Когда же
христианство стало господствующей религией в Римской империи, Церковь из
гонимой превратилась в гонительницу инакомыслящих. Церковная иерархия стала
стремиться к земной власти и богатству, поэтому для таких «ортодоксов» в
принципе не очень важна была жизнь Иисуса, осуждавшего богатство и власть, и
призывавшего к любви к врагам, а не к преследованию инакомыслящих. Спросите любого
православного, католика или протестанта зачем пришел на землю Иисус и они
ответят вам, чтобы пострадать на кресте и искупить грехи человечества. Во всех
курсах догматики подчеркивается важность Боговоплощения, Распятия и
Воскресения, но практически ничего не говориться о принципиальной важности
самой жизни и деятельности Иисуса в Израиле, или же если говорится, то только
на уровне взаимодействия двух воль и естеств во Христе Иисусе, а нравственным
богословием подчеркивается важность этического учения Иисуса (обычно нагорная
проповедь), которое правда рассматривается в отрыве от его изначального
исторического контекста и применяется как вневременный и абсолютный принцип
поведения для всех христиан во все времена, во всех народах и всех культурах,
хотя сам этот принцип поведения также абсолютно, всегда и везде нарушался и
нарушается самой Церковью.
Греческие Отцы Церкви
больше всего занимались догматическими (метафизическими) построениями, а не
конкретно земной деятельностью (слова, дела и символы) Иисуса в историко –
религиозном контексте иудаизма конца Второго Храма. Более того Церковь полтары
тысячи лет пренебрегала историко – религиозным контекстом, ведь иудеи повинны
в смерти Бога «кровь Его на них и их детях» (Мф.27,25), а при таком идеологическом
постулате об иудаизме конца Второго Храма не могло быть и речи.
Кроме того,
непреложная аксиома о божественности Иисуса, то есть высокая христология
Греческих Отцов приводила к тому, что сама собой отпадала важнейшая задача
христологии, а именно – поиска серьезных доводов и аргументов (будь то
имплицитных или эксплицитных) в пользу исповедания божественности Иисуса на
основе учения Самого Иисуса (попробуйте например, найти аргументы в пользу
божественности Иисуса в самой достоверной, допасхальной части новозаветного
предания – притчах Иисуса). Таким образом, принимать божественность Иисуса как
изначальную посылку или как отправной пункт в новозаветной экзегезе, значит
обесценивать историческую реальность Иисуса и Его отношения с народом Божьим –
Израилем, а любое преуменьшение историчности Иисуса ведет к явному или скрытому
докетизму, монофизитству и отказу от реальности. Так и получалось, что
Греческие Отцы Церкви всегда рассматривали исторического Иисуса через призму
божественности, что и в богослужении и в экзегезе Священного Писания приводило
и приводит к скрытому монофизитству. И только протестантские библеисты с XVIII-XIX веков начали серьезно заниматься поиском исторического Иисуса и сути
Его служения Израилю (это не значит, что я ругаю Православных и хвалю Западных
библеистов, ведь речь совершенно не об этом. Я говорю о самом методе, а не
конкретно о людях. И среди тех и других были и будут достойные и недостойные
христиане).
Важно понять, что
я не пытаюсь убедить «ортодоксов» в том, что Иисус не Сын Божий, то есть, что
Он не воплощенная Ипостась Пресвятой Троицы. Я пытаюсь говорить о земном,
историческом Иисусе, пытаюсь постичь значение Его служения на земле, служения
Израилю в русле библейской традиции, а не греческой философии (неоплатонической
метафизики), поэтому христологические титулы и триадологические категории мысли
только запутывают дело историка и экзегета. Ведь Сам Иисус (согласно
синоптикам) осмысливал Свое призвание и служение Израилю в библейской
традиции (пророк, гонимый праведник, истинный пастырь, мученик и борец за веру,
помазанный но не воцарившийся царь, великий мудрец), а не в категориях
греческой философии (логоса, ипостаси, сущности).
