеля, фруктов, винограда, зерна, мяса, молока, яиц. По прогнозам, к 2005 г. число фермерских хозяйств в Узбекистане достигнет 39 тыс., а площадь обрабатываемой ими пашни- 1 млн. га, или 25 % от всего посевного клина республики.

Перспективы развития предпринимательства в Узбекистане. В выступлении Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета министров, посвященном итогам 1 полугодия 2001 г., были поставлены новые задачи по поддержке малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Намечен комплекс мер государственной политики по ускоренному развитию частного бизнеса, прежде всего малого. Особо отмечена необходимость обеспечения всех условий для этого в сельской местности, что позволит создавать новые рабочие места. Большой потенциал в данном отношении имеет сфера переработки сельскохозяйственной продукции.

Одна из ключевых задач в плане поддержки малого и среднего бизнеса- совершенствование законодательства. Положения законов должны быть ясными и трактоваться однозначно, чтобы свести на нет практику ведомств и местных органов власти по изданию подзаконных актов и принятию решений, противоречащих правам и интересам предпринимателей. Министерству юстиции, Госкомимуществу и др ведомствам, в компетенцию которых входит поддержка предпринимательства, поручено провести инвентаризацию законодательных и подзаконных нормативных актов с целью устранения препятствий для развития бизнеса.

Кроме того, следует значительно повысить роль судебной системы и общественных организаций в защите прав и интересов предпринимателей, прежде всего в их отношениях с контролирующими органами. А в то же время самим контролирующим, проверяющим и правоохранительным органам надо переходить от мер по выявлению и борьбе с право нарушениями к работе по их предупреждению.

В механизме отношений между субъектами предпринимательства и контролирующими органами должна возрасти роль аудиторской деятельности. настало время для создания крупных независимых общенациональных аудиторских компаний с сетью филиалов в городах и районах страны.

Кардинального решения требует проблема расширения доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечения их технологическим оборудованием. Приобретать последние малым предприятиям не по средствам, а система лизинга пока не получила необходимого развития. В этой связи Госкомимуществу совместно с хозяйственными и предприятиями, Советом министров Республики Каракалпакистан, хокимиятами областей и г. Ташкента поручено сформировать базу данных по нежилым помещениям, не установленному и неиспользуемому оборудованию для последующей их передачи в аренду или реализации на условиях лизинга субъектам малого и среднего предпринимательства.

Актуальной остается проблема доступа предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам. Президент поставил вопрос об упрощении процедуры кредитования. Банкам уже пора формировать надежную клиентуру среди субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, кредиты которым выдаются на основе их надежной кредитной репутации и устойчивых финансовых показателей. Также очень важно создавать фонды стартового капитала для лиц, желающих открыть свое дело, но не имеющих достаточных средств.

Для решения данной задачи предполагается пересмотреть функции Бизнес -фонда и Фонда дехканских и фермерских хозяйств. Эти структуры н льготной или беспроцентной основе должны через коммерческие банки предоставлять начинающим предпринимателям стартовые финансовые ресурсы для открытия собственного дела с условием их возврата через 2-3 г.

Немало проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, возникают в результате низкой квалификации самих предпринимателей. Это положение можно исправить путем широкой специальной подготовки организаторов предпринимательства, будущих руководителей микрофирм, малых и средних предприятий, фермерских хозяйств. В связи с этим Министерству макроэкономики и статистики, Министерству высшего и среднего специального образования, Госкомимуществу поручено внести предложения по созданию сети профессиональных колледжей по подготовке организаторов малого и среднего бизнеса, экономистов, бухгалтеров и др специалистов для малых предприятий, по разработке соответствующих учебных программ.

Приоритетные направления поддержки предпринимателей на перспективу. Президент Узбекистана Ислам Каримов в выступлении на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям, состоявшемся 11.01.2001 г., отметил необходимость "обеспечить формирование единой системы государственной поддержки и стимулирования ускоренного развития малого и среднего бизнеса, резкого увеличения его доли в структуре валового внутреннего продукта. Рассматривать это, как одну из главных стратегических задач, стоящих перед нами на современном этапе".

В качестве приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в 2001 г. определены: завершение формирования основ целостной, взаимоувязанной инфраструктуры, создание специализированного банка развития для кредитования малого и среднего бизнеса, развитие альтернативных небанковских источников финансирования, создание фондов стартового капитала начинающих предпринимателей, стимулирование экспорта продукции субъектов малого и среднего бизнеса, активной участие производств и другие.

