Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века
Введение
Враждебность утопической
мысли к женщине и женственности сочеталась с резкими нападками философов на
женское освободительное движение, которое к концу XIX века с уверенностью
заявило о своем существовании. Федоров назвал это движение "анормальным и
тератологическим явлением", в основе которого "лежит глубокое
презрение к женщине" [15,413]. По мнению философа, стремление женщины к
эмансипации связано с искусственностью городской жизни, в которой женщина ищет
равноправия в юридическо-экономических сферах. Однако приобретение подобных
прав, согласно Федорову, не составляет идеала даже для мужчин, а в случае с
женщинами оно просто опасно. "Если бы и женщина сделалась участницею жизни
юридико-экономической. - писал философ. - тогда можно было бы сказать, что
конец близок" [15.413]. Непонятно, предрекал ли здесь Федоров конец лишь
своего проекта или всего мироздания. Скорее всего, он имел в виду и то и
другое.
Согласно Федорову, женщины
имеют слишком много власти и без эмансипации. Они подчинили себе современную
западную цивилизацию, легкая промышленность которой работает на них. создавая
дорогие одежду, косметику и украшения. А западная культура развлекает и
ублажает их. Об этом философ писал в статье о Всемирной выставке в Париже в
1889 году. Федоров предложил сделать символом этой выставки женщину, заметив,
что нечто подобное уже было осуществлено раньше на менее крупной выставке в России,
когда у входа в выставочный зал была воздвигнута фигура женщины с зеркальцем в
руках. Философ обвинил женщину не только в эксплуатации достижений цивилизации
для своих эгоистических целей, но также и в том, что она "заставила"
и мужчину быть ей подобным. Он писал: "Женщина, пользуясь всеми
произведениями фабрик и заводов для соблазна мужчин, заставляет и сих
последних пользоваться произведениями тех же фабрик и заводов, чтобы в свою
очередь путем соперничества друг с другом действовать на нее..»[15, 411]
Женщина, на наш взгляд,
может стать символом всего XIX – XXвв., так как этот период характеризуется
новой фазой гендерных исследований. В этом и заключается актуальность нашего
исследования. Ведь в методологии исторической науки не так часто появляются
совершенно новые категории, заставляющие по-иному оценивать уже известные
явления и процессы. Одним из таких новшеств в западной исторической,
социологической, философской и культурологической литературе за последние два
десятилетия стали гендерные исследования. Однако эта задача еще далека от
разрешения, а сам термин применяется к любым исследованиям, посвященным женщинам,
что представляется совершенно неверным.
«Гендер» - в английском
языке в своем первоначальном значении является грамматической категорией рода,
имеющей сугубо прикладное применение. Учитывая отсутствие в этом языке
категории рода для неодушевленных предметов, его относят к одушевленным
существам в случае необходимости уточнения пола. Отсюда легко можно вывести
использование термина в качестве замены приземленно-медицинского слова «Sех»:
последнее обозначает чисто физиологические отличия между полами, а «гендер»
(так в русском и немецком произношении) — социальные и иные, из них вытекающие.
Термин «гендер» впервые
появился в американской историографии, когда в 1986 г. Дж.В. Скотт выпустила
статью «Гендер: значимая категория исторического анализа»[12,58]. Термин не был
безусловно признан всеми исследователями.. В настоящее время, когда феминизм
перестает быть массовым и популярным явлением даже в Северной Америке, лишенное
негативного оттенка понятие «гендер» удачно заменяет его в
историко-философской и культурологической литературе.
Изначальная нечеткость
термина привела к неясности понятия, им обозначаемого. Дж.В. Скотт определяет
данную категорию как составной элемент социальных отношений, основанный на
осознанных различиях между полами. При этом автор подчеркивает, что, хотя
осознание половых различий и связанных с ними областей социальной сферы
характерно для всех веков существования человечества, проблемы гендерного
порядка недопустимо некритически переносить на отдаленные исторические эпохи. В
сущности, недолгое развитие гендерных исследований привело к общепризнанному выводу,
что применение термина следует ограничивать XIX—XX столетиями и, конечно,
будущим периодом истории. А в этом случае приведенное определение нуждается в
уточнении.
