Настоящим даром небес был для Бернар ее голос, голос
сирены, полный томления и нежности. Говорили, что в ее горле спрятана арфа.
К.С. Станиславский, например, считал искусство Бернар ярким примером
сценического совершенства от отточенности дикции до выверенности каждого жеста.
Ни сцена, ни годы, ни болезни не утоляли потребности
ее сердца. Хотя она, не стесняясь, признавалась, что никогда не отдавала всю
себя без остатка, и рассудок неизменно играл первую роль в любом ее увлечении.
Верила ли она в любовь до гробовой доски Едва ли. Дом ее матери, всегда полный
мужчин, стал для нее слишком хорошей и суровой школой чувств. «Чем больше я их
видела, тем меньше они мне нравились», — признавалась актриса. Незадолго до
своего 70-летия, во время американского турне, она всерьез увлеклась Луи
Теллигеном, который вдвое был ее моложе. Их отношения длились четыре года и
остались в памяти возлюбленного «божественной Сары» как «самые лучшие» в его
жизни.
Магическое воздействие на мужчин, бесспорно, немало
послужило для ее славы, но всегда существовавшие моралисты строго осуждали
подобные нравы, присущие «вавилонской блуднице».
И вот новая сенсация актрису, имеющую такую репутацию,
приглашают в «Комеди Франсез». Через десять лет после своего бесславного ухода
из дома Мольера она вошла в него на правах триумфаторши. Правда, за разрыв
контракта с «Одеоном» ей пришлось заплатить громадную неустойку. А большинство
актеров «Комеди Франсез» едва сдерживали зубовный скрежет — ее возвращение
оскорбило множество самолюбий, оттеснив в сторону тех, кто мечтал о выигрышных
ролях. Но стихия борьбы, стихия сопротивления отнюдь не были чужды Саре Бернар.
А потому она шла напролом, порой не успевая уклоняться от ударов, а порой и
сама нанося их.
Репетиционный процесс был длительным и невообразимо
трудным. Даже недруги справедливо изумлялись ее энергии, мужеству и терпению
временами ей приходилось прерывать репетицию, потому что у нее начинала идти
горлом кровь. Она сумела взять эту трагическую высоту. Ее Федра в стенах
мольеровского театра, с давних пор столь к ней недружелюбных, была не просто
успехом, она принесла ей настоящую славу. Кто-то из великих сказал, что
человека постоянно преследуют две напасти первая — это стремление к желанной
цели, вторая — ее достижение. Столь вожделенный когда-то для Бернар «Комеди
Франсез» стал все меньше и меньше удовлетворять ее, хотя в скором времени к
Федре прибавились и Дездемона, и Андромаха, и много других классических ролей.
Русский театральный критик Лугель, увидев ее игру, был
безмерно изумлен тем, что она вообще делала на этой незыблемо академической
сцене. По его мнению, эта Бернар просто рождена была быть сокрушительницей всех
традиций. Ведь даже невооруженным взглядом было видно, что она актриса нового
времени, времени модерна. Ее сценическая природа требовала и иного стиля, и
иной техники исполнения, и иных пьес. Бернар лучше, чем кто-либо, явственно
осознавала свою «неакадемичность». Недаром же в сердцах она частенько называла
дом Мольера «склепом мертвецов».
Хотя тут же спохватилась, вспомнив о том, что подошло
время ехать в театр. Но тот, казалось бы, пустячный разговор не прошел
бесследно. Мысль заняться лепкой крепко засела в ее голове «Комеди Франсез»
перестал быть для нее источником творческого азарта, а без этого она жить не
могла. А потому Сара с присущим ей рвением взялась за изучение анатомии,
постоянно разглядывала на собственном теле все мышцы, а затем упросила Менье
давать ей уроки. Какими бы утомительными ни были занятия скульптурой, как бы ни
ломило ее пальцы, разминавшие глину до необходимого состояния, она упорно
продолжала начатое. В 1873 году в парижском Салоне был выставлен мраморный бюст
ее работы. Трижды пыталась она сделать свой портрет, но всякий раз неудачно. С
досады она просто разбивала их об пол.
Двадцать лет подряд Сара Бернар выставляла свои
скульптурные работы на ежегодных парижских выставках. Хотя Роден, например,
относился к ее дарованию весьма скептически, утверждая, что публика приходит
поглазеть на ее работы только из-за того, что сделаны они Сарой Бернар. И тем
не менее в 1876 году за созданную ею скульптурную группу Бернар удостоилась
премии, ставшей предметом особой ее гордости.
