Меню
Поиск



рефераты скачать Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

Благоприятными обстоятельствами развития культуры в условиях рынка является привлечение иных источников финансирования, помимо государственных дотаций, это возможность работы с меценатами, спонсорами, инвесторами. Спонсорская поддержка широко практикуется при проведении региональных фестивалей и конкурсов. Центр «Новые имена» в Тюмени, находясь на бюджетном финансировании, на платной основе организует мастер-классы с ведущими педагогами из России и Ближнего зарубежья. Поддержка и развитие молодых талантов поставлена в Центре на достаточно качественный уровень. Победители региональных Тюменских конкурсов и фестивалей участвуют в российских и международных конкурсах.


2.2.      Система    финансирования учреждений  культуры и искусства г.Тюмени

До сих пор финансирование организаций культуры осуществляется по принципу подчиненности – из бюджета того уровня, в чьем ведении она находится. Однако тех мизерных ресурсов, которыми обеспечивает «свои» организации культуры ведомственные органы, катастрофически не хватает. Доступность большинства услуг культуры достигается за счет того, что федеральный, либо региональный бюджеты выделяют средства, компенсирующие разницу между затратами на оказание услуг и выручкой. Согласно законодательству о культуре цены и тарифы на платные услуги, билеты организации культуры обязаны устанавливать сами. Тем не менее, при проведении платных услуг организации обязаны предоставлять льготы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся и инвалидов, а также для других льготных категорий населения.

С начала проведения реформ, в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования, все объекты культуры города Тюмени, впрочем, как и в других городах, были поставлены в очень жесткие условия. Часть учреждений культуры, такие как ТОДКиИ «Геолог», ТДК «Строитель», Дом национальных культур, ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств», были вынуждены расширить сферу платных услуг, причем за счет услуг, ранее предоставляемых бесплатно; а также повысить цены.

Перспективным источником пополнения бюджета учреждений культуры стали народные промыслы.

Поступающие средства становятся источником расширения производства. Вообще целесообразно ориентироваться на совместное финансирование организаций культуры  или  проектов в области развития культуры из бюджетов различных уровней с привлечением средств других заинтересованных юридических и физических лиц. И такое право предоставлено Законом  Российской Федерации «Об основах бюджетных  прав по формированию и использованию внебюджетных  фондов». В сложившихся условиях ни одно учреждение культуры не откажется от  дополнительных финансовых источников и не согласится вернуться на «чистый бюджет».

Сложность заключается в том, как зарабатывать деньги, оставаясь в сфере культурной деятельности. Как справляются с решением данной задачи учреждения культуры в г. Тюмени мы попытаемся проследить на примере одного из учреждений культуры города Тюмени – ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств». Для этого нам потребуется дать характеристику финансовой деятельности данного учреждения. Нами были рассмотрены устав организации, сметы доходов и расходов ТМИИ на 2003 год /бюджетные и внебюджетные средства/, бухгалтерский баланс за 2003 г. /форма по ОКУД № 1/, пояснительная записка к балансу, отчеты об исполнении сметы на 2003 год.


Государственное учреждение культуры «Тюменский областной музей изобразительных искусств» (далее – ТМИИ) было основано на базе Областной картинной галереи и Тюменского  выставочного зала и находится в ведении Комитета по культуре Администрации Тюменской области.

Целью деятельности ТМИИ является комплектование  и хранение предметов искусства, а также пропаганда классического и современного искусства в целях эстетического воспитания подрастающего поколения и потребностей широких масс.

Музей осуществляет следующие виды деятельности:

-         собрание и научное комплектование предметов изобразительного искусства;

-         научная обработка и хранение художественных произведений;

-         пропаганда классического  и современного, народного и других видов искусства путем экспозиционной, лекционной и экскурсионной деятельности;

-         на договорной основе ТМИИ осуществляет консультационные виды деятельности для предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Для обеспечения уставной деятельности организациям культуры от учредителей (в нашем случае – Департамент имущественных отношений Администрации Тюменской области и Комитет по культуре Администрации Тюменской области) передается имущество (здание, имущественные комплексы) на праве оперативного управления. Учреждения культуры распоряжаются также имуществом, переданным ему в форме дара, пожертвования или по завещанию и приобретенным за счет средств, выделенных учредителем (кроме имущества, приобретенного за счет собственных доходов). На правах оперативного управления учреждению культуры передаются также музейные, архивные и библиотечные фонды, сохранность которых организация культуры обязана обеспечить.

