На основание классификации помещений автотранспортного
предприятия по взрывной взрывопожарной и пожарной опасности помещения зоны
диагностики относится к категории Д (несгораемые вещества и материалы в холодном
состоянии).     
В перечень  первичных средств пожаротушения в зоне
диагностики входит: 
-               
ящик с песком, лопата; 
-               
ОП-10 (порошковый) 
-               
ОВП-10 (воздушно-пенный). 
Помещение механической мастерской должно содержаться в
чистоте. Различные производственные отходы и мусор должны своевременно
убираться и удаляться из помещения в безопасное в пожарном отношение место.  
Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, запасные выходы и
средства пожаротушения не должны загромождаться оборудованием, материалами и
другими предметами. Не допускается устройство кладовых, мастерских или других
помещении под маршевыми лестницами. 
Помещение зоны диагностики должно быть обеспечено первичными
средствами пожаротушения и пожарным инвентарем, перечень и количество которых
необходимо согласовывать с пожарной частью. 
Пожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения,
находящиеся в зоне диагностики, передаются под ответственность начальнику
мастерской или другому ответственному лицу. 
Использование
пожарного инвентаря для хозяйственных, производственных и прочих нужд, но
связанных с пожаротушением запрещается.  
Весь пожарный инвентарь и оборудование должны содержатся в
исправном состоянии, находится на видных местах и к ним должен быть обеспечен
беспрепятственный доступ. 
Весь пожарный инвентарь и средства пожаротушения периодически
проверяться и испытываться. 
На видном месте в зоне диагностики, должна быть вывешена
табличка с указанием фамилии и должности лица, ответственного за пожарную
безопасность и номер телефона пожарной части. 
Пожарные краны во всех помещениях должны быть оборудованы 
рукавами и стволами, заключенными в шкафчиках. Шкафчики должны быть закрыты.
Дверцы шкафчиков должны легко открываться. 
У пожарных гидрантов необходимо устанавливать указатели. При
расположении гидрантов в затемненных местах, должно быть организовано
освещение. 
Ремонтные работы или отключение участков в водопроводной сети
должны производиться только после уведомления пожарной охраны. 
В механической мастерской должно быть оборудовано место для
курения. 
Проведения сварочных и других огневых работ, связанных с
применением открытого огня внутри мастерской, необходимо производить по
письменному разрешению. 
Места проведения огнеопасных работ и хранение ЛВЖ должны быть
обеспечены плакатами « Огнеопасно! Не курить! » 
Отогревание замерзших трубопроводов и оборудования необходимо
производить с помощью горячей воды или пара. Запрещается применение для этих
целей открытого огня. 
Неисправности
в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое
замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны
немедленно устранятся, неисправную электросеть следует отключать до приведения
ее в пожаробезопасное состояние. 
Запрещается пользоваться поврежденными розетками,
осветительными и соединительными пробками, рубильниками и другим оборудованием. 
Необходимо следить за своевременной смазкой трущихся частей
работающих механизмов, не допуская их нагрева выше предельно допустимой
температурой. Оборудование и станки следует своевременно очищать от масла и
стружек. 
Промасленный обтирочный материал необходимо хранить только в
металлических ящиков с крышками. 
Для промывки деталей следует применять специальные негорючие
составы. 
Применение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей для
промывки деталей допускается в специально отведенных и согласованных с пожарной
охраной  местах. 
 При промывке деталей в легковоспламеняющихся и горючих
жидкостях должны выполняться следующие требования:  
-                    
место промывки должно находиться на свободном участке помещения с
принудительной вентиляцией. 
-                    
При случайном расплескивании жидкости, она должна быть немедленно
убрано. 
-                    
Место промывки должно быть оборудовано первичными средствами
пожаротушения. 
-                    
Запрещается в помещении применение  открытого огня и курения. 
-                    
По окончании работы необходимо слить жидкость в закрытую
металлическую посуду и удалить ее в специальное место, предназначенное для
хранения, убрать помещение, где проводились промывочные работы. 
 Производственные отходы (металлическая стружка),
ненужные детали, а также горючие материалы должны убираться из помещения
мастерской в конце смены. 
  Горючие и смазочные материалы, необходимые для работы
участка, должны храниться в закрытой металлической таре, в количестве не более
суточной потребности. 
  В случае возникновения пожара необходимо: 
-                    
немедленно вызвать пожарную охрану по телефону 01. 
-                    
Обеспечить безопасную эвакуацию людей, находящихся в здании
механической мастерской. 
