Важный этап
создания малого предприятия – решение вопроса о финансах, которые необходимы
для формирования уставного (складочного) капитала, т.е. решение вопроса, где
взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а
значит, для приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей
силы и других факторов производства. Источниками средств могут быть собственные
накопления, средства, взятые в долг у родственников, знакомых, в банках;
средства будущих потребителей; средства, полученные от выпуска и реализации
ценных бумаг, а также помощь государственных органов, занимающихся поддержкой
малого предпринимательства.
На этом этапе
определяются возможности приобретения или взятия в аренду недвижимости,
получения необходимой информации, использования новых технологий и др. На этом
этапе определяются конкретные цели по созданию всех необходимых условий для
функционирования предприятия и получения прибыли.[14;с.226] Данный этап
реализуется посредством разработки проектов отдельных разделов бизнес-плана,
который получает окончательное формирование (и экспертную оценку) при
завершении создания собственного малого предприятия.
На предыдущих
стадиях предприниматель (совместно с партнерами) должен принять решение о
выборе организационно-правовой формы малого предприятия исходя из
предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта, знаний и
других факторов. На выбор организационно-правовой формы малых предприятий в
определенной степени влияют внешние факторы: политическая стабильность,
макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические
кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование
предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые
необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета
деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторасположение,
наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к
предпринимателям местных органов самоуправления.
Большое (если не
определяющее) значение играет роль скорость оборота вложенных при создании
собственного дела средств. Как известно, наибольшая скорость оборота денежных
средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, а наименьшая
– в производственном. Поэтому в Москве, например, до 50% малых предприятий
сосредоточили свою деятельность в торговле и сфере обслуживания населения.
Важную роль в
процессе создания собственного дела играет разработка учредительных документов
малого предприятия (в зависимости от организационно-правовой формы и числа
учредителей), устанавливающих фактически весь механизм функционирования
предприятия. Будущий предприниматель при разработке устава и (или)
учредительного договора должен руководствоваться положениями ГК РФ, положениями
федеральных законов об отдельных организационно-правовых формах
предпринимательства и другими нормативными актами.
Одно из ведущих
мест в деятельности предпринимателей, как на стадии создании собственного дела,
так и на стадии функционирования предпринимательской организации, занимает
разработка плана мероприятий по созданию собственного дела с указанием
конкретных функций (задач), которые необходимо выполнить к определенному сроку,
а затем – краткосрочных и долгосрочных планов развития, чтобы добиться
поставленной цели. Основную роль в процессе бизнес – планирования, как правило,
играет разработка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта,
бизнес-плана развития организации.[21;с.39]
Научно
разработанный бизнес-план является в руках предпринимателя тем компасом,
который помогает найти свой путь в будущем море бизнеса и без больших потерь
привести свой корабль (бизнес) к желанному берегу удачи.
Бизнес-планирование
на данном этапе развития экономики имеет определенные особенности, которые
предпринимателям необходимо учитывать при разработке планов развития
организации:
- при
планировании своей деятельности предприниматели прежде всего должны учитывать
такие факторы, как нестабильность экономического развития, меняющиеся правила
хозяйствования;
- относительная
незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной,
требует от предпринимателей при разработке бизнес-планов более обоснованно
учитывать неопределенность исхода предпринимательской деятельности;
- при разработке
бизнес-плана необходимо учитывать все внешние факторы и определять их влияние
на все разделы бизнес-плана количественно;
- российские
предприниматели должны сами уметь рассчитывать количественные параметры всех
разделов бизнес-плана, учитывать конкурентные возможности партнеров;
- российским
предпринимателям не следует завышать свои притязания, учитывая определенную
непредсказуемость принятия решений органов государственной власти.
Бизнес-план – это
документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на
конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников,
материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в
процессе реализации предпринимательских проектов.[11;с.322] Научно обоснованный
бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого
предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.
Следовательно,
бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ,
показывающий реальность планируемого дела (проекта). Вместе с тем бизнес-план
выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров.
Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам,
партнерам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы
бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой.
Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное - он должен конкретно
характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности в результате
реализации которых будет обеспеченно достижение цели. Как правило бизнес-план
разрабатывается на три – пять лет, но первый год он должен быть конкретным
плановым документом.
Обычно
бизнес-план состоит из следующих разделов:
- Введение.
- Описание
предприятия (организации).
- Описание
продукции (работы, услуги).
- Анализ рынка.
- Конкуренция.
- Маркетинговый
план.
- План
производства.
- Финансовый
план.
- Приложения.
Структура плана
финансового оздоровления (бизнес-плана), утверждённая Федеральным управлением
по делам о несостоятельности (банкротстве), включает следующие разделы:
- Общая
характеристика предприятия.
- Краткие
сведения по плану финансового оздоровления.
- Анализ
финансового состояния предприятия.
- Мероприятия по
восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной
деятельности.
- Рынок и конкуренция.
- Деятельность в
сфере маркетинга предприятия.
Бизнес-план –
официальный документ, для его написания необходимо собрать большой
информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли,
новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не
входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте
заслуживает внимания предварительная разработка его рабочего варианта. В него
включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам
официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный
характер (от описаний, формулирования своих идей до расчётов, оформленных в
таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и
использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким
образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес -
планирования.
Оформление и
стиль бизнес-плана.
Оформление и
стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание.[2;с.297]
Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или,
напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт понимания и поддержки у
потенциальных инвесторов делового проекта.
