С 1993 по 1996 год Китай удерживал первое
место в мире по производству зерновых культур, хлопка, масло семян, мяса,
каменного угля, текстиля и телевизоров. По производству электроэнергии –
поднялся с четвертого на второе место, минеральных удобрений – с третьего на
второе, по производству сахара – удерживает 3 или 4-ю позицию. По
внешнеторговому обороту Китай уже давно вошел в число ведущих стран и в течение
шести лет занимал 11 место. В 1997 году объем торговли достиг 325,1 млрд.
долларов США (10 место), по размерам валютных резервов, запасам
продовольственного зерна и другим видам стратегических запасов страна достигла
самого высокого уровня в своей истории. Это укрепило возможности государства в
отношении макрорегулирования, наука, техника и оборудование достигли такого
состояния, которое можно определить как переходное от среднего к высшему
уровню.
Аграрная реформа с точки зрения системы отношений
собственности.
А) О значении введения системы ответственности. Созданные в 1958 году народные коммуны были
символом китайского социализма и воплощали лозунг “Единство политики и
экономики”. Их целью была коллективизация средств производства, обобществление
труда и распределения.
В течение 20 лет, вплоть до начала 80-х годов,
народные коммуны доминировали в качестве единственных субъектов собственности.
Хотя формально хозяевами коллективной собственности считались члены народных
коммун – крестьяне, право собственности крестьян стало функцией: у них, помимо
излишков зерна, отнимались сельскохозяйственные орудия и жилые дома, так что в
конце концов у крестьян не осталось почти никакой личной собственности.
За счет исключения крестьян из владения
коллективной собственностью была создана система так называемой “уравниловки”
(в негативном смысле – равномерное распределение, которое никак не связано с
вкладом в производство). Производительность на так называемых коллективных
полях, находившихся в общей собственности, была в пять-шесть раз ниже, чем на
собственных полях, свободно обрабатывавшихся крестьянами. Кроме того, чувство
ответственности за состояние ирригационных систем и прочих общественных
сооружений почти отсутствовало, и крестьяне о них практически не заботились.
Как только у крестьянина появлялась возможность, он старался незаметно
присвоить себе какую-либо часть коллективной собственности.
Введение в сельском хозяйстве системы
ответственности должно было устранить недостатки народных коммун. Следствием
этого процесса стали глубокие перемены в отношениях собственности на селе.
Во-первых, большая часть недвижимости,
находившейся в коллективном владении (пригодные для возделывания и застройки
площади, а также пруды, леса и прочее), была передана крестьянам для
независимого использования, а получаемый доход в определенной пропорции
распределялся между ними и коллективом. К моменту введения системы
ответственности срок владения крестьянами землей был ограничен в договорном
порядке лишь 3-5 годами, после 1984 года его увеличили до 15 лет и, наконец, в
1993 году продлили до 30 лет. Помимо этого, крестьянам передано право владения
скотом, крупными сельскохозяйственными орудиями и прочими средствами
производства.
Во-вторых, сельские предприятия, находившиеся
в коллективном владении административных и обычных деревень, добились высоких
показателей экономического роста. После введения системы производственной
ответственности они пережили второе рождение. В настоящее время многие
коллективные предприятия находятся под управлением директоров или групп
директоров, заключивших договоры об управлении. Эта форма получила название
“коллективная собственность, частное управление”, и она является характерной
чертой системы ответственности в сельском хозяйстве.
В чистом виде ни коллективная, ни
кооперативная формы собственности, несмотря на кажущееся наличие высокого
уровня мотивации труда, не получили широкого распространения в рыночной
экономике. Объясняется это тем, что эффективность данных форм высока лишь в
сфере малого бизнеса, где довольно четко прослеживается связь между долей
собственности и участием в управлении, распределении дохода и получении
прибыли. Наиболее рациональное и эффективное сочетание коллективных и
индивидуальных интересов достигается при акционерной форме собственности.
Поэтому она и стала главной, определяющей в условиях перехода к рыночной
экономике.
В-третьих, очень быстро прирастало частное
имущество крестьян. Используя переданную землю и по мере накопления, крестьяне
направляли его в несельскохозяйственную сферу. Быстрый рост количества
индивидуальных и кооперативных предприятий, которые отвечают признаку “частная
собственность, частное управление”, обусловил коренные изменения аграрной
реформы. По расчетам Ча Чженьсяна (1994г.), частное имущество крестьян,
состоявшее из средств производства, домов, сбережений и излишков зерна, в 1981
году оценивалось в 2388,6 юаня, а к 1990 году увеличилось до 9210,7 юаней, что
означало высокий годовой темп прироста – 14,3 процента.
