Такая
классификация позволяет также судить об определенном сочетании как
экономических интересов, связанных с определенной выгодой, так и
неэкономических.
Особенностью
сферы культуры является расхождение (несовпадение) формальных и реальных
отношений собственности. Последние могут быть скрыты под личиной различного
рода пожертвований, общественных акций и выступать в виде одной, обозначенной в
уставе форме собственности. Хотя реальная собственность временно или постоянно
переходит к указанным участникам культурных процессов. Реальное отношение
собственности на культурные ценности могут маскироваться под другие
организационно-правовые формы, которые трудно опознать и выявить, либо вообще
находиться вне сферы легальных экономических отношений (теневая экономика).
Изменения
реальных отношений собственности в сфере культуры в России происходили в
дореформенный период под флагом поиска наиболее эффективных форм
хозяйствования, расширяющих границы самостоятельности предприятий, усиливающих
их хозрасчетную самостоятельность, поощряющих появление новых
организационно-экономических форм культурного обслуживания населения.
Формальным
импульсом преобразований собственности стало принятие ряда общественных законов
(«О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,
«О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной
(федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) собственностью собственность
общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе
иностранного происхождения, а также смешанные формы собственности. В этот
период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры:
«Об авторском праве и смежных правах», регулирующий отношения по созданию и
использованию изображений, открытий, произведений науки, литературы и других
объектов интеллектуальной собственности, Закон «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре, а также законы «О средствах массовой
информации, «О государственной тайне», «Об экономической поддержке районных
(муниципальных) газет», «О государственной поддержке российской
кинематографии», законы по телерадиовещанию.
Перечисленные
законодательные акты и другие информативные документы регулируют формирование
отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей
и степени их участия в обеспечении определенных государственных культурных
стандартов потребления, а также возможности коммерческой эксплуатации.
В связи с
этим в сфере культуры следует выделить несколько групп культурных ценностей.
Первая группа
культурных ценностей, воплощающихся в произведениях культуры и искусства,
художественных промыслах и ремеслах, фольклоре, нравственных и эстетических
нормах и образцах поведения, языках, диалектах, национальных традициях и т.д.,
представляет творческий потенциал общества и его культурное наследие. Эти
культурные ценности могут быть воплощены в материальном носителе или
существовать вне его. Они представляют общественное, национальное или мировое
культурное наследие и, строго говоря, находятся вне отношений собственности,
представляют особую собственность, обеспечивая доступ к ним каждого гражданина
как его неотъемлемого права. Именно поэтому государство обязано заботиться о
сохранении и использовании такого рода культурных ценностей и в той степени, в
какой возможно, - взять под государственную опеку.
Вторая группа
культурных ценностей, предпочтительно тяготеющих к государственным и
общественным формам собственности, образует те из них, которые обеспечивают
удовлетворение гарантированных норм потребления услуг культуры, состав и
структура которых может колебаться вследствие изменений экономического
потенциала государства. Эти услуги, как правило, имеют коллективный характер
потребления (при индивидуальном восприятии) и не могут быть полностью или
частично предоставляться на платной основе в силу незначительного
платежеспособного спроса на них со стороны населения.
Третью группу
составляют культурные ценности и создающие их организации, которые, во-первых,
оказывают культурные услуги, выходящие за рамки гарантированных культурных
стандартов, во-вторых, могут быть разделены и предоставлены исключительно для
индивидуального потребления за плату. Эти организации потенциально становятся
объектами негосударственной собственности, они способны безубыточно работать и
поэтому имеют определенную коммерческую привлекательность.
Наконец,
четвертая группа культурных ценностей привлекательна для отдельных
общественных, политических или иных образований граждан, мотивы которых лежат
вне экономики. Такие организации (учреждения культуры, средства массовой
информации, экранные средства и т.д.) используют для достижения корпоративных
целей: проведение предвыборных кампаний, формирование в определенном
направлении массового сознания и типа поведения граждан. Сюда же относятся
культурные образования групп граждан, организующих проведение совместного
досуга. Эти организации являются объектами общественной либо частной
(акционерной, паевой, долевой) собственности.
