Не снимавшая сорок лет
черного, вдова решила отправиться на встречу с мужем именно в белом. Королеве
очень хотелось умереть не в Виндзорском замке, а там, где витали тени прошлого.
Впрочем, так она и сделала. Ее сердце остановилось 22 января 1901 года. Ей шел
тогда 82-й год.
Англичане восприняли ее
смерть как конец света. Невозможно было поверить в то, что их королева может
умереть, как всякий обычный человек. Похоже, ее подданные успели привыкнуть к
мысли, что она вечна. Даже самые ядовитые критики не смели отрицать того, что
бесконечные десятилетия ее правления сплотили нацию, превратили страну в
империю и двинули ее вперед. Англичанам королева «оставляла добротное
наследство, и это было лучшей агитацией за монархию». Она нравилась Англии. И
это было главным.
Время правления Королевы
Виктории впоследствии названа викторианской эпохой(1837- 1901-), эпохой
формирования британской демократии, гражданского общества. Виктория оставила
преемникам устойчивый трон, а викторианская эпоха стала синонимом расцвета
конституционной монархии.
2.4.Женщина – ученый
Ни одна женщина – ученый не
пользовалась такой популярностью, как Мария Кюри. Ей было присуждено десять
премий и шестнадцать медалей. М.Кюри была избрана почетным членом ста шести
научных учреждений , академий и научных обществ.
Мария Кюри — знаменитый физик
и химик — вместе со своим мужем Пьером Кюри положила начало новой эре в
истории человечества — эре изучения и использования атомной энергии.
Мария Кюри — первая женщина дважды лауреат
Нобелевской премии — высшей международной почести, которой отмечается труд
ученых. Таких наград не удостаивался до нее ни один ученый в мире. Мария Кюри
была избрана почетным членом ста шести различных научных учреждений, академий
и научных обществ.
В конце XIX века большой популярностью пользовалась книга французского историка
науки Г. Тиссандье «Мученики науки», русский перевод 1880 года. С полным правом
к современным мученикам науки можно отнести и Мари Кюри.
4 июля 1934 - скончалась Мария Склодовская-Кюри,
единственная женщина-физик - дважды лауреат Нобелевской премии,
человек-легенда, остающийся и по сей день уникальным примером в истории мировой
науки.Мария Склодовская родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве, в семье
преподавателей. Юная Мария блестяще училась в школе и уже тогда стала проявлять
большой интерес к научным исследованиям. Сам Дмитрий Иванович Менделеев
(который был знаком с отцом Марии) однажды увидев девочку за работой в в
химической лаборатории ее двоюродного брата, предсказал ей великое будущее в
том случае, если она продолжит заниматься химией.Но на пути к осуществлению
своей мечты Мария встретила сразу два препятствия - не только бедность ее
семьи, но и запрет женщинам быть студентками Варшавского университета. Но это
не смогло остановить целеустремленную девушку. Был разработан и выполнен следующий
план - Мария в течение пяти лет работала гувернанткой на родине, в Польше,
чтобы дать возможность своей сестре окончить медицинский институт, после чего
та, в свою очередь, взяла на себя расходы на высшее образование Марии.Став
врачом, сестра Марии пригласила ее к себе в Париж и в 1891 г. Мария поступила
на факультет естественных наук Парижского университета (Сорбонны). В 1893 г.,
закончив курс первой, Мари (как она стала себя называть) получила степень
лиценциата по физике, а через год стала еще и лиценциатом по математике.В 1894
г. Мари встретила Пьера Кюри, который был тогда руководителем лаборатории при
Муниципальной школе промышленной физики и химии. Общие научные интересы,
послужившие первой ступенькой для сближения, недолго оставались единственной
точкой соприкосновения - очень скоро молодые люди полюбили друг друга, и через
год Мари и Пьер вступили в брак. Их дочь Ирен (Ирен Жолио-Кюри) родилась в
сентябре 1897 г.В 1896 г. Анри Беккерель обнаружил, что урановые соединения
испускают глубоко проникающее излучение. Заинтересовавшись этим явлением
(которое она впоследствии назвала радиоактивностью) Мари Кюри решила заняться
его изучением и, прежде всего, попыталась установить, существуют ли другие
вещества, кроме соединений урана, которые испускают открытые Беккерелем лучи. В
процессе работы Мари пришла к выводу о том, что из известных элементов
радиоактивны только уран, торий и их соединения. Однако вскоре Мари Кюри
поняла, что урановая руда, известная как урановой смоляной обманки, испускает
более сильное излучение Беккереля, чем соединения урана и тория, и, по крайней
