Ответы по ГОСам налоги и налогобложение
1.
Необходимость,
сущность и функции финансов
Финансы- одна из важнейших экон-их
категорий, отражаемая экон-ие отношения в процессе создания и использования
ден-ых средств.
Необходимость
финансов
обусловлена наличием гос-ва, тов-денежным характером произв-ва, действием
экономических законов. Необходимость выражается: - без финансов не может
существовать ни одно гос-во, т к они позволяют концентрировать в руках гос-ва
денежные средства и использовать их для выполнения возложенных функций; -
Финансы – главный элемент общественного воспроизв-ва, они необходимы всем
уровням системы гос управления, подразделениям экономики; - без финансов
невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов.
Сущность
финансов проявляется
в их функциях:
1.
Распределительная: связана с распределением ВВП
и нац. дохода.Фин отношения возникают на стадиях распределения и
перераспределения нац. дохода. Первичное распределение осуществляется по месту
создания нац. дохода (в сфере матер-ого произв-ва). В результате распределения
не образуются общественные денежные фонды для развития экономики страны,
обеспечение обороны…., т е нужно перераспределение, связанное с наличием
непроизводственной сферы. Объект распределительной функции – ст-сть ВВП
и нац. богатства. Субъект – физ. и юр. лица, являющиеся участниками
воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды
целевого назначения.
2.
Контрольная: источником ее реализации
является финансовая информация (фин. показатели, имеющиеся в БУ, стат.отч-ти)
Главная задача- наиболее рациональное использование централизованных и
децентрализованных фондов ден.средств для повышения эффективности общественного
производства.
Контроль
рублем (как функция финансов) – контроль реального денежного оборота.
Финансы имеют свои специфические
признаки, которые позволяют отделять их от других экономических отношений.
1-ый
обязательный признак финансов состоит в том, что финансы ограниченно связаны с
функционированием денег и проявляют свою сущность через стоимостные отношения.
2-ым
специфическим признаком финансов является их распределительный характер, т.е. связь
со стоимостным распределением и перераспределением валового внутреннего
продукта.
3-ий признак. В отличие от других
стоимостных распределительных категорий финансы всегда связаны с формированием
и использованием конечных результатов, т.е. доходов и накоплений, и созданием
на этой основе денежных фондов различного целевого назначения.
2. Финансовая
система РФ, её состав и характеристика основных показателей
Фин. система
РФ –
совокупность фин.инструментов или различных звеньев фин-экон. отношений, каждый
из которых характеризуется особенностями формирования, распределения и
использования фондов ден.средств, различной ролью в общественном
воспроизводстве.
Состав финансовой
системы:
Финансы организаций
1.1 Финансы
организаций материального производства
В финансовой
системе любого государства ведущее место принадлежит финансам предприятий и
отраслей материального производства. Это определяется тем, что в материальном
производстве создаются источники финансовых ресурсов, необходимые для
формирования денежных фондов всех других подразделений финансовой системы. От
состояния финансов производственной сферы зависит прочность, устойчивость и
надежность всей финансовой системы в целом.
1.2. Финансы
непроизводственной сферы
Финансы
предприятий и отраслей непроизводственной сферы имеют свою специфику. Они
связаны:
·
с
перераспределением и использованием ВОП;
·
с формированием
и использованием в преобладающей мере фондов потребления;
·
во многих
отраслях непроизводственной сферы основным источником формирования денежных
фондов являются бюджетные ассигнования.
3.
Общегосударственные
финансы (бюджеты всех уровней власти, государственные внебюджетные фонды)
Общегосударственные
финансы являются стержнем финансовой системы и занимают в ней центральное
место. Через них осуществляется связь между всеми другими подразделениями
финансовой системы. У одних подразделений эта связь проявляется по линии
получения средств (бюджетных ассигнований), у других - по линии платежей и
взносов, у третьих и то и то.
Специфика
общегосударственных финансов как подразделения финансовой системы в том, что
они не связаны ни с созданием ВВП, ни с его потреблением, а являются чисто
распределительным механизмом. С их помощью осуществляется связь между
финансами производственной и непроизводственной сфер. Через
общегосударственные финансы распределяется не менее 1/3 ВВП.
