Некоторая
часть учреждений культуры, так же как и в России, находится в этих странах в
ведении отдельных ведомств (военные ведомства, министерства образования и
т.д.).
Создание
новых организаций культуры в последние годы характерно в большей степени для
частной собственности и в гораздо меньшей - для государственных органов и
общественных организаций.
Негосударственные
организации культуры создаются как в коммерческом, так и некоммерческом
секторах экономики. Среди них наиболее многочисленными являются
культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации,
антрепризы, галереи, издательства, средства массовой информации, производства
изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая
телевидение, радиовещание, кинематографию, производство аудиовизуальной
продукции, а также ее материальных носителей (кассет) и технических средств
воспроизведения (видеомагнитофонов, телевизоров, компакт-дисков и т.д.).
Подавляющая
доля частных предприятий сосредоточена в сфере инфраструктуры рынка культурных
ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой,
менеджерской, продюсерской, аудиторской и других сферах деятельности.
Возникновение
негосударственных организаций культуры и искусства происходило либо путем
постепенного отпачковывания от государственных организаций, либо создания новых
предприятий.
Первый тип
негосударственных учреждений культуры исторически связан с экспериментами,
проводимыми в сфере культуры в 80-е годы с целью поиска новых методов
хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности. В
эти годы на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно
самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих
студий, молодежных культурных центров, кооперативов.
Так, в 90-е
годы существовало около 900 театров студий, появились коммерческие структуры в
области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при
киновидеообъединениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры,
обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и работающие на
договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом,
предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться
к рыночным условиям хозяйствования, превратились в юридически самостоятельные
частные организации.
Одновременно
шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и в особенности в
аудиовизуальной сфере.
В конце 80-х
годов наряду с традиционными государственными киностудиями было создано 100
студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств
кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, было создано
130 кинообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.
В эти же годы
возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций
видеопроката, количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и подобных
заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом
до 12 млрд. руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года
разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих
вечеров, развитие досуговых центров с использованием видеопроката.
В результате
происходящих процессов в кинематографии в 1996 году сложилась следующая картина
отношений собственности. В отрасли функционировало 38 государственных
киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и
200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Последние, как
правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных
мощностей, зданий и сооружений и располагаются, поэтому на государственных
киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.
В 1995 году в
стране функционировало 328 организаций, занимающихся дистрибьюцией и
демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и
рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для
кинематографии.
В кинопрокате
изменения собственности происходили также за счет создания новых прокатных
организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной
кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно
большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском
кинорынке.
В российской
системе радиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и
муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 года в стране
было выдано 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время
действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди
государственных компаний свыше 10 федеральных и 92 региональных, что составляет
5,2% от общего количества зарегистрированных вещателей.
Крупнейшими
государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России,
охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и
частично кабельного телевидения находится в негосударственной (частной,
акционерной), а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает
свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность
и охватывающих около 9,5 млн. семей.
Тенденция
преобладания частного телевидения и радио характерна для большинства
европейских стран, которые оставляют в государственной собственности несколько
станций.
В сфере
печатных средств массовой информации также наблюдается тенденция увеличения
доли частных предприятий и предприятий общественных организаций. Так, из 12000
печатных изданий государству принадлежит 2140, или 18%. Однако около 80%
типографий принадлежит государству.
Таким
образом, электронные и печатные средства массовой информации охвачены всеми
формами собственности, включая иностранную собственность. Определенное
распространение получили и смешанные формы собственности. Так, например, в
телекомпании ОРТ, 51% акций которой принадлежит государству, 31% - консорциуму
банков, 8% - Логовазу и 3% - Газпрому. В такой же форме собственности
находится радиовещательная компания «Радио-1», «Маяк», в которых 51% акций
также принадлежит государству. Среди крупнейших телевещательных коммерческих
компаний следует отметить канал НТВ, 30% акций которого принадлежит самой компании,
60% - Мост-банку и остальные – учредителями (частным лицам). Крупным
коммерческим каналом является и ТВ-6.
О степени
распространения негосударственного сектора в культуре целом можно судить по
некоторым общим статистическим данным, характеризующим развитие малого
предпринимательства, полагая, что негосударственные предприятия в культуре
существуют в форме малых предприятий.
