Ответы по ГОСам налоги и налогобложение
1.               
Необходимость,
сущность и функции финансов 
Финансы- одна из важнейших экон-их
категорий, отражаемая экон-ие отношения в процессе создания и использования
ден-ых средств. 
Необходимость
финансов
обусловлена наличием гос-ва, тов-денежным характером произв-ва, действием
экономических законов. Необходимость выражается: - без финансов не может
существовать ни одно гос-во, т к  они позволяют концентрировать в руках гос-ва
денежные средства и использовать их для выполнения возложенных функций; -
Финансы – главный элемент общественного воспроизв-ва, они необходимы всем
уровням системы гос управления, подразделениям экономики; - без финансов
невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов. 
Сущность
финансов  проявляется
в их функциях: 
1.                 
Распределительная: связана с распределением ВВП
и нац. дохода.Фин отношения возникают на стадиях распределения и
перераспределения нац. дохода. Первичное распределение осуществляется по месту
создания нац. дохода (в сфере матер-ого произв-ва). В результате распределения
не образуются общественные денежные фонды для развития экономики страны,
обеспечение обороны…., т е нужно перераспределение, связанное с наличием
непроизводственной сферы.  Объект распределительной функции – ст-сть ВВП
и нац. богатства. Субъект – физ. и юр. лица, являющиеся участниками
воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды
целевого назначения. 
2.                 
Контрольная: источником ее реализации
является финансовая информация (фин. показатели, имеющиеся в БУ, стат.отч-ти)
Главная задача- наиболее рациональное использование централизованных и
децентрализованных фондов ден.средств для повышения эффективности общественного
производства. 
Контроль
рублем (как функция финансов) – контроль реального денежного оборота. 
Финансы имеют свои специфические
признаки, которые позволяют отделять их от других экономических отношений. 
1-ый
обязательный  признак финансов состоит в том, что  финансы ограниченно связаны с
функционированием денег и проявляют свою сущность через стоимостные отношения.  
2-ым
специфическим признаком финансов является их распределительный характер, т.е. связь
со стоимостным распределением  и перераспределением валового внутреннего
продукта. 
3-ий признак. В отличие от других
стоимостных распределительных категорий финансы всегда связаны с формированием
и использованием конечных результатов, т.е. доходов и накоплений, и созданием
на этой основе денежных фондов различного целевого назначения.  
 
2. Финансовая
система РФ, её состав и характеристика основных    показателей 
 
Фин. система
РФ –
совокупность фин.инструментов или различных звеньев фин-экон. отношений, каждый
из которых характеризуется особенностями формирования, распределения и
использования  фондов ден.средств, различной ролью в общественном
воспроизводстве. 
Состав финансовой
системы: 
Финансы организаций 
         1.1 Финансы
организаций материального производства 
В финансовой
системе любого государства ведущее место принадлежит финансам предприятий и
отраслей материального производства. Это определяется тем, что в материальном
производстве создаются источники финансовых ресурсов, необходимые для
формирования денежных фондов всех других подразделений финансовой системы. От
состояния финансов производственной сферы зависит прочность, устойчивость и
надежность всей финансовой системы в целом. 
 
1.2. Финансы
непроизводственной сферы 
Финансы
предприятий и отраслей непроизводственной сферы имеют свою специфику. Они
связаны: 
·            
с
перераспределением и использованием ВОП; 
·            
с формированием
и использованием в преобладающей мере фондов потребления; 
·            
во многих
отраслях непроизводственной сферы основным источником формирования денежных
фондов являются бюджетные ассигнования. 
3.     
Общегосударственные
финансы (бюджеты всех уровней власти, государственные внебюджетные фонды) 
Общегосударственные
финансы являются стержнем финансовой системы и занимают в ней центральное
место. Через них осуществляется связь между всеми другими подразделениями
финансовой системы. У одних подразделений эта связь проявляется по линии
получения средств (бюджетных ассигнований), у других - по линии платежей и
взносов, у третьих и то и то. 
Специфика
общегосударственных финансов как подразделения финансовой системы в том, что
они не связаны ни с созданием ВВП, ни с его потреблением, а являются чисто
распределительным  механизмом. С их помощью осуществляется связь между
финансами производственной и непроизводственной  сфер. Через
общегосударственные финансы распределяется не менее 1/3 ВВП.  
 