3.Финансы
населения (финансы домашних хозяйств)
Источниками
формирования денежных фондов населения являются:
·
доходы от
предпринимательской деятельности, в том числе от продажи имущества;
·
заработная
плата наемных работников;
·
социальные
выплаты (пособия, пенсии и т.д.);
·
средства
мобилизуемые на финансовом рынке (% по вкладам, доходы от операций с ценными
бумагами и т.д.).
4.
Управление
финансами, его задачи, элементы. Финансовый аппарат: структура и функции
Эффективное
управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по
удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации
фин.рес-ов гос-ом и муниципалитетом.
Цель
управления финансами - нахождение и поддержание оптимального финансового
состояния народного хозяйства и его подразделений.
Элементы
управления:
1) фин.
планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых
процессов в соответствии с программой соц-экон.развития на планир-ый период;
2)фин.
прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин.рес-ов
для определения предпочтительных вар-ов фин.обеспечения деят-ти субъектов
хоз-ния, органов гос.власти;
3)оперативное
управление – процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение
максимального эф-та при минимальных затр-ах, на основе анализа текущ. Фин.
ситуации и перераспределения фин.рес-ов;
4)фин.контроль
– это совокупность действий и операций, осущ-ых спец.уполномоченными органами с
целью контроля за соблюдением органами хозяйствования, гос.органами, МСУ норм
права в процессе образования, распределения и расходования фин.рес-ов для
своевременного получения информации о ходе реализации принятых управленческих
фин.решений.
Общее
управление
финансами и финансовой системы осуществляют высшие органы исполнительной и
законодательной власти (Правительство РФ, Федеральное Собрание). В их ведении
находится финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, денежная
эмиссия, основы ценовой политики, сфера государственного регулирования цен,
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.
Оперативное
управление
финансами осуществляет финансовый аппарат, представляющий собой
совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление
финансами.
Наиболее важную
роль в составе финансового аппарата РФ выполняет Министерство финансов и
подведомственные ему федеральные службы: Федеральная налоговая служба,
Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба страхового надзора,
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.
5.
Внебюджетные
фонды, необходимость их формирования, классификация. Состав доходов
и расходов соц- ых ГВФ
Главная
причина создания ГВФ- необходимость выделения важных для общества расходов и
обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании ГВФ
принимает фед. собрание РФ, гос. правительственные органы субъектов фед-ции и
МСУ. ГВФ имеют строго целевое назначение.
ГВФ – фонд ден.средств,
образуемый вне фед.бюджета и бюджетов субъектов РФ, для осуществления
обязательного соц.страхования (реализация прав граждан на пенсионное
обеспечение, соц.страхование), соц обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья, мед. помощь.
В настоящее
время в РФ действуют ГВФ: -пенсионный фонд РФ ( создан для управления
финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным фин-кред.
Учреждением, осуществляемым свою деятельность в соответствии с
законодательством РФ), - фонд соц.страхования (централизованный фонд
денежных ресурсов общественного значения, распределяемый как в территориальном,
так и отраслевом. Средства идут на выплату различных пособий, финансир-ие
санот-курортного обслуживания) , - фонд ОМС (самостоятельное некоммерческое
фин-кред. учреждение, средства которого расходуются на финансирование целевых
программ в рамках ОМС, осуществление контроля за использованием средств фонда
ОМС) .
Доходы ГВФ:
соц. целевые Н и С, установленные для соответствующего фонда; отчисления от
прибыли пп; средства бюджета; прибыль от некоммерческой деятельности; займы,
получаемые фондом у ЦБ РФ или коммерч.банков.
Расходы ГВФ: гос.пенсии по возрасту,
инвалидности, за выслугу лет; компенсации пенсионерам; мат.помощь инвалидам,
пособие детям; выплата различных пособий; финансирование ОМС, производимого
страховыми мед.организациями; фин-кред. деятельность по обеспечению системы
ОМС.
6.
Бюджетная
система РФ, ее состав и принципы построении
БС РФ – это основанная на экон.
отношениях и гос. устройстве РФ регламентируемая нормами права сов-сть
фед.бюджета, бюд-ов субъектов, местных бюджетов и Гос-ых Внебюджетных Фондов
(ГВФ).
