Видимо ученики
Иисуса не понимали истинных намерений Его, а думали, что Он идет в Иерусалим,
чтобы объявить Себя Мессией и повести победоносную войну с Римом и иудейскими
нечестивцами (Лк.19,11). У некоторых из них были мечи (Лк.22,38), они мыслили
это предприятие довольно опасным (Ин.11,16), но они не думали о поражении, а
думали только о победе и о своем участии в ней (Мк.10,35-36). Видимо поэтому
разгоряченные галилеяне кричат при спуске Иисуса с Елеонской горы «Осанна Сыну
Давидову, благословенно грядущее Царство» (Мф.21,9-11; Мк.11,9-10).
Цитата из
Пс.117,26 – это приветствие, которым встречали идущих в Иерусалим паломников.
Однако, символический акт Иисуса (спуск с Елеонской горы на осле Зах.9,9-10;
14,3-5; Пс.71,8; Быт.49,8-12), красноречивее всяких слов говорил о том, что
Иисус не просто считал Себя простым паломником, но Сыном Господина, то есть
истинным Царем Израиля - Мессией. Символический акт Иисуса настолько
прозрачен, что Галилейские паломники хвалят Бога за долгожданный приход
истинного Царя.
Однако Иисус
знает истинные намерения этих крикунов и к чему приведут они народ, Иерусалим и
Храм, поэтому Он прослезился увидев прекрасный город и Храм, которые будут
полностью разрушены, потому что Иерусалим и Сион не узнали времени посещения
их Господином и Царем (Лк.19,41-44). Господин посещает Свой народ, город и
Храм, чтобы даровать ему мир и спасение однако, оно будучи неузнано становится
предвестием его окончательного осуждения (Лк.19,41-44; ср. Иер.6,15; 10,15;
Ис.29,6). Иисус плачет над Храмом ведь для него Храм это самое святое место на
земле, это дом Отца Его (Лк.2,49; Ин.2,16), он был таинством соприкосновения народа
с Богом и это чувство, видимо было центральным в ощущении себя евреями
богоизбранным народом (ср. Ин.4,22).
Существование таких
мест, всеобще признанных священными, где может произойти контакт человека и
Бога, подчеркивает важность этого конкретного места, где царь Соломон, выполняя
завещание своего отца Давида, построил в 10-ом веке до н. э. Храм. В 5-ом веке
д. н. э., после Вавилонского завоевания Иерусалима, Храм был восстановлен и
затем значительно увеличен двумя Иродами, непосредственно перед рождением
Иисуса и во время его жизни. В течение всей истории Храма его функция, как
места для сбора и молитвы – фактически молящиеся собирались на площадях и
портиках вне Храма - была второстепенна по отношению к его главному значению, -
месту, где находится жилище Бога на земле.
Библейская
традиция делает ударение на то, что Храм не может содержать Бога в большей
степени, чем небеса, но, тем не менее, Бог выбрал именно Храм для своего
«жилища» на земле. Святое Святых, в особенности, является местом, где проживает
Всевышний – эта греческая интерпретация находит аналогичное выражение в
христианской идее о воплощении Бога в тело Иисуса во время его жизни на земле.
В какой форме или субстанции Бог может представить себя миру не чем-то
абстрактным, но реальным? Верующие христиане ответят «в Иисусе», а евреи скажут
«через Тору». После разрушения Храма Иисус для христиан, а Тора для иудеев заменили
Храм. Следуя традиции, начавшейся в Храме, эти религиозны импульсы были
основаны на идеи воплощения.
Возвращение
Иисуса на Сион подобно возвращению господина к своим рабам, часть которых не
хотела, чтобы он воцарился над ними, а часть не выполнила порученного им дела.
Поэтому и тех и других ждет неминуемая кара (Лк.19,11-27). Религиозные лидеры
как неверный домоправитель, который не ждал возвращения господина своего, а
злоупотребил своей властью, за это он будет рассечен надвое (Мф.24,45-51). Религиозные
лидеры как глупые девы, которые не позаботились встретить жениха, за это они
будут отвержены (Мф.25,1-12).