-                    
Отключить станки и электрооборудование от электрической энергии. 
-                    
Приступить к тушению пожару имеющимися средствами пожаротушения. 
6.2. Требования, предъявляемые к инструментам,  
приспособлениям и основному технологическому оборудованию 
При диагностировании авто, на стендах с беговыми барабанами, при работе с
диагностическими приборами и оборудованием, при определении тягового усилия,
расходов топлива, параметров торможения, углов установки управляемых колес и
других работах необходимо четко соблюдать правила техники безопасности. 
На диагностических стендах с приспособлениями и приборами должны работать
операторы, прошедшие специальный инструктаж по ТБ и изучившие правила
эксплуатации диагностического оборудования 
Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов и роликов и другое
электрическое оборудование должны быть надежно заземлены. 
Запрещается работать на стендах при снятых кожухах, щетках, ограждениях. 
Перед ремонтом, ТО или монтажом узлов и электрооборудования стендов
необходимо снимать (отключать) напряжение. 
При подготовке к работе на стендах необходимо проверить: крепление всех
узлов и деталей стенда, наличие, исправность и  крепление защитных ограждений и
заземляющих проводов, исправность подземных механизмов и других приспособлений:
достаточность освещения рабочего места и путей движения авто. 
Во время работы стендов запрещается: открывать пульт управления стендом;
доводить частоту вращения ротора электрической машины выше допустимой. 
Авто устанавливает и закрепляет на стенде только оператор. Закрепление
автомобиля на стенде осуществляется фиксирующим устройством и башмаками, которые
подкладываются под оба передних или оба задних колеса. 
Во время работы авто на стенде вращающиеся детали стенда и колеса авто
должны быть ограждены, отработавшие газы из глушителя авто должны принудительно
отводиться через местный отсос с помощью накидного шланга или бесшланговым
отсосом. 
Выезд автомобиля со стендов осуществляется оператором при поднятых
пневмоподъемниках или застопоренных барабанах. При этом все датчики
подключенных приборов должны быть отключены и сняты с агрегатов. Заборник
отработавших газов должен быть отведен в сторону. 
Периодически, не реже 1 раза в месяц, нужно открывать люки, крышки
электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца, щетки и
щеткодержатели для удаления медно-графитовой пыли.  
Диагностические приспособления и инструменты должны быть в исправном
состоянии. Запрещается пользоваться неисправными приспособлениями и
инструментами. Их точность должна контролироваться. 
6.3. Требования техники безопасности, предъявляемые к  
производственному помещению 
  
Производственные помещения на АТП должны соответствовать
санитарно-гигиеническим нормам. Они должны отапливаться и хорошо освещаться.
Особенное внимание уделяется естественному освещению, которое благоприятно
влияет на организм человека, повышая трудоспособность. 
 Должна быть приточно-вытяжная винтеляция, обеспечивающая уменьшение
концентрации вредных веществ.  
Вокруг канав должны имеется реборды, обеспечивающие безопасность въезда
автомобилей. Не должно имеется подтеков масла из подъемных механизмов.  
Полы должны быть: противоударными, изоляционными. Стены должны быть:
шумоизалеционными, выкрашены в нейтральные цвета от пола и на высоту 1,5-2
метра. Остальная часть должна быть побелена. 
 Крыша должна обеспечивать водонепроницаемость. Также она должна иметь
устойчивость к нагрузкам. 
 Не должно быть оголенных проводов. Розетки должны быть исправны. 
Ворота должны открываться наружу, в целях пожарной безопасности. они
должны иметь надежное крепление. В зимний период, под ворота кладутся мешки с
теплоудерживающим наполнителем. 
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
В процессе выполнения курсового проекта, я систематизировал, закрепил и
получил новые знания по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей».  
Нашел ответы на такие вопросы как: значение системы ТО и ТР в обеспечении
технической готовности подвижного состава; задачи, стоящие перед технической
службой АТП в области ТО и ремонта; описал характеристику АТП и объекта
проектирования; по заданию на курсовой проект, сделал Расчетно- технологический
раздел, в котором нашел: годовую производственную программу по АТП, количество
рабочих постов и исполнителей, сделал выбор метода организации производства ТО
и ТР на АТП и выбор метода организации технологического процесса на объекте
проектирования, определил производственную площадь объекта проектирования.  
Проанализировав  операции технологического процесса на объекте
проектирования, разработал приспособление для измерения компрессии в двигателе
автомобиля, которое более компактнее и удобнее в обращении по сравнению с
другими подобными приспособлениями. 