Такие же
мотивы (влияние на общественное сознание граждан) вынуждают государство иметь в
своей собственности определенные организации культуры, например электронные и
печатные средства массовой информации. Следует также учитывать наличие
собственности граждан на материальные объекты культуры (коллекции, картины),
собственность создателя на произведение культуры или его наследника Объекты
таких культурных ценностей могут быть значительны, и по своему значению
превышать материальные культурные ценности. Особенностью интеллектуальной
собственности является то, что с развитием техники воспроизведения и
репродукции право на нее делится на имущественную и неимущественную
составляющие. Это обусловливает введение особого режима контроля за
воспроизведением и репродукцией принадлежащих создателю или его наследникам
литературных или аудиовизуальных произведений, что порождает множество правовых
коллизий, связанных с нарушением права собственности.
Существует
одна собственность интеллектуального продукта, на который в связи с истечением
сроков по действующему авторскому законодательству утрачена собственность
граждан. В этом случае он становится общественным достоянием, однако,
фактическим собственником может стать владелец исходных материалов,
материального носителя этих культурных ценностей. Современная хозяйственная
практика изобилует примерами возникновения такого рода имущественных отношений
на интеллектуальный продукт (старые кинофильмы, программы телепередач,
музыкальные записи и т.д.).
Если
проанализировать результаты культурной деятельности организаций только с двух
позиций: их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то
современная структура собственности в сфере культуры будет следующей.
Первую группу
составят организации государственной (федеральной, субъектов Федерации,
муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки,
клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты
культурно наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), также средства
массовой информации, проводящие политику государства.
Вторую группу
образуют организации и виды культурной деятельности, которые отражают идеологию
определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций
и т.п., а также являются их собственностью.
В третью
группу войдут организации культуры и виды культурной деятельности – коммерчески
привлекательные. Они составят частную, а иногда и смешанную формы
собственности. В зависимости от конкретной ситуации к ним будут относиться
центры досуга, галереи, издательская деятельность, книгопечатание, средства
массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.
Впрочем,
такая классификация не является универсальной. Соотношение форм собственности в
сфере культуры разных стран характеризуется преимущественно частными видами (США,
Англия), взвешенной структурой собственности в Европе и преобладанием
государственной собственности в странах, тяготеющих к нерыночным формам
хозяйствования.
Дореволюционная
Россия была примером сочетания разнообразных по формам собственности организаций
культуры. К некоммерческим учреждениям культуры относились государственные
(казенные), в том числе императорские театры, городские и земские культурные
учреждения. Источниками их финансирования являлись бюджетные средства,
поступления от населения и пожертвования. Другую группу составляли частные
учреждения культуры, финансируемые за счет сборов, пожертвований, средств
учредителей, паевых взносов и т.д. К ним относились частные театры, цирки,
антрепризы, кинофабрики и кинотеатры, товарищества актеров, существовавшие либо
на паевых, либо артельных взносах, а также общества, организующие культурные
мероприятия на коммерческой основе.
Главными
направлениями формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства
в современной России являются:
·
приватизация государственной собственности;
·
создание новых предприятий, в том числе путем
выделения либо путем слияния нескольких существующих организаций;
·
образование организаций культуры, видов культурной
деятельности в рамках других юридических лиц (коммерческие предприятия,
общественные образования).
Приватизация
государственной собственности как основной способ возникновения частной
собственности в современной России сферы культуры и искусства коснулась
незначительно; приватизация как способ повышения разнообразия культурного
обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных
граждан, интеллектуальных, а также материальных ресурсов не получила в этой
сфере широкого распространения из-за ряда обстоятельств:
·
во-первых, это связано с действующими в стране
ограничениями в отношении приватизации объектов культуры (памятников, объектов
культурного наследия и национальных объектов культуры)
·
во-вторых, более поздним законодательным
оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое
было осуществлено лишь в 1994-1995 годах. Исключением было только Положение о
приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих
приватизируемым промышленным предприятиям. Но так как этим Положением были предусмотрены
возможность отказа приватизируемых предприятий от объектов
социально-культурного назначения и их передача органам государственной власти,
то большинство предприятий, не обременяя себя расходами на содержание указанных
объектов, передало их в собственность муниципалитетов либо образовало
совместную с ними собственность.