3.Финансы
населения (финансы домашних хозяйств) 
Источниками
формирования денежных фондов населения являются: 
·            
доходы от
предпринимательской деятельности, в том числе от продажи имущества; 
·            
заработная
плата наемных работников; 
·            
социальные
выплаты (пособия, пенсии и т.д.); 
·            
средства
мобилизуемые на финансовом рынке (% по вкладам, доходы от операций с ценными
бумагами и т.д.). 
 
4.                 
Управление
финансами, его задачи, элементы. Финансовый      аппарат: структура и функции 
Эффективное
управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по
удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации
фин.рес-ов гос-ом и муниципалитетом.  
Цель
управления финансами - нахождение и поддержание оптимального финансового
состояния народного хозяйства и его подразделений. 
Элементы
управления: 
1) фин.
планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых
процессов в соответствии с программой соц-экон.развития на планир-ый период;  
2)фин.
прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин.рес-ов
для определения предпочтительных вар-ов фин.обеспечения деят-ти субъектов
хоз-ния, органов гос.власти;  
3)оперативное
управление – процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение
максимального эф-та при минимальных затр-ах, на основе анализа текущ. Фин.
ситуации и перераспределения фин.рес-ов; 
4)фин.контроль
– это совокупность действий и операций, осущ-ых спец.уполномоченными органами с
целью контроля за соблюдением органами хозяйствования, гос.органами, МСУ норм
права в процессе образования, распределения и расходования фин.рес-ов  для
своевременного получения информации о ходе реализации принятых управленческих
фин.решений. 
Общее
управление
финансами и финансовой системы осуществляют высшие органы исполнительной и
законодательной власти (Правительство РФ, Федеральное Собрание). В их ведении
находится финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, денежная
эмиссия, основы ценовой политики, сфера государственного регулирования цен,
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. 
Оперативное
управление
финансами осуществляет финансовый аппарат, представляющий собой
совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление
финансами.  
Наиболее важную
роль в составе финансового аппарата РФ выполняет Министерство финансов и
подведомственные ему федеральные службы: Федеральная налоговая служба,
Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба страхового надзора,
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство. 
5.                 
Внебюджетные
фонды, необходимость их формирования,            классификация. Состав доходов
и расходов соц- ых ГВФ 
Главная
причина  создания ГВФ- необходимость выделения важных для общества расходов и
обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании ГВФ
принимает фед. собрание РФ, гос. правительственные органы субъектов фед-ции и
МСУ. ГВФ имеют строго целевое назначение. 
ГВФ – фонд ден.средств,
образуемый вне фед.бюджета и бюджетов субъектов РФ, для осуществления
обязательного соц.страхования (реализация прав граждан на пенсионное
обеспечение, соц.страхование), соц обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья, мед. помощь. 
В настоящее
время в РФ действуют ГВФ: -пенсионный фонд РФ ( создан для управления
финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным фин-кред.
Учреждением, осуществляемым свою деятельность в соответствии с
законодательством РФ), - фонд соц.страхования (централизованный фонд
денежных ресурсов общественного значения, распределяемый как в территориальном,
так и отраслевом. Средства идут на выплату различных пособий, финансир-ие
санот-курортного обслуживания) , - фонд ОМС (самостоятельное некоммерческое
фин-кред. учреждение, средства которого расходуются на финансирование целевых
программ в рамках ОМС, осуществление контроля за использованием средств фонда
ОМС) . 
 Доходы ГВФ:
соц. целевые Н и С, установленные для соответствующего фонда; отчисления от
прибыли пп; средства бюджета; прибыль от некоммерческой деятельности; займы,
получаемые фондом у ЦБ РФ или коммерч.банков. 
Расходы ГВФ:  гос.пенсии по возрасту,
инвалидности, за выслугу лет; компенсации пенсионерам; мат.помощь инвалидам,
пособие детям; выплата различных пособий; финансирование ОМС, производимого
страховыми мед.организациями; фин-кред. деятельность по обеспечению системы
ОМС. 
 