 Изучил и проанализировал такие пункты в охране труда как: требования
техники безопасности при выполнении основных работ; требования, предъявляемые к
инструментам, приспособлениям и основному технологическому оборудованию;
требования техники безопасности, предъявляемые к производственному помещению.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1. Автомобиль ГАЗ-51 А: Инструкция по
эксплуатации. Горьковский ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны
первой степени автомобильный завод. 42-е изд. - Горький. 1970 - 112 с. 
2. Басков П.П. Методическое пособие
по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 1705. -
Альметьевск: Альметьевский политехнический техникум. 2000 - 103 с. 
3. Беднарский В.В. Техническое
обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2005 -
448 с. 
4. Боровских Б.Е., Попов М.Д.,
Пронштейн М.Я. Справочная книга автомобилиста: Справочник. 4-е изд., перераб. -
М.: Лениздат. 1973 - 432 с. 
5. Боровских Ю.И., Буралев Ю.В.,
Морозов К.А., Никифоров В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. -
М.: Высшая школа. 1988 - 224 с. 
6. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М.
2002 - 280 с. 
7. Колесник П.А., Шейнин В.А. Техническое
обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: Транспорт. 1985 - 325 с. 
8. Краткий автомобильный справочник:
Справочник. Государственный НИИ автомобильного транспорта. - 8-е изд., перераб.
и доп. - М.: Транспорт. 1979 464 с.: ил., табл. 
9. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов
В.М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд.,
перераб. и дополн. - М.: Наука. 2001 - 535 с. 
10. Лихачев С.В. Комплекс
методических пособий по курсовому и дипломному проектированию и организации
практического обучения для специальности  1705 
«Техническое обслуживание
автомобильного транспорта». - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ. 2002 - 176 с.: рис., табл. 
11. Михайлов С.П. Методическое
пособие и указания по дипломному проектированию. - ЛНТ. 2006 - 39 с. 
12. Михайлов С.П. Методическое
пособие и указания по курсовому проектированию. - ЛНТ. 2006 - 42 с. 
13. Михайлов С.П. Методическое
пособие: Расчет производственной программы в курсовом проектировании. - ЛНТ.
2006 - 21 с. 
14. Михайлов С.П. Методическое
пособие: Расчетно-технологическая часть дипломного проектирования по
определению производственной программы. - ЛНТ. 2006 - 32 с. 
15. Михайлов С.П. Приложения к
методическому пособию и указаниям по курсовому проектированию. - ЛНТ. 2006 - 39
с. 
16. Напольский Г.М. Технологическое
проектирование автотранспортных предприятий и станций технического
обслуживания: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт.
1993 - 271 с. 
17. Оборудование для ремонта
автомобилей: Справочник. Под ред. М.Н. Шахнеса. - М.: Транспорт. 1978 - 384 с. 
18. Общесоюзные нормы
технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.
ОНТП-01-91. - М.: РОСАВТОТРАНС. 1991. 
19. Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт. 1972 - 57 с. 
20. Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт. 1986 - 72 с. 
21. Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт. 1988 - 80 с. 
22. Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть
вторая (нормативная). Автомобили семейства КрАЗ. Минавтотранс. РСФСР. - М.:
Транспорт. 1980 - 63 с. 
23. Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть
вторая (нормативная). Автомобили семейства КамАЗ. ПО-200-РСФСР-12-0115-87. 
24. Провоторхов В.С. Практикум по
автомобилю в средней школе. Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР. - М.: 1960 - 144 с. 
25. Сарбаев В.И., Селиванов С.С.,
Коноплев В.Н., Демин Ю.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля:
механизация и экологическая безопасность производственных процессов. Серия
«Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс. 2004 - 448 с. 
26. Селин И.Т., Бордюг Д.А. Автомобили
КрАЗ-6510, КрАЗ-65101, КрАЗ-6444: Руководство по эксплуатации 6510-3902010 РЭ.
- Кременчуг: Кременчугский автомобильный завод. 2002 - 178 с. 
27. Специализированное оборудование
для технического обслуживания и ремонта автомобилей: Номенклатурный каталог. -
М.: Росавтотранс. 1982 - 194 с. 
28. Специализированное оборудование
для технического обслуживания и ремонта автомобилей: Номенклатурный каталог
(Часть I). - М.: Росавтотранс. 1991 -
71 с. 
