В наполеоновской армии
служили и другие женщины, получившие по тем или иным причинам меньшую
известность. Среди них можно назвать Дюку-Лаборд. Она служила в 6-м гусарском
полку, отличилась при Прёйсиш-Эйлау, получила ранение при Фридланде, потом
крест ордена Почетного легиона. В отличие от Терезы Фигёр, она сражалась за
Францию в «битве битв» наполеоновской эпопеи — Ватерлоо (18 июня 1815 г.), где
потеряла ногу, попала в плен и вернулась во Францию только после Июльской
революции 1830 г., т.е. после падения последнего представителя Бурбонов в лице
Карла X.
В конце 1813 г., в Испании, в
рядах французской армии воевала еще одна женщина-солдат, по прозвищу Ла
Коллежьяна (Юная). Она была... испанкой из старинного дворянского рода Старой
Кастилии. Испанка оказалась столь рьяной сторонницей Франции и нового короля
Жозефа Бонапарта, что добровольно согласилась сражаться против соотечественников.
Она вообразила себя второй Жанной д'Арк и собрала небольшой отряд из местных
крестьян, вооружив и экипировав их за свой счет. Однако Ла Коллежьяне не
повезло — в это время дела французов на полуострове складывались неважно, и
вскоре они были вынуждены уйти обратно во Францию. С ними ушла и испанка. Зимой
1813—1814 гг. ее видели в форме гусара в Байоне, где, по отзывам очевидцев, она
неплохо выглядела и была полна отваги. Впоследствии ей доверили командование
ротой французского гусарского полка; сослуживцы отзывались о ней положительно.
После отречения Наполеона Ла Коллежьяне отказали в пребывании на территории
Франции и прислали «на вспомоществование» 500 франков, что оскорбило испанку
больше, чем сам отказ «прописать» ее во Франции. Больше о судьбе отважной
испанки ничего не известно.
В декабре 1812 г. — начале
января 1813 г., когда дела Франции и императора находились не в лучшем
состоянии, в Бордо произошел забавный казус[9,73]. В городе получило
распространение некое воззвание, составленное якобы от местной администрации о
призыве на службу в добровольном порядке, ввиду тяжелого положения на фронте,
200 тыс. незамужних женщин в возрасте от 18 до 30 лет под названием армии
Беллоны. В «документе» объяснялись причины призыва на военную службу женщин,
устанавливались «нормы» призыва (каждому департаменту надлежало сформировать 1
«полк» пехоты и 1 «полк» кавалерии) и приводилось описание военной формы,
которую надлежало носить женщинам-добровольцам: «Пехотинцы будут одеты в короткие
юбки с кирасой, в шляпу-амазонку (т.е. шляпу от амазонки — женского платья для
верховой езды.) с плюмажем и вооружены пиками; на ногах будут носить обычные
ботинки. Для кавалерии униформа будет той же, только кавалеристы будут носить
каску античного образца и обуты в солдатские ботинки; пики кавалеристов будут
длиннее, чем в пехоте». «Пехотинцам» предполагалось выдать знамя — полотнище с
изображением Венеры в «ее туалете», попирающей пылающие сердца; «кавалеристам»
— «штандарты» с изображением Психеи на кровати из роз. Для питания «войск»
предназначалось создать магазины (склады) с «...апельсинами и лимонами,
кондитерскими изделиями, в т.ч. пирожками, пышками, печеньем и макаронами...»
Для успокоения общественного
мнения, поскольку данное объявление дискредитировало власть, 21 января 1813 г.
министр полиции написал генеральному комиссару Бордо, чтобы тот арестовал
авторов оного документа и принял все необходимые в подобных случаях меры.
Любопытно, что в Бордо нашлись легковерные женщины, которые поверили в подобный
абсурд. Может быть, данный документ свидетельствовал о том, что идея борьбы за
родину изжила себя, превратившись в некий фарс?
Как говорилось выше, одной из
самых многочисленных групп женщин в армии являлись маркитантки, поскольку во
французских войсках (в отличие от других европейских армий) функции
маркитантов разрешалось исполнять женщинам. В отличие от солдат, они не
получали никакого жалованья и не являлись военнослужащими.
Во французском языке
маркитантки (маркитанты) обозначаются двумя терминами. Под первыми
подразумеваются маркитантки, т.е. мелкие торговки, которые за «разумную цену»
снабжали солдат предметами быта и пр. (почтовой бумагой, пуговицами, а также
водкой и вином). В их распоряжении находилась повозка с тремя-четырьмя
лошадьми. Под вторым термином подразумевалась супруга маркитанта — торговца
продовольственными товарами, следовавшего за армией. Как правило, маркитант —
за отдельную плату — решал продовольственные проблемы унтер-офицеров. В
наполеоновской армии существовали еще и прачки, стиравшие для солдат рубахи,
гетры, платки и др.