В 1997 году в
сфере культуры функционировало 43,9 тыс. организаций и учреждений, из которых
18,1% составляли малые частные предприятия, а государственные – 81,9%. Заметим,
что в структуре собственности других отраслей народного хозяйства доля частных
предприятий составляла 73,2%, общественных – 5,7, государственных – 6,1 и
прочих, включая иностранные – 8,7%. Количество предприятий культуры с участием
иностранного капитала составило в 1998 году 54 и занятых в нем 26 тыс.
работников. Это свидетельствует о гораздо меньшей степени распространения
негосударственных форм собственности в сфере культуры, чем в отраслях
промышленности. Помимо причин, уже изложенных выше, это обстоятельство
обусловлено особо рискованным характером бизнеса в культуре. Так, за
январь-октябрь 1998 года количество вновь зарегистрированных предприятий
культуры и искусства составило 3232, а ликвидировано 986. Большинство этих
предприятий являются негосударственными, поскольку в этот период число
государственной собственности в культуре осталось прежним.
Процесс
формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен и скорее
находится на одной из первоначальных стадий. Исходя из отечественных и мировых
тенденций, можно предположить, что картина собственности в этой сфере в
ближайшее время будет меняться следующим образом. Стабильно государственной
будет оставаться собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако
возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных
образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные
организации. Однако возможен некоторый рост частных организаций
исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.
В то же время
по мере выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов
населения, а также выхода из творческого и экономического кризиса
кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства,
проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных
объектов кинематографии.
Аудиовизуальная
сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции
и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также
предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения
частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться
большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в
виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.
Общая оценка
степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть
охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг,
коммерческих предприятий и бюджетных организаций и численностью занятых в них
работников, а также долей платных услуг.
Динамика
соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России,
исчисляемого в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора
услуг. Так, с 1990 по 1997 гг. их доля в общем объеме увеличилась с 5,6% до
15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как
государственными и муниципальными, так и негосударственными (частными и
общественными) организациями культуры и искусства.
Доля услуг,
оказываемая частными предприятиями, в 1997 году составила 4% всего объема
рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% от
общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей
занятости – 16,1%. В 1995 году было зарегистрировано 3626 организаций культуры
и искусства (9% от общего количества), находящихся в собственности общественных
организаций.
Таким
образом, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными
учреждениями, доля которых составила около 75% от общего количества. Это
свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в
сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой
эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей
объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено и
несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими
предприятиями культуры частного сектора.
Глава 2. Система хозяйственной деятельности и
финансирования учреждений культуры.
2.1. Структура хозяйствующих субъектов в сфере
культуры и искусства г.Тюмени
Город Тюмень
располагает 20 муниципальными учреждениями культуры и дополнительного
образования: четыре музыкальные школы, три школы искусств и знаменитая
«художка» - художественная школа имени Александра Митинского, основателя
тюменского направления в изоискусстве 40-60-х годов прошлого века, в систему
входят библиотеки, ЦПКиО (более известный как горсад), ДК «Торфяник», «Поиск» в
Антипино, ЦКиД «Околица», «Орфей», Муниципальный духовой оркестр, Муниципальный
оркестр русских народных инструментов, Центр татарской культуры. Под крылом
городского комитета также инспекция по охране и использованию памятников архитектуры,
театр «Ангажемент» и почти все очаги – на окраинах, где много семей с низкими
доходами, а наши клубы и ДК – единственное место для досуга и приобщения к
культуре в сфере народного творчества.
В детских
музыкальных школах, детских школах искусств, учатся в сфере дополнительного, а
фактически начального профобразования 3628 человек. Хороший показатель при всех
волнениях модернизации. Ведь общее число школьников в Тюмени неуклонно
снижалось – с 84 тыс. учащихся в 1998 г. до 53,5 тыс. в 2003г. А вот в школах
искусств все наоборот: около 3 тыс. в 1998 г., пик в 2002г. – 3,9 тыс. детей.
Библиотеки
востребованы и молодежью, и старшим поколением. Почти 1,5 тысячи вечеров,
выставок, встреч. Сокращение 7 библиотек – слияние в единое целое взрослой и
детской структур. Это позволило направить на укрепление базы центральной
городской библиотечной системы 2 млн. руб.