Принята и реализуется комплексная программа правовой защиты предпринимателей. Поставлена также задача создания эффективной системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса с привлечением иностранных грантов и технической помощи.

В 2001 г. по прогнозу, разработанному Центральным банком при участии коммерческих банков, финансирование сектора малых и средних предприятий оставит более 101 млрд. сумов. В составе выделяемых средств будет преобладать доля кредитов на инвестиционные цели. Десятую часть всех кредитных ресурсов предполагается направить на развитие частных строительных фирм и компаний.

Утверждена программа привлечения новых кредитов зарубежных финансовых институтов до 2005 г. на сумму $ 1 млрд. В 2001 г. из 11 банков и др. финансовых институтов намечается привлечь $ 139 млн.  

Выход узбекского хлопка к морям: варианты и альтернативы. О значении хлопководства для Узбекистана дают представленные ниже цифры. На долю Узбекистана приходиться 6 % мирового объема производства и 16 % мирового торгового оборота хлопка. Доля хлопкового волокна в общем объеме экспортно-импортных перевозок Узбекистана в 1999 году составила около 80 %.

Наиболее высокие темпы роста перевозок на южном маршруте - через Туркменистан и Ирак. Он начал действовать с 05.1996 года поле открытия участка железной дороги Теджен-Серасх-Мешхед. По этому маршруту хлопковое волокно экспортируется в основном в Юго-Восточную Азию через иранский порт Бендер-Аббас. Правительство Ирана готово увеличить мощности транзитных перевозок за счет создания второго порта- Чачбахар на побережье Османского залива. Начавшееся строительство железнодорожной линии Бафк-Мешхед на маршруте Мешхед-Бендер-аббас позволит сократить путь для узбекского хлопка на 1000 км. В настоящее время на туркменской станции Серасх ежегодно обрабатывается около 1 млн. тонн грузов. С введением дополнительной инфраструктуры ее пропускная способность может быть увеличена в 5 раз.

Традиционные северные маршруты, за исключением дальневосточного направления, продолжают использоваться в сокращенном режиме. Так, перевозка грузов по России в 1999 году составило всего 16 % в общем транзите узбекского хлопка, что, правда, в 3,5 раза больше, чем в 1998 году, а объем транзит на узбекских грузов через латвийские порты снизился за тот же период с 30 до 25 %. Несмотря на усилия России, Казахстана, стран Балтии по снижению стоимости транзитных тарифов и сборов на своих территориях и в портах, использование традиционных маршрутов для транспортировки хлопка скорее всего сократиться. Это обусловлено тем, что Юго-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня являются основными потребителями узбекского хлопка. Усиленно развивая текстильную индустрию, они во все большей степени будут нуждаться в поставках хлопкового волокна.

Западный Транскавказкий коридор обеспечивает сейчас доступ узбекского хлопка к грузинским портам на Черном море (Поти и Батуми) и далее в Европу.  Использование грузинских портов представляет интерес для экспорта хлопкового волокна в страны Западной Европы, потребляющие узбекский хлопок - Италию, Францию, Испанию, Португалию, а также в Центральную и Восточную Европу за счет следующих паромных переправ между портами Грузии, Болгарии, Румынии, а затем внутренним водным путем по Дунайско-Рейнской речной системе. Стоимость перевозок высокая, паромная перевозка через Черное море 40- футового контейнера хлопкового волокна стоит порядка $800, а морской фрахт того же контейнера из Поти до Антверпена обойдется с среднем в $950. Последним практическим шагом в дальнейшем развитии Транскавказского коридора стала поставка транспортного погрузочно-разгрузочного оборудования в терминалы Бухары, Алматы, порт Туркменбаши. Использование этого оборудования повышает пропускную. Способность маршрута ТРАСЕКА за счет обработки и перевозки грузов в большегрузных контейнерах и содействуют снижению стоимости фрахта. В стадии проектирования находится восточный альтернативный вариант транспортировки хлопка: Узбекистан-Кыргыстан-китай. Здесь должны быть построена новая железнодорожная ветка между городами Анедижан (Узбекистан), Ош (Кыргыстан) и Кагар (Китай0. Этот проект должен быть завершен к 2010, после чего пропускная способность восточного коридора достигнет 12-14 млн. тонн грузов, без учета внутренних перевозок. Подписано также трех сторонее соглашение о строительстве автомобильной дороги между этими городами и реконструкции автодороги Андижан-Кашгар (940 км). Китай планирует построить ветку Ланджоу-Урумчи и тем самым обеспечить доступ к порту Ляньюньгань, расположенному на побережье Желтого моря. Работы по формированию восточного транспортного коридора продолжаются уже пятый год. этот маршрут позволит транспортировать хлопковое волокно из Узбекистана в Юго-Восточную Азию, Китай, Японию, Южную Корею.     

