Согласно наставлению преп. Евфросинии, питаться можно не
раньше 12 часов дня и не позже 20 часов, но в обители во времени допускаются
отступления. Во время трапезы, по древней традиции, читаются духовные тексты
Евангелие, откровения Божией Матери, житие и откровения св. Серафима
Соловецкого, преп. Евфросинии, Жития Святых, описания подвига Новомучеников
Российских. Могут также проводиться и духовные беседы, просматриваться
видеозаписи духовного содержания, прослушиваться музыка. В обителях не принято
употреблять в пищу мясные продукты, иногда допускаются кисломолочные продукты,
сливочное масло. По словам монахов, мясные продукты отягощают и приземляют
души, но вообще их употребление не запрещено. Если ктото изза проблем со
здоровьем не может питаться как все, то есть возможность составления
индивидуального меню.
Точного распорядка постов в обителях также не существует,
каждый из насельников благословляется духовником на определённое количество
дней поста. После трапезы насельники обители снова идут на послушания.
Возвращаются они к вечерней трапезе или позже, начинается она обычно в 19 часов
(иногда в другое время, но никогда не позднее 20 часов). Пришедшие позже, как и
вернувшиеся в обитель после выполнения послушания, вкушают трапезу, им
оставленную, или вновь приготовленную. Какихлибо санкций за опоздание или
нарушение устава обители нет.
Одна из форм послушания благовeствование. Оно
осуществляется монахами, монахинями, священниками, отдельными мирянами в
общественных местах за пределами обители. Во время благовествования
рассказывается о живой вере, о духовном понимании Православия, о святых
подвижниках, о подвиге Новомучеников Российских, о явлениях и откровениях
Иисуса Христа и Божией Матери, особенно в XIXXXI вв., о путях
духовнонравственного возрождения святого Российского Отечества, об укреплении
семьи, здоровом и высоконравственном образе жизни,ведется работа против
употребления наркотиков, распущенности, также предлагается и литература,
изданная церковью.
Ночной отдых начинается в 24 часа, по благословению можно
отдыхать в другое время. Многие монахи используют часть ночного времени для
молитвы. Это может быть 1 час, иногда, наиболее преуспевающим в духовной жизни,
духовник даёт благословение молиться ночью в течение трёх часов.
Келии в обителях рассчитаны на двух человек. Комфортные
условия для сна нередко отвергаются, то есть не применяются пружинные матрацы,
но тёплые, мягкие одеяла, подушки и спальные мешки используются. В Гефсиманской
обители некоторые насельники спят на полу, постелив специальные матрацы,
спальные мешки; другие же отдыхают на деревянных кроватях; в Императорской
обители на самодельных деревянных кроватях, немного напоминающих кушетки в
поликлиниках или топчаны в воинских подразделениях.
В архитектуре и интерьерах некоторых келий Гефсиманской
обители отражена идея ухода от земного и стремления к небесному окна устроены
таким образом, что в них видно небо и могут быть видны верхушки деревьев.
Правда, это диктуется и архитектоникой мансардной части дома.
В
каждой обители, в наиболее тихом месте, удалённом от остальных зданий, имеется
скит, куда, по благословению настоятеля, может удаляться на несколько дней
монах, чувствующий потребность в уединённой молитве.
Главной
обителью церкви, её духовным центром является Гефсиманская обитель. Ее название
в настоящее время обитель Марии Небесной Доброты, она была переименована в
память бывшей насельницы этой обители матушки Марии, отошедшей в декабре 2003
года. В этой обители находится резиденция архиеп. Иоанна, где он проводит
семинары для священников и некоторых прихожан, встречается с посетителями,
зарубежными гостями, с учёными. Там же выполняются небольшие издательские
работы.
В алтаре катакомбного храма обители Марии Небесной
Доброты пребывает великая для церкви святыня мощи преп. старицы Евфросинии,
обретённые нетленными и мироточащими в 1998 году.
Здесь же следует отметить, что устройство храмов в трёх
подмосковных обителях разное. Только в обители Марии Небесной Доброты
(Гефсиманской) храм имеет алтарь, отделённый иконостасом. Вместо Царских врат в
нём катапетазма (тёмновишнёвый бархатный занавес). Святыней этой обители также
является мироточащая икона Божией Матери "Таинственная Роза". На этой
иконе Божия Матерь изображена с тремя розами это Её любимые цветы. Белая роза
символизирует Премудрость Божию, свет, чистоту; красная Божию Любовь, Силу,
Справедливость, Милосердие, Кровь Христа; золотая царственность. В руках Дева
Мария держит чётки. В храме присутствует также и статуя Божией Матери
"Таинственная Роза".
В этом храме обители можно увидеть иконы преп.