мере, в четыре раза более сильное, чем чистый уран. Это дало основание сделать
предположение, что в урановой смоляной обманке содержится еще не открытый и
сильно радиоактивный элемент. Весной 1898 г. она сообщила о своей гипотезе и о
результатах экспериментов Французской академии наук, а затем супруги Кюри
попытались выделить новый элемент.В июле и декабре 1898 г. Мари и Пьер Кюри
объявили об открытии двух новых радиоактивных элементов, которые они назвали
полонием (в честь Польши - родины Мари) и радием.Но так как Кюри не выделили ни
один из этих элементов, они не могли представить химикам решающего
доказательства их существования. И супруги Кюри приступили к весьма нелегкой
задаче экстрагированию двух новых элементов из урановой смоляной обманки, для
чего им необходимо было переработать огромные количества руды, что они и делали
в течение последующих четырех лет в не слишком подходящих для этой задачи и
весьма вредных для здоровья условиях.В сентябре 1902 г. супруги Кюри объявили,
что им удалось выделить одну десятую грамма хлорида радия из нескольких тонн
урановой смоляной обманки (полоний выделить не удалось, поскольку он оказался
продуктом распада радия). Было установлено, что атомная масса радия равна 225.
Признание и награды не заставили себя долго ждать - в июне 1903 года Мари
представила в Сорбоне свою докторскую диссертацию, которая называлась
"Исследования радиоактивных веществ" ("Researcher on Radiactive
Substances"), а в декабре этого же года Шведская королевская академия наук
присудила Нобелевскую премию по физике Беккерелю и супругам Кюри. Мари Кюри
стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии.Не только супруги Кюри
занимались изучением радиоактивности. В 1903 г. Эрнест Резерфорд и Фредерик
Содди выдвинули теорию возникновения радиоактивного излучения при распаде
атомных ядер. Они предположили, что при распаде радиоактивные ядра претерпевают
трансмутацию превращение в ядра других элементов. В 1906 г. Мари Кюри согласилась
принять теорию Резерфорда-Содди как наиболее правдоподобное объяснение
радиоактивности, хотя сделала это не без колебаний : поскольку распад урана,
тория и радия происходит настолько медленно, что в своих экспериментах ей не
приходилось его наблюдать. Именно Мари Кюри ввела термины радиоактивный распад
и трансмутация.И супруги Кюри, и Анри Беккерель отметили действие радия на
человеческий организм (они получили ожоги, прежде чем поняли опасность
обращения с радиоактивными веществами) и высказали предположение, что радий
может быть использован для лечения опухолей. Терапевтическое значение радия
было признано почти сразу, и цены на радиевые источники резко поднялись. Однако
Кюри отказались патентовать экстракционный процесс и использовать результаты своих
исследований в любых коммерческих целях. По их мнению, извлечение коммерческих
выгод не соответствовало духу науки, идее свободного доступа к знанию. В
октябре 1904 г. Пьер был назначен профессором физики в Сорбонне, а месяц спустя
Мари стала официально именоваться заведующей его лабораторией. В декабре у них
родилась вторая дочь, Ева, которая впоследствии стала концертирующей пианисткой
и биографом своей матери. Но относительное лблагополучие длилось недолго - в
апреле 1906 г. Пьер Кюри погиб в уличной катастрофе. Остается лишь удивляться,
как смогла Мари найти в себе силы продолжать их общее дело. В мае 1906 г.
факультетский совет Сорбонны назначил ее на кафедру физики, которую прежде
возглавлял ее муж. Мари стала первой женщиной преподавателем Сорбонны.
Что касается научных исследований, то Мари Кюри
сосредоточила свои усилия на выделении чистого металлического. В 1910 г. ей
наконец удалось (в сотрудничестве с Андре Дебирном) получить это вещество и тем
самым завершить цикл исследований, начатый 12 лет назад и раз и навсегда
доказать, что радий является химическим элементом.
Мировая научная общественность высоко оценила заслуги
Мари. Помимо двух Нобелевских премий, она была удостоена медали Вертело
Французской академии наук (1902), медали Дэви Лондонского королевского общества
(1903) и медали Эллиота Крессона Франклиновского института (1909). Она была
членом 85 научных обществ всего мира, в том числе Французской медицинской
академии, получила 20 почетных степеней. С 1911 г. и до смерти Кюри принимала
участие в Сольвеевских конгрессах по физике, в течение 12 лет была сотрудником
Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций. Но
вследствие многолетней работы с радием ее здоровье стало заметно ухудшаться.
