Высокие темны роста наблюдались в других провинциях Китая со
значительно меньшей долей участия иностранного капитала. Правительством Китая
были созданы соответствующие политические и экономические условия для бывших
китайских граждан с крупными капиталами, проживающими за рубежом, для
стимулирования иностранных инвестиций в экономику страны.
Дэн Сяопин на XIV съезде КПК провозгласил, что “быть богатым
совсем неплохо”, подталкивая правящую Коммунистическую партию и бюрократию к
ускорению реформы в государственных отраслях промышленности, торопит открыть
Китай всему миру.
Можно отнести к экономическим предпосылкам реформ в Китае и такой
фактор, как простое немеханизированное сельское хозяйство, использующее в
основном ручной труд. Это дает большие возможности для реформирования мелкого
аграрного сектора со всеми вытекающими отсюда преимуществами в быстром росте
числа индивидуальных крестьянских хозяйств, уровня дохода и выручки от экспорта
сельскохозяйственной продукции. и еще один весомый фактор – Коммунистическая
партия Китая. В результате последовательного курса экономических реформ и их
эффективности китайское руководство получило кредит доверия на проведение
экономических реформ за счет укрепления социальной стабильности в Китае,
причиной которой явилось крушение коммунизма в странах Восточной Европы и
России и ухудшение экономических показателей этих стран в период проведения реформ
сразу после свержения коммунистического правления.
1990-1991 годы китайцы прекрасно понимали, что руководство страны в
1980-х годах добилось значительных успехов по сравнению с другими странами и
были благодарны ему за это, несмотря на его авторитарный политический характер.
Большинство населения Китая осознало, что реформы в экономике – это
единственный путь возрождения экономики и повышения жизненного уровня народа.
Экономическая политика правительства завоевала популярность, поскольку отвечает
чаяниям народа.
В октябре 1992 года Дэн Сяопин призвал пойти на новые меры,
отличающиеся от практиковавшихся на протяжении “минувшего десятилетия”, не
“бояться капитализма”, “не опасаться, что он подомнет под себя социализм в
Китае”, при том условии, что “социализм с китайской спецификой будет
доминировать”. Новая стратегия Коммунистической партии Китая – стремление
завоевать поддержку населения, давая людям возможность зарабатывать,
становиться богаче, создавая такие условия в рамках данной системы, чтобы человек
не испытывал желания бросить ей вызов.
К особо важным и не исследованным проблемам теории экономических реформ
относится вопрос определения эффективной технологии их осуществления и научной
разработки соответствующей ей документации, в которой укрупненно был записан
весь процесс реформирования, указаны основные виды работ, представлена
совокупность способов и средств достижения поставленных целей, в том числе
система мер, обеспечивающих практическую реализацию принятой технологии
экономической реформы.
Началом реформирования экономики в Китае явились экономические реформы
в сельском хозяйстве.
Сельское хозяйство. Отходя от системы коммун, с 1979 года начались
экономические преобразования в сельскохозяйственном секторе. Суть этих реформ
состояла по существу в приватизации земли. Отдельные крестьяне и крестьянские
семьи получили длительные контракты на пользование землей. Право владения
землей стало наследуемым. После выполнения обязательных поставок государству
коллективным хозяйствам было разрешено оставшуюся часть продукции продавать на
свободном рынке. Изменилась роль государства как центрального планирующего и
руководящего органа. Теперь крестьянин сам решал, что и сколько производить при
условии выполнения контрактных обязательств. По оценкам Всемирного банка, за 10
лет чистый душевой доход крестьян с поправкой на инфляцию вырос на 260%, в
валовая продукция сельского хозяйства за этот период удвоилась. Возросло
производство зерна, несмотря на 10-процентно сокращение посевных площадей.
Количество кооперативов и частных предприятий увеличилось на 1162,25%и достигло
18686 тыс. Занятость в частном секторе сельскохозяйственной экономики возросла
на 222% и составила 98 млн. человек. К 1984 году основная проблема снабжения
продуктами питания была решена. Выпуск продуктов питания возрастал на 6,9% в
год, производство зерновых – на 7,4%. Стимулирующая роль государства состояла в
том, что оно платило фиксированные цены за норму выпуска, а за выработку
сверхнормативной сельскохозяйственной продукции гарантировало более высокие
цены. При этом закупочные цены в сельскохозяйственном производстве постоянно
повышались. Открытая дорога фермерству – аренда земли, а также право
договариваться о ценах на произведенную продукцию – все это обеспечило и более
высокие урожаи, и доходы крестьян. Сегодня Китай уже способен сам прокормить
себя хлебом новые стимулы побуждают крестьян добиваться больших в сфере
животноводства, птицеводства.