Акция
в Храме
Сатана и
«нечистый дух» Мф.12,24 (идолопоклонническая идея «священной войны» и
национального превосходства над язычниками) свили себе гнездо в самом святом
месте Израиля, и Иисус как истинный Царь Израилев должен очистить Храм от этой
«мерзости запустения». Он стремительно входит в «Двор язычников», видимо, во
исполнение слов Малахии «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь
предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел
завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто
выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь
расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и
очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили
жертву Господу в правде» (Мал.3,1-3), опрокидывает столы менял и прилавки
продающих жертвенных животных, говоря в гневе, что священники сделали из
Храма логовище террористов (σπηλαιον ληστων), то есть Храм все больше и больше
становился символом и идеологическим центром национального превосходства над
язычниками (Мк.11,16 ср. Иер,7,1-15).
Кроме того, священники
открыто пренебрегали не только самими язычниками, но даже святым местом устроив
из него базарную площадь и видимо, поэтому язычники уже не могли надлежащим
образом помолиться истинному Богу, а это могло в свою очередь послужить поводом
к тому, что имя Бога Израилева обесславливалось среди народов. Ведь Иисус
ревнует о прославлении имени Божьего (см. Мф.6,9; Ин.12,28) во всем мире и во
всех народах, а священники своим поведением бесславят и хулят Его (ср.
Мал.1,6-2,9).
Совершив
акцию в Храме, Иисус цитирует два текста в защиту Своей позиции. Первый — из
Ис.56,7. Дом Божий предназначен для всех народов (3Цар. 8:41-43; Ис. 56:7), и
в Ветхом Завете единственное разделение в храме было на священников и прихожан.
Но в дни Иисуса в храме были введены ограничения по национальному и половому
признакам, что объяснялось требованиями ритуальной чистоты; женщинам отводилось
место за пределами «двора израильтян», а неевреи могли находиться только в
самом отдаленном дворе. Если мы посмотрим контекст Ис.56,7, то увидим, что Иисус
не просто отстаивает право язычников на участие в богослужении и протестует
против расовой сегрегации в храме, а осуждает существующий Храмовый режим как
безбожный и идолопоклоннический, который, видимо, приведет народ к гибели от
«диких зверей», то есть язычников, а праведника предаст смерти: «Все звери
полевые, все звери лесные! идите есть. Стражи их слепы все и невежды: все они
немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные
душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою
дорогу, каждый до последнего, на свою корысть … Праведник
умирает, и никто не принимает этого к сердцу; … и никто не помыслит, что
праведник восхищается от зла. Он отходит к миру … Но приблизьтесь сюда вы,
сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? против
кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи»
(Ис.56,9-57,4).
Зная,
нравы религиозных властей, нетрудно догадаться, что они восприняли выступление
Иисуса в Храме как богохульство и неслыханное посягательство на их
экономические и социальные интересы. В отношениях с римлянами и собственным
народом их положение определялось мерой их влияния и способностью поддерживать
порядок в храме.
Второй
цитируемый текст — Иер.7,11, где пророк осуждает представление о храме как
спасительной гавани для погрязшей в грехе Иудеи; Бог разрушит Свой храм, как бы
ни надеялись притеснители бедных найти в храме защиту, (см. Иер.7,3-15).
«Вертеп разбойников» — место для укрытия награбленного; в 66 г. н. э.
мятежники, или «разбойники» (Иосиф Флавий называет их так же, как и Марк),
захватили Храм и убили священников, вызвав неотвратимый гнев Бога.
Действительно еще
при Иеремии иудеи тешили свою национальную гордость неприступностью Храма (Иер.7,1-15).
А во время первого антиримского восстания часть иудейских фанатиков (среди них
могли быть и священники) заперлась в храме в полной уверенности, что Сам
Господь уничтожит римских легионеров, но не позволит им вступить в Храм Божий
и этим осквернить святое место. Видимо Своей акцией Иисус предъявил Свои
Мессианские права на обладание Храмом, а также совершил пророческо -
символическое его разрушение тем, что на короткое время приостановил
жертвоприношения. Также как и в Галилее, но теперь уже в Иерусалиме не было
места Иисусу и ветхому Храму. Он совершил его символическое разрушение. Отныне
новым «храмом» Божием, таинством соприкосновения народа с Богом, будет Он сам
(Ин.2,19-22) и Его община, новая семья Божья, обновленный Израиль или святой
остаток, разрушить который не под силу никакому злу (Мф.16,18).