Мари Кюри скончалась от лейкемии в небольшой больнице местечка Санселлемоз во
французских Альпах.
Мари Кюри - талантливейший, гениальный ученый,
самоотверженный, мужественный исследователь, и одновременно с этим - нежная и
любящая женщина, которая всегда оставалась открытой радости и красоте. Поэтому
закончить этот короткий рассказ об одном из самых удивительных ученых-физиков
двадцатого века хочется словами самой Мари из ее дневника, который она стала
вести после смерти Пьера, словами, обращенными к нему, приоткрывающими, на мой
взгляд, еще одну грань души этой необыкновенной женщины:"Я хотела тебе
сказать, что альпийский ракитник в цвету, и глицинии, и боярышник, и ирисы тоже
начинают цвести... Тебе бы все это очень понравилось..."
Хотелось бы отметить следующее. Мария
Кюри пережила своего мужа на двадцать восемь лет, и за это время в
значительной степени ее трудами учение о радиоактивности выросло в новую
отрасль физики и химии. Благодаря ее организаторской деятельности
радиоактивность нашла широкое применение в медицине, в первую очередь в лечении
рака. Чрезвычайный интерес и уважение к двум поколениям Кюри-ученых объясняется
еще и их высокими моральными качествами. Пьер и Мария могут считаться примером
того бескорыстного служения науке, той беззаветной преданности своему призванию,
о котором писал наш великий физиолог академик И. П. Павлов в своем письме к
советской молодежи. Эта преданность науке привела к тому, что жизнь обоих
поколений Кюри была в прямом смысле принесена ей в жертву. Мария Кюри, ее дочь
Ирен и зять Фредерик Жолио-Кюри умерли от лучевой болезни, возникшей в
результате многолетней работы с радиоактивными веществами.
2.5.Женщина
- актриса
В октябре 1844 года у красавицы еврейки голландского
происхождения Юдифи Харт родилась девочка, нареченная Генриеттой Розин. А так
как молодая мать пользовалась репутацией содержанки, то никого не удивило, что
появившийся на свет ребенок был незаконнорожденным. Спустя несколько месяцев
крошка выпала из высокого детского стульчика, угодив при этом прямо на угли
горящего камина. Несчастную тут же запихнули в большое ведро с только что
надоенным молоком, а потом долго оборачивали масляными компрессами.
Впоследствии актриса рассказывала об этом жутком происшествии с ледяным
спокойствием сверхъестественного существа, застрахованного от всех напастей
«Ничего, никаких следов, если не считать чересчур розовой кожи». По всей
вероятности, она уже родилась с умением держать удар, чтобы ни было.
Ее отдали в пансион мадам Фрассар, а потом перевели в
другой при монастыре Гран Шан в Версале. Одной из причин этого решения был и
дерзкий нрав девочки, а потому родные решили, что монахиням будет гораздо легче
справиться с ее непростым характером. Но и здесь все попытки привить девочке
хорошие манеры и интерес к учению были тщетными.
Четыре раза воспитанницу выгоняли из пансиона за
поступки, которые считались неискупимыми прегрешениями. И... те же 4 раза
принимали обратно, не умея устоять перед просьбами, раскаянием и тем
обезоруживающим очарованием, которым эта сорвиголова была одарена от природы.
Вряд ли благочестивые сестры могли даже предположить, что они явились жертвами
тех чар, которые со временем будут околдовывать всю пришедшую на ее спектакли
публику как в Европе, так и в Америке. Хотя, судя по записям монахинь по поводу
своих подопечных, этой девочке не был предназначен обычный земной путь, а
потому она будет или «ярким светилом благочестия, или одним из краеугольных
камней соблазна и ужаснейшей грешницей».
Но однажды это Божье наказание — худшая из всех в
прилежании и поведении, бросилась спасать тонувшую в пруду подругу.