В современной гендерной
литературе оно не разработано, хотя сам термин сделался расхожим понятием. Что
можно сказать о такой попытке его осмысления: «гендер» включает в себя
представления о женщинах, женщинах и мужчинах и их взаимоотношениях?[6,127]
Такое «определение», мягко говоря, расплывчато.
Вообще изучение
социально-культурных различий, прямо вытекающих из полового диморфизма, —
интересная и недостаточно исследованная область исторического знания. Конечно,
имеется множество работ, специально выделяющих роль женщин в отдельных
эпизодах истории или их постоянное место в социальной жизни традиционных
обществ. Вспоминая серьезные научные труды и более легкую литературу, мы можем
назвать работы, посвященные роли женщин-хранительниц национальных традиций в
европеизированном дворянском обществе XIX—XX веков. Немало книг посвящено
женщинам-революционеркам разных стран и столетий. Женщины-правительницы,
женщины-фаворитки, влияющие на политику, женщины-ученые — все они издавна дают
благодатный материал для историков и популяризаторов науки.
Объектом нашего исследования
является неординарные женщины, повлиявшие хоть сколько – нибудь на людей своим
талантом, умом, красотой, смелостью, отвагой.
Цель нашего исследования – рассмотреть
положение женщины Запада, в цивилизационном процессе. XIXв.
Для того, чтобы достичь
поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить историческую
литературу по данному вопросу;
- охарактеризовать термин
«гендер» как категорию научного анализа;
- показать женские образы в
культурно – цивилизационном процессе.
О феминистском движении
рассказывается в сборнике «Феминизм: Восток, Запад, Россия». В книге впервые в
отечественной литературе сделана попытка теоретического осмысления феминизма.
Особенность сборника - культурологический подход, позволяющий представить
своеобразие постановки феминистской проблематики в контексте различных культур и
социальных систем.
Две других книги, на которые
опирается работа - переводы. Одна из них – перевод с французского книги Симоны
де Бовуар «Второй пол». Два ее тома до сих пор считаются самым полным
историко-философским исследованием всего комплекса проблем, связанных с
женщиной. Что такое «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение
пола», чем и почему положение женщин в этом мире отличается о положения
мужчины, способна ли в принципе женщина состояться как полноценная личность, и
если да, то в каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины
и как их преодолеть.
Симона де Бовуар обращается в своем
повествовании к мифам и легендам о «тайне пола», о «загадке женской души»,
созданным, по ее словам, мужчинами. Опираясь на высочайшие образцы мировой
литературы, она снова и снова говорит о чудовищной несправедливости обычной
женской судьбы, о традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим
унизительной повседневной дискриминации.
Основным источником в работе явился
перевод с английского, книга «Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе». В
антологию включены произведения разных жанров – эссе, мемуары, письма и отрывки
из художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов –
Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборник произведения
отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права – со времен
Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, о которых идет речь в сборнике – брак как инструмент
подавления и эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой,
экономическая зависимость женщины.
Также использовались
периодические издания:: журналы «Вопросы истории», «Новая и Новейшая история»,
где также раскрывались образы женщин через призму культурно – цивилизационного
процесса. В частности использовались статьи из рубрики «Лики женщины» в журнале
«Наука и религия», посвященные неординарным женщинам;. о гендерных
исследованиях идет речь в журнале «Вестник МГУ . История..» .
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, литературы.
Глава 1 Теоретические основы гендерологии
1.1. Понятие о гендерологии и феминологии
Прежде всего, возникает
вопрос о соотношении объектов исследования таких научных направлений, как
“феминология” и “гендерология”.
Феминология – наука о
положении и социальных ролях женщины. Она рассматривает совокупность
социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий,
сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических
интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной
жизни. Отсюда следует. что главным объектом феминологии являются женщины.[15,30]
Но этот объект понимается по-разному различными исследователями. Известный
социолог Г.Г.Силласте подчеркивает, что феминология не может ограничиться
рассмотрением женщин как социально-демографической группы. При таком подходе на
первый план выступают проблемы соотношения полов в определенных поколениях,
динамика рождаемости и смертности, продолжительности жизни в зависимости от
пола. В лучшем случае сюда присоединяется характеристика женщины как рабочей
силы, участницы общественного производства.[15,32]
Силласте придерживается
другого подхода. Она определяет женщин как “реально существующую и эмпирически
фиксируемую, относительно целостную и устойчивую социальную общность. Конечно,
эта общность вплетена в стратификационную сеть общественных отношений, других
социальных групп и общностей и их взаимоотношений. Но Силласте считает, что
женщин можно определить как относительно автономное социальное образование –
социум.[15,56]
При таком подходе, как
считают исследователи, большое значение приобретает анализ
социо-психологических и социо-культурных факторов личностного становления
женщины, более глубокое исследование женской психологии и женского
общественного сознания в их динамике. Конечно, при этом экономические и
политические аспекты положения женщины в обществе и ее роли в семье не должны
игнорироваться.