Маркитантки приняли активное
участие во время кампаний и сражений. Во французских армиях вообще, а в конце
XVIII — начале XIX вв. особенно, они были больше, чем маркитантками. Они
являлись и являются неотъемлемой частью военной истории Франции. Их отвага и
смелость были общеизвестными. Не случайно знаменитый французский художник (бригадный
генерал и адъютант маршала Л.-А. Бертье) Л.-Ф. Лежен на своей картине «Битва
при Чиклана-Баросса» увековечил подвиг маркитантки Катрин Баллан из 95-го
линейного полка 5 мая 1811 г., поместив ее на передний план. В день сражения
Баллан находилась в первых линиях своего полка и, невзирая на опасность,
раздавала солдатам порции водки, выполняя свой долг (как правило, во время боя
маркитантки не брали денег за водку и вино).
Аналогичный подвиг совершила
маркитантка 57-го линейного полка Казажюс во время Польской кампании. 5 июня
1807 г., невзирая на град пуль с обеих сторон, Казажюс два раза спускалась в
овраг к солдатам и два раза доставляла им бочонки с водкой, подкрепляя силы
военнослужащих. Как позднее сообщалось в рапорте маршалу Ж. де Дье Сульту,
«...когда какой-то солдат предложил пойти вместо нее, она твердо отказала,
заявив ему, что присутствие женщины в бою принесет больше пользы родине, чем
слава отдельного солдата»[4,92]. Другая маркитантка, отважная Тереза Журдан по
прозвищу «Старейшина», приняла активное участие в войнах на двух континентах
— в Италии, Египте, России, Алжире (между 1830 и 1834 гг.); участвовала в
сражении при Ватерлоо и умерла в 1862 г. в возрасте 90 лет. Эльзасска Катрин
Ромер служила во время Испанской, Русской, Французской кампаний. Катрин
последовала за ссыльным императором на остров Эльба, вернулась вместе с ним во
Францию и участвовала в битве при Ватерлоо, как и Тереза Журдан. Можно назвать
также Марию Пьерет из 48-го линейного полка, «мамашу Евгению» из 10-го
драгунского полка, «тетку Дюбуа», маркитантку Императорской гвардии, супругу
ротного цирюльника, а также двух безвестных маркитанток 25-го линейного полка,
спрятавших под своими юбками во время капитуляции Дрездена в ноябре 1813г. на
вершине орла (знамени) и спасших его от противника.
Настоящим символом
маркитантки эпохи республиканских и наполеоновских войн можно смело назвать
маркитантку 1-го полка пеших гренадеров Консульское (затем и Императорской)
гвардии Марию Деревянная-Голова. Сей эксцентричный персонаж, несомненно,
заслуживает отдельного упоминания. Известный французский поэт П.-Ж. Беранже,
автор стихотворения «Маркитантка», несомненно, имел в виду именно Марию:
«Я маркитантка полковая;
Я продаю, даю и пью
Вино и водку, утешая
Солдатскую семью.
Меня герои наши знали:
Ах. скольких гроб так рано
взял!
Меня Любовью осыпали
Солдат и генерал....
От самых Альп я вам [солдатам]
служила.
Мне шел пятнадцатый лишь год,
Как я вам водку подносила
В египетский поход.
Потом и в Вене я гостила...
Я больше пользы оказала,
Чем пэр любой родной земле,
Хоть дорогонько продавала
В Мадриде и в Кремле;
Но дома даром я давала.
Звени ты, чарочка моя!» [17,
81].
Мария представляла собой
персонаж грубый и неотесанный — впрочем, как и ее товарки, в отличие от того
образца, который представляют нам на театральных подмостках. Она родилась в
1763 г., в Доме инвалидов, выросла в сугубо мужской компании и сызмальства
овладела мужскими привычками. Мария курила трубку, носила гетры (т.е. мужскую
одежду), от нее частенько попахивало табаком, чесноком, водкой и прочими
«ароматами». Вместе с тем Мария обладала железной волей, неженской физической
силой и запросто могла поколотить несговорчивых маркитанток, поэтому они
называли ее не иначе как «господин Мария».