Реформы привели к развитию промышленности на
селе. В прошедшем десятилетии там возникло около 80 млн. рабочих мест. В этом
процессе проявились предпринимательские качества китайского крестьянина.
В 1978-1979 годах были созданы специальные
экономические зоны провинции Гаундун и Фуцзянь. Их достижения основываются на
комбинации относительно низкой заработной платы и большого трудолюбия местных
жителей с “ноу-хау” зарубежных китайцев, маркетингом, охватывающим весь мир, и
готовностью делать инвестиции. Кроме того, относительно низкие ставки налогов в
специальных экономических зонах, хороший климат для инвестиций и тысячекратно
подтвержденные успехи совместных предприятий, уже давно привели к созданию в
КНР совместных китайско-американских, канадских, японских, австралийских и
немецких предприятий.
Законодательством КНР определены основные
льготы для свободных экономических зон. Они таковы:
· ставка подоходного налога для всех видов предприятий
с участием иностранного капитала составляет 15% (в целом по стране 33%);
· для предприятий, использующих передовую технологию и
поставляющих более 70% своей продукции на экспорт, введены дополнительные
льготы (например, снижение ставки подоходного налога на 10%, удлинение срока
освобождения от уплаты подоходного налога);
· для крупных предприятий с объемом иностранных
инвестиций свыше 5 млн. долларов, а также имеющих длительный период оборота
капитала, подоходный налог снижается или допускается полное освобождение от
налогов на определенный срок;
· иностранные предприниматели, инвестирующие свою
прибыль с СЭЗ более чем на пять лет, не платят с нее подоходный налог;
· производственные предприятия, учрежденные на срок не
менее десяти лет, освобождаются от налогов в первые два года прибыльной работы,
а в последующие три года выплачивают их в половинном размере;
· предприятия, созданные в сфере услуг на срок не менее
десяти лет, не платят налог в первый год с момента получения прибыли и вносят
его в половинном размере в последующие два года;
· установлены льготные ставки арендной платы на землю;
· предприятий СЭЗ полностью освобождены от уплаты
таможенных пошлин при ввозе необходимых для производственных нужд оборудования,
сырья, материалов, а также при вывозе готовой продукции на внешние рынки.
По нашему мнению, решающий вклад в ускорение
экономического роста Китая внесла стартовая структура его экономики – низкая
доля в ВВП промышленности и высокая доля сельского хозяйства. Именно с
раздробления крупных коллективных хозяйств на более мелкие, но более
эффективные, началось реформирование народного хозяйства Китая. Достигнутый
благодаря этому рост производительности имел колоссальные последствия.
Крестьяне разбогатели, стали преобразовывать сельскохозяйственную систему,
обеспечивавшую доселе только прожиточный минимум, торговать с городом и создали
огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских товаров.
Россия же игнорировала сельское хозяйство и такие связанные вопросы, как
собственность на землю, сельское образование, роль местных органов власти и
т.д. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным
вследствие длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.
Отраслевая структура экономики, в %
Показатели
|
Китай
|
Россия
|
|
1978 г.
|
1995 г.
|
1990 г.
|
1997 г.
|
ВВП всего,
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
сельское и лесное хозяйство
|
28,4
|
20,6
|
15,5
|
6,8
|
промышленность и строительство
|
48,6
|
48,4
|
44,3
|
35,8
|
сфера услуг
|
23,0
|
31,1
|
40,2
|
57,4
|
Все занятые,
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
сельское и лесное хозяйство
|
70,5
|
52,9
|
13,2
|
14,4
|
промышленность и строительство
|
17,4
|
22,9
|
42,3
|
34,2
|
сфера услуг
|
12,1
|
24,1
|
44,5
|
51,4
|
В реальной действительности, вопреки широко
распространенным представлениям, удельный вес промышленности в ВВП Китая был и
остается не ниже, а даже выше, чем в России. Однако более низкий удельный вес
промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического
роста по сравнению с Китаем. Наоборот, российская экономика в эти годы
переживала глубокий спад производства. С другой стороны, более высокий удельный
вес промышленности в ВВП Китая не способствовал замедлению темпов его роста.
Развитие села в Китае и реформирование системы
собственности. Одна из важных
особенностей экономической реформы в Китае состоит в том, что она началась в
сельской местности и повлекла за собой быстрое экономическое развитие и рост
национального дохода. Это создало благоприятные условия для ускорения
преобразований. Причем движущей силой стал не сельскохозяйственный сектор, а
прежде всего, промышленные предприятия на селе.