Целью гендерологии, как и
феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а
ликвидация антагонизма полов и обеспечение звучания обеих струн – мужской и
женской – в гармонии социального развития.
Для достижения этой цели
необходимо более глубокое понимание не только женщины. Лариса Васильева обвинила
в своей работе “Заговорившая с миром” женщин-писательниц и поэтесс в том, что,
получив трибуну, они стали самовыражаться, раскрывая особенности женской
психологии, но не пытаясь понять мужчину. К сожалению, этот недостаток присущ
рождающейся еще только на белый свет гендерологии. Поэтому в дальнейшем, говоря
о гендерологии и гендерных исследованиях вынуждены раскрывать в основном их
женский аспект.
О.А.Воронина считает новой
фазой в развитии женских исследований 80х годов ХХ века переход от анализа патриархата
и специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Она пишет:
“Наблюдается постепенное смещение акцентов: от анализа женского фактора и
констатации мужского доминирования к анализу того, как гендер присутствует,
конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах и как это влияет
на женщин и мужчин”.[2,42]
««Женские исследования” как
вызов традиционной науке возникли, когда стало очевидным, что, в сущности,
социальные и гуманитарные науки под видом изучения человека вообще, т.е. homo
sapiens, изучают исключительно мужчин. Женские исследования как раз и были
ориентированы на изучение женского культурного зазеркалья, причем здесь
использовались самые разные методы: исповедь, групповые дискуссии, глубинные
интервью, вторичный анализ материалов этнографических исследований.»[11,76].
Глава 2. Женщина и ее роль в истории
2.1.Женщина - воин
История войн с пристальным
внимание изучается отечественными и зарубежными историками: объектом их
изучения становятся детали сражений, обмундирование, маневры войск в той или
иной кампании, вооружение и т. п. Однако по неизвестной причине вне поля
зрения исследователей остаются женщины. Хотя всем известно, что война всегда
была так или иначе связана с женщинами, оставаясь, разумеется, «любимым мужским
занятием».
Так, историк Кнышев В. И.
пишет, что во французской армии, как в любой другой, женщины составляли ее
неотъемлемую часть. Их можно довольно легко классифицировать на четыре
устойчивые группы: проститутки, маркитантки, женщины-солдаты и любовницы,
последовавшие за своими возлюбленными на войну. Самой многочисленной,
разумеется, являлась первая[6,62]. Ниже речь пойдет о второй и третьей
категориях.
В истории Франции имеется
довольно много примеров, когда женщина оказывалась в боевых порядках армии не
только как проститутка либо любовница, но и как солдат, т. е. с оружием в
руках. Достаточно вспомнить Жанну д'Арк — один из самых ярких примеров в
истории Франции
Женщины брались за оружие и
вставали в ряды «защитников свободы». Не случайно на одной гравюре периода
революционных войн, где изображена женщина с пикой, стоят следующие слова:
«Мы также научимся сражаться и умирать, как и мужчины, и докажем, что умеем
обращаться не только с веретеном и иголкой. О Беллона! Спутница Марса (Беллона,
богиня войны — сестра или кормилица бога войны Марса.) Неужели твой пример не
вдохновит женщин, чтобы идти в бой вместе с мужчинами? Богиня силы и
храбрости! Ты не будешь краснеть за француженок»[6,74].
Вербуясь в рекруты, они
забывали о своей принадлежности к слабому полу, с удовольствием «превращаясь» в
мужчин. Солдатский мундир не был простой игрой в переодевание:
француженки-солдаты верили, что только в нем они смогут стать мужчинами. И
старались от них не отставать, забывая истинно женские пристрастия и особый
склад, заложенный в них природой. Они до такой степени сливались с
мужчинами-солдатами, что в общей солдатской массе их было трудно отличить.