Впервые в армию Мария попала
во время революционных войн, в состав Самбр-Маасской армии, где познакомилась
и стала жить с барабанщиком из полка Французской гвардии, входившего при
Старом режиме в состав Королевской гвардии. В армии она быстро научилась
стрелять, сворачивать патроны, немного фехтовать. Маркитантка никогда не
считала число любовников. и слова «Меня любовью осыпали // Солдат и генерал»
не являются преувеличением (по крайней мере, касательно солдата).
Мария и барабанщик женились в
Вероне, во время Итальянского похода 1796—1797 гг. генерала Бонапарта. Во
время следующей Итальянской кампании, 1800 г., неподалеку от Маренго, у них родился
мальчик, ставший во времена Первой империи барабанщиком в полку воспитанников
Императорской гвардии. Мария, известная всем гвардейцам за вольность речей, некрасивую
внешность, смелость, мужеподобную фигуру, нежно любила сынишку. Наполеон лично
пообещал маркитантке, что произведет ее сына в сержанты, если только...
мальчишку не убьют. К сожалению, вся семья погибнет в последующих войнах:
барабанщика разорвет пополам ядром при Монмирале (11 февраля 1814 г.),
14-летнего мальчика сразит пуля при обороне Парижа (30 марта 1814 г.), и саму
маркитантку убьет осколок ядра при Ватерлоо на глазах нового мужа,
гренадера-гвардейца Шакта.
Гренадеры гвардии наспех
вырыли могилу на месте гибели маркитантки и поставили импровизированный крест
из двух сучьев, а один капрал набросал эпитафию: «Здесь покоится Мария,
маркитантка 1-го полка пеших гренадер Старой гвардии, убитая на поле брани 18
июня 1815 г., в два часа пополудни. Прохожий, кто бы ты ни был, поклонись
Марии». Но никто не поклонится несчастной маркитантке: через несколько часов ее
могила была разворочена многочисленными разрывами артиллерийских снарядов, а
сам Шакта пал сраженный прусской картечью в нескольких метрах от места гибели
Марии.
Впрочем, в маркитантки шли не
только женщины низших социальных слоев. На некоторое время (иногда на несколько
лет) маркитантками становились и супруги военнослужащих. Например, жена одного
лейтенанта из 24-го драгунского полка, мадам Дюбуа, которая готовила еду не
только для мужа, но и всем офицерам полка. Или супруга музыканта штаба 9-го
гусарского полка Ф.-Р. Жиро во время кампании 1807 года.
Во время кампаний
маркитантки, как говорилось выше на примере с Марией Деревянная-Голова, очень
часто становились любовницами солдат или их женами. При Старом режиме перед
свадьбой солдаты должны были испрашивать разрешение вышестоящего начальства.
Революция 1789 г. упростила существовавшие нормы: по декрету от 8 марта 1793
г. военнослужащие могли жениться без разрешения. Однако 16 июня 1808 г.
император вернулся к прежнему разрешительному порядку королевской армии (с некоторыми
изменениями).
Участие женщин на войне —
тема малоизвестная. Отечественные и зарубежные историки изучению данной
проблемы уделяли и уделяют мало внимания. Тем более интересными представляются
страницы истории, где рассказывается об активном участии женщин в военных
действиях наравне с мужчинами. Например во Франции конца XVIII — начала XIX
веков — возможно, во время самого бурного периода ее существования, —
французские женщины сыграли заметную роль не только в деле тылового
обеспечения 1 войск, но и на поле боя.
1.2. Женщина - писательница
Значение слово
"эмансипация" наиболее употребительно в литературе. Само понятие
"эмансипация" приходит в обиход в начале XIX века из
французской.литературы Связано это прежде всего с двумя женскими именами: Ж..
де Сталь и Жорж Санд - ярких представительниц французского романтизма.
Властительница дум читающей
молодежи конца XVIII - начала XIX века последовательница идей эпохи
Просвещения, г-жа де Сталь в своих романах, пользовавшихся не меньшей
популярность, чем "Новая Элоиза" Руссо, а позднее романы Жорж Санд,
утверждала идею свободы человеческого чувства, независимости его от
нравственных предрассудков и светских ограничений. В центре ее произведений
были образы женщин ("Дельфина". 1802: "Коринна". 1807). В
романе в письмах "Дельфина" автор утверждает, что женщина должна и
может быть свободна в выборе своего жизненного пути, отстаивает ее право на
любовь. Ту же идею развивает писательница и в романе "Коринна", героиня
которого является фигурой во многом автобиографической, хотя в значительной
степени идеализированной. Коринна так же образованна и одарена талантами, как
г-жа де Сталь, так же страстно желает обрести счастье, не зарыть в землю свои
исключительные дарования, так же отважно пренебрегает мнением света. Героиня
не только по-человечески похожа на свою создательницу. Она воплощает в себе
некоторые заветные эстетические и общественные идеи г-жи де Сталь. Основная
проблема произведения - положение женщины в обществе, ее раскрепощение,
эмансипация. Коринну ценят за ее собственные таланты, тонкость чувств. Она,
девушка из аристократической семьи, оставляет родину и в одиночестве
отправляется за границу, что жестоко оскорбляет общественные приличия. Для родственников
она умерла, ей пришлось даже изменить имя, и не случайно она назвалась
Коринной, по имени древнегреческой поэтессы VI вв. до Р.Х.