Писала она и маслом. У ее знакомых хранились пейзажи,
сделанные ею во время поездки в Бретань. А порой Бернар бралась даже за
сюжетные работы. Те, кто видел, утверждали, что «ее большая картина «Медея, убивающая
своих детей» открыла в ней крупный художественный талант». В Салоне 1880-го
появилась еще одна ее работа — «Девушка и смерть», по заявлениям репортеров,
«обратившая на себя всеобщее внимание».
Увлечение скульптурой и живописью, которым Сара
предавалась в специально устроенной для этого мастерской, отодвигали за задний
план еще одну грань ее многочисленных дарований — литературную. Она обладала
легким, изящным и очень образным слогом. Чтобы убедиться в этом, достаточно
прочесть книгу ее воспоминаний. «Меня упрекают, — писала однажды Бернар
сотруднику газеты «Фигаро» Альберту Милло, — в том, что я желаю делать все и
играть, и рисовать, и заниматься скульптурой. Но я ведь зарабатываю этим
деньги...» И это было правдой — она была той женщиной, которая привыкла к
самостоятельности, понимая, что помощи ждать неоткуда, а значит, полагаться
было нужно прежде всего на здравый смысл, оставляя в стороне сантименты.
Она творила свой неповторимый облик не только с
помощью уникальных туалетов, но и применяя самые изощренные тонкости макияжа.
Ее грим был абсолютно уникальным. Именно от Бернар пошла манера делать сильный
цветовой акцент на ушах, перенятая позже другими поколениями французских
актрис. Этот прием позволял особенно оттенить благородную бледность лица. Сара
вообще гримировала многое из того, что гримировать было не принято. Она,
например, частенько подкрашивала кончики пальцев рук — тогда их игра
приобретала особую выразительность.
Супружество не принесло Бернар ни счастья, ни покоя,
став для нее серьезным испытанием. Дамала с удовольствием волочился за
молоденькими дамами, много пил и в результате с дипломатической службой было
покончено очень быстро. Обнаружив в супруге некоторые актерские способности,
Бернар пыталась пристроить его в театр, но этого ей сделать не удалось. И
вскоре они разошлись. Немного позже, узнав, что бывший супруг неизлечимо болен,
Сара с поразительной самоотверженностью пыталась хоть как-то скрасить его
конец. Дамала умер в неполных 35 лет, сгубив свою жизнь наркотиками.
1915 год стал тяжелейшей вехой ее жизни. Ей шел уже
восьмой десяток, она погрузнела, обычно дерзкое выражение ее глаз смягчилось, и
ей начинало казаться, что наступает старость, хотя сердце ее было по-прежнему
молодо. И вдруг — болезнь, сопровождаемая убийственным вердиктом врачей чтобы
спасти жизнь, она должна была решиться на ампутацию ноги.
Чувствуя, что ее жизнь неуклонно катится к закату,
Бернар как-то шутливо поинтересовалась, не износился ли ее знаменитый красный
гроб, и тут же сама «назначила» молодых актеров, которые понесут ее на
кладбище.
...26 марта 1923 года Сара Бернар покинула этот мир.
Мир же в свою очередь лишился одной из величайших в его истории актрис и
удивительной женщины. Выбранный ею еще в детстве девиз «Во чтобы то ни
стало...» был не только путеводной звездой, но и принципом всей ее жизни.
Cара Бернар завоевала широчайшее признание и всемирную
славу как великая театральная актриса. Ее игра на сцене была гениальна, зрители
ее обожествляли, критики писали о ней восторженные рецензии, а поэты посвящали
ей стихи.
Глава 3. Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.
XIXв – век индустриализации общества повлиял на бытовую жизнь Европы,
произошли изменения в укладе семейной жизни. Так как Европа была обществом с
доминировавшим крестьянским образом жизни, поэтому вначале выясним роль
женщины в крестьянской семье.
Супружеская крестьянская пара, как правило,
возглавляла домовое сообщество. Это объясняется не в последнюю очередь повсюду
чётко выраженным половым разделением труда в животноводческих и
земледельческих хозяйствах. Крестьянин был высшей инстанцией для всех
подчинявшихся ему работающих мужчин (сыновей, батраков, , подёнщиков), все
работницы подчинялись крестьянке. Внутри "мужской" и
"женской" сфер, однако, специализация труда была незначительной. По
сути дела все, кто считался "взрослыми", должны были владеть
работами, соответствующими их полу. Исключение составляли крупные, прежде
всего животноводческие хозяйства, в которых установилась функциональная
иерархия работников.