Надо сказать, что ничто так не грело Генриетту, как
мысль о ее избранности, да еще подтвержденная другими! И она решила остаться в
монастыре. Навсегда. Но вот у матери относительно ее будущего были совсем
другие планы. На пожизненную ренту жить было не слишком весело, а потому она
решила, что девочке нужна профессия и желательно хлебная. На семейный совет был
призван очень-очень близкий друг Юдифи Карл Огюст де Морни, сводный брат
Наполеона III, бывший тогда весьма влиятельным лицом в государстве и большим
ценителем женской красоты. В угловатой и нескладной девочке-подростке он
явственно увидел будущую обладательницу совершенно особого типа красоты.
Мужчины будут добиваться ее с риском для жизни. А значит, пусть идет на сцену,
например в Консерваторию.
На экзамене 16-летняя претендентка читала басню «Два
голубя». И вскоре ей было объявлено, что она принята — видимо, желания такого
покровителя, как де Морни, исполнялись там свято. А спустя два года птица
счастья, вероятно, подосланная тем же доброжелателем, принесла ей плотный
конверт с фирменным клеймом «Комеди Франсез». Она даже ущипнула себя, чтобы
убедиться в том, что это не сон. Ее приглашают в самый знаменитый и старейший мольеровский
театр! Назавтра она уже подписывала трясущейся от волнения рукой контракт. В
августе 1862 года новенькая отправилась на первую в жизни репетицию. Ей дали
роль в «Ифигении в Авлиде» Расина. 1 сентября того же года протеже герцога де
Морни стояла у здания «Комеди Франсез», где висела большая афиша «Дебют
мадемуазель Сары Бернар». И с тех пор это сценическое имя вошло в историю.
...Она ждала своего выхода и тряслась так, что стучали
зубы. Было ясно, что от страха голос станет глуше — напасть, с которой было
столько борьбы, и если ей не удастся взять себя в руки, провал будет неминуем.
Наутро газета писала «Мадемуазель Бернар,
дебютировавшая вчера в «Ифигении», — высокая, стройная девушка приятной
наружности, особенно красива у нее верхняя часть лица. Держится она хорошо и
обладает безупречной дикцией. Это все, что можно сказать о ней в настоящий
момент»[9,71]. И все же Сара продолжала играть, но ровно до тех пор, пока не
грянул скандал. Восемнадцатилетняя начинающая актриса в ответ на обиду,
насененную ее младшей сестре Рашели, дала звонкую пощечину именитой театральной
приме. Старание директора уладить конфликт и заставить новенькую признать себя
виновной успехов не принесло. Ее упорство закончилось тем, что после года
работы контракт был разорван и ей пришлось уйти из театра.
Родственники пришли в шок, но Сара и не думала
унывать, пойдя дорогой проб, ошибок, а в общем — перемен. Играла в театре
«Жимназ», где провалилась в роли русской принцессы и даже подумывала покончить
жизнь самоубийством. Но у таких жизнелюбивых натур после минут презренной
слабости обычно наступает прилив энергии. И Сара поспешила взять реванш, удрав
от неприятностей в Испанию, где ей довелось встретиться с бельгийским принцем
Анри де Линем, который настолько влюбился, что был готов жениться, но при
условии ее отказа от сцены. Однако родня принца пришла в ужас от перспективы
породниться с неудавшейся актрисой да к тому же еврейкой. В результате ей
пришлось отказаться от возлюбленного. А 22 декабря 1864 года у Сары родился
сын, позволивший ей найти утешение в материнстве.
Сын Морис всегда был ее самой большой любовью. И, к
счастью, эта любовь была взаимной.
Неутолимая жажда играть уже не вызывала сомнений в
правильности выбранного пути. В «Одеоне» Бернар играла с 1867 по 1872 год. Роль
королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго открыла еще одну сторону ее дарования. Она
играла женщину, не ведавшую любви, — меланхоличную, мрачную и несчастную. Но
стоило искренней страсти лишь коснуться ее замороженного сердца, как произошло
чудесное превращение. За шумихой, поднятой по поводу внезапного возвращения
Бернар после «испанских гастролей», мало кто успел заметить ее артистическое и
женское совершенство. Драматический роман с принцем, материнство, неутолимое
желание во что бы то ни стало утвердиться на сцене — все это позволяло Бернар
внести в свою игру новые краски и нюансы. Она придумывала десятки уловок,
заставлявших зрителей заворожено следить за каждым ее шагом. Роза, приколотая к
корсажу в первом действии, к четвертому облетала. Этот маленький трюк был
изящен и крайне красноречив для тонких душ. В Консерватории Сару ругали за то,
что она поворачивается к зрителю спиной, и она «научила» свою спину быть
выразительнее иных монологов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|