Иудеи всегда
считали прерогативой истинного царя Израиля (см. 2Цар.7,2-14; Зах.6,12-13)
построить великолепный Храм Богу (Соломон построил Храм в котором обитала
Шехина 3Цар.6,2; 8,10-13, Зоровавель строит Второй Храм 1Ездр.3, именно поэтому
царь Ирод Великий начал новое строительство Храма, чтобы легитимировать себя в
глазах иудеев), а прерогативой Мессии видимо было создать новый, вечный Храм
Богу, где иудеи и обратившиеся язычники будут поклоняться Богу Израилевому. Иисус
видимо считает, что в современном, ожесточенном состоянии (Иисус часто называл
своих современников жестоковыйными и огрубевшими сердцем) это невозможно, ибо
Израиль уподобился бесплодной смоковнице, которая только зря занимает и
истощает землю и за это она подлежит вырубанию (Лк.13,6-9).
Таким образом,
верховную власть в Храме имеет царь. Именно он – его реформатор и строитель.
Видимо своей акцией в Храме Иисус разыграл осуждение и восстановление его, а это
значило, что израильская история достигла точки разрушения и воссоздания,
причем собственные действия Иисуса воплощают этот момент. Иудеи широко
праздновали Хануку (праздник обновления) и поэтому большинство населения
наизусть знало содержание Маккавейских книг. Взаимосвязь между восстанием
против язычников, акцией в Храме и установлением царского дома прочно
запечатлелось в народном воображении. Так когда – то Иуда Маккавей побеждает
язычников, входит в Иерусалим, очищает Храм и восстанавливает правильное
богослужение 1Макк.4,36-61.
Символические
действия Иисуса неизбежно вызывали в памяти народа весь этот широкий контекст.
Иисус делал то, что делали Маккавеи, но в отличие от них вел битву не с
язычниками, а с истинными врагами народа Божьего, сатаной и его приспешниками,
сбившими с истинного пути Израиль «духом лжи» 3Цар.22,22. Это, в частности,
объясняет, почему первосвященническая семья, считавшая себя в каком – то смысле
преемником хасмонейской священнической линии, расценила акцию Иисуса как
сильнейшую угрозу, с молниеносной ответной реакцией.
Он Сын Господина,
который приходит в свое отеческое наследство, чтобы взять плоды, однако
виноградари убивают Его и выбрасывают вон. За это Хозяин виноградника предаст
злодеев злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут
отдавать Ему плоды в свое время (Мф.21,33-41). Когда Иисус понимает, что Божья
милость и Божье спасение Израиля в предложенном Им «пути мира» (Лк.19,42)
отвергнуто, Он как последний Пророк возвещает Божий суд над непокорным народом
и предрекает Израилю наступление времени мечей (Лк.22,36: ср Иез.21), а
Иерусалим уподобляет трупу в пустыне к которому будут слетаться (римские) орлы
(Мф.24,28; ср. Втор.28,49-57), чтобы насытиться его плотью.
Акция в Храме
видимо предрешила участь Иисуса. Он покусился на основной национальный символ,
на власть первосвященника и священников в Храме, и должен был быть как можно
скорее казнен, как опасный смутьян и бунтовщик (Ин.11,48). Видимо и Иисус это
тоже прекрасно осознавал и ожидал кульминационных событий в истории Израиля и
наступления Царства Божьего в ближайшие дни, еще до того, прежде чем смоковное
дерево даст плоды свои, до этого времени оставалось шесть месяцев (Мк.11,14).
Иисус постоянно призывает Своих учеников быть наготове, молиться и
бодрствовать, ибо окончательный приход Господина может произойти в любой день и
час (об этом подробнее см. ниже).
«Царские
загадки» Иисуса
С акцией в Храме связаны
многие так называемые «царские загадки» Иисуса.
1. «Я могу
разрушить храм Божий и в три дня воздвигнуть его» (Мф.26,61). Видимо этим
речением Иисус объясняет свою акцию в Храме (Ин.2,1320). Это притязание на
царский статус, ибо истинным строителем Храма может быть только Царь Израилев.
Более того, эти слова, видимо, говорят о строительстве Мессией нового,
эсхатологического Храма. Апокалиптические провидцы и кумраниты считали, что
восстановленный Зоровавелем, а потом Иродом Храм неправильным, нечистым и
оскверненным, а значит неприемлемым для Бога (1Енох.83-93; кн. Юбил.23,21;
2Барух4,2-6; 5Q15; 11QT) и ждали в будущем строительство
подлинного эсхатологического Храма.