Если говорить о разделении труда между мужчиной и
женщиной в общем, то мужчинам предназначались те виды деятельности, которые
требовали пребывания вдали от дома, более высокого риска и большей физической
силы. Сильно упрощая, можно сказать, что первейшей сферой внимания и работ
крестьянина были пашня, луг, лес и упряжные животные. На крестьянку, напротив,
в первую очередь ложились заботы о коровах, молодняке, свиньях, молочном
хозяйстве, домашней птице, огороде, а также о выращивании корнеплодов (картофеля),
мака и льна. К ним добавлялись приготовление пищи, выпечка хлеба, переработка
молока в масло и сыр, консервирование мяса, плодов и капусты. Ежедневные варка
обеда и стирка белья (основная работа в домашнем хозяйстве, не отягощённом
производительным трудом) составляли в ХУШ-Х1Х вв. лишь небольшую часть домашних
забот крестьянки. Только в XX в. в Центральной Европе значительно возросла доля
времени, которое она проводила на кухне[5,117].
Разделение труда между крестьянином и крестьянкой,
работниками и работницами, подёнщиками и подёнщицами в Западной и Центральной
Европе в Х1Х вв. определялось прежде всего степенью связи крестьянского
хозяйства с рынком и уровнем его технического развития. В тех регионах, где
близость к крупным городским рынкам или важным путям сообщения способствовала
ранней товаризации сельского хозяйства, важнейшие производственные процессы
всё явственнее становились мужскими. Таковыми стали, например, процессы доения
в районах товарного молочного хозяйства Швейцарии, Форарльберга,
Зальцбургского Пинцгау или косьбы хлебов в остэльбских помещичьих имениях и
крупных землевладельческих комплексах северо-запада Германии. Здесь близость к
большим портовым городам и развитие ганзейского сообщения стали причинами
более раннего, чем в других областях, развития крупного сельскохозяйственного
производства, ориентированного на межрегиональный сбыт и широкий рынок.
Напротив, в семейных хозяйствах Южной Германии и Австрии, основанных на
соответствовавшем традиции самообеспечении и связанных лишь с местными рынками,
дойка и жатва остались женскими занятиями. Повсюду в Европе, где на уборке
зерновых пользовались серпами, среди жнецов преобладали женщины или они
работали наравне с мужчинами. С переходом на косы косьба хлебов, требовавшая
больших затрат сил, перешла к мужчинам. Это произошло прежде всего в
северогерманских областях, где развитие помещичьих имений и крупных хозяйств
сопровождалось рационализацией земледелия. В районах, где женщины вплоть до
30-х годов XX в. убирали зерновые серпами, находились исключительно семейные
крестьянские хозяйства, малотоварные, ориентированные на самообеспечение или в
лучшем случае на местные рынки (в альпийских деревнях Австрии, Тюрингском лесу,
Шварцвальде, Зигерланде).
Гюнтер Вигельманн обобщил "принципы"
полового разделения труда в крестьянских хозяйствах в виде следующих пяти
тенденций.
Во-первых. Чем ближе вид деятельности стоит к центру
экономических интересов, чем больше он рассматривается как профессия и чем
больше он связан с региональной торговлей, тем выше участие мужчин в основных
работах. Чем теснее деятельность связана с работой по дому, тем более вероятно,
что её будут выполнять женщины.
Во-вторых. Чем сложнее используемые для работы орудия
и машины, тем значительнее участие мужчин.
В-третьих. Чем большей затраты сил требует работа, тем
вероятнее она будет выполняться мужчинами.
В-четвёртых. Чем тоньше работа, чем больше ловкости
она требует и чем монотоннее, тем вероятнее, что её будут делать женщины.
В-пятых. Чем больше хозяйство и чем больше рабочей
силы в нём занято, тем дифференцированное организация и половое разделение
труда и вероятнее выполнение главных работ исключительно мужчинами[12,70].
Ни в коем случае нельзя, однако, рассматривать эти
тенденции как не имевшие нарушений и исключений. Женщины постоянно участвовали
в луговых и полевых работах: они размельчали комки за плугом, пололи сорняки,
косили кормовые травы, сгребали сено и помогали его укрывать. Женщины нередко
участвовали и в молотьбе — одной из немногих действительно
"раздельных" работ в крестьянском хозяйстве. С другой стороны, в
считавшейся "женской" обработке льна наиболее тяжёлую операцию по
его трёпке часто выполняли мужчины. В целом можно сказать, что скорее
женщины осваивали типично мужские работы, чем мужчины исполняли типично
женские.