Приватизация
государственных организаций культуры и искусства регулировалась первоначально
«Основами законодательства Российской Федерации о культуре», которые
предполагали следующие условия и ограничения:
·
не подлежат приватизации особо ценные объекты
культурного наследия, культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных
и муниципальных архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных
кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных
промыслов, включая помещения и здания;
·
приватизация других объектов культуры допускалась
при условии сохранения культурной деятельности в качестве ее основного вида,
сохранение профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий
населения, обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий
работников. При этом предполагалось осуществить передачу объектов культуры как
в коммерческое (частным предприятиям), так и некоммерческое (общественным
организациям) использование.
Именно
последние объекты и были приватизированы частным капиталом. Среди таких
организаций и видов собственности находятся издательская деятельность, печатные
и электронные средства массовой информации, радиовещание, культурно - досуговые
центры, галереи и некоторые другие. Некоммерческие формы приватизации
общественными организациями не получили заметного распространения в силу
недостаточности финансовых возможностей последних, а также неразвитости в
России системы общественной поддержки (меценатства, благотворительности,
пожертвований), необходимой для существования самих общественных организаций.
Приватизация
объектов кинематографии, разрешенная Федеральным законом от 1995 года «О
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и Постановлением
правительства России «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных
фильмов», теоретически может происходить по традиционным схемам с рядом
ограничений, касающихся организаций, специализирующихся на показе фильмов для
детей, организаций кинематографии, осуществляющих показ фильмов и являющихся
единственной организацией в данном населенном пункте и некоторых других.
Предусматривается также, что организации кинематографии федеральной
собственности могут быть приватизированы по решению правительства путем
преобразования их в акционерные общества закрытого или открытого типа при
закреплении в федеральной собственности на четыре года 25,5% обыкновенных
акций.
Однако
приватизация рассматриваемых объектов культуры не получила заметного развития
из-за низкой коммерческой привлекательности большинства
культурно-просветительных учреждений, организаций исполнительного искусства
(театров, концертных организаций, цирков), кинематографии, рискованного
характера бизнеса в этих сферах, а также отрицательного отношения творческих
работников и руководителей органов культуры, полагающих, что приватизация
данных объектов приведет к использованию государственного имущества не для
целей развития культуры, а к ухудшению материального положения работников
культуры и потере рабочих мест. Поэтому в настоящее время большая часть
организаций культуры находится в государственной (федеральной и муниципальной)
собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий.
Структура
государственных учреждений по формам собственности
в 1997 году в % к итогу
Учреждения культуры
|
В том числе, из них
|
министерства
культуры РФ
|
федеральных
|
муниципальных
|
ведомственных
|
Театры
|
96,4
|
12,3
|
87,7
|
4,6
|
Концертные
организации и самостоятельные коллективы
|
98,4
|
11,4
|
88,6
|
1,6
|
Цирки
|
5,8
|
100
|
-
|
94,2
|
Парки
культуры и отдыха
|
100
|
-
|
100
|
-
|
Музеи
|
-
|
12,5
|
87,5
|
-
|
Библиотеки
|
94
|
7,2
|
92,8
|
6
|
Клубы
|
93,7
|
-
|
100
|
6,3
|
Подавляющая
часть учреждений культуры и искусства находится в собственности субъектов федерации
и муниципалитетов, что соответствует характеру удовлетворяемых ими потребностей
населения конкретных населенных пунктов, и может более полно учесть и
реализовать эти потребности. Между тем проблемы деления государственной
собственности на федеральную и региональную имеют значение не только с точки
зрения формирования источников финансирования, что является предметом дискуссий
при формировании федерального и регионального бюджетов, но и для организации
эффективного управления учреждениями культуры. Тенденция увеличения сети
учреждений регионального подчинения наблюдается в большинстве европейских
стран.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|