Финансовые ресурсы ТМИИ представляют собой денежные средства музея – бюджетные и внебюджетные поступления; а бюджет объединяет все доходы и расходы.

Источниками финансирования являются:

- бюджетные и внебюджетные средства;

- целевые ассигнования из бюджетов на капитальный ремонт, реставрацию, приобретение технических средств и оборудования, экспонатов;

- доходы от реализации платных услуг, продукции, работ, а также других видов деятельности, в том числе за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

- безвозмездные благотворительные пожертвования, дары юридических и физических лиц, субсидии;

- другие доходы и поступления от собственной деятельности;

- иные источники поступления средств в соответствии с законодательством РФ.

При  этом предпринимательская деятельность, ее виды и формы определяются уставом и могут осуществляться лишь в той мере, в какой достигается уставная цель.

Бюджетные ассигнования должны обеспечить:

- штатное финансирование и оплату труда работников;

- содержание здания;

- расходы на коммунальные услуги;

- освещение;

- оборудование;

- транспорт;

- комплектование музейных фондов, библиотечных фондов;

- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, оснащение учреждения культуры современными техническими средствами; проведение капитального ремонта;

- реставрацию памятников истории культуры и архитектуры, переданных в пользование данной организации культуры.

В результате становления рынка в России выявилось, что каждая отрасль стремится создать для себя финансовую инфраструктуру. В сфере культуры, благодаря именно ее финансовой слабости, такая инфраструктура особенно необходима. Будучи развитой, она обеспечивает развертывание многоканальных систем финансирования, единую увязку интересов пользователя, поставщика, банка учреждений культуры. В статье 18 Федерального закона РФ «Об основах бюджетных прав…» исполнительные и представительные органы власти получили право в пределах своей компетенции объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов непроизводственного назначения. Однако ТМИИ, являясь государственным учреждением культуры, пока не может воспользоваться этим правом, так как областной бюджет – единственный источник финансирования.

Фактическое финансирование ТМИИ из бюджета в 2003 году составило 7 750 000 рублей, то есть 100 % финансирование за счет областного бюджета в смете доходов и расходов на 2003 г.

Доходы, полученные учреждением культуры от платных форм культурной деятельности (сборы от продажи билетов, доходы от печатной продукции, деятельности студий, клубов по интересам и т.д.), включаются в общий доход и распределяются аналогично бюджетным ассигнованиям.

К внебюджетным источникам финансирования ТМИИ можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, которые в 2003 году составили 567 757 рублей (в относительном выражении - 7 % от общей суммы доходов за 2003 г.). Из них:


Наименование услуг, работ

Сумма, руб.

Услуги копировального центра

823

Экспертиза научной, художественной ценности предметов искусства

1 721

Услуги библиотеки

725

Детская изостудия

6 500

Посещение экспозиций (входные билеты)

223 119

Организация лекториев

193 093

Экспонирование

137 900

Реализация литературы

3 876

ИТОГО /доходы от внебюджетных источников/

567 757


Целевые средства и безвозмездные поступления за 2003 год составили сумму в размере 230 078 рублей (в относительном выражении - 3 % от общей суммы доходов за 2003 г.), в том числе:


Источник и объект финансирования / целевые средства и безвозмездные поступления/

Сумма, руб.

Комитет по культуре Администрации Тюменской области – закуп фондов /предметов изобразительного искусства/

70 000

Депутат Тюменской областной Думы Черепанов А.К. – оплата за световое оборудование

100 000

ОАО «Трест «Связьстрой – 5» - оплата за световое оборудование

60 078

ИТОГО /целевое и безвозмездное финансирование/

230 078

         

За 2003 год фактические расходы по бюджетным ассигнованиям составили 6 909 860 рублей; экономия составляет 840 140 рублей. Кассовое исполнение  - 100 %.

Плановые показатели по фонду оплаты труда (код по КЭСР – 110100) составили 2 104 000 рублей, фактические расходы – 2 094 119 рублей. Экономия составила 9 881 рубль /так как перечислена в январе 2003 года задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2002 год/;

По начислениям на фонд оплаты труда (код по КЭСР – 110200) возник перерасход в сумме 3 246 рублей /задолженность на 1-ое января 2004 года перед Фондом социального страхования/;

 Экономия по статье «Оплата отопления и технологических нужд» (код по КЭСР – 110721) составила 10 972 рубля за счет того, что был установлен теплосчетчик,  и оплата за теплоэнергию производилась по факту, что снизило расходы;

