Меню
Поиск



рефераты скачать Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

-         открыть кафе и ресторан;

-         производить и реализовывать сувениры (брелки с символикой музея, закладки, открытки, платки и пазлы с изображением знаменитых картин и многое другое);

-          предлагать услуги аудиогида;

-         открыть видеопрокат фильмов о художниках и их творчестве;

-         создать антикварную лавку;

-         и др.

Главная проблема существования социально - культурной сферы - недостаточное бюджетное финансирование. Источников финансирование достаточно. Тем не менее, в настоящее время получили начальное развитие лишь предпринимательская деятельность и спонсорство.

Для того чтобы проследить динамику финансирования за некоторый период, допустим, с 1998 года  по 2003 год, рассмотрим основные финансовые показатели за данный период (приложение 1, таблица 1). К ним мы отнесем размер утвержденного финансирования из областного бюджета, в том числе на заработную плату; фактическое финансирование, в том числе на заработную плату; среднегодовую численность персонала; долю бюджетного финансирования по отношению к смете доходов и расходов /то есть относительный показатель исполнения финансирования со стороны бюджета/; фактическую величину израсходованных средств организацией; сумму доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности. В нашем исследовании мы не будем учитывать влияние макроэкономических  факторов, таких как уровень инфляции, изменение ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, изменения курса рубля по отношению к доллару США (то есть динамику рыночной стоимости рубля) и многое другое. Тем не менее, нами будет учтена динамика размера оплаты труда (приложение 2. Справка о динамике минимального размера оплаты труда /по состоянию на 15 ноября 2003 года/). Из нее мы видим, что за исследуемый период (с 1998 года) минимальный размер оплаты труда менялся 6 раз. За тот же период заработная  плата работникам бюджетной сферы пересматривалась два раза в сторону увеличения (с 1 декабря 2001 г. и 1 октября 2003 г.). Эти факты нужно знать, чтобы адекватно оценить увеличение финансирования на заработную плату на 33 % с 1 декабря 2001 года и с 1 октября 2003 года.

Итак, проанализируем данные. Численность персонала в ТМИИ можно назвать стабильной - среднегодовое -71 человек. Увеличение ассигнований на заработную плату происходило на законодательном уровне. Если просмотреть структуру расходов, то в основном они направлены на оплату коммунальных услуг, заработную плату и основную деятельность (текущие затраты). Финансирование на капитальный ремонт и приобретение оборудования и фондов ущемлено: выделяются незначительные суммы, которые хватает лишь на «латание расползшихся дыр». С 2001 года бюджет выполняет полностью свои обязательства по исполнению финансирования. Можно отметить увеличение доходов, полученных от предпринимательской деятельности. ТМИИ начинает зарабатывать, однако это увеличение связано не с ростом ассортимента, а с повышением цен и тарифов на работы, услуги. Смета доходов и расходов на 2004 год  утверждена на меньшую сумму, чем в предыдущем году, что связана с государственной политикой оптимизации бюджетных расходов.   

Заключение.


В мире накоплен огромный арсенал инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики.

Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования – лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства.

В целом современное положение организаций культуры России можно охарактеризовать как кризисное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования  можно говорить только о бюджетных ассигнованиях и налоговых льготах.

Обеспечение более рационального использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на финансирование организаций культуры, в частности, предполагает:

-         объединение на договорной основе средств федерального, регионального, муниципального бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов культуры, что может быть оформлено договором о совместном использовании  и финансировании этих организаций с фиксацией доли каждого участника;

-         освобождение организаций культуры от затрат, не связанных  с осуществлением их культурной деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.);

-         более широкое использование социально-творческого заказа как формы целевого финансирования организаций культуры.

В целях законодательного закрепления приоритетности развития культуры, установления единого подхода к налоговому законодательству необходимо включить в Налоговый Кодекс РФ положение об освобождении некоммерческих организаций культуры и искусства (независимо от организационно-правовых форм собственности) от всех видов налогов и платежей в бюджет, как федеральных, так  и местных.

Для повышения эффективности расходования средств на развитие культуры нужно законодательно обеспечить прозрачность всех источников доходов организаций культуры и направлений их использования. В Законе должно быть прописана обязательная публикация органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, о проведении конкурсов. Также необходимо законодательно оформить порядок создания попечительских советов в государственных и муниципальных учреждений культуры, которые занимались бы общественным надзором за их финансово-хозяйственной деятельностью.