6.                 
Бюджетная
система РФ, ее состав и принципы построении 
БС РФ – это основанная на экон.
отношениях и гос. устройстве РФ регламентируемая нормами права  сов-сть
фед.бюджета, бюд-ов субъектов, местных бюджетов и Гос-ых Внебюджетных Фондов
(ГВФ). 
Состав: 1. ФБ РФ и бюджеты ГВФ ; 2.
Бюджеты субъектов РФ и террит-ых ГВФ; 3. Местные бюджеты. 
ФБ РФ – главный распорядитель
средств гос-ва. 
ГВФ – фонд ден.средств, образуемый
вне ФБ РФ, бюд-та субъектов РФ, для осуществления ОМС, ФСС., пенсионного
обеспечения граждан. 
Бюджеты
субъектов –
фин.база соц-экон. развития регионов и выполнение функции распределения фин.
рес-ов м/у местными бюджетами данного региона. 
Местные
бюджеты –
один из главных каналов доведения до населения конечных результатов
производства. 
Принципы
построения БС РФ: 
1.                
Единство
БС РФ – единство бюд. зак-ва РФ, принципы организации и функц-ия БС РФ, форм
бюдж. документации и отчетности, санкций за нарушение. 
2.                
Самостоятельность
бюджетов  
3.                
Сбалансированность
бюджетов. 
4.                
Принцип
гласности. 
5.                
Разграничение
доходов и расходов м/у бюджетами различных уровней. 
6.                
Равенство
бюджетных прав субъектов РФ, мун.образований 
7.                
Полнота
отражения доходов и расходов, бюджетов ГВФ. 
8.                
Эффективность
и экономичность использования бюдж. средств. 
9.                
Общего
(совокупного) покрытия расходов. 
10.           
Достоверность
бюджета. 
11.           
Адрес и
целевой характер бюджетных средств. 
7.                 
Доходы
различных звеньев БС, их сущность и    классификация 
Доходы БС РФ –
это ден.
средства, поступающие в безвозвратном и в безвозмездном порядке, в соответствии
с законодательством РФ, субъектом РФ и органам МСУ.  
В соответствии с
бюджетным кодексом доходы всех бюджетов формируются за счет: 
1.                
Налоговых
доходов, представляющие собой предусмотренные налоговым законодательством РФ
налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с взиманием налогов.  
2.                
Неналоговые
доходы. 
3.                
Межбюджетные
трансферты 
В настоящее время
(с 2005 г.) все доходы поступающие в бюдж. систему БК РФ четко разграничены по
ее уровням. 
Источники
бюджетных доходов:  ВВП, нац.доход, ВВП других стран.  
Классификация
доходов: 
1.                
В
зависимости от уровня управления: -доходы ФБ, - доходы бюджетов субъектов, - доходы местных
бюджетов. 
2.                
По
методам мобилизации: - налоги, - займы,- эмиссионный доход. 
3.                
По
фин. содержанию: -налоговые (предусмотренные налоговым законодательством Н иС + штрафы,
пени, связанные с взиманием Н), - неналоговые (доходы от использования
имущества, находящегося в гос собственности, доход от продажи имущества,
находящегося в гос и муниц. собственности, доходы от платных услуг) 
4.                
По
признаку распределения м/у звеньями БС: - собственные, - регулирующие. 
5.                
По
экономическому содержанию: - текущие, - капитальные (доходы от основных фондов, доходы
гос. заказов и резервов от продажи земли). 
 
6.    
Бюджетный
процесс в РФ, его стадии и органы, ответственные за них 
 
Бюджетный
процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного
процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов
ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за
их исполнением. 
Бюджетный
процесс состоит из нескольких стадий:  
1. Составление проекта бюджета, начинается не позднее, чем
за 10 месяцев до начала очередного финансового года. 
2.
Рассмотрение и утверждение бюджета: Правительство РФ вносит проект бюджета в
Государственную Думу (не позднее 24 часов 26 августа), которая рассматривает
проект в 4 чтениях, одновременно предоставляет Президенту. Рассмотрение в
первом чтении 30 дней, предмет рассмотрения – основные характеристики бюджета;
во втором чтении 15 дней, предмет рассмотрения – объем ФФПР и расходы
федерального бюджета по разделам функциональной классификации; в третьем чтении
25 дней, предмет рассмотрения – детализация расходов, целевые программы,
программы гос. заимствований и гарантий; в четвертом чтении 15 дней,
законопроект голосуется в целом. Затем в течение 5 дней передается в Совет
Федерации – (рассмотрение 14 дней, предмет - одобрение в целом), затем
направляется Президенту РФ, на одобрение, подписание и обнародование. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 
   
 |