Постоянное углубление реформ в различных
отраслях жизни, непрерывное развитие народного хозяйства способствуют росту
доходов как в городе, так и в деревне. Китайцы, как правило, не склонны
“забегать вперед в своих расходах”, они сначала копят, а затем расходуют. По
этой причине Китай входит в группу стран с высоким уровнем сбережений жителей.
Это является не только важные резервом для решения проблемы инвестиций в
строительство, но и предпосылкой расширения внутреннего рынка, действительным
фактором экономического роста.
В соответствии с вышесказанным, монолитная
система собственности народных коммун в виде “коллективной собственности,
коллективного управления” после введения системы производственной
ответственности претерпела изменения. Возникла так называемая система “двойного
управления”, при которой коллективные экономические организации берут на себя
заботу о дальнейших инвестициях и устройстве учреждений для общественных нужд,
а крестьяне и соответственно предприниматели в качестве субъектов частной
экономической деятельности определяют производственную деятельность (в сельском
хозяйстве, на частных и коллективных предприятиях, находящихся в аренде). Что
касается отношений между формой собственности и управление, то здесь
параллельно сосуществуют три различные формы собственности и управления, а
именно “коллективное владение, коллективное управление”, “коллективное
владение, частное управление” и “частное владение, частное управление”.
Б) Возникновение противоречий в системе собственности.
Решение о введении системы
ответственности было эффективным средством борьбы с недостатками системы
“коллективное владение, коллективное управление” в народных коммунах.
Фактически, в более развитых районах возникла ситуация, при которой вследствие
увеличения имущества – неважно, частного или коллективного – в сельском
хозяйстве из-за многообразия форм пользования имуществом возникли внутренние
противоречия, которые рассматриваются ниже. Во-вторых, возникли проблемы в
сфере владения землей. Важнейшим видом имущества в сельской местности
по-прежнему является земля. Сегодня в отдельных районах Китая существуют
большие различия в способах, которыми находящиеся в коллективном владении земля
предоставляется отдельным семьям. В соответствие с различными формами
предоставления земли степень соединения крестьянина с землей различна,
соответственно сильнее или слабее. Независимо от того, какой метод применяется
(за исключением деревень с коллективно обрабатываемой землей), существует,
однако, общая тенденция: права пользования крестьян стабилизируются и все более
ориентируются на длительную перспективу. Крупные противоречия не возникают,
когда функционирующее индивидуальное хозяйство имеет минимальный размер, если
только права собственности очень четко очерчены. Однако в развитых
сельскохозяйственных районах возросшее использование земли в
несельскохозяйственных целях повлекло за собой трудности. В качестве примера
рассмотрим поселок Хэнган в провинции Гуандун. До начала реформ этот городок
был во всех отношениях обычной деревней. Но из-за географического положения –
близости к Гонконгу с проведением политики открытых дверей в это поселение
устремился большой приток иностранного капитала, с участием которого основались
разного рода предприятия. Они платили налог за землепользование. Однако, будь
земля в частном владении, налога за землепользование иностранными предприятиями
выплачивался бы владельцам земли. Система производственной ответственности
гарантирует только право пользования землей в хозяйственных целях. Если площадь
отводится под несельскохозяйственное пользование, то извлекаемые доходы
остаются в распоряжении коллектива. В результате, для администрации деревень и
меленьких городов возникла проблема: как могут быть распределены доходы от
землепользования при передаче земли для несельскохозяйственного использования.
Во-вторых, возникли сложности с распределением
доходов от коллективных предприятий. Большинство предприятий, находящихся в
местном подчинении обычных и административных деревень, в рамках системы
ответственного управления были переданы управляющим или группам управляющих.
Когда коллективные предприятия еще были бригадами, речь шла главным образом о
структурах, обслуживающих сельское хозяйство, но не получающих прибылей. Так
что если они не обладали сколько-нибудь значительным объемом капитала, то
решение вопроса об использовании прибылей не представляло почти никаких
трудностей. Но в развитых сельскохозяйственных регионах, в которых переход к
рыночному хозяйству повлек за собой бурный рост числа коллективных предприятий,
очень быстро увеличился и объем капитала. Вследствие этого во многом
обострилась проблема распределения доходов от коллективных предприятий.