Специалисты по
бизнес-планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и
оформления бизнес- плана:
- предложения
должны быть короткими, ясными, чёткими, энергичными. Не нужно попусту тратит
слова и чрезмерно расцвечивать текст. Не стоит вкладывать в текст слишком много
эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения
(например, “некто” или “господин Х”, если можно конкретно назвать человека).
Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.
- не нужно
увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать,
что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое
знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист может рассказать
о нём ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.
- бизнес-план
должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию.
- не стоит
увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в чистую теорию или области, не
связанные с данным бизнесом. Например, рассматривая циклический характер продаж
своего товара, не нужно целиком излагать теорию делового цикла.
- идеи,
представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными.
- не нужно
завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей бизнеса -
даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы-
банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше
осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной
должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста,
запланированной доле рынка фирмы.
- очень помогает
уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц.
Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес-плане.
Объём
бизнес-плана завит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то
объём его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций
бизнес-план обычно состоит из 20 – 25 листов, а бизнес-план, цель которого –
привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50 – 80
страниц, без учёта приложений.
Необходимо
позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен быть разделён на
короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей
бизнес-плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошо
структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в
поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес- плану утонуть в массе подобной
продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес-план должен
выделяться на общем фоне. Нужно особо выделять основные предложения
бизнес-плана, его главные выводы.
Не стоит
утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объёмной информацией. Если
она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать её из
бизнес-плана не нужно. Важно правильно выбирать время для работы над
бизнес-планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому
бизнес-план нужно писать тогда, когда над вами не тяготеют серьёзные проблемы и
всё идёт относительно гладко.[14;с.314]
При составлении
бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость
планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы
они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы. Нужно
помнить, что разрабатывая бизнес-план, необходимо обратить особое внимание на
возможность возникновения в процессе реализации предпринимательских проектов –
рисков.
Многие решения
при осуществлении деятельности малых предприятий и индивидуальных
предпринимателей часто приходится принимать в условиях неопределенности, когда
следует выбирать одно решения из нескольких возможных вариантов, конечный
результат реализации которых сложно предсказать. Риски присуще любой сфере
человеческой деятельности, что связанно с множеством условий и факторов,
влияющий на положительный или отрицательный исход принимаемых индивидами
решений.
Как показывает
практика, существуют объективные (независящие от предпринимателя) и субъективные
причины и факторы, влияющие на появление рисков при осуществлении
предпринимательской деятельности. Возникновение предпринимательского риска
имеет объективную основу – неопределенность влияния внешней среды по отношению
к малому предприятию.[4;с.59] Внешняя среда включает в себя объективные
экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых
предприятие осуществляет свою деятельность и к изменению которых оно вынужденно
приспосабливаться.
Предпринимательский
риск является объективной категорией, так как возникает под воздействием
непредвидимых заранее факторов, в тоже время на его появление влияет
практическая деятельность самого предпринимателя.
Предпринимательский
риск – это возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе деятельности
малых предприятий и, следовательно, недостижение ранее намеченных конечных
результатов (прибыли, дохода). В тоже время предпринимательский риск в
отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может
проявляться в получении по большей по объему прибыли (дохода), чем намечалось
до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова
предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения
экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.
Понятие
неопределенности и предпринимательского риска неразрывно связаны и обусловлены.
Риск характеризует ситуацию, когда вероятность наступления таких событий
заранее оценить невозможно.
В рыночной
экономике существует три основные группы причин неопределенности:
- первая группа
– незнание, т.е. недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде;
- вторая группа
– случайность, т.е. будущие события, которые очень сложно предвидеть (выход
оборудования из строя, изменение спроса на продукцию, работы, услуг и т.д.). Но
если эти случайности повторяются, они принимают форму закономерностей ;
- третья группа
– противодействие, т.е. те или иные события, которые затрудняют эффективную
деятельность малых предприятий ( трудовые конфликты в коллективе, забастовки и
т.п.).
Основная задача
предпринимателя состоит в том, чтобы предвидеть возможные причины
неопределенности, которые и являются источником возникновения рисковых
ситуаций.
Если
предпринимательская деятельность является рисковой, то малое предприятие может
переложить часть последствий риска на других хозяйственных партнеров,
экономически обезопасив себя. Формируя определенные затраты в виде страховых
взносов. Так, такие виды риска, как риск гибели имущества, влияние пожаров
аварий, несчастные случаи с работниками и др., предприниматель может
застраховать. Именно эти риски составляют наибольшую группу. Риск страховой –
вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых
осуществляется страхование. В зависимости от источника опасности следует
разделять страховые риски на две группы: риски, связанные с проявлением
стихийных сил природы (погодные условия, наводнения, землетрясения и т.п.), и
риски, связанные с целенаправленными действиями человека в процессе производства
материальных благ.
В рыночной
экономике возникают систематические и несистематические предпринимательские
риски. Систематический риск характерен для всей экономической системы или
отдельного рынка и не поддается диверсификации деятельности.[15;с.113] Для
предпринимателя наиболее сложным является недиверсифицированного риска, так как
предсказать возможность его возникновения и его последствия практически
невозможно.
В условиях
рыночной экономики могут проявляться два типа риска: локальный и глобальный. Глобальный
риск является отражением экономической ситуации в стране, в отдельных отраслях,
регионах. Локальный риск возникает на уровне малого предприятия. Следует
отметить, что данные риски взаимообусловлены, влияют друг на друга и в то же
время в известной степени автономны.
По сфере
возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние и
внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по
отношению к предпринимательской организации. Предприниматель не может оказывать
на нее влияние, он может только предвидеть и учитывать ее в своей деятельности.
К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью
предпринимателя. Очевидно, что все природные, политические риски могут быть
отнесены только к внешним.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|