Порядок составления консолидированной отчетности
Оглавление
стр.
Введение
…………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Сущность
и содержание сводной (консолидированной) отчетности 5
1.1.
Нормативная база регулирования
…………………………….…………. 5
1.2.
Виды сводной отчетности ………………………………………...……….. 7
1.3.
Международные стандарты финансовой отчетности о
консолидированной отчетности………………………………………...…….. 13
1.4.
Принципы подготовки и порядок составления
финансовой отчетности ...16
1.4.1.
Принципы подготовки консолидированной отчетности …………
16
1.4.2.
Порядок составления консолидированной отчетности
……………18
1.5.
Проблемы формирования консолидированной отчетности
………………20
Глава 2. Технико-экономическая
характеристика ОАО «СЗ «Лотос» ……………24
2.1. Краткая историческая характеристика ………………………………….. 24
2.2. Структура производства и управления ………………………...………. .26
2.3. Организация бухгалтерского учета на предприятии ……………………. .28
2.4. Краткий
анализ основных финансово-экономических показателей
деятельности ОАО «ССЗ «Лотос» за 2003-2005 гг. …………… ..34
Глава 3.
Формирование показателей бухгалтерской отчетности на
предприятии
..............................................................................................38
3.1. Порядок
формирования форм бухгалтерской отчетности ………… 38
3.2.
Порядок формирования показателей статистической отчетности .. 61
3.2.1. Порядок
заполнения и представления формы № П-2
«Сведения об инвестициях» ………………………………………….. 61
3.2.2. Порядок заполнения и представления формы № П-3
«Сведения о финансовом состоянии организации» ………………. .62
3.3.
Порядок формирования форм налоговой отчетности …………… 65
3.3.1.
Формирование налоговой декларации на прибыль организации ….. 65
3.3.2.
Формирование налоговой декларации на добавленную стоимость … 67
Заключение………………………………………………………………………
.70
Литература………………………………………………………………………...73
Приложения……………………………………………………………………...
.74
Введение
В результате слияний и поглощений создаются новые и
расширяются существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля.
Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную,
финансовую и маркетинговую политику, что дает основание рассматривать группу
как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о
финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный
источник такой информации - консолидированная финансовая отчетность.
Консолидированная финансовая отчетность постепенно
завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей
экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает
составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что, в свою
очередь, неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы,
которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в
отчетности данных.
В настоящее время в российских нормативных документах
консолидированная финансовая отчетность рассматривается в качестве
самостоятельного вида финансовой отчетности. Подобная позиция, в частности,
нашла свое отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в
Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Согласно указанному
документу консолидированная финансовая отчетность представляет собой
разновидность бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики
финансового положения и финансового результата деятельности группы
хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.
Сводная отчетность в традиционном ее понимании -
отчетность министерств и ведомств, основной целью которой является предоставить
государству в лице соответствующих органов исполнительной власти возможность
оценить результаты деятельности подчиненных организаций. Как правило, такая
отчетность:
- отражает средние показатели финансово-хозяйственной
деятельности определенной отрасли;
- содержит значительное количество статистических
показателей. Основными методами подготовки отчетности являются статистические
методы группировки и сводки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и
группировка внутри отраслей по видам деятельности);
- является материалом для составления отраслевых и
народнохозяйственных государственных планов экономического развития.
Консолидированная финансовая отчетность (в том числе
подготовленная в соответствии с Методическими рекомендациями) адресована
широкому кругу пользователей финансовой информации: инвесторам, кредиторам,
аналитикам, государственным органам (например, в лице налоговой службы и службы
статистики) и т.д. Цель данного вида отчетности - предоставить полную и
достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах
деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия
обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной
отчетности:
- отчетность составляется группой компаний, не
являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является
юридическим лицом;
- все компании группы прямо или косвенно принадлежат
одному собственнику (группе собственников);
- отчетность характеризует финансовое положение и
финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего
субъекта;
- основными методами подготовки отчетности являются
построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих
внутри- групповые операции.
Принимая во внимание существующие различия между
консолидированной и сводной отчетностью, представляется целесообразным
разграничить указанные понятия, сохранив термин "сводная отчетность"
за отчетностью министерств и ведомств, а термин "консолидированная
отчетность" - за отчетностью группы компаний, основанной на отношениях
контроля. В этом случае в основе разделения будет лежать методика, применяемая
в процессе подготовки отчетности. В свою очередь, разделение консолидированной
отчетности по типу стандартов, в соответствии с которыми она подготовлена,
может проводиться путем добавления соответствующей расшифровки в наименование
отчетности.
