4.
Развитие в польском языке
категории мужского лица, средства ее выражения.
5.
Развитие в польском языке
категории числа. Утрата форм двойственного числа.
6.
Развитие в польском языке
категории падежа.
Упражнения
1.
Определите род имен
существительных.
Kwiat, korytarz,
lekarz, twarz, nóż, straż, młodzież,
muzrum, koń, goleń, kobieta, poeta, pęseta, pięta, Kasia, Rysio, misio, jajo, babsko, kocisko, stanowisko, kiść, liść, kądziel, mieszkanie,
imię, pędziel.
2.
Прочитайте предложения,
взятые из старопольских памятников письменности и литературных произведений. В
каких грамматических формах в польском языке находит выражение категория
одушевленности? Как и когда формировалась эта категория?
1.Widzi Mieszkо brat swój (BG – 12 s.).
2. Brać po 10 bitych talerów co miesiąc na koń z
pługu (Pas. 17 s.). 3. Wilcy wyją za gumnem, a cielęta
ryczą, Psi szczekają pod okny, świnie w chlewie kwiczą (Rej
– 16 s.) 4. Ptaszkowie niebiescy (Rej – 16 s.). 5. A pobudzająć Męże
y Kobiety, Dla bespieczeńswa Szermirze sprowadził,
Słać do Antona y Lepida Wojska które wźął od
Was powierzone Na buntowniki (Chrostiński – p. 18 s.). 6. W imie oćca,
syna i ducha świętego (PF – 14 - 15 s.).
3.
Прочитайте
устойчивые сочетания, характерные для современного польского языка. Объясните,
почему форма существительного в В.п. в них совпадает с формой И.п. Сохранились
ли подобные формы в современном русском языке?
Wyjść
za mąż,
być za pan brat, siąść na koń,
na miły Bóg, na
święty Mikołaj; biada w sto koni jeździ; biada bez dzieci, biada i z dziećmi.
4.
Существительные oko, ucho, ręka в
единственном числе в современном польском языке изменяются по общему правилу, а
во множественном имеют одну или две падежных формы. Поясните, с чем это
связано. Наблюдается ли подобное явление в современном русском языке?
M., B., W.
|
Oczy (-)
|
Uszy (-)
|
Ręce (-)
|
D.
|
Oczu
(oczów)
|
Uszu
(uszów)
|
Ręku
(rąk)
|
C.
|
-
(oczom)
|
-
(uszom)
|
-
(rękom)
|
N.
|
Oczyma
(oczami)
|
Uszyma
(uszami)
|
Rękoma
(rękami)
|
Msc.
|
-
(oczach)
|
-
(uszach)
|
Ręku (rękach)
|
5.
Сопоставьте данные
таблицы. Расскажите, как формировались флексии прямых падежей в польском языке.
MIANOWNIK (Kto? Co?)
|
Liczba mnoga
|
Rodzaj
|
Rodzaj
męski
|
Rodzaj
zenski
|
Rodzaj
nijaki
|
To
są
|
Synowie,
mężowie
|
Kobiety
|
Dzieci
|
Chłopiec
|
Gazety
|
Czasopisma
|
Swietry
|
Koleżanki
|
Pióra
|
Ołówki
|
Książki
|
Muzea
|
Pieniądze
|
Koszule
|
|
Psy
|
|
|
Konie
|
|
|
BIERNIK (Kogo? Co?)
|
Widze
|
Synów,
mężów
|
Kobiety
|
Dzieci
|
Chłopców
|
Gazety
|
Czasopisma
|
Swietry
|
Koleżanki
|
Pióra
|
Ołówki
|
Książki
|
Muzea
|
Pieniądze
|
Koszule
|
|
Psy
|
|
|
Konie
|
|
|
Практическое занятие № 7-9
Типы склонения имен существительного
1.
Понятие типа склонения. Распределение
существительных по древним типам склонения. Продуктивные и непродуктивные типы
склонения.
2.
Перераспределение существительных по типам склонения
в соответствии с родовой принадлежностью слова.
3.
Разграничение твердой и мягкой разновидности для
каждого типа склонения.
4.
Вариативность форм – наличие нескольких окончаний
падежной формы в рамках одного и того же типа склонения.
5.
Омонимия окончаний внутри парадигмы и между типами
склонения.
6.
Морфологизация чередований согласных и гласных в
основе.
7.
Унификация типов склонения во множественном числе.
8.
