-
открыть
кафе и ресторан;
-
производить
и реализовывать сувениры (брелки с символикой музея, закладки, открытки, платки
и пазлы с изображением знаменитых картин и многое другое);
-
предлагать
услуги аудиогида;
-
открыть
видеопрокат фильмов о художниках и их творчестве;
-
создать
антикварную лавку;
-
и др.
Главная проблема существования
социально - культурной сферы - недостаточное бюджетное финансирование.
Источников финансирование достаточно. Тем не менее, в настоящее время получили
начальное развитие лишь предпринимательская деятельность и спонсорство.
Для того чтобы проследить динамику
финансирования за некоторый период, допустим, с 1998 года по 2003 год,
рассмотрим основные финансовые показатели за данный период (приложение 1,
таблица 1). К ним мы отнесем размер утвержденного финансирования из областного
бюджета, в том числе на заработную плату; фактическое финансирование, в том
числе на заработную плату; среднегодовую численность персонала; долю бюджетного
финансирования по отношению к смете доходов и расходов /то есть относительный
показатель исполнения финансирования со стороны бюджета/; фактическую величину
израсходованных средств организацией; сумму доходов, полученных в результате
предпринимательской деятельности. В нашем исследовании мы не будем учитывать
влияние макроэкономических факторов, таких как уровень инфляции, изменение
ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, изменения курса рубля по
отношению к доллару США (то есть динамику рыночной стоимости рубля) и многое
другое. Тем не менее, нами будет учтена динамика размера оплаты труда
(приложение 2. Справка о динамике минимального размера оплаты труда /по
состоянию на 15 ноября 2003 года/). Из нее мы видим, что за исследуемый период
(с 1998 года) минимальный размер оплаты труда менялся 6 раз. За тот же период
заработная плата работникам бюджетной сферы пересматривалась два раза в
сторону увеличения (с 1 декабря 2001 г. и 1 октября 2003 г.). Эти факты нужно
знать, чтобы адекватно оценить увеличение финансирования на заработную плату на
33 % с 1 декабря 2001 года и с 1 октября 2003 года.
Итак, проанализируем данные.
Численность персонала в ТМИИ можно назвать стабильной - среднегодовое -71
человек. Увеличение ассигнований на заработную плату происходило на
законодательном уровне. Если просмотреть структуру расходов, то в основном они
направлены на оплату коммунальных услуг, заработную плату и основную
деятельность (текущие затраты). Финансирование на капитальный ремонт и
приобретение оборудования и фондов ущемлено: выделяются незначительные суммы,
которые хватает лишь на «латание расползшихся дыр». С 2001 года бюджет
выполняет полностью свои обязательства по исполнению финансирования. Можно
отметить увеличение доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
ТМИИ начинает зарабатывать, однако это увеличение связано не с ростом
ассортимента, а с повышением цен и тарифов на работы, услуги. Смета доходов и
расходов на 2004 год утверждена на меньшую сумму, чем в предыдущем году, что
связана с государственной политикой оптимизации бюджетных расходов.
Заключение.
В мире накоплен огромный арсенал
инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов,
форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в
целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от
задачи текущей политики.
Развитие многоканального
государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных
форм финансирования – лучший способ удовлетворения огромных и постоянно
растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах,
особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность
государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности
использования потенциала частного спонсорства и меценатства.
В целом современное положение
организаций культуры России можно охарактеризовать как кризисное. При всем
кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования можно говорить
только о бюджетных ассигнованиях и налоговых льготах.
Обеспечение более рационального
использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на финансирование
организаций культуры, в частности, предполагает:
-
объединение
на договорной основе средств федерального, регионального, муниципального
бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов
культуры, что может быть оформлено договором о совместном использовании и
финансировании этих организаций с фиксацией доли каждого участника;
-
освобождение
организаций культуры от затрат, не связанных с осуществлением их культурной
деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и
пожарной охраны и т.д.);
-
более
широкое использование социально-творческого заказа как формы целевого
финансирования организаций культуры.
В целях законодательного закрепления
приоритетности развития культуры, установления единого подхода к налоговому
законодательству необходимо включить в Налоговый Кодекс РФ положение об
освобождении некоммерческих организаций культуры и искусства (независимо от
организационно-правовых форм собственности) от всех видов налогов и платежей в
бюджет, как федеральных, так и местных.
Для повышения
эффективности расходования средств на развитие культуры нужно законодательно
обеспечить прозрачность всех источников доходов организаций культуры и
направлений их использования. В Законе должно быть прописана обязательная
публикация органами управления, государственными и муниципальными организациями
культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, о проведении
конкурсов. Также необходимо законодательно оформить порядок создания
попечительских советов в государственных и муниципальных учреждений культуры,
которые занимались бы общественным надзором за их финансово-хозяйственной
деятельностью.
На защиту
дипломного проекта выносятся следующие положения:
-
со вступлением отрасли культуры в рыночные
отношения первостепенную роль в управленческой и творческо-производственной деятельности
играют экономические аспекты, в том числе методы управления;
-
существует определенная нормативно-правовая база,
позволяющая учреждениям культуры иметь финансовую самостоятельность;
-
основным тормозом в совершенствовании
культурно-досуговой деятельности является отсутствие организационно-правовых
начал большинства учреждений культуры, нет Уставов или Положений,
предусматривающих их юридическое лицо;
-
нужна переподготовка кадров работников культуры в
вопросах рыночной экономики;
-
основным инструментом реализации государственной
культурной политики являются федеральные программы, программы сохранения и
развития культуры.