Фестивали как
формы коммуникативного общения сегодня актуальны особенно в детской и
молодежной среде. V фестиваль «Золотой микрофон» привлек
511 участников, а клуб авиамодельного спорта (модели воздушного боя), который
работает в ДК «Торфяник», получил право проводить свой этап Кубка России.
Тюмень имеет
статус исторического города Российской Федерации. В нем 221 памятник истории и
культуры, из которых 143 числятся под охраной государства. В муниципальной
собственности 115 памятников, из них 65% в хорошем и среднем состоянии, 35% - в
аварийном (жилые дома).
В 2003 году
шел ремонт 36 памятников, на реставрации сейчас находятся 15 муниципальных единиц.
Остро стоит проблема сохранения исторического центра, есть свои резоны у
областных инстанций, указывающих на здания, мимо которых и ходить-то опасно.
Давят деньги и корпоративные интересы, нужна золотая середина, понимание того,
что Тюмень, получив несомненные плюсы строительно-переделочного модерна,
утратит заповедный образ.
Сами
учреждения культуры наращивают объемы дополнительных платных услуг населению.
За 2003 год заработано свыше 2,8 млн. рублей (рост – 63%). Определены и
основные направления работы в 2004 году. Это досуг и народное творчество,
патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, новые
информационные технологии в библиотеках, наработанная система фестивалей,
конкурсов и выставок, охрана и реставрация памятников, укрепление
материально-технической базы отрасли.
Сейчас
наряду с государственными учреждениями культуры и искусства все больше
появляются негосударственные учреждения. Потому что государственная политика в
области культуры отказывается от государственной монополии в сфере досуга и
развлечений. В Тюмени так же существует ряд коммерческих учреждений, это
появление новых досуговых центров – казино, кабаре, ночных клубов, что стало
возможным благодаря рыночным отношениям, здоровой конкуренции, свободе выбора в
своих решениях руководителей. К сожалению, было закрыто единственное в городе
крупное детское развлекательное частное учреждение «Лимпопо». Здание перешло в
другую частную собственность и вместо детского центра, появилось более
респектабельное и рентабельное в нынешних условиях казино. В городе Тюмени
создана сеть ночных клубов и ресторанов, баз отдыха «Эльдорадо», в которых
проходят концертно-танцевальные программы, шоу-представления. Они успешно
сочетают искусство с туризмом, спортом, отдыхом, шоу-бизнесом. На базе
заброшенного ДК «Строймаш», клуб «Метро» стал активным организатором досуга
молодежи и, одновременно, прибыльной фирмой. Хорошим примером укрепления
материально-технической базы культуры, успешного предпринимательства является
открытый на базе отреставрированного кинотеатра «Космос»
культурно-развлекательный центр «Киномакс». Длительная реконструкция кинотеатра
«Темп» завершена, благодаря усилиям городской администрации и Холдинговой
компании «Фонд». В результате выполнена перепланировка и ремонт помещения и
установлено уникальное оборудование SMART. Проводится
реконструкция кинотеатра «Юбилейный», предполагается открытие крупнейшего
развлекательного комплекса.
На базе
здания кинотеатра «Юность» был открыт частный детский театр «Ангажемент». Театр
долгое время развивался и существовал на средства спонсоров, меценатов и других
источников финансирования. Из-за экономической нестабильности в стране,
«спонсорство» – как коммерческая сделка между бизнесом и искусством, как
система легальных партнерских отношений, стало невыгодно коммерческим
структурам для вложения средств в учреждения культуры узкой направленности,
таких, как детский театр. После передачи театра в муниципальную собственность,
у коллектива появилась стабильность и защищенность, обеспеченная финансированием
из госбюджета. Снимались многие вопросы: например, оплата труда персонала,
оплата аренды помещения, хозяйственное содержание здания и другие
финансово-хозяйственные нужды, материальное обеспечение художественного
воплощения творческих замыслов, материально-техническое обеспечение. Творческий
потенциал коллектива, несомненные организаторские способности его
художественного руководителя Л.Г. Окунева, его личный вклад в создание театра,
в его развитие, новаторские идеи дают высокие результаты. Детский театр
«Ангажемент» принимал, будучи частным и уже муниципальным, участие в различных
российских, межрегиональных конкурсах и фестивалях, где занимал лучшие места в
различных номинациях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|