Склонение заимствованных существительных и
иноязычных собственных имен в современном польском языке.
Упражнения
1.
Прочитайте польские пословицы и поговорки,
подберите к ним русские соответствия. Распределите существительные по
древнепольским и современным польским типам склонения. Прокомментируйте
происшедшие изменения.
1.Co kraj to obyczaj.
2. Raz kozie śmierć. 3. Słowo wróblem wyleci, a powraca
wołem. 4. Ryby i dzieci głosu nie mają. 5. Ta gospodyni, gdy ma
w skrzyni. 6. Pokorne cilę dwie matki ssie. 7. Nie ma chleba bez
ości, nie ma ryby bez kości. 8. W cudzym domu ręce za pas zatknij
2.
Сопоставьте древнепольскую (см. ниже) и
современную польскую (см. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997,
с. 463-465) парадигмы склонения существительных. Расскажите о морфологических и
фонетических изменениях, произошедших в истории языка.
Древнепольская парадигма склонения
существительных
Единственное число
Падеж
|
Основы
|
*a
ж.р., м.р.
|
*o
м.р., ср.р
|
*u
м.р.
|
*i
м.р., ж.р.
|
*u
ж.р.
|
*r
ж.р.
|
*s
ср.р.
|
*t
ср.р.
|
* n
ср.р.
|
И
|
-a
|
M –ъ
Ср –о
|
-ъ
|
-ь
|
-у
|
-i
|
-о
|
-ę
|
М –у
Ср -ę
|
М –ь
Ср –е
|
Р
|
-y
|
-а
|
-u
|
-i
|
-e
|
-ě
|
Д
|
-ě
|
-u
|
-ovi
|
-i
|
-I
|
В
|
-ą
|
М – ъ
Ср –о
|
-ъ
|
-ь
|
-о
|
-ę
|
М –ь
Ср -ę
|
М –ь
Ср -е
|
Т
|
-oją>ą
|
-omь
|
-ъmь
|
М -ьmь
Ж -ьją>ą
|
-ą
|
-ьmь
|
-emь
|
П
|
-ě
|
-u
|
-i
|
-e
|
-i
|
Зв
|
-o
|
-e
|
-u
|
-i
|
-o
|
-e
|
М -i
Ср -e
|
-ě
|
-u
|
Множественное число
И-З
|
-y
|
М –i
Ср -а
|
-ove
|
-ьje
|
-y
|
-e
|
-а
|
М –е
Ср -а
|
-ě
|
М –е
Ср -а
|
Р
|
-ъ
|
-ovъ
|
-j
|
-ъ
|
-ь
|
Д
|
-amъ
|
-omъ
|
-ъmъ
|
- ьmъ
|
-amъ
|
-ьmъ
|
-emъ
|
В
|
-y
|
М –у
Ср –а
|
-y
|
-i
|
-y
|
-e
|
-а
|
М –е
Ср -а
|
-ě
|
М -ě
Ср -а
|
Т
|
-ami
|
-y
|
-ъmi
|
-ьmi
|
-ami
|
-ьmi
|
-i
|
М
|
-achъ
|
-ěchъ
|
-ъchъ
|
-ьchъ
|
-ichъ
|
3.
Образование падежной формы может
сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне. Поясните причины
возникновения чередований. Учитывая возможность чередований, образуйте
следующие формы:
А) родительного
падежа множественного числа:
Miesiąc, okno, pieniądz, słowo, tysiąc, jabłko, głowa, święto, sen, ręka, matka;
Б) предложного
падежа единственного числа:
Anioł, gołąb, wąż,
strój, pień, lato, pierożek, wiara, krew, wieś, kwiat, naród, ksiądz, wódz, brat, poeta, matka, droga, głowa, Bóg;
В) именительного
падежа единственного числа:
Wiatry, zamki, małlcy,
płótki, gry, widelce;
Г) родительного
падежа единственного числа:
Chłopiec, człowiek, ołówek, budynek.
4.
Просклоняйте в единственном числе
существительные siostra, sługa, studnia, owca, kłamca. Почему в
некоторых падежах окончания существительных не совпадают? Какими были окончания
у этих существительных в праславянском языке? Наблюдается ли подобное явление в
старославянском, древнерусском и современном русском языках?
5.
Прочитайте и переведите на русский язык
стихотворение А.Мицкевича. Выпишите существительные, имеющие чередования в
основе. Поясните происхождение этих чередований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|