Меню
Поиск



рефераты скачать Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Некоторая часть учреждений культуры, так же как и в России, находится в этих странах в ведении отдельных ведомств (военные ведомства, министерства образования и т.д.).

Создание новых организаций культуры в последние годы характерно в большей степени для частной собственности и в гораздо меньшей - для государственных органов и общественных организаций.

Негосударственные организации культуры создаются как в коммерческом, так и некоммерческом секторах экономики. Среди них наиболее многочисленными являются культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательства, средства массовой информации, производства изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию, производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассет) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофонов, телевизоров, компакт-дисков и т.д.).

Подавляющая доля частных предприятий сосредоточена в сфере инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской и других сферах деятельности.

Возникновение негосударственных организаций культуры и искусства происходило либо путем постепенного отпачковывания от государственных организаций, либо создания новых предприятий.

Первый тип негосударственных учреждений культуры исторически связан с экспериментами, проводимыми в сфере культуры в 80-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности. В эти годы на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных культурных центров, кооперативов.

Так, в 90-е годы существовало около 900 театров студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъединениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и работающие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования, превратились в юридически самостоятельные частные организации.

Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и в особенности в аудиовизуальной сфере.

В конце 80-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями было создано 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, было создано 130 кинообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.

В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката, количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд. руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досуговых центров с использованием видеопроката.

В результате происходящих процессов в кинематографии в 1996 году сложилась следующая картина отношений собственности. В отрасли функционировало 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Последние, как правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются, поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.

В 1995 году в стране функционировало 328 организаций, занимающихся дистрибьюцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.

В кинопрокате изменения собственности происходили также за счет создания новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции,  позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке.

В российской системе радиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 года в стране было выдано 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей.  Среди государственных компаний свыше 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% от общего количества зарегистрированных вещателей.

Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие  вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и частично кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной), а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность и охватывающих около 9,5 млн. семей.

Тенденция преобладания частного телевидения и радио характерна для большинства европейских стран, которые оставляют в государственной собственности несколько станций.

В сфере печатных средств массовой информации также наблюдается тенденция увеличения доли частных предприятий и предприятий общественных организаций. Так, из 12000 печатных изданий государству принадлежит 2140, или 18%. Однако около 80% типографий принадлежит государству.

Таким образом, электронные и печатные средства массовой информации охвачены всеми формами собственности, включая иностранную собственность. Определенное распространение получили и смешанные формы собственности. Так, например, в телекомпании ОРТ, 51% акций которой принадлежит государству, 31% - консорциуму банков, 8% - Логовазу и 3% - Газпрому.  В такой же форме собственности находится радиовещательная компания «Радио-1», «Маяк», в которых 51% акций также принадлежит государству. Среди крупнейших телевещательных коммерческих компаний следует отметить канал НТВ, 30% акций которого принадлежит самой компании, 60% - Мост-банку и остальные – учредителями (частным лицам). Крупным коммерческим каналом является и ТВ-6.

О степени распространения негосударственного сектора в культуре целом можно судить по некоторым общим статистическим данным, характеризующим развитие малого предпринимательства, полагая, что негосударственные предприятия в культуре существуют в форме малых предприятий.

В 1997 году в сфере культуры функционировало 43,9 тыс. организаций и учреждений, из которых 18,1% составляли малые частные предприятия, а государственные – 81,9%. Заметим, что в структуре собственности других отраслей народного хозяйства доля частных предприятий составляла 73,2%, общественных – 5,7, государственных – 6,1 и прочих, включая иностранные – 8,7%. Количество предприятий культуры с участием иностранного капитала составило в 1998 году 54 и занятых в нем 26 тыс. работников. Это свидетельствует о гораздо меньшей степени распространения негосударственных форм собственности в сфере культуры, чем в отраслях промышленности. Помимо причин, уже изложенных выше, это обстоятельство обусловлено особо рискованным характером бизнеса в культуре. Так, за январь-октябрь 1998 года количество вновь зарегистрированных предприятий культуры и искусства составило 3232, а ликвидировано 986. Большинство этих предприятий являются негосударственными, поскольку в этот период число государственной собственности в культуре осталось прежним.

Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен и скорее находится на одной из первоначальных стадий. Исходя из отечественных и мировых тенденций, можно предположить, что картина собственности в этой сфере в ближайшее время будет меняться следующим образом. Стабильно государственной будет оставаться собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации. Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.

В то же время по мере выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов населения, а также выхода из творческого и экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.

Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.

Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерческих предприятий и бюджетных организаций и численностью занятых в них работников, а также долей платных услуг.

Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисляемого в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 гг. их доля  в общем объеме увеличилась с 5,6% до 15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и муниципальными, так и негосударственными (частными и общественными) организациями культуры и искусства.

Доля услуг, оказываемая частными предприятиями, в 1997 году составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% от общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей занятости – 16,1%. В 1995 году было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% от общего количества), находящихся в собственности общественных организаций.

Таким образом, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными  учреждениями, доля которых составила около 75% от общего количества. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено и несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного сектора.


Глава 2.    Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры.