Состав: 1. ФБ РФ и бюджеты ГВФ ; 2.
Бюджеты субъектов РФ и террит-ых ГВФ; 3. Местные бюджеты.
ФБ РФ – главный распорядитель
средств гос-ва.
ГВФ – фонд ден.средств, образуемый
вне ФБ РФ, бюд-та субъектов РФ, для осуществления ОМС, ФСС., пенсионного
обеспечения граждан.
Бюджеты
субъектов –
фин.база соц-экон. развития регионов и выполнение функции распределения фин.
рес-ов м/у местными бюджетами данного региона.
Местные
бюджеты –
один из главных каналов доведения до населения конечных результатов
производства.
Принципы
построения БС РФ:
1.
Единство
БС РФ – единство бюд. зак-ва РФ, принципы организации и функц-ия БС РФ, форм
бюдж. документации и отчетности, санкций за нарушение.
2.
Самостоятельность
бюджетов
3.
Сбалансированность
бюджетов.
4.
Принцип
гласности.
5.
Разграничение
доходов и расходов м/у бюджетами различных уровней.
6.
Равенство
бюджетных прав субъектов РФ, мун.образований
7.
Полнота
отражения доходов и расходов, бюджетов ГВФ.
8.
Эффективность
и экономичность использования бюдж. средств.
9.
Общего
(совокупного) покрытия расходов.
10.
Достоверность
бюджета.
11.
Адрес и
целевой характер бюджетных средств.
7.
Доходы
различных звеньев БС, их сущность и классификация
Доходы БС РФ –
это ден.
средства, поступающие в безвозвратном и в безвозмездном порядке, в соответствии
с законодательством РФ, субъектом РФ и органам МСУ.
В соответствии с
бюджетным кодексом доходы всех бюджетов формируются за счет:
1.
Налоговых
доходов, представляющие собой предусмотренные налоговым законодательством РФ
налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с взиманием налогов.
2.
Неналоговые
доходы.
3.
Межбюджетные
трансферты
В настоящее время
(с 2005 г.) все доходы поступающие в бюдж. систему БК РФ четко разграничены по
ее уровням.
Источники
бюджетных доходов: ВВП, нац.доход, ВВП других стран.
Классификация
доходов:
1.
В
зависимости от уровня управления: -доходы ФБ, - доходы бюджетов субъектов, - доходы местных
бюджетов.
2.
По
методам мобилизации: - налоги, - займы,- эмиссионный доход.
3.
По
фин. содержанию: -налоговые (предусмотренные налоговым законодательством Н иС + штрафы,
пени, связанные с взиманием Н), - неналоговые (доходы от использования
имущества, находящегося в гос собственности, доход от продажи имущества,
находящегося в гос и муниц. собственности, доходы от платных услуг)
4.
По
признаку распределения м/у звеньями БС: - собственные, - регулирующие.
5.
По
экономическому содержанию: - текущие, - капитальные (доходы от основных фондов, доходы
гос. заказов и резервов от продажи земли).
6.
Бюджетный
процесс в РФ, его стадии и органы, ответственные за них
Бюджетный
процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного
процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов
ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за
их исполнением.
Бюджетный
процесс состоит из нескольких стадий:
1. Составление проекта бюджета, начинается не позднее, чем
за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
2.
Рассмотрение и утверждение бюджета: Правительство РФ вносит проект бюджета в
Государственную Думу (не позднее 24 часов 26 августа), которая рассматривает
проект в 4 чтениях, одновременно предоставляет Президенту. Рассмотрение в
первом чтении 30 дней, предмет рассмотрения – основные характеристики бюджета;
во втором чтении 15 дней, предмет рассмотрения – объем ФФПР и расходы
федерального бюджета по разделам функциональной классификации; в третьем чтении
25 дней, предмет рассмотрения – детализация расходов, целевые программы,
программы гос. заимствований и гарантий; в четвертом чтении 15 дней,
законопроект голосуется в целом. Затем в течение 5 дней передается в Совет
Федерации – (рассмотрение 14 дней, предмет - одобрение в целом), затем
направляется Президенту РФ, на одобрение, подписание и обнародование.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|