На защиту дипломного проекта  выносятся следующие положения:

-                     со вступлением отрасли культуры в рыночные отношения первостепенную роль в управленческой и творческо-производственной деятельности играют экономические аспекты, в том числе методы управления;

-                     существует определенная нормативно-правовая база, позволяющая учреждениям культуры иметь финансовую самостоятельность;

-                     основным тормозом в совершенствовании культурно-досуговой деятельности является отсутствие организационно-правовых начал большинства учреждений культуры, нет Уставов или Положений, предусматривающих их юридическое лицо;

-                     нужна переподготовка кадров работников культуры в вопросах рыночной экономики;

-                     основным инструментом реализации государственной культурной политики являются федеральные программы, программы сохранения и развития культуры.

Библиография.

1.                 Азбука клубного работника. – Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 1991 – с.76.

2.                 Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.

3.                 Базаров Т.Ю. Управление  персоналом: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2003.

4.                 Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб.ТИК, 1992.

5.                 Галуцкий Г.М. Экономика культуры. М., 1991.

6.                 Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

7.                 Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997.

8.                 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. – М..: МГУК ЦПО «Профиздат», 2002.

9.                 Иванова В.Н., Патрушева В.И. Социальный менеджмент. – М.: высш. шк., 2001.

10.             Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.

11.             Искусство в контексте социальной экономики.

12.             Как просить деньги на культуру/ Сост. Иксанов А.Г., Дымникова А.И., СПб, 1995.

13.             Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере/ Сост. Шейман И.М. и др. М., 1995

14.             Культура и искусство за рубежом: экспресс-информация. 1988, № 5.

15.             Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. Ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разногов. М., 1998.

16.             Культура и экономика региона. – Тюмень: ТГУ, 2000. – с.234.

17.             Культурологические аспекты развития Западной Сибири. – Тюмень: ТГУ, 1998. – с.216.

18.             Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. М., 1998

19.             Материалы статистических сборников Министерства культуры Российской Федерации за 1990-1998гг.

20.             Мескон М., Альберт М., Хедаури Ф., Основы менеджмента. М., 1992.

21.             Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. Учебное пособие. – СПб, 2000.

22.             Рыбаков Ф.Ф. Культура и рыночные отношения. Российский экономический журнал. 1992, № 12.

23.             Санкина Л.В. Справочник по кадровому делопроизводству. – М.: МУФЕР, 2002.

24.             Совершенствования механизма управления. КРУ, - Л: ЛТИК, 1989.

25.             Социокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири. – Тюмень, ТГУ, 1999. – с.244.

26.             Сидоров С. Культура девяностых и ответственность государства. Культура. 27.03.1997.

27.             Новотный Н., Фишер Р. Экономика культуры. М., 1989.

28.             Тульчинский Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. СПб. 1996.

29.             Учреждения культуры и рынок. Ч.III . – Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 1991. с.84.

30.             Юрьева Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. М., 1998.

31.             Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. Деловым людям о предпринимательстве. – МИ,: Полымя. 1992.

32.             Якобсон Л. Культура и рынок. «Коммунист» – 1991, №8.


Нормативные документы.

1.                 Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах» от 7 июля 1993г. № 6341-1.

2.                 Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ.

3.                 Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ.

4.                 Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре», Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВРРФ № 46; 19.11.92.

5.                 О социальной экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР: постановление СМ РФ. Вестник Ленсовета, 1991, № 3

6.                 Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Экономическая газета, № 3, 1995.

7.                 Конституция РФ. Официальный текст по состоянию на 01.01.1997г. с историко-правовым комментарием. – М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997.



         

Приложение 1

Период, год

Утверждено финансирование, руб.

В том числе утверждено на заработную плату, руб.

Профинансировано фактически, руб.

В том числе профинансировано на заработную плату руб.

Численность персонала, человек

Доля бюджетного финансирования по отношению к смете доходов и расходов, %

Израсходовано фактически, руб.

Доходы от предпринимательской деятельности, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1998

1 945 000

606 000

1 020 736

583 020

77

52,48

1 020 736

170 778

1999

1 936 000

638 000

1 766 910

563 831

71

91,27

1 766 910

83 333

2000

4 844 500

830 600

4 563 059

863 584

71

94,19

3 383 160

247 287

2001

2 902 000

1 228 000

3 166 710

1 268 870[1]

71

109,12[2]

3 471 378

257 157

2002

5 304 500

2 010 000

5 318 100

2 017 237

81

100,26

5 296 100

355 185

2003

7 750 000

2 104 000

7 750 000

2 094 119

72

100

6 909 860

567 757

2004

6 420 000

1 950 000







Таблица 1. Финансовые показатели ТМИИ за период с 1998 года по 2003 год

/выборочно за некоторые годы/




[1] Перерасход вследствие увеличения оплаты труда работникам бюджетных организаций с 1 декабря 2001 года.

[2] Дополнительное финансирование объясняется целевыми бюджетными ассигнованиями на капитальный ремонт здания ТМИИ.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.