История развития аграрных реформ и их значение. Первая фаза: 1978-1984 годы. Аграрная реформа
началась с роспуска народных коммун и введения так называемой “системы сельской
ответственности”. Система сельской ответственности сохраняет коллективную
собственность на землю, но земля разделенная на участки может обрабатываться крестьянами
индивидуально. Эта система позволила крестьянам оставлять себе весь доход после
выплаты установленных договором обязательств, а именно, сельскохозяйственного
налога и коллективной доли. Эта реформа реализовала социалистический принцип
распределения по труду и в значительной мере усилила заинтересованность
крестьян в увеличении производства. В 1979 году были существенно подняты
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вследствие чего производство
сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь зерна, очень быстро выросло.
В период с 1978 по 1984 год годовые темпы роста производства зерна, хлопка,
растительных масел и рыбы были высокими: соответственно 5,0; 19,3; 14,7 и 10,3
процента. В результате постоянного увеличения объем производства зерна в 1984
году перевалил за 400 миллионов тонн. Поскольку благодаря этому могла быть
устранена многолетняя нехватка зерна, создались чрезвычайно благоприятные
исходные условия для дальнейшего проведения реформ.
Вторая фаза: 1984-1988 годы. После того, как в производстве
сельскохозяйственной продукции, и прежде всего зерна, были достигнуты столь
крупные успехи, Правительство ликвидировало существовавшую долге годы систему
принудительных закупок сельскохозяйственных продуктов и ввело договорную
систему. При этом правительство покупает определенный договором объем продукции
по установленной государством цене, а та часть продукции, которая превышает
этот объем, может быть свободно реализована на рынке. Тем самым была введена
так называемая “система цен двойной колеи”, то есть сосуществование
фиксированных и рыночных цен. Но данная реформа снизила заинтересованность
крестьян в производстве сельскохозяйственной продукции. Это снижение произошло
потому, что в условиях высоких урожаев рыночная цена упала ниже уровня
установленной государством закупки. В результате урожай зерна в 1985 году был
меньше предыдущего, и некоторое время продолжалось сокращение
сельскохозяйственного производства. Но экономика села сохраняла высокий темп
роста. Причина заключалась в том, что многие крестьяне стали работать в
несельскохозяйственных секторах: промышленности, транспорте и сфере услуг,
которые по сравнению с сельским хозяйством давали значительно более высокий
доход, именно в частных, кооперативных или коллективных предприятиях.
Правительство поддерживало развитие несельскохозяйственного сектора как
налоговыми льготами, так и другими способами. Это было начало быстрого роста
сельских промышленных предприятий. Если рассматривать рост реального дохода
сельских семей, проводя развития между доходами от сельского хозяйства и от
несельскохозяйственного сектора, то создается ясная картина: доходы от
сельского хозяйства, которые увеличивались до 1984 года, после 1985 года
стагнировали и рост доходов семей начал происходить за счет увеличения доходов
от несельскохозяйственной деятельности.
Третья фаза: 1988-1997годы. Когда во второй половине 1988 года начался
период аустеритарной (жесткой) политики правительства, помимо прочего, она
вызвала кредитные ограничения, которые затронули сельские промышленные
предприятия и привели многие из них к банкротству. В результате отток рабочей
силы в несельскохозяйственные секторы сократился и, напротив, возник феномен
обратного притока в сельское хозяйство. Кроме того, правительство приняло меры
к оживлению сельского хозяйства, и как результат повторного повышения
закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, производство стало расти. Что
касается производства зерна, то в 1989 году оно опять достигло уровня 1984 года
и с тех пор постоянно увеличивалось. Из-за недостатков в торговой системе
возникли так называемые “трудности сбыта”, или “росло производства, но не
дохода”.
Четвертая фаза: с 1997 года по настоящее время. После того, как весной
1997 года Дэн Сяопин произнес речь, во время так называемой “поездки на юг”,
народное хозяйство вновь вернулось к высоким темпам роста, и для сельской
экономики также сложилась благоприятная конъюнктура. В деревнях следующий
важный шаг на пути перехода к рыночной экономике был сделан, когда торговлю
сельскохозяйственными продуктами полностью либерализовали, восстановился
высокий рост сельских промышленных предприятий, возросла мобильность населения
в перенаселенных областях и началась эндогенная урбанизация сельских районов.
Оценка
аграрных реформ
Показатели
|
Выпуск
|
Место в мире
|
1997 в % к 1998 г.
|
|
1978 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1978 г.
|
1996 г.
|
|
Производство продовольственного зерна
|
30477
|
50455
|
49417
|
2
|
1
|
62,1
|
Хлопка
|
216,8
|
420,3
|
460
|
3
|
1
|
112,4
|
Мясо
|
865,3
|
5915,1
|
-
|
3
|
1
|
|
Масло семян
|
|
|
2157
|
|
1
|
313,5
|
Сахар
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3/4
|
-
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|