Одной из самых известных
женщин-солдат наполеоновской эпохи во Франции, достойных сравнения с Надеждой
Дуровой по известности в нашей стране, бесспорно, является Мария-Тереза Фигёр
по прозвищу «мадам Сан-Жен» (мадам Бесцеремонность). В 1893г. французский
драматург Э. Моро написал пьесу под названием «Мадам Сан-Жен»[6,70], где в
качестве главного героя фигурировала Фигёр. Поскольку тогда еще Марию-Терезу
знали немногие, другой драматург, В. Сарду, предложил Моро заменить его героиню
маршальшей Лефевр, мадам Данцигской, супругой одного из известных маршалов
Наполеона.
Другая известная во Франции
женщина-солдат, о которой упоминает Кнышев В, — бельгийка из Гента Мария-Жанна
Шеллинк — сделала настоящую военную карьеру. Она с детства познала нужду и
нищету. Отец у Марии-Жанны умер рано, мать практически не заботилась о дочери,
а дядя, который обращался с ней как с родной дочерью и работал трактирщиком,
лишился работы. В итоге мать отправила дочь в проститутки; вскоре Марию-Жанну
арестовали и посадили в тюрьму. После того, как ее выпустили на свободу, она
вышла замуж. Когда республике потребовались защитники, супруг Марии-Жанны ушел
в армию. Как и другие женщины-солдаты, она выдала себя за мужчину и пошла вслед
за мужем в армию. В апреле 1802 г. она поступила на службу во 2-й бельгийский
батальон волонтеров и уволилась из армии в июне 1808 г. в звании младшего лейтенанта,
с крестом шевалье ордена Почетного легиона и хорошей пенсией. Крест вручал ей
лично император, не преминув отметить заслуги Марии-Жанны, обратившись к своим
офицерам: «Господа! Склоните головы перед этой храброй женщиной!» Всего
Мария-Жанна Шеллинк прослужила почти 30 лет, из которых приняла участие в 12
кампаниях. О ее храбрости говорилось в приказе по армии после боя при Арколе. В
битве при Жемаппе она получила шесть сабельных ударов, при Аустерлице — огнестрельное
ранение в левое бедро и последнее ранение — при Йене. За несколько дней до
празднования своей 83-й годовщины, в сентябре 1840 г., смелая женщина
скончалась.
Виржиния Гескьер, как и
другие женщины-солдаты, записалась в армию как мужчина, скрыв свою
принадлежность к слабому полу. Благодаря системе конскрипции, при которой был
развит институт замещающих (т. е. когда за собственный счет вместо себя можно
было отправить в армию постороннего человека), в 1806 г. Гескьер одела синий
солдатский мундир 27-го линейного полка вместо родного брата, который по
состоянию здоровья не мог перенести трудности и тяготы армейской службы.
(Больше Виржиния никогда не увидит брата — он скончался до ее возвращения
домой). Вместе со своим полком 2 мая 1808 г., около Лиссабона, Виржиния приняла
участие в одной стычке, где доказала свою храбрость: спасла жизнь своему полковнику
и захватила в плен двух английских офицеров, ранив одного из них штыком в плечо
(она доставила пленников в лагерь, привязав их к хвосту своей лошади). После
столь самоотверженного поступка Гескьер получила сержантские нашивки и обладая
приятной внешностью получила прозвище «Милый сержант». На этом ее подвиги не
закончились: Виржиния участвовала в Австрийской кампании 1809 г. и в
знаменитом сражении при Ваграме (5—6 июля). И ни один человек не распознал в
ней женщину, хотя в 1808 г. она лечилась в госпитале от штыкового ранения в
левый бок. Тайна Гескьер оказалась раскрытой только в начале 1812г., когда она
снова попала в госпиталь. После того, как Виржинию «признали женщиной», ее
военная карьера закончилась: в том же году ее наградили орденом Почетного
легиона и уволили со службы. Во Франции она приобрела большую популярность. В
ее честь даже сочинили песенку из 13 куплетов. Гескьер прожила долгую жизнь:
она увидела падение Первой империи, Сто дней, две Реставрации, две революции
(1830 и 1848 гг.) и скончалась в 1855 г., когда Францией правил Наполеон III.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|