Евфросинии, св. Серафима Соловецкого, св. Иннокентия Балтского, свв. Царственных
Мучеников…, но есть иконы, которых нет в других обителях. К ним относится
икона, изображающая преображённую в Царстве Небесном св. Евфросинию. Она
представлена в образе небесной воительницы. В правой руке держит жезл
(кадуцей) символ Св. Духа, в левой меч, символизирующий меч духовный. В
нижних углах иконы изображение символов поверженной дьяволоцивилизации:
справа Содом, слева Сатаноград. Сверху иконы надпись "Святая солнечная
матушка, воительница, помазанница Евфросиния царица". Как считает церковь,
это икона III тысячелетия. Она была открыта игумену о. Иакову как явление славы
св. Евфросинии.
В настоящее время ведется благоустройство Императорской
обители. Она посвящена св. Николаю II и его мученически погибшей семье. В
обители осуществляется подготовка священнослужителей: священников и игумений.
Распорядок её жизни от упомянутого выше отличает особый режим ночной молитвы в
течение каждого часа на протяжении всей ночи обязательно молится ктото из
братьев или сестёр. Литургия совершается, как правило, ежедневно, один из
священников начинает проскомидию в 5 часов утра.
Заслуживает внимания хранящаяся в Императорской обители
хоругвь с изображением чудотворной Гваделупской статуи Девы Марии, обретённой в
1326 г. и являющейся одной из главных святынь Испании. Она была подарена
обители испанскими верующими.
Следующая Триникольская обитель посвящена трём святым по
имени Николай св. равноапостольному Аскольду (в крещении Николаю), св. Николаю
Мирликийскому и св. Царюмученику Николаю II. Они изображены на большой храмовой
иконе, её копии можно увидеть и в других обителях. Св. Аскольд Николай первый
христианский князь на Руси, преданный забвению официальной церковью. В
Триникольской обители хранится также икона св. Николая Белогорского старца
Белогорского монастыря (под Пермью), который был, по преданию, признаваемому
Церковью Божией Матери, духовником чудесно избавленного от смерти Императора
Михаила II, принявшего затем имя Серафима Поздеева, рукоположенного через три
месяца после этого св. Патриархом Тихоном во епископы и ставшим тайным
Патриархом Катакомбной церкви.
Недалеко от Триникольской обители находится поселение. На
участке земли площадью 5 гектар (эта площадь, возможно, будет расширяться, так
как имеются возможности для этого) ведётся строительство домов для семейных
священников, в перспективе постройка отдельного храма высотой в сорок метров.
Также будут возведены хозяйственные постройки, художественные мастерские
(народные промыслы), овцеводческая ферма, несколько овец уже гуляет по территории
поселения. В планах есть устройство постоянно действующей выставки, которая
будет рассказывать об истории церкви, её деятельности, о её связях с
международным Марианским движением. Вокруг территории возводится кирпичная
ограда с башнями. Всё это предполагается построить в течение ближайших пяти
лет. Правда, как отметил о. Георгий, "может, и намного раньше". Хотя
такого рода хозяйства традиционны для русских монастырей, но церковь указывает
на мистический смысл организации такого поселения. Согласно ряду откровений
Божией Матери, в последние дни земной истории крупные города подвергнутся
различным катастрофам, но люди, прислушавшиеся к этим откровениям, могут
избежать катастроф вдалеке от крупных городов. Итак, рядом с обителью,
создаётся оригинальный природноархитектурный комплекс. В нём будут проживать
сами священнослужители церкви со своими семьями.
В течение некоторого времени церковью была организована
работа религиозного образовательного учреждения Духовной Академии имени преп.
Симеона Нового Богослова, зарегистрированной Министерством Юстиции РФ. Само
посвящение Академии имени этого подвижника также симптоматично для
богородичного движения. Его труды воздействовали на многие поколения
подвижников, наставляли в вере сомневающихся. Одно из основных учений святого
о достижении небесного озарения души верующего через следование евангельским
заповедям, главная из которых, согласно Симеону, заповедь святой любви, мира и
неосуждения ближних.
Главные задачи Академии способствовать духовному
формированию слушателей, обучить основам святоотеческого богословия и аскетики;
углубить знание и понимание содержания Библии, а также Слов Откровения Господа
нашего Иисуса Христа и Богоматери, данных в Восточной церкви православным
старцам и подвижникам и в Западной церкви боговидцам; дать основы практического
богословия и пастырского служения, христианской истории и миссии, богословского
исследования, элементов общегуманитарного образования с изучением английского
языка. Наконец, развивать навыки практического применения полученных знаний в
контексте служения Православной Церкви Божией Матери Державная.
Для слушателей предлагались следующие курсы:
Основы Вероучения Православной Церкви Божией Матери
Державная. Катехизация. Ветхий Завет. Новый Завет. Богословие Откровения.
Вероучение Церкви. Профетическое богословие (факультатив). Богословие Креста
(факультатив). Общая история Христианской церкви. История Российской
Православной Церкви. История религий в России. История религий в России в ХХм
веке. Новые религиозные движения. Основы философии. Святоотеческое богословие.
Аскетика. Иконопись Церкви. Литургика. Литургическое богословие. Экономика
Общины. Английский язык (факультатив). Хоровой класс. Пастырское служение
(факультатив). Богослужение Церкви (практикум). Специализация (по выбору).