Однако история, рассказанная
знаменитой писательницей, не была типичной. Героиня романа - одинокая бунтарка,
она родилась слишком рано: люди, покоренные талантами Коринны, осуждают ее как
женщину. Возлюбленный расстается с ней: искренне увлеченный ее артистическим
обаянием, он тем не менее убежден в том, что женщина должна держаться в тени и
заниматься лишь домашними делами.
Влияние романов г-жи де Сталь
на общество было огромным. Может быть, впервые о женщине стали говорить как о
личности, о ее духовных возможностях, о потребности раскрепощения.
Итак, идеалом раскрепощенной
женщины во Франции были вымышленные героини г-жи де Сталь,
После де Сталь, оказавшей
столь сильное, но еще явно недостаточное влияние на состояние умов общества и
впервые поставившей вопрос о раскрепощении женщины, на устах читающей публики
появляется новое имя, начинается новое брожение общественных умов, вопрос о
женской эмансипации приобретает иную окраску. Это связано с личностью и
творчеством другой французской писательницы Авроры Дюпен, избравшей себе
псевдонимом мужское имя - Жорж Санд. И она сумела доказать, что женщина может
быть независимой и играть значительную роль в общественной, культурной и
политической жизни. Так называемый "женский вопрос", затронутый во
многих произведениях писательницы ("Индиана", 1832;
"Валентина", 1832; "Лелия", 1833 и др.). перерастал в
проблему свободы личности. внутренней свободы человека вообще. Сам пример жизни
Жорж Санд говорит о том, как выросли нравственные запросы, интеллектуальные
потребности женщины XIX века. как расширился ее умственный кругозор и какие
возможности таит в себе женская душа, долгие столетия находившаяся в клетке
предрассудков. Недаром В. Белинский в 1842 году назвал французскую романистку
"гениальной женщиной", "первой поэтической славой современного
мира". "Каковы бы ни были ее начала, -восторженно писал критик, - с
ними можно не соглашаться, их можно не разделять. их можно находить ложными; но
ее самой нельзя не уважать, как человека, для которого убеждение есть верование
души и сердца. Оттого многие из ее произведений глубоко западают в душу и
никогда не изглаживаются из ума и памяти" [17,108].Влияние творчества Жорж
Санд на европейскую литературу было огромно. Романы писательницы быстро нашли
горячий отклик не только во Франции, но и за ее пределами. Особенно живо и
горячо откликнулась на них передовая русская общественность, русская
интеллигентская мысль. Произведениями Жорж Санд и г – жи де Сталь зачитывались
представители наиболее прогрессивных кругов мирового общества.
2.3.Женщина - правитель
Королева Виктория
Важное место в обсуждении
проблемы "гендер и власть" занимает анализ политического аспекта
гендерной дифференциации, который чрезвычайно рельефно выявляется именно в
переломные эпохи. Историческая ситуация и события XVI века, в том числе
появление в результате династических инцидентов во многих странах Европы
государей женского пола и регентствующих матерей при несовершеннолетних
монархах (Изабелла в Кастилии, Мария-и Елизавета Тюдор - в Англии, Мария Стюарт
- в Шотландии, Екатерина Медичи и Анна Австрийская - во Франции и др.),
оставили яркий след в политической мысли этого времени. Так, характерной
приметой многих произведений ее выдающихся представителей и дебатов между ними
стало пристальное внимание к неожиданно выдвинувшейся на первый план проблеме,
напрямую связанной с тем, что сегодня понимают под термином "социальное
конструирование гендера": может ли женщина, рожденная в королевской семье
и обученная "монаршему делу", преодолеть ограничения своего пола? Или
иными словами: что было (или что следует считать) главной детерминантой в
определении социальной роли индивида - гендер или ранг?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|