По статьям «Оплата горюче-смазочных материалов» (код по КЭСР – 110340) перерасход в сумме 2 295 рублей, «Оплата потребления электрической энергии» (код  по КЭСР – 110730)  перерасход – 1 191 рубль, «Оплата водоснабжения помещений» (код по КЭСР – 110740) – 3 060 рублей; перерасход по данным статьям возник в связи с тем, что не хватило лимита 2003 года;

Расходы на статью «Оплата содержания помещений» (код по КЭСР – 110710) – 10 000 рублей;

Расходы на статью «Расходы на командировки и служебные разъезды» (код  по КЭСР – 110400) – 35 000 рублей;

Расходы по статье «Прочие трансферты населению» (код  по КЭСР – 130330) составили 238 000 рублей (100 % - ное финансирование);

Плановые показатели по статье «Оплата услуг связи» (код  по КЭСР – 110600) – 79 000 рублей. Фактические расходы по данной статье составили 69 454 рублей. Экономия – 9 546 рублей / не проведены расходы за декабрь 2003 года/;

По статье «Транспортные расходы» (код по КЭСР – 110500) возник перерасход в сумме 6 918 рублей /из-за списания услуг за 2002 год/;

По статье «Оплата текущего ремонта зданий и сооружений» (код  по КЭСР – 111030) – экономия 60 000 рублей в связи с тем, что не были проведены расходы за ремонт отопительной системы;

По статье «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» - (код по КЭСР – 110350) перерасход в сумме 27 926 рублей, за счет того, что были списаны стройматериалы на текущий ремонт помещений в здании музея в 2003 году;

По статье «Прочие текущие расходы» (код по КЭСР – 111040)  - экономия 214 911 рублей / так как была погашена задолженность ОВО при УВД за услуги охраны за 2002 год, а также не проведены расходы по мероприятию «Урал -2003» в сумме 65 000 рублей/;

По статье «Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных  и муниципальных учреждений» (код по КЭСР – 240120) возникла экономия в сумме 570 466 рублей / в связи с тем, что не в полном объеме была выполнена поставка мобильного выставочного оборудования и приборов температурно-влажностного режима/.

Анализ по кодам экономической классификации показывает, что в 2003 году в ТМИИ допущен перерасход по некоторым кодам по КЭСР в сумме 884 776 рублей.

По внебюджетным источникам за 2003 год фактические расходы составили 648 057 рублей, доходы – 567 758 рублей; превышение расходов над доходами – 80 299 рублей. Доходы от предпринимательской деятельности израсходованы на хозяйственные нужды учреждения, так как бюджетных ассигнований определенно не хватает.

По состоянию  на 01.01.2004 года дебиторская задолженность по счету 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - в сумме 1 569 900 рублей и по счету 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги» - в сумме 375 424 рублей. За 2003 год возникшая задолженность ко взысканию реальна. По бюджету задолженность в сумме 798 423 рубля, из них 579 466 рублей – недопоставка мобильного выставочного оборудования и приборов температурно-влажностного режима, 72 100 рублей – оплата по проведению мероприятий, 60 000 рублей – оплата «СМП-231» за ремонт теплосистемы.

По внебюджету задолженность составляет 1 166 901 рубль, из них 1 114 851 рублей – задолженность прошлых лет. Возникшая задолженность по Институту Репина в сумме 33 800 рублей появилась в результате перечисления средств за обучение студентов заочного отделения согласно договорам. Эти средства будут возмещены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Кредиторская задолженность по бюджету составляет 3 363 рубля, по внебюджету – 273 417 рублей, в том числе задолженность прошлых лет 201 600 рублей.

В 2003 году с октября увеличилась оплата труда сотрудников ТМИИ на 33 %, в то же время произошло сокращение численности работающих на 40 единиц с уменьшением фонда оплаты труда на 2004 год. Поэтому увеличение заработной платы сотрудники не ощутили, так как раньше эти вакансии распределялись между ними на доплаты.

На основании данных фактов можно сделать вывод, что бюджетного финансирования явно недостаточно, а оплата услуг непосредственными потребителями, как правило, не возмещает всех расходов.

Об оценке эффективности использования финансовых средств ТМИИ судить рано. Музей пытается использовать их как можно эффективнее (например, был установлен теплосчетчик), однако в данное время расходы превышают доходы и финансовых средств не хватает.

В связи с этим хочется порекомендовать руководству ТМИИ шире использовать предпринимательскую деятельности на примере Государственной Третьяковской картинной галереи внедрить инфраструктуру:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.