Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства
Тюменский государственный
институт искусств и культуры
Кафедра социально-культурной
деятельности
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Организационно-экономическая деятельность
учреждений культуры и искусства
Специальность 053100
«Социально-культурная деятельность»
Исполнитель: Косогор О.Г.
студентка V курса отделения
заочного обучения специализации «Менеджер СКД»
Научный руководитель: Жуков И.В.
доцент кафедры СКД,
Заслуженный работник культуры
России
Тюмень
2004
Оглавление.
Введение
___________________________________________________
|
3
|
Глава 1. Типология способов
хозяйствования в учреждениях культуры и искусства
|
|
§ 1.1. Система финансирования в
сфере культуры и искусства ______
|
7
|
§ 1.2. Отношение собственности в
сфере культуры и искусства _____
|
25
|
Глава 2. Система хозяйственной
деятельности и финансирования учреждений культуры
|
|
§ 2.1. Структура хозяйствующих
субъектов в сфере культуры и искусства г.Тюмени
___________________________________
|
41
|
§ 2.2. Система финансирования
учреждений культуры и искусства г.Тюмени
____________________________________________
|
45
|
Заключение
__________________________________________________
|
56
|
Библиография
________________________________________________
|
59
|
Приложения
_________________________________________________
|
62
|
Введение.
В современных
условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это
продиктовано Рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую
перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на
первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний. Всё более
настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые
экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, в том
числе переход на хозрасчёт, на самоокупаемость.
С одной стороны,
это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает
предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ.
С другой стороны,
создаются условия для преодоления нищенского. Уравнительного уровня оплаты
труда творческих работников.
Многие годы
общество не могло обеспечить достойные условия функционирования учреждений
культуры и их работникам, особенно в сельской местности.
По существу
административно- командная система посадила потребителей культурных благ на
нищенский паёк, решая за них, что им надо и что им «во вред». По данным ЮНЕСКО
наша страна занимала 28-е место в мире по культурно-образовательному уровню
населения.
Вместе с этим,
культура не может быть переведена полностью на хозрасчёт, самоокупаемость и
самофинансирование. Здесь дело не только в экономической стороне вопроса.
Во-первых, есть
социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в
пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать.
Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации.
Перевод на полный хозрасчёт всех учреждений культуры лишит возможности
пользоваться благами культуры значительной части малоимущих слоёв населения.
Поэтому исключительное значение в новой модели хозяйствования должна иметь
система социальных гарантий. Рыночная Экономика может быть приемлемой только в
органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства,
направленной на поддержание и укрепление социальной должности граждан, включая
создание равных возможностей для их духовного развития.
Во-вторых,
хозрасчётные отношения приведут к определённым духовным победам общества в
долговременной перспективе.
Конечно, это не
означает, что в сфере культуры не должно быть поиска новых форм экономической
жизнедеятельности организации и учреждений, включающий элементы хозрасчёта,
развитие платных услуг, арендных отношений, индивидуальных форм, основанных на
личной собственности, Включая собственность на продукты интеллектуального,
творческого труда.
Таким образом,
необходимо произвести изменения функциональных и организационных характеристик
с учётом расширения их досуговых возможностей.
Нуждается в
реструктуризации сеть учреждений культуры при непременном образовании новых,
нетрадиционных типов.
Необходим переход
от административных методов управления преимущественно к экономическим,
перераспределив при этом права в пользу производственного звена учреждений
культуры.
Ориентируясь на
концепцию государственной культурной политики и реальные финансовые
возможности, автором сделан соответствующий выбор темы дипломной работы.
Цель исследования
состоит в определении финансовых возможностей для реализаций функций учреждений
культуры и искусства.
Исходя из этого
определены основные задачи исследования:
§
Изучение нормативно-правовой базы учреждений
культуры;
§
Анализ источников финансирования, сложившихся в
практике деятельности клубных учреждений;
§
Определение приоритетных направлений в формировании
единого фонда финансовых средств.
Объектом
исследования – является финансово-хозяйственная деятельность учреждений
культуры и искусства. Предметом – источники финансовых средств.
Методы
исследования:
§
Поиск и анализ нормативно-правовых актов в свете
Гражданского Кодекса РФ;
§
Структурный анализ финансовых источников
деятельности учреждений культуры и искусства;
§
Экспертные оценки финансово-хозяйственной
деятельности учреждений культуры и искусства.
Основные понятия,
используемые в дипломной работе.