Характер полового разделения труда
должен объясняться в первую очередь исходя из частых беременностей крестьянок,
необходимости грудного вскармливания и ухода за младенцами. Тем не менее
разделение труда нельзя "механически" выводить из биологических
различий между полами и социальной установки на уход за маленькими детьми. Это
видно уже из того, что работы, которые в одних регионах считались типично
"мужскими", в других обычно выполнялись женщинами. Посев и пахота—
мужские для Центральной Европы занятия— в некоторых скандинавских регионах
выполнялись женщинами. Это было принято, например, в тех районах Финляндии,
где земледелие оставалось экономически малозначимым и мужчины занимались
преобладавшим по значению лесным хозяйством, а также рыбной ловлей и охотой.
Посев зерновых по его хозяйственной роли был здесь сравним с огородничеством
в Центральной Европе, которым там также занимались женщины[8,164].
Нельзя, наконец, не видеть, что
женщины постоянно выполняли тяжелейшие физические работы, хотя требование
большей физической силы, которой обладали мужчины, вело ко всё более широкому
отстранению женщин от некоторых занятий, например, от лесозаготовок (хотя даже
здесь встречаются упоминания о подёнщицах, работавших на лесоповалах, и
женщинах, заменявших одного из мужчин при распилке деревьев двуручной пилой).
Разделение труда между мужчиной и
женщиной, очевидно, определялось критериями близости к дому и социально обусловленной
ролью, связанной с уходом за маленькими детьми, с одной стороны, хозяйственным
значением самой работы — с другой. Не в последнюю очередь оно отражало
отношения власти и подчинения между мужем и женой Крестьянка самостоятельно
вела часть хозяйства и это могло обеспечивать ей определённое властное влияние
в доме. Но в положении женщин имелись значительные региональные особенности.
Они вытекали из различий в характере влияния крестьянской экономики и рынка,
действия норм наследственного и семейного права, а также из региональной
специфики культурных традиций. Мартин Сегален, исследовавшая крестьянские семьи
различных регионов Франции XIX в., обнаружила значительные различия в положении
женщин центральной и северной (Бретань, Лотарингия) и южной (Прованс, Лангедок)
Франции[5,71]. Для средиземноморской культуры юга было характерно, по-видимому,
более выраженное доминирование мужчин в крестьянском обществе, чем на севере.
Мужское превосходство здесь не в последнюю очередь обеспечивалось также
физическим насилием над женщинами. "Мужественность" была тесно
связана с умением взять власть над женщиной. Так, чуть ли не единственная
распространённая в Южной Франции пословица гласит: "Недостоин быть
мужчиной тот, кто не является господином своей жены"[5, 171]. Другая
пословица звучит несколько менее агрессивно, но тем не менее однозначно:
("Шляпа должна командовать чепцом"). Эта идеология, как считает
Сегален, значительно ограничивала прежде всего место крестьянок в обществе. В
Бретани, напротив, пословицы и поговорки скорее указывают на необходимость участия
девушек в деревенской жизни: "Девушки, покажитесь, кто себя не покажет,
ничего не увидит"[5,71]. Это отражает, вновь следуя интерпретации Сегален,
более сильное вовлечение крестьян в рыночные отношения на севере Франции. В
Бретани и Лотарингии крестьянки принимали участие и в решении вопросов,
связанных с управлением деревенским обществом, публично улаживали многие
проблемы крестьянских семей[5,79].
В традиционной крестьянской семье жена распоряжалась
наличным доходом от продажи молочных продуктов, яиц и домашней птицы. Он
служил для покупки необходимых предметов потребления (соли, ткани) и для
удовлетворения нужд женщин и детей. Продажей этих продуктов женщина
устанавливала регулярные контакты с рынком. Раз в неделю или в месяц она
приходила с яйцами, молочными продуктами, птицей на ближайший городской
еженедельный или ежемесячный рынок. Выручка от продажи была её единственным
регулярным денежным доходом. Дорога на рынок выводила крестьянок вновь и вновь
за пределы родного местечка. Рынок знакомил женщин с городской культурой.
Вероятно, именно эти, с рынком связанные, контакты с недеревенским миром
возвращались уходившим в конце ХIX в. в города крестьянским дочерям доброй долей того необходимого
оптимизма, который был им свойственен. Многих подбадривали их матери, знавшие,
что в городах есть жизнь, не хуже их собственной[5,82].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|