Я верю в Иисуса
как в Господа, но ведь как говориться «богами не рождаются, а становятся». Иисус
как уникальнейшая Личность в Своем служении Израилю в полноте воплотил волю
Отца и был оправдан Им, тем что был воскрешен Богом Израилевым. Ведь и Сам
Иисус говорит о двойном статусе Мессии. Сначала он ожидаемый потомок Давида,
«сын Давидов», но потом станет Господином Давида (Мк.12,35-37) и то и другое
утверждение верны, но относятся к разному времени. О том, что Иисус удостоен
Богом в воскрешении статуса Господа говорит нам Новый Завет (Деян.2,36; 13,33;
Рим.1,3-4; Евр.1,4; Флп.2,9-10; Еф.1,20-21). Мне кажется, что это совершенно не
умаляет, а наоборот возвышает Иисуса, Его служение и Его подвиг, ведь Он
доказал Своим учением, Своей жизнью, смертью и воскресением Свое уникальное
отношение к Отцу и право на божественный статус Господа, войдя в само
присутствие Бога и поэтому сейчас в Иисусе мы имеем возможность встретиться с
Богом Израилевым. Таким образом, я не умаляю и сотериологию, а именно она
является краеугольным камнем в Святоотеческой христологии. Отцы хотели
сохранить реальность нашего спасения постулатом: «Бог стал человеком для того,
чтобы человек смог стать Богом». Но это высказывание навязывает Богу
определенный (уж точно не библейский, а языческий) путь спасения человека и
мира. Ведь именно в языческих религиях, мифах и мистериях постоянно говорилось
о смерти и воскресении богов, о боговоплощениях (если египетский фараон
воплощение бога Ра на земле, то не отсюда ли идет александрийская христология
Афанасия и Кирилла вылившаяся в монофизитство) о рождении от богов и так
далее.
Однако можно не
прибегая к изощренным метафизическим, умозрительным и философским построениям
дать сотериологию альтернативную святоотеческой (метафизической), сотериологию
библейскую. Ведь с библейской точки зрения сомнительны и боговоплощение и
непорочное зачатие и триединство. Иисус как уникальная Личность, абсолютным
послушанием и исполнением воли Божьей (Евр.5,9-10), служением Израилю – народу
Божьему, был удостоен Богом Израилевым – «Отцом Своим» стать «Господом» и
поэтому, теперь, тот кто живет в верности Иисусу (поэтому так важно узнать, что
значит жить в верности Иисусу сегодня) имеет возможность, даруемую Самим Богом
Израилевым, через Иисуса «Сына Своего» (Ин.10,9; 14,6) войти в само присутствие
Божие, в объятия Отчии (Лк.15,11-32), обретя в Нем вечную жизнь и вечное
спасение, а это и есть цель человеческого существования.
«Опасный»
Иисус
Для «ортодоксов»
было бы намного спокойней (тогда не надо было бы мучительно искать образ
исторического Иисуса будоражить и соблазнять этим поиском умы простых
верующих) если бы Сын Божий восприняв человеческую природу и родившись
Богомладенцем, сразу же был бы коварно убит злобными людьми, искупив грехи
людей Своей кровью и был бы воскрешен Отцом Своим. В таком «ортодоксальном»
учении не так уж и важно в каком месте, в каком народе и в какие времена
пришел бы Спаситель мира (допустим, что Спаситель мира родился бы в Риме в
семье императора от еврейки и подчинил бы иудеям весь мир, ведь по представлениям
иудеев Мессия должен быть блистательным правителем мира, а не распятым
мятежником. О такой возможности говорит и великий иудей Иосиф Флавий, который в
своей книге «Иудейская война» объявляет мессией Веспасиана Римского императора и
таким образом говорит, что ветхозаветные Писания исполняются в языческом властителе,
сам же Израиль наказывается за разбой), а главное чтобы Он воплотился, пролил
Свою кровь, Воскрес и спас этим людей.
Жизнь и учение
Иисуса и сейчас мешают многим «ортодоксам». Ведь многие слова и дела Иисуса
напрямую обличают установившиеся реалии церковной жизни. Стремление к власти и
деньгам церковной иерархии, её ханжество и лицемерие, а также прикрывание всех
этих гнусностей именем Божьим. Поэтому Католическая Церковь столетиями
запрещала читать Библию «мирянам» и это породило протестантизм с его ударением
на Слово Божием. На Руси, а потом и в царской России Евангелие больше целовали
чем читали, более того в Синодальный период читать Евангелие на родном языке или
изучать Слово Божие на языке подлинника, считалось признаком вольнодумства и
это не только не приветствовалось церковной иерархией, но и часто каралось.
Приведу на этот счет один очень показательный пример.
В этой связи
немалый интерес представляет книга профессора Петербургской Духовной Академии
И.А. Чистовича «История перевода Библии на русский язык», в которой, в
частности, рассказывается о докторе богословия протоиерее Г.П. Павском.
Протоиерей Г.П. Павский был профессором древнееврейского языка в Петербургской
Духовной Академии с 1818 по 1827 гг. Он был одним из тех редких христианских
богословов, которые хорошо знали язык Писания. Работая со студентами, он -, в
основном, в учебных целях - стал переводить Библию с древнееврейского на
русский язык и постепенно довел свой перевод до конца пророческих книг.