Культурно-досуговые
учреждения – общедоступные учреждения, организующие
отдых и духовное развитие всех слоёв населения в сфере свободного времени,
основанные на инициативе и доступности.
Коммерческая
деятельность – деятельность, целью которой является
получение прибыли и не противоречащее законодательству РФ.
Меценатство – альтруистическая безвозмездная поддержка, как правило,
продолжительная деятельность, связанная с систематической поддержкой
определённой творческой личности, творческого коллектива.
Нормативно –
правовой акт – разновидность правовых актов,
оформляющих установление или отмену правовых норм, то есть правил поведения,
рассчитанных на многократное применение.
Сфера культуры – самостоятельная отрасль национальной экономики, которая
подразделяется на отдельные подотрасли, по характеру выполняемых функций.
Спонсорство – вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанные на получение
косвенного эффекта от сделанных вложений.
Творческо –
производственная деятельность – деятельность по
созданию новых материальных и духовных ценностей.
Финансирование – процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного объекта к
другому.
Хозрасчёт – компонент системы хозяйствования, основанный на относительной
экономической и управленческой самостоятельности хозяйствующего субъекта или
его структурного подразделения, которое выражается в самоокупаемости,
самофинансировании и самоуправлении.
Хозяйственный
механизм – совокупность форм и методов организации.
Целевая
программа – документ, описывающий порядок действий для
решения каких-либо отдельных комплексных отраслевых, территориальных,
экономических, социальных, наиболее крупных проблем.
Экономическая
эффективность – соотношение между получаемым
результатом творческо-производственной деятельности (услуги, прибыли) и
затратами труда и средств.
Экономические
методы управления – управление путём создания таких
условий и нормативов, выполнение и невыполнение которых приносит соответственно
либо выгоду, либо штрафные санкции, наказание.
Экспертная
оценка – особый вид количественных и качественных
характеристик отдельных сторон социально-экономических явлений или процессов,
высказанных экспертами (учёными и специалистами – практиками).
Юридическое лицо – учреждение, предприятие или организация, выступающая при исполнении
возложенных на них функций, в частности, при заключении имущественных сделок,
от своего имени в качестве самостоятельного субъекта гражданских прав и
обязанностей.
Глава 1. Типология способов
хозяйствования в учреждениях
культуры и искусства.
1.1. Система финансирования в сфере
культуры и искусства.
Условия
хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере
культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов.
Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы
субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые
ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и
создатели культурных ценностей, а также внутренних закономерностей развития
культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить
совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических
отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и
системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм,
типов, образцов).
Развитие
организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае
детерминировано двумя крупными группами факторов – внешней и внутренней
средой.
Первая группа
факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить
их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов
определяется творческой и экономической тенденциями развития самой
организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий
составляет внешнюю среду, в которой функционирует организация культуры, а все
творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее
культурных проектов – внутреннюю среду.
Выделим основные группы факторов
внешней и внутренней среды.
1.
Факторы
внешней среды.
1.1.
Уровень
дохода населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.
1.2.
Ограничения,
возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.
1.3.
Существующая
правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация,
лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).
1.4.
Источники
поступления финансовых средств, условия их получения, использования и
отчетность, в том числе
-
бюджетозаменяющие
источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, аудиовизуального
оборудования, материалов и т.д., а также казино;
-
возможность
вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот;
-
встречные
дотации (взаимодействие бюджетов разных уровней).
1.5.
Глобализация
и ее последствия:
-
степень и
уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного
оборудования, материалов и технологий;
-
степень
интегрированности в международный культурный рынок и экспортные возможности;
-
государственная
защита отечественного производителя.
2.
Факторы
внутренней среды.
2.1.
Характер
и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.
2.2.
Наличие
квалифицированных продюсерских, менеджерских творческих и технических кадров.
2.3.
Наличие
оборудования, технологий, производственных помещений.
2.4.
Организационный
уровень.
2.5.
Уровень
организационно-экономических партнерских связей, специализации и
кооперирования.
2.6.
Эффективность
использования своевременных рыночных инструментов; связи с потребителем,
организация маркетинга и сбыта.
2.7.
Эффективность
использования ресурсов.
2.8.
Эффективность
материального стимулирования персонала.
2.9.
Использование
кредитных ресурсов.
Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила
управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или
не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и
методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся
практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях,
когда необходимо применять любое управленческое решение, касающееся творческой
либо хозяйственной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|