 

4. Проблемы и достижения сельского хозяйства в   Узбекистане.

 

И

зпокон веков Туркестан на весь мир славился своими пряностями, сухофруктами, хлопком. Вот уже 10 лет Узбекистан принят объявил о своей независимости. Каковы же сегодняшние успехи сельского хозяйства. Значение и особенности аграрного сектора. Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Узбекистана. На него приходится около трети ВВП, 70 % внутреннего товарооборота, 40 % занятости населения и более половины валютной выручки страны. Сельскохозяйственное производство осуществляется на 25,8 млн. га земли, из которых 15,7 % используется под пашню. Аграрный сектор не только снабжает население продуктами питания, но и обеспечивает сырьем промышленность страны.

В настоящее время более 60 % населения Узбекистана проживает в сельской местности, в работает в сельском хозяйстве более 3,1 млн. человек. И численность сельского населения, в том числе трудоспособного, возрастает более высокими темпами, чем в среднем по стране (источник: департамент статистики Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан):

2000 год в % к 1990 году

всего

сельское

все население

120,7

127,1

в т.ч. в трудоспособном возрасте

129,3

138,9

занятое население

113,1

100,9

Отсюда следует, что обеспечение занятости, рост доходов, а следовательно и повышение благосостояния народа в республике в ближайшей перспективе во многом будет зависеть от развития сельского хозяйства и предпринимательства на селе.  

Главная характерная особенность сельскохозяйственного производства - это преобладание здесь мелких и средних фирм. Дело в том, что крупные хозяйства в аграрном секторе не могут в полной мере воспользоваться своим главным преимуществом - внутрипроизводственным разделением труда. Во-первых, специализации препятствует сезонный характер работ: узкий специалист большую часть года будет не у дел. Во-вторых, в аграрном секторе (в отличие от промышленности) очень трудно, а порой просто невозможно определить долю каждого специализированного работника в конечном результате. Чья заслуга (или вина) в хорошем (или плохом) урожае: пахаря, сеятеля, жнеца, агронома или погоды? Выяснение этого связано с раздельностью во времени между затратами труда и получением результата, а также с большой ролью природных условий, не зависящих от воли человека. А раз нельзя определить вклад каждого в полученный результат, но невозможно создать эффективную систему стимулирования труда.

Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию как по цене, так и по доходу - низкая. Это означает, что при стабильном спросе на данную продукцию небольшие изменения в ее предложении влекут за собой значительные "скачки" в ценах, т.е. конъюнктура сельскохозяйственных товаров крайне неустойчива. Подсчитано, что средний коэффициент эластичности сельскохозяйственной продукции в индустриальных странах составляет 0,2-0,25, т.е. для того, чтобы увеличить объем продаж на 10 %, фермеры должны снизить цены на 40-50 %.

Занятость в аграрном секторе не реагирует на экономическую конъюнктуру с такой же скоростью, как в других отраслях, поскольку аграрный труд не отличается мобильностью. Сельские жители, а значит и сельские работники, наиболее привязаны к устоям жизни и труда, что обусловливает особый консерватизм этой части населения.

структура издержек и схема амортизации оборудования в сельском хозяйстве также имеют особенности, связанные с большой территориальной рассредоточенностью и сезонным характером производства и использования техники. Дело в том, что аграрные предприятия должны быть укомплектованы полным набором сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь несколько дней в году. так, сев и уборочные работы, которые должны проводиться в лучшие агротехнические сроки, на практике занимают в хорошем хозяйстве не более 72 часов - все остальное время необходимая для этих операций техника простаивает. Отсюда достаточно высокие капитальные затраты в расчете на единицу продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд. По этой причине сельское хозяйство требует относительно больших инвестиционных вложений при низкой отдаче от них.

Сезонный характер производства и длительность процесса воспроизводства обусловливают особую потребность сельскохозяйственного сектора в кредитах. Однако сильная зависть от природно-климатических условий и состояния конъюнктуры рынка делает данный сектор сферой рискованных вложений, в связи с чем банки неохотно работают с ним. Эта непростая ситуация еще больше усугубляется в условиях трансформации экономической системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.