Напомним, что любая попытка перевода Библии на русский язык в России в то время
была строжайше запрещена: церковнославянская Библия была канонизирована
православной церковью, и любое отклонение от ее текста уже считалось расколом.
Студенты Г.П. Павского умудрились, вопреки запрету администрации, отпечатать
несколько сот экземпляров отдельных его переводов Библии под видом студенческих
лекций. При этом строго предупреждалось, что ни один экземпляр не должен
попасть в руки «светских лиц». Экземпляры переводов студенты хранили у себя и
пользовались ими в классе на лекциях по Священному Писанию и по
древнееврейскому языку.
Однако все это
недолго оставалось тайной. Киевский митрополит Филарет получает из Владимира
длинное анонимное письмо, написанное, как позднее оказалось, монахом Агафангелом,
будущим архиепископом Волынским (такая вот благочестивая традиция из стукачей,
агентов КГБ и голубых делать архиереев живет и процветает и поныне в РПЦ). В
письме говорилось: «Высокопреосвященнейший Владыко! Змий начал уже искушать
простоту чад св. православной церкви и конечно станет продолжать свое дело,
если не будет уничтожен блюстителями православия... Ужели допустить, чтобы враг
сеял более и более свои плевелы посреди пшеницы, чтобы яд его беспрепятственно
распространялся между верующими!»
Чем же провинился
протоиерей Г.П. Павский, что возбудил к себе столь ревностный гнев? Во время
разбирательства в Синоде Г.П. Павскому было задано пять вопросов, содержание
которых сводилось к следующему. Признает ли он, что пророчество Исайи (7,14)
«Се Дева во чреве приимет...» говорит о «рождении Иисуса Христа от Девы Марии»,
и если признает, то почему в заголовке к своему переводу данной главы он
написал, что Исайя говорит о событиях, связанных с временами древнеиудейского
царя Ахаза? Признает ли он, что пророчество Даниила о «семидесяти седьминах»
(Дан.9,24) относится ко времени «пришествия Христова», и если признает, то
почему же он в примечаниях написал совсем другое? В том же духе следовали и
остальные вопросы относительно тех мест Писания, которые церковь относит к «списку
свидетельств об Иисусе в Ветхом Завете» и которые в переводе протоиерея Павского
потеряли всякий намек на «явление Христово». Показательно, что члены комиссии
не обвиняли Павского в незнании библейского языка (для подобного обвинения их
собственных знаний не хватило бы) или в преднамеренном искажении перевода.
Преступление Павского заключалось в преподавании и распространении перевода,
противоречащего догматам церкви. Ведь его переводы недвусмысленно
свидетельствовали о том, что «список свидетельств Ветхого Завета о пришествии
Христовом» лишен всякого смысла.
Павский отвечал
Синоду, что он безусловно верит во все догматы церкви. Что же касается его
лекций и переводов, то как профессор древнееврейского языка он не мог в них
вносить ничего догматического. Уроки догматики ведет другой профессор; его же,
Павского, задача - воспроизвести только «ход речи и содержание Пророков». Но
что касается хода речи и содержания текста Святого Писания, то в пророческих
книгах говорится, разумеется, о другой эпохе, а не о пришествии Христа!
В пророчестве
Даниила о «семидесяти седьминах» протоиерей Павский делает еще одно открытие,
сенсационное для христиан. В церковнославянском переводе здесь употреблен
термин «Христос Владыка». «Древние толковники, - пишет Павский, - построили
свое толкование на основании неверного греческого перевода и особенно на имени
«Христос» - «помазанник», прилагая его к Искупителю рода человеческого. Но кто
нынче не знает, что имя сие относится и вообще к царям? И именно у пророка Исайи
сим именем назван Кир, царь персидский – 45,1».
В том же ключе, то
есть беря за основу не христианскую интерпретацию текста, но непредвзятое
прочтение еврейского оригинала - были переведены и истолкованы и другие спорные
стихи из «Ветхого Завета»: главы 10-12 и 40-46 из Исайи, в которых, согласно
толкованию Павского, говорится об избавлении еврейского народа, а вовсе не о
«пришествии Христа», и пророчество из Иоиля, в котором «пророк в восторге
предрекает иудеям Божье благословение, а всем врагам их гибель» - вопреки
новозаветному толкованию об «излиянии святого духа на апостолов».