29. Спичкин Т.В., Третьяков А.М.,
Либин Б.Л. Диагностирование технического состояния автомобилей: Учебное пособие
для средних сельских профессионально-технических училищ. - 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: Высшая школа, 1983. - 368 с., ил. (Профессионально-техническое
образование). 
30. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев
Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Пособие по курсовому и
дипломному проектированию. - М.: Транспорт. 1985 - 224 с. 
31. Техническая эксплуатация
автомобилей: Учебник для вузов. Под ред. Крамаренко - М.: Транспорт. 1983. 
32. Типовые проекты рабочих мест на
автотранспортном предприятии. - М.: Транспорт. 1972 - 160 с. 
33. Туревский И.С. Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Введение в специальность:
Учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М. 2006 - 192 с.: ил. -
(Профессиональное образование). 
34. Туревский И.С. Техническое
обслуживание автомобилей. Книга 1. Техническое обслуживание и текущий ремонт
автомобилей: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М. 2005 - 432 с.: ил. -
(Профессиональное образование). 
35. Туревский И.С. Техническое
обслуживание автомобилей. Книга 2. Организация хранения, технического
обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ:
ИНФРА - М. 2005 - 256 с.: ил. - (Профессиональное образование). 
36. Умняшкин В.А., Урманчеев Ш.А.,
Кондрашкин А.С. Автомобили ИЖ-21251,  ИЖ-2715-01, ИЖ-27151-01, ИЖ-27156,
Москвич - 412 ИЭ и их модификации: Практическое руководство по ремонту и
эксплуатации автомобиля. - М.: Третий Рим. 1997 - 196 с. 
37. Унгер Э.В., Левин В.И., Этманов
С.Я., Матанин И.М. Устройство и техническое обслуживание автомобилей КамАЗ. -
М.: Транспорт. 1976 - 392 с. 
38. Харазов А.М., Кривенко Е.И.
Диагностирование легковых автомобилей на станциях технического обслуживания:
Учебное пособие для профессионального обучения рабочих на производстве. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1987 - 272 с.: ил. 
 
          
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ 
 
К1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории
условий эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия; 
 - доля
среднесуточного пробега подвижного состава АТП; 
К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации
подвижного состава АТП и организации его работы на линии; 
К3 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от
природно-климатических условий эксплуатации подвижного состава АТП; 
К3 -
коэффициент корректирования нормативов, учитывающий агрессивность среды в
заданных природно-климатических условиях; 
К4 - коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости (К4) и
продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К4) подвижного состава в
зависимости от его пробега с начала эксплуатации; 
К5 - коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического
обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и
ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества
технологически совместимых групп подвижного состава; 
А -
количество автомобилей данного типа (марки), входящих в один возрастной
интервал; 
А - общее списочное количество подвижного состава АТП; 
 -
количество однотипных автомобилей; 
LТО - нормативная периодичность первого
технического обслуживания; 
LТО - скорректированная периодичность
первого технического обслуживания; 
LТО - нормативная периодичность второго
технического обслуживания; 
LТО - скорректированная периодичность
второго технического обслуживания; 
LКР - нормативный пробег до капитального
ремонта; 
LКР - скорректированный пробег до
капитального ремонта; 
L - среднесуточный пробег автомобиля; 
ТрТО -
нормативная трудоемкость первого технического обслуживания; 
ТрТО -
скорректированная трудоемкость первого технического обслуживания; 
ТрТО -
нормативная трудоемкость второго технического обслуживания; 
ТрТО -
скорректированная трудоемкость второго технического обслуживания; 
ТрТР -
нормативная трудоемкость текущего ремонта; 
ТрТР -
скорректированная трудоемкость текущего ремонта; 
ТрЕО -
нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания; 
 -
нормативная продолжительность простоя подвижного состава в техническом
обслуживании и текущем ремонте; 
 -
скорректированная продолжительность простоя подвижного состава в техническом
обслуживании и текущем ремонте; 
 - продолжительность
простоя подвижного состава в капитальном ремонте; 
С - цикличность проведения первого технического обслуживания, второго
технического обслуживания и капитального ремонта; 
 - коэффициент
технической готовности подвижного состава АТП; 
 -
коэффициент использования автомобильного парка АТП (коэффициент выпуска
автомобилей на линию); 
К -