Библиография.
1.
Азбука
клубного работника. – Тюмень: ОНМЦНТ и КПР, 1991 – с.76.
2.
Бабич
А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы.
Казань, 1996.
3.
Базаров
Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2003.
4.
Бирженюк
Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование
культурно-досуговых программ. СПб.ТИК, 1992.
5.
Галуцкий
Г.М. Экономика культуры. М., 1991.
6.
Герчикова
И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
7.
Егоршин
А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997.
8.
Жарков
А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. – М..: МГУК
ЦПО «Профиздат», 2002.
9.
Иванова
В.Н., Патрушева В.И. Социальный менеджмент. – М.: высш. шк., 2001.
10.
Иванов
Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
11.
Искусство
в контексте социальной экономики.
12.
Как
просить деньги на культуру/ Сост. Иксанов А.Г., Дымникова А.И., СПб, 1995.
13.
Коммерческая
и некоммерческая деятельность в социальной сфере/ Сост. Шейман И.М. и др. М.,
1995
14.
Культура
и искусство за рубежом: экспресс-информация. 1988, № 5.
15.
Культурная
политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв.
Ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разногов. М., 1998.
16.
Культура
и экономика региона. – Тюмень: ТГУ, 2000. – с.234.
17.
Культурологические
аспекты развития Западной Сибири. – Тюмень: ТГУ, 1998. – с.216.
18.
Макальская
М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. М., 1998
19.
Материалы
статистических сборников Министерства культуры Российской Федерации за
1990-1998гг.
20.
Мескон
М., Альберт М., Хедаури Ф., Основы менеджмента. М., 1992.
21.
Михеева
Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. Учебное пособие.
– СПб, 2000.
22.
Рыбаков
Ф.Ф. Культура и рыночные отношения. Российский экономический журнал. 1992, №
12.
23.
Санкина
Л.В. Справочник по кадровому делопроизводству. – М.: МУФЕР, 2002.
24.
Совершенствования
механизма управления. КРУ, - Л: ЛТИК, 1989.
25.
Социокультурные
и культурологические аспекты развития Западной Сибири. – Тюмень, ТГУ, 1999. –
с.244.
26.
Сидоров
С. Культура девяностых и ответственность государства. Культура. 27.03.1997.
27.
Новотный
Н., Фишер Р. Экономика культуры. М., 1989.
28.
Тульчинский
Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. СПб. 1996.
29.
Учреждения
культуры и рынок. Ч.III . – Тюмень: ОНМЦНТ и
КПР, 1991. с.84.
30.
Юрьева
Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. М., 1998.
31.
Янчевский
В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. Деловым людям о предпринимательстве. – МИ,:
Полымя. 1992.
32.
Якобсон
Л. Культура и рынок. «Коммунист» – 1991, №8.
Нормативные документы.
1.
Федеральный
закон РФ «Основы законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах» от 7 июля
1993г. № 6341-1.
2.
Федеральный
закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ.
3.
Федеральный
закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ.
4.
Федеральный
закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре», Ведомости съезда народных
депутатов РФ и ВРРФ № 46; 19.11.92.
5.
О
социальной экономической защите и государственной поддержке театров и
театральных организаций в РСФСР: постановление СМ РФ. Вестник Ленсовета, 1991,
№ 3
6.
Положение
об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и
искусства. Экономическая газета, № 3, 1995.
7.
Конституция
РФ. Официальный текст по состоянию на 01.01.1997г. с историко-правовым
комментарием. – М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
Приложение 1
Период, год
|
Утверждено финансирование, руб.
|
В том числе утверждено на заработную плату, руб.
|
Профинансировано фактически, руб.
|
В том числе профинансировано на заработную плату руб.
|
Численность персонала, человек
|
Доля бюджетного финансирования по отношению к смете доходов и
расходов, %
|
Израсходовано фактически, руб.
|
Доходы от предпринимательской деятельности, руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1998
|
1 945 000
|
606 000
|
1 020 736
|
583 020
|
77
|
52,48
|
1 020 736
|
170 778
|
1999
|
1 936 000
|
638 000
|
1 766 910
|
563 831
|
71
|
91,27
|
1 766 910
|
83 333
|
2000
|
4 844 500
|
830 600
|
4 563 059
|
863 584
|
71
|
94,19
|
3 383 160
|
247 287
|
2001
|
2 902 000
|
1 228 000
|
3 166 710
|
1 268 870[1]
|
71
|
109,12[2]
|
3 471 378
|
257 157
|
2002
|
5 304 500
|
2 010 000
|
5 318 100
|
2 017 237
|
81
|
100,26
|
5 296 100
|
355 185
|
2003
|
7 750 000
|
2 104 000
|
7 750 000
|
2 094 119
|
72
|
100
|
6 909 860
|
567 757
|
2004
|
6 420 000
|
1 950 000
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1. Финансовые
показатели ТМИИ за период с 1998 года по 2003 год
/выборочно за некоторые годы/
[1] Перерасход вследствие увеличения оплаты труда работникам бюджетных
организаций с 1 декабря 2001 года.
[2] Дополнительное финансирование объясняется целевыми бюджетными
ассигнованиями на капитальный ремонт здания ТМИИ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|