Например, на коллективных предприятиях плохо
поставлена отчетность, разделение общественной и частной сфер было нечетким. По
этой причине руководители предприятий и управленцы имели возможность
злоупотреблять своими правами и извлекали личную выгоду. В связи с этим, среди
населения отмечалось большое недовольство такой ситуацией. Кроме того, после
введения системы ответственности члены коллектива оказались заняты самыми
разными видами ремесел, возникли в высшей степени отличные друг от друга
интересы в связи с формированием коллективного имущества. Что же касается
отношений с коллективными предприятиями, то теперь имелись различные группы лиц
– среди них кадровые работники, директора, а также группы, которые вовсе не
поддерживали прямых контактов с предприятием. В итоге возник вопрос, а по
какому, собственно, принципу могут распределяться прибыли, полученные на
коллективном предприятии?
В-третьих, возникли проблемы с частными
предприятиями. По мере углубления аграрной реформы они (т.е. индивидуальные
предприятия) развивались очень быстро. В нормальных условиях здесь не должны
были возникать такие же юридические вопросы по поводу собственности, как на
коллективных предприятиях. Соотношение между правом собственности и управлением
на частных предприятиях вполне определенное. Но если частный капитал достиг
определенного уровня развития, то и здесь возникают осложнения.
К примеру, город Вэньчжоу в провинции Чжэцзян.
Это репрезентативный район развития частных предприятий, первоначально
характеризовавшийся крайней ограниченностью площадей, пригодных для
возделывания, и высокой перенаселенностью. До 1949 года занятие торговлей было
здесь исторически сложившейся традицией, и в соответствии с этим индивидуальная
торговля в традиционной форме получила в данной местности быстрое развитие.
Поскольку в основном это очень мелкие предприятия с низким уровнем
технологической оснащенности, то возник замкнутый круг: насыщение рынка,
обострение конкуренции, падение цен и рост убытков. Возникла необходимость
увеличить объем инвестиций, чтобы решить эти проблемы и добиться путем
увеличения производственной мощности экономичности за счет крупных объемов
операций, а также поднять уровень технологий. Однако капитал, накопленный
частными лицами, оказался рассеян между отдельными крестьянскими семьями, а
косвенное финансирование банками и кредитными товариществами также было
ограничено. Поэтому для обеспечения предприятий необходимыми средствами
потребовалось найти новый механизм аллокации капитала.
В) Незавершенная реформа правовой системы отношений
собственности. Введение
системы производственной ответственности и роспуск народных коммун имели своей
целью поставить крестьян в положение независимых производителей и форсировать
переход к рыночной экономике. Но, как это следует из проведенного выше анализа,
через систему производственной ответственности не была просто восстановлена
структура “частная собственность, частное управление”, которая существовала до
аграрной реформы в начале пятидесятых годов. В сельскохозяйственном производстве
и в управлении коллективными предприятиями самая важная часть постоянного
капитала – земля – по-прежнему находится в коллективном владении, так что
система собственности времен народных коммун продолжает существовать.С одной
стороны, в районах, где сельское хозяйство еще пребывает в той фазе, когда
размеры предприятий малы (мелкотоварное производство), при функционировании
системы собственности и управления по типу “коллективная собственность, частное
управление” случаи возникновения глубоких внутренних противоречий редки.
Фактически, в большинстве деревень внимание жителей сконцентрировалось на том,
как по справедливости можно было поделить землю, чтобы это соответствовало
изменениям в населенности и обеспеченности рабочей силой. Совершенно иное
положение у части тех областей, где экономическое развитие достигло более
высокого уровня, где экономика села в сильной степени определяется
несельскохозяйственным сектором и где происходило быстрое развитие
коллективного и частного капитала. Здесь, из-за того, что коллективные и
частные права собственности не четко дифференцировались, а правовая система
реформирования не полностью соответствовала реалиям, возникали различные
трудности. Кроме того, в районах с очень быстрым развитием частных предприятий
обнаруживается, что и здесь нужна новая система для возможного расширения
частного капитала.
1.
История предпринимательства в Узбекистане.
редпринимательство в Узбекистане имеет многовековую историю, но
предпринимательство рыночных его форм, процесс создания промышленных, торговых,
финансовых фирм активизировался в конце XIX в.,
когда число их резко возросло. Центрами хлопковой торговли, где открывались
хлопковые фирмы, отделения различных крупных банков, становились Ташкент,
Самарканд, Андижан и др. по свидетельству историков, 1
производственно-промышленное предприятие возникло в 1868г, когда на станции
Горчаково (недалеко от Маргелана) был открыт хлопкозавод, оборудованный 6
джинами, паровым двигателем. Примечательно, что круг крупных узбекских
предпринимателей производственно-промышленной сферы приложения капитала
первоначально формируется на базе торгово-коммерческого направления
хозяйственной деятельности. Еще в 1890-е годы старинные купеческие династии
стали инвестировать свой капитал в закупку и первичную обработку хлопка, т.е. в
реальной хозяйственной практике Узбекистана начался процесс интеграции
финансовой и коммерческой и производственной сфер предпринимательства. Причем,
этот интеграционный процесс результатом своего развития имеет концентрацию
капитала, что увеличивает его инвестиционную активность способствует развитию
экономики нашего края. В начале ХХ века далеко за пределами Узбекистана были
известны владельцы крупных фирм - Даутбаев, Ходжаев, братья Вадьяевы из
Ферганской области, Фузаилов, Калантаров, Хакомбаев из Самаркандской области,
братья Яушевы, Асадуллаев, Юсуф Давыдов из Ташкента.