коэффициент использования подвижного состава, учитывающий снижение
использования технически исправных автомобилей в рабочие для автотранспортного
предприятия дни по эксплуатационным причинам; 
Д - дни
рабочие в году; 
Д - дни
календарные в году; 
L - годовой пробег всех автомобилей данного типа; 
L - годовой пробег одного автомобиля данного типа; 
NКР - количество проведенных
или планируемых капитальных ремонтов за годовой период; 
L - пробег автомобиля с начала эксплуатации; 
 -
количество первых технических обслуживаний автомобилей одного типа за годовой
период; 
 -
количество вторых технических обслуживаний автомобилей одного типа за годовой
период; 
 - общее
количество первых технических обслуживаний для всего автомобильного парка АТП
за годовой период; 
 - общее
количество вторых технических обслуживаний для всего автомобильного парка АТП
за годовой период; 
 -
количество сезонных обслуживаний автомобилей одного типа за годовой период; 
 - общее
количество сезонных обслуживаний для всего автомобильного парка АТП за годовой
период; 
 -
количество ежедневных обслуживаний автомобилей одного типа за годовой период; 
 - общее
количество ежедневных обслуживаний для всего автомобильного парка АТП за
годовой период; 
 -
трудоемкость годового количества первых технических обслуживаний для
автомобилей каждого типа (марки); 
 -
трудоемкость годового количества вторых технических обслуживаний для
автомобилей каждого типа (марки); 
 - общая
трудоемкость годового количества первых технических обслуживаний для всего
автомобильного парка АТП; 
 - общая
трудоемкость годового количества вторых технических обслуживаний для всего
автомобильного парка АТП; 
 -
трудоемкость годового количества сезонных обслуживаний для автомобилей одного
типа (марки); 
Y - процент трудоемкости
сезонного обслуживания от трудоемкости второго технического обслуживания; 
 - общая
трудоемкость годового количества сезонных обслуживаний для всего автомобильного
парка АТП; 
 -
трудоемкость годового количества ежедневных обслуживаний для автомобилей
каждого типа (марки); 
 - общая
трудоемкость годового количества ежедневных обслуживаний для всего
автомобильного парка АТП; 
 -
трудоемкость текущего ремонта за годовой пробег для автомобилей каждого типа
(марки); 
 - общая
трудоемкость текущего ремонта за годовой пробег для всего автомобильного парка
АТП; 
 - общая
трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту за годовой
период для всего автомобильного парка АТП; 
 - годовая
производственная программа в зоне первого технического обслуживания; 
 - годовая
производственная программа в зоне второго технического обслуживания; 
1,3 - коэффициент, учитывающий выполнение вспомогательных работ; 
 -
сопутствующий техническому обслуживанию ремонт, выполняемый на постах ТО; 
 - доля
объема работ текущего ремонта, приходящаяся на посты ТР; 
 - доля
объема работ текущего ремонта, приходящаяся на производственные участки ТР; 
 - годовая
производственная программа в зоне текущего ремонта; 
 - годовая
производственная программа по
производственным                                     участкам ТР; 
 -
процентное отношение вида работ ежедневного обслуживания; 
 -
коэффициент резервирования постов для компенсации их неравномерной загрузки; 
 - число
смен в течение суток по выполнению работ, связанных с техническим обслуживанием
и текущим ремонтом; 
 -
продолжительность выполнения работ по видам технического обслуживания и
текущего ремонта (продолжительность смены); 
 -
количество рабочих, одновременно работающих на одном посту; 
 -
коэффициент использования рабочего времени поста; 
 -
коэффициент  “пикового” возвращения подвижного состава на автотранспортное
предприятие; 
 -
продолжительность работы (продолжительность “пикового” возвращения подвижного
состава на предприятие); 
 - часовая
пропускная способность моечного оборудования; 
 - доля работ,
приходящаяся на соответствующие посты технического обслуживания или текущего
ремонта; 
 -
технологически необходимое (явочное) число рабочих; 
 - годовой
фонд рабочего времени технологически необходимого (явочного) рабочего при его
односменной работе; 
 - штатное
число производственных рабочих; 
 - годовой
фонд рабочего времени штатного рабочего; 
 -
количество рабочих дней отпуска; 
 - количество
рабочих дней, пропущенных по уважительной причине; 
 - общая
площадь основного технологического оборудования и организационной оснастки
объекта проектирования АТП; 
 - площадь
производственного помещения (здания); 
 - площадь
одного автомобиля в плане; 
 - площадь
производственного участка ТР; 
 -
коэффициент, учитывающий плотность расстановки основного технологического
оборудования на объекте проектирования АТП. 
     
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 
   
 |