2. Гора вверженная
в море (Мф.21,21). Упоминание об «этой горе» в Иерусалиме поблизости от Храма
должно было быть естественным образом отнесено к самой Храмовой горе. Это
высказывание Иисуса есть аллюзия на Захар.4,6-7;. Пророк Захария в 1-8 главах
говорит о возвращении из плена, восстановлении Иерусалима, возвращении Господа
на Сион и строительстве Храма, а также о приходе помазанников, священника и
царя. Зоровавель – давидическая фигура, на которую пророк, вопреки всей
оппозиции, возлагает свои надежды относительно постройки Храма. Для указания на
оппозицию и чему – то мешающему постройке Храма, он использует образ «великой
горы», которая станет равниною (Ис.40,4; 42,16). Таким образом, этими словами
Иисус, видимо, указывает на Себя как на Того, кто исполнит миссию,
приписывавшуюся Зоровавелю, - быть истинным помазанником, строящим истинный
Храм.
3. Вопрос о
власти (Мф.21,23-27). Иисусу задают двойной вопрос: по какому праву Он все это
делает и кто дал Ему это право? Это вопрос о мессианстве. Иисус отвечает
загадкой об Иоанне Крестителе. Кем был Иоанн: он был величайшим пророком
(Илией), о котором говорил Малахия 4,5, - последним перед наступлением «дня
Господня». Таким образом, Иисус есть Грядущий, приносящий Царство и не надо
ждать другого. Иисус помазан Духом во время крещения у Иоанна и поэтому Он
находился в том же положении, что и Давид между своим помазанием у Самуила и
окончательным воцарением. У него было право делать то, что он делал, потому что
это право дал ему Господь, - в крещении Иоанновом и через крещение Иоанново.
4. Виноградари,
слуги, сын и камень (Мф.21,33-46). Притча о злых виноградарях – это рассказ
об Израиле, достигающий кульминации в суде. Как и в некоторых других притчах,
Иисус берет и развивает хорошо знакомую библейскую тему (в данном случае - тему
из Ис.5,1-7 и Пс.79). Он далее объясняет акцию в Храме и, через аллюзии на
Исайю, оправдывает ее: опять, как и во дни Исайи, Храм заслуживает пророческого
обличения и даже посланной от Бога гибели. Хозяин, который посылал слуг и сына
и увидел их отвергнутыми, придет и казнит виноградарей, а виноградник отдаст
другим.
Иисусова акция в
Храме была символом будущего осуждения. Изреченная притча дала более широкий
повествовательный контекст, опираясь на израильскую профетическую традицию и
претендуя на приведение этой традиции к кульминации. Таким образом, притча
объясняла акцию Иисуса, а также (путем экстраполяции) - будущее действие Бога
Израилева (хотя акцент на этом меньше, чем часто думают). Акция в Храме -
мессианский акт суда.
Притчу завершает
маленькая загадка о сыне и камне. В некотором смысле это цитата из Пс.117,22-23.
Псалом 117 был явно предназначен для того, чтобы его пели паломники, идущие в
Храм. Стихи 19-27 говорят о постройке Храма, праздновании в Храме и, в
конечном счете, храмовых жертвах. Их первоначальный контекст, - будем помнить,
что евреи, особенно паломники, псалмы пели часто, а потому подобные контексты
были им знакомы не меньше Писаний, прекрасно соответствует акции в Храме
(осуществленной в разгар паломнического празднования). Более того, шествование
в Иерусалим с песнями хвалы было не только «религиозным», но и «политическим»
действием. Именно так поступали Маккавеи после своих побед, и примеру
Маккавеев последовали евреи, одержавшие в 66 году н. э. первые победы над
римлянами.
Идея «камня»
тесно связана с идеей нового эсхатологического Храм. Многообразное
использование Иисусом библейского образа скалы/камня (Мф.16,18) по отношению к
созданию нового Храма интерпретируемого, видимо, как новая община народа
Господня. Иисус мог быть и первым, кто сопряг Пс.117,2-3 с этой распространенной
темой. Другие очевидные отрывки содержатся в Книгах Исайи и Захарии. «Господь
положит на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко
утвержденный» (Ис.28,16).
Ис.8,14 говорит,
что сам Господь будет «святилищем и камнем преткновения и скалою соблазна для
обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них
преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|