Проект федерального закона "О консолидированной
отчетности" во многом призван внести определенность в вопросы, связанные с
составлением и представлением консолидированной финансовой отчетности. Согласно
предложенному законопроектом порядку группы компаний должны будут ежегодно
представлять консолидированную финансовую отчетность, составленную в
соответствии с положениями МСФО, если головные общества указанных групп
являются открытыми акционерными обществами и их ценные бумаги допущены к
обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом,
указанный документ предлагает рассматривать понятие "консолидированная
финансовая отчетность" в терминах МСФО.
Глава 1. Сущность и содержание сводной (консолидированной) отчетности
1.1.
Нормативная
база регулирования.
Адаптация к российским условиям международных стандартов финансовой
отчетности делает зарубежный опыт, накопленный в области составления
консолидированной отчетности, ценным для отечественных организаций. В последние
годы возросло внимание к данному вопросу со стороны российских учетных
организаций, появились нормативные документы и методические указания по данному
вопросу, на повестке дня стоит вопрос о принятии закона о консолидированной
отчетности. Вместе с тем сохраняющаяся несогласованность и некоторая
противоречивость нормативной базы определяют повышенный интерес к
методологическим основам составления консолидированной отчетности
отечественными организациями. Освещение вопросов, предопределяющих дальнейшее
понимание проблем составления консолидированной отчетности, можно найти в ряде
российских законов, принятых в последние годы.
Прежде всего наряду с правовыми формами коммерческих организаций в Гражданском
кодексе Российской Федерации даются определения дочерних и зависимых
обществ. Изучение правового статуса акционерного общества помогает раскрытию
системы участий компаний, входящих в группу.
В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное
общество, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего
участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ним
договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые
таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. В
Гражданском кодексе Российской Федерации не устанавливается доля основного
общества в уставном капитале дочернего общества, которая позволяет ему
определять решения дочернего общества, тогда как такие параметры указываются
для зависимых обществ. В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого
хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое
(преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций
акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной
ответственностью.
Другие аспекты определения участия, зависимости и контроля между
обществами рассматриваются в Законе РФ от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении
монополистичекой деятельности на товарных рынках».
В соответствии со ст. 18 этого Закона приобретение лицом (группой лиц)
акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при
котором такое получает право распоряжаться более чем 20 % указанных акций
(долей), а также приобретение лицом прав, позволяющих определять условия ведения
хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо реализовать
функции его исполнительного органа, осуществляется с предварительного согласия
федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или
физического лица.
Другие вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и
конкретизируются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О
финансово-промышленных группах». В данном Законе финансово-промышленная
группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве
основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои
материальные и нематериальные активы на основе договора о создании
финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции
для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на
повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг,
повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица,
подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная
ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние
общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав
финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие
организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных
организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной
группе допускается.
Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса
финансово-промышленной группы утвержден Постановлением Правительства РФ от 9
января 1997 г. № 24.
В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя
система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые
финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в
законодательстве, уточнение концептуальных актов и методологии бухгалтерского
учета и отчетности.
До недавнего времени составление консолидированной отчетности в
Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России от 28 июля 1995
г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций,
связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации» и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета,
отчетности и баланса финансово-промышленной группы.
Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидированной
отчетности. В первом шла речь об отношениях между головной (материнской)
компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось
составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией,
учрежденной всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы
и уполномоченной на ведение дел финансово-промышленной группы.
Кроме указанных документов Минфин России утвердил приказ от 30 декабря
1996 г. № 112 «О методических рекомендаций по составлению и представлению
сводной бухгалтерской отчетности», в который в 1999 г. были внесены
изменения и дополнения.
В этом приказе дается боле точное определение сводной отчетности и
указываются случаи, в которых она составляется, рассматриваются общий порядок
составления и представления сводной бухгалтерской отчетности, правила
объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и
дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, правила включения данных о
зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, пояснения к сводному
бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
1.2.
Виды
сводной отчетности
Сводная бухгалтерская
отчетность - это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем
объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности нескольких организаций. В
настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной
бухгалтерской отчетности:
- сводная бухгалтерская
отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);
- сводная бухгалтерская
отчетность группы взаимосвязанных организаций.
Сводная бухгалтерская
отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств)
составлялась в нашей стране и ранее, в условиях социалистической экономики.
Назначение сводного отчета состояло в том, чтобы предоставить возможность
органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им
министерств и ведомств.
Сводная отчетность министерств
и ведомств включала:
- текущую сводную
статистическую отчетность;
- периодическую сводную
бухгалтерскую отчетность;
- годовую сводную бухгалтерскую
отчетность.
Свод отчетности осуществлялся в
порядке ведомственного подчинения организаций. Сводная отчетность составлялась
двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности организаций):
фабрично-заводским методом, при
котором сводный отчет составлялся по признаку ведомственной подчиненности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|