Коэффициент
текущей ликвидности рассчитывается как отношение фактической стоимости
находящихся в наличии у малых предприятий (организаций) оборотных активов к
наиболее срочным обязательствам в виде краткосрочных кредитов и займов,
кредиторской задолженности. Коэффициент автономии характеризует долю
собственных средств в общей величине источников средств малых предприятий
(организаций) и определяет степень независимости от кредиторов.[14;с.139]
Говоря о роли
малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно
сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства
является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
-
формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих
лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах,
услугах);
-
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к
удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению
качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
-
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
-
содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает
экономике гибкость, мобильность, маневренность;
-
привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на
малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей
заинтересованностью, чем на крупных;
-
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более
эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов,
освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
-
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых
крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки,
пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
-
формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм,
компаний);
-
активация научно - технического прогресса;
-
освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных
производств;
-
содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки
комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих
производств;
-
освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет
их аренды и выкупа.
Все эти и другие
экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его
развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой
частью реформирования экономики России.[6;с.412]
Практика
показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение
потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы
небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность
технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и
занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению
цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого
качества, возможность для государства получать большие средства в форме
налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в
экономику страны.
Преимущества и
недостатки малого предпринимательства.
Как показывает
мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике
любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные
преимущества.[1;с.252]
Федеральный закон
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на
свободное использование своих способностей и имущества для осуществления
предпринимательской и иной, не запрещенной законом, хозяйственной деятельности.
Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого бизнеса.
Анализируя
зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно
указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая
адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов
малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении
принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности,
особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать
свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном
капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс
производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая
оборачиваемость собственного капитала и др.
В то же время
субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки,
среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска,
поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от
крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность
руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении
кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении
договора (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности
субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и
внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.[18;274] Как
показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта
управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних
предприятий.
В регулярно
проводимых опросах в среде предпринимателей – участников малого бизнеса США
главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:
-
некомпетентность;
-
несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
-
нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в
единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать
деловые связи и контакты.
Другими причинами
банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или
вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы
на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном
владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто
меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы
малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований
отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но в то
же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах
малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило,
более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а
предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц,
шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более
профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования
на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму,
тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды.[3;с.113]
Постоянный риск
то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное
приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые
западные специалисты рассматривают малое предпринимательство как школу новых
личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов
предпринимательства будущего.
Малые предприятия
как коммерческие организации создаются в соответствии с принципами,
установленными ГК РФ, федеральными законами об отдельных
организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, другими
законодательными и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и
функционирования предпринимательских организаций.[16;с.33]
Создание малых
предприятий в той или иной организационно-правовой форме предполагает
существование у будущего (или действующего) предпринимателя по крайней мере
следующих основных предпосылок:
- наличия
имущества для формирования первоначального капитала;
- наличия
определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования
минимального уставного (складочного) капитала;
- наличия нежилых
помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления
намеченных видов деятельности;
-
предварительного изучения предполагаемого рынка, на который предприниматель
будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;
- формирования
команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела.
Будущий
предприниматель должен быть компетентным в той области деятельности, в которой
он намеревается создать собственное дело. Для выбора карьеры в малом бизнесе
необходимо провести четкий анализ своих качеств, способностей и возможностей.
Предприниматель должен уметь хорошо рассчитывать предполагаемые последствия
риска, сохранять предпринимательскую тайну, владеть всей информацией о деятельности
собственного малого предприятия, потребителях продукции, клиентах, поставщиках,
конкурентах в особенности.
Будущий малый
предприниматель непременно должен понимать важнейшее правило: в организации
своего бизнеса (дела) он должен рассчитывать на собственные силы. Задумав
собственное дело в форме малого предприятия, будущий предприниматель должен
ответить на ряд ведущих вопросов:
- для кого будет
работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели). Поэтому процесс
принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи – для
кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в
зависимости от вида и типа рынка);
- что
производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, а затем уже
определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности;
- как производить
продукцию (товары), выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и
технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими
издержками, с каким уровнем конкурентоспособности. Поэтому очень важно знать,
какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением товара,
который собирается предложить предприниматель, причем не вообще на рынке, а на
определенном территориальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть
смысл создавать собственное дело и производить данные товары (работы, услуги).
Будущий
предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться
важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие:
- во-первых,
нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская
деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель
работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам
соответственно получает прибыль (доход);
- во-вторых,
производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе
рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать
(продать) и получить планируемую прибыль;
- в-третьих,
предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать
поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения
рынка. Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать
товары, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема
ценообразования играет существенную роль в механизме создания и
функционирования собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить
следующей краткой схемой:
разработка предпринимательского
проекта
|
реализация его в виде создания
собственного дела
|
функционирование организации
(первая стадия жизненного цикла)
|
Рис.1 Схема
функционирования собственного предприятия
Предпринимательская
идея – это потенциальная возможность и необходимость собственной самореализации
индивида для достижения собственных целей путем удовлетворения потребностей
других.[5;с.73]
Предпринимательская
деятельность как процесс как раз и начинается с идеи, которая при определенных
условиях реализуется в конкретный предпринимательский проект, суть которого
должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Значит,
процесс создания малого предприятия есть процесс реализации предпринимательской
идеи в конкретной форме – в форме создания и функционирования малого
предприятия.
Важно на этапе
создания малого предприятия (а может быть, и раньше) определить, что необходимо
для реализации предпринимательской идеи, четко сформулировать цели, определить
предполагаемые пути.
Этапы создания
малого предприятия.
Практически любой
предприниматель, задумав создание собственного малого предприятия, осуществляет
следующие этапы этого непростого решения:
- возникновение и
обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;
- постановка
ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи;
- формирование
конкретного решения об открытии своего дела в определенной
организационно-правовой форме;
- подбор
квалифицированных и надежных соучредителей нового малого предприятия;
- определение
финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности
на первом этапе функционирования предприятия;
- разработка
необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных
документов;
- проведение
комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение
первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор
квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного
знака и др.;
- разработка
обоснованного бизнес-плана;
- государственная
регистрация предприятия в установленном порядке;
- постановка на
учет в налоговом органе по месту нахождения предприятия (месту жительства
индивидуального предпринимателя);
- открытие в
установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;
- заключение
договоров (контрактов на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и
других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской
деятельности;
- получение в
соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление
отдельных видов деятельности;
- проведение
глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров
на рынок, определение способов продвижения товаров на рынок, определение путей
сбыта продукции потребителям и методов формирования цен на продукцию или
услуги;
- заключение
договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями и др.;
- проведение
необходимой рекламной кампании товаров (услуг);
- организация
учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с нормативными
документами Минфина РФ и др.[1;с.182]
Несомненно, все
этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий – это обоснование
предпринимательской идеи, поскольку именно на этом этапе выявляется
экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных
видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и
др.), но главное – идея должна быть реализована в те результаты, которые будут
признаны рынком.
Идея должна
базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и
удовлетворить ее. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем –
организация процесса по ее удовлетворению.
Идея
материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для
систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела
целесообразно оценить возможности реализации идеи. Для этого формулируются
стратегические и тактические цели, осуществляются количественные расчеты
определенных показателей функционирования малого предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|