За подобные
взгляды Павский был осужден церковным судом. После длительных допросов он
покаялся, «признав» свои ошибки, а экземпляры его перевода было предписано
«разыскивать и изымать» по всем епархиям, а также «принять надлежащие меры,
чтобы означенный перевод не имел пагубного действия на понятия воспитанников
духовных учебных заведений». Все это должно было делаться в строжайшей тайне,
без огласки. Синод православной церкви хорошо сознавал, с каким взрывчатым
материалом он имеет дело.
Такая вот
церковная инквизиция против изучения Слова Божия, а также религиозная безграмотность
если и не породили русскую революцию (видимо её породила та иудейская идеология
о которой мы будем говорить ниже), то несомненно позволили увлечь за собой
абсолютное большинство безграмотного и забитого населения России.
Революционная
эсхатология
Умами и сердцами
иудеев времен Иисуса, видимо, нераздельно владела идеология «священной войны»
с язычниками их поражения, уничтожения или подчинения и последующего мирового
господства Израиля. Такую взрывоопасную смесь образовали Монотеизм и
Богоизбранность народа, которые рождали великую надежду: Единый Истинный Бог
есть Бог Израилев и очень скоро Он явит Себя как таковой. Тогда Израиль истинно
вернется из плена, будет восстановлен и обновлен, Господь вернется на Сион, а
зло (в частности, язычество и ложные формы иудаизма) будет побеждено или
уничтожено. Такая надежда Израиля порождала апокалиптическую или революционную
эсхатологию. Это отражено в эсхатологических речах всех ветхозаветных пророков,
в иудейских апокрифах и апокалипсисах того времени начиная с книги Даниила II век до н. э. и кончая Третьей книгой
Ездры I век н.э.
Активными
проводниками этой идеологии видимо первоначально были хасиды (см. Маккавейские
книги), ессеи (см. Свиток войны) и другие сектанты, а потом, по всей видимости,
её продолжили фарисеи как Шаммаитского (см. Псалмы Соломона) так и
Гиллелитского (рабби Акиба признавший за мессию Симона Бар-Кохбу) толка, а также
радикально настроенные священники Иерусалимского храма (см. Мк.11,17). Кроме
того, их поддерживало подавляющее большинство простого населения, как Иудеи так
и Галилеи (что показало первое и второе антиримское восстание). Эта идеология
лелеялась и вынашивалась в недрах иудаизма столетиями и можно сказать, что и
сама верность Богу Израилеву и национальным символам самоидентичности (Торе,
Храму, Субботе, св. Земле, пищевым запретам, обрядам очищения, нации и семье),
стала как бы главной выразительницей и проявлением этой идеологии в религиозно
– политическом самосознании иудеев. Все это неминуемо влекло иудеев к
«священной войне и революции» против Римской империи.
Революционные
движения
Революционные
движения представляли собой реакцию части евреев на несправедливости
угнетателей Израиля, в особенности же Римской империи. I век стал одной из
наиболее жестоких эпох в еврейской истории; беспорядки и насилие достигли
кульминации в разрушении Иерусалима римлянами в 70 н.э., а затем в массовом
самоубийстве еврейских повстанцев, засевших в крепости Масада (74 г.).
Шестьдесят лет спустя тлевшие угольки этой войны были вновь раздуты в пламя
еврейским лидером Симоном Бар Кохба (Косиба), который возглавил очередной
мятеж против римлян в 132-135 гг.
В основе всех
иудейских революционных движений лежали две причины: религиозная
(идеологическая) и социальная. Как уже было сказано выше Монотеизм и
богоизранничество неизбежно вели иудеев к революционной эсхатологии (идеологии
«священной войны или революции»).
Причин для
социальных волнений также было много, и они были различны, но постоянной
готовности к восстанию способствовали следующие факторы: военная оккупация,
классовые конфликты, самоуправство еврейских и римских чиновников, насильственная
эллинизация, удушающие налоги и положение самарян. Когда римская армия захватила
страну, вместе с ней появились тысячи гражданских лиц - жены, дети, врачи,
купцы. Армия жила за счет покоренной территории, истощая ее природные ресурсы,
порабощая местное население, насилуя женщин и всячески запугивая народ.
Палестинская знать сотрудничала с оккупантами и в обмен на личную безопасность
и благополучие помогала угнетателям Израиля. Такое поведение знати обостряло
классовый конфликт между богатыми и бедными, верующими и неверующими, правителями
и народом. Обычный палестинский еврей жил в очень тяжелых условиях, и потому в
этой среде постоянно возникало революционное брожение, принимавшее различные
формы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|