2.1.     Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства г.Тюмени


Город Тюмень располагает 20 муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования: четыре музыкальные школы, три школы искусств и знаменитая «художка» - художественная школа имени Александра Митинского, основателя тюменского направления в изоискусстве 40-60-х годов прошлого века, в систему входят библиотеки, ЦПКиО (более известный как горсад), ДК «Торфяник», «Поиск» в Антипино, ЦКиД «Околица», «Орфей», Муниципальный духовой оркестр, Муниципальный оркестр русских народных инструментов, Центр татарской культуры. Под крылом городского комитета также инспекция по охране  и использованию памятников архитектуры, театр «Ангажемент» и почти все очаги – на окраинах, где много семей с низкими доходами, а наши клубы и ДК – единственное место для досуга и приобщения к культуре в сфере народного творчества.

В детских музыкальных школах, детских школах искусств, учатся в сфере дополнительного, а фактически начального профобразования 3628 человек. Хороший показатель при всех волнениях модернизации. Ведь общее число школьников в Тюмени неуклонно снижалось – с 84 тыс. учащихся в 1998 г. до 53,5 тыс. в 2003г. А вот в школах искусств все наоборот: около 3 тыс. в 1998 г., пик в 2002г. – 3,9 тыс. детей.

Библиотеки востребованы и молодежью, и старшим поколением. Почти 1,5 тысячи вечеров, выставок, встреч. Сокращение  7 библиотек – слияние в единое целое взрослой и детской структур. Это позволило направить на укрепление базы  центральной городской библиотечной системы 2 млн. руб.

Фестивали как формы коммуникативного общения сегодня актуальны особенно в детской и молодежной среде. V фестиваль «Золотой микрофон» привлек 511 участников, а клуб авиамодельного спорта (модели воздушного боя), который работает в ДК «Торфяник», получил право проводить свой этап Кубка России.

Тюмень имеет статус исторического города Российской Федерации. В нем 221 памятник истории и культуры, из которых 143 числятся под охраной государства. В муниципальной собственности 115 памятников, из них 65% в хорошем и среднем состоянии, 35% - в аварийном (жилые дома).

В 2003 году шел ремонт 36 памятников, на реставрации сейчас находятся 15 муниципальных единиц. Остро стоит проблема сохранения исторического центра, есть свои резоны у областных инстанций, указывающих на здания, мимо которых и ходить-то опасно. Давят деньги и корпоративные интересы, нужна золотая середина, понимание того, что Тюмень, получив несомненные плюсы строительно-переделочного модерна, утратит заповедный образ.

Сами учреждения культуры наращивают объемы дополнительных платных услуг населению. За 2003 год заработано свыше 2,8 млн. рублей (рост – 63%). Определены и основные направления работы в 2004 году. Это досуг и народное творчество, патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, новые информационные технологии в библиотеках, наработанная система фестивалей, конкурсов и выставок, охрана и реставрация памятников, укрепление материально-технической базы отрасли.

Сейчас наряду  с государственными учреждениями культуры и искусства все больше появляются негосударственные учреждения. Потому что государственная политика в области культуры отказывается от государственной монополии в сфере досуга и развлечений. В Тюмени так же существует ряд коммерческих учреждений, это появление новых досуговых центров – казино, кабаре, ночных клубов, что стало возможным благодаря рыночным отношениям, здоровой конкуренции, свободе выбора в своих решениях руководителей. К сожалению, было закрыто единственное в городе крупное детское развлекательное частное учреждение «Лимпопо». Здание перешло в другую частную собственность и вместо детского центра, появилось более респектабельное и рентабельное в нынешних условиях казино. В городе Тюмени создана сеть ночных клубов и ресторанов, баз отдыха «Эльдорадо», в которых проходят концертно-танцевальные программы, шоу-представления. Они успешно сочетают искусство с туризмом, спортом, отдыхом, шоу-бизнесом. На базе заброшенного ДК «Строймаш», клуб  «Метро» стал активным организатором досуга молодежи и, одновременно, прибыльной фирмой. Хорошим примером укрепления материально-технической базы культуры, успешного предпринимательства является  открытый на базе отреставрированного кинотеатра «Космос» культурно-развлекательный центр «Киномакс». Длительная реконструкция кинотеатра «Темп» завершена, благодаря усилиям городской администрации и Холдинговой компании «Фонд». В результате выполнена перепланировка и ремонт помещения и установлено уникальное оборудование SMART.  Проводится реконструкция кинотеатра «Юбилейный», предполагается открытие крупнейшего развлекательного комплекса.

На базе здания кинотеатра «Юность» был открыт частный детский театр «Ангажемент». Театр долгое время развивался и существовал на средства спонсоров, меценатов и других источников финансирования. Из-за экономической нестабильности в стране, «спонсорство» – как коммерческая сделка между бизнесом и искусством, как система легальных партнерских отношений, стало невыгодно коммерческим структурам для вложения средств в учреждения культуры узкой направленности, таких, как детский театр. После передачи театра в муниципальную собственность, у коллектива появилась стабильность и защищенность, обеспеченная финансированием из госбюджета. Снимались многие вопросы: например, оплата труда персонала, оплата аренды помещения, хозяйственное содержание здания и другие финансово-хозяйственные нужды, материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, материально-техническое обеспечение. Творческий потенциал коллектива, несомненные организаторские способности его художественного руководителя Л.Г. Окунева, его личный вклад в создание театра, в его развитие, новаторские идеи дают высокие результаты. Детский театр «Ангажемент» принимал, будучи частным и уже муниципальным, участие в различных российских, межрегиональных конкурсах и фестивалях, где занимал лучшие места в различных номинациях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.