В связи с быстрым ростом производства и экспорта хлопка из благодатной
Ферганской долины в Коканде, Андижане, Асаке, Маргелане появились
торгово-закупочные, сбытовые фирмы, транспортные конторы, специализирующиеся на
закупочно-экспортных операциях с хлопком. В отличии от ферганских монофирм, в
Самаркандской области, Ташкентском уезде, Бухарском эмирате, Хивинском ханстве
подобные коммерческие структуры не отличались четкой специализацией на
операциях с хлопком. Помимо хлопка, они одновременно занимались закупкой,
сбытом всех сельхозпродуктов, реализацией местных и импортных промтоваров.
Производство хлопка-сырца, хлопкоочистка, а через них и др отрасли
промышленности, торговли Туркестана находились в зависимости от крупных
монопольных торгово-промышленных компаний вроде "Московского
торгово-промышленного товарищества для торговли с Персией и Средней
Азией", "Товарищества братьев Шлоссберг", что затрудняло
развитие местного предпринимательства, придавало нашей экономике односторонний,
аграрно-сырьевой характер. Многие из названных фирм имели в Ташкенте свои
хлопко перерабатывающие заводы. В 1912 г. по центральноазиатскому региону
иностранным фирмам принадлежало 96 заводов из имеющихся 256, остальными владели
местные предприниматели, перепродававшие абсолютное большинство очищенного
хлопка этим же зарубежным фирмам. При этом только некоторые отечественные
предпринимательские структуры имели свои представительства на центральных
хлопковых рынках и сами экспортировали волокно за пределы Центральной Азии,
испытывая на себе весьма жесткую конкуренцию монополистов. Но, несмотря на это,
немало наших предпринимателей добивались существенных успехов в бизнесе,
способствуя своей активной деятельностью развития экономики Узбекистана. Среди
занятых успешным предпринимательством в то время в нашем крае был Ю. Давыдов.
Он не только занимался оптовой продажей мануфактуры московских, лодзинских
фабрик в Ташкенте, Адлие-Ата, Туркестане, но и построил современные
хлопкоочистительный, пивоваренный заводы. Коммерческие, закупочно-сбытовые
операции с хлопком приносили немалый доход, что послужило условием и стало
причиной активизации финансово-банковской деятельности в Узбекистане в конце
1890х годов, когда в центральноазиатский регион направили свои инвестиционные
интересы российские и зарубежные банки. В 1889 г. в Туркестане функционировало
одно отделение Госбанка, в 1891 г. - 5 отделений коммерческих банков. В 1912 г.
в центральноазиатском регионе финансовые услуги отечественным деловым кругам
оказывали уже 7 отделений Госбанка, 40 коммерческих банков. Следует отметить,
что усиление кредитно-инвестиционной активности банковского капитала на
территории Узбекистана не замедлило принести свои позитивные результаты. Так в
Кокандском уезде возникло нефтезаводское товарищество "Риштан" с
уставным капиталом в 130.000 руб, в 1906 г. было основано ферганское нефте-,
горно-промышленное товарищество "Чимион", капитал которого оценивался
в 2 млн.руб. К 1917 г. наших предпринимателей, имевших часто годовой оборот до
млн.руб, в туркестанском крае насчитывалось уже сотни. Многие из них
становились партнерами инофирм, входили в учебный комитет центральноазиатских
отделений Государственного и коммерческих банков. Таким образом, являющееся
одним из приоритетных направлений при переходе Узбекистана на рыночные
отношения развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), предпринимательской
активности населения началось в нашей стране не на пустом месте.
Предпринимательская инициатива узбекского народа уходит своими корнями в
историческое прошлое. В частности уже на рубеже XIX-XX вв на территории Узбекистана стали активно формироваться и
функционировать предпринимательские структуры разных сфер бизнеса, имеющие в
определенных чертах принципиальное сходство с реалиями сегодняшнего дня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|