Обучение в Академии бесплатное, ее устав воплощал
нестяжательную традицию ПЦБМД. Однако, просуществовав недолгое время, Академия
на время приостановила свою работу изза отсутствия финансирования. В какойто
степени восполняют ее работу семинары, регулярно проводимые священниками под
руководством вл. Иоанна.
Таким
образом, Богородичная ветвь русского Православия сохранила в своей основе
традиционную структуру церкви. Как это и принято в православии, она живет по
своему уставу, по уставу осуществляют свою деятельность её отдельные
организационные структуры. К особенностям в организации ПЦБМД относится не та
форма, в которой Церковь существует, а содержание отношений между духовенством
и мирянами и в целом между всеми членами Церкви. Чем отличаются эти отношения
это, прежде всего простота, душевная близость, более сильная связь между
членами Церкви. Духовные лица, имеющие сан, отнюдь не выступают здесь как некие
"князья церкви" или начальствующие (это одна из черт
институционализма, которую и стремится упразднить Церковь Божией Матери), они
выполняют именно функции наставников, помогающих верующим в молитвенном
евхаристическом общении.
МЕСТО РОССИЙСКОГО
БОГОРОДИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ
Богородичное движение в России это
часть движения в христианстве, которое получило название в Западной
транскрипции “Марианское”. Оно относится прежде всего, к РимскоКатолической
церкви. В ней сформирована целая отрасль богословского знания мариология.
Следует сказать несколько слов об этом учении, так как многое из него приемлют
представители богородичного движения в России. Она посвящена раскрытию миссии и
роли Пресвятой Девы Марии в судьбах церкви. Принимая догматическое учение семи
Вселенских соборов, которыми и Мария признается Богородицей и Девой “прежде
рождества, в рождестве и после рождества” Иисуса Христа, современная мариология
развивает его дальше. Согласно католической мариологии, Дева Мария является
также, как и отмечалось ранее, Соискупительницей (Coredemptrix), соразделившей
искупительное страдание Христа, и Новой Евой, в которой и от которой происходит
рождение свыше как отдельной личности, так и всего человечества.
Одному из знаменитых представителей
современной мариологии Максимилиану Кольбе принадлежит учение о Марии как
носительнице непорочного начала (по толкованию богословов богородичной церкви),
необходимого для полной победы над грехом.
Мариология составляет вероучительную базу марианского
движения в современном католицизме. Одним из ее разделов является изучение
многочисленных явлений Божией Матери в различных странах, отмечавшихся на
протяжении ХIXХХ вв.
Большое количество таких откровений по
сравнению с предыдущими веками заметно в XIX веке и в последующие десятилетия.
Издано множество книг, комментариев,
документальных свидетельств очевидцев и официальных отчетов об этих знамениях
современной эпохи, переживаемой человечеством. И в прошлом совершались подобные
явления и откровений Богоматери и Иисуса Христа, но особенно они умножились в
период массовых репрессий против верующих, геноцида, убийств невинных людей,
изобретения и применения страшного оружия массового поражения, в эпоху
наступающего безверия.
По взглядам представителей современной мариологии и
богородичного движения, накануне апокалиптических всемирных бедствий “Небо открылось”
Сама Царица в Своих откровениях по всему миру и в России преподнесла
человечеству истинный образ Живого Бога, святой Церкви и близящегося будущего.
Книги Слова откровения Господа и Божией Матери в России в
прошлом и настоящем, а также книги архиеп. Иоанна все это, по учению
богословов богородичного движения, является частью всемирных Откровений Иисуса
Христа и Богоматери.
В самой России духовные книги богородичного движения
распространялись небольшим тиражом в Самиздате усилиями катакомбных и
полукатакомбных подвижников католической и православной церкви.
С 1982го года в эту деятельность включились последователи исследуемой
религиозной организации, находящейся в то время в катакомбном периоде. С 1992го
года, с момента возникновения официального издательства и зарегистрированного
религиозного объединения (“Община Церкви Божией Матери Преображающейся”, г.
Москва), они издаются благодаря благотворительным пожертвованиям россиян.
Большое внимание в этой литературе уделяется социальным
проблемам, тем явлениям, которые оказываются факторами возникновения кризисных
ситуаций.
В частности, в Фатимском откровении, которое упомянуто выше и которое признают
марианекатолики, дано пророческое предупреждение и указание на пути выхода из
мирового кризиса, оказавшее большое влияние на всемирное почитание Богородицы
(марианское движение). Согласно словам богородичных священнослужителей, само
Небо стремилось соединить православие и католичество, разделенное
институциональными преградами. Святая Дева поставила мир между церквами
условием победы над духом зла. Призвав собор католических епископов посвятить
Россию Ее Непорочному Сердцу (что не произошло и до сих пор), Мария, по сути,
призвала к признанию благодатности церквисестры. Признав православную страну находящейся
под “Покровом Непорочного Сердца”, собор католических епископов тем самым
должен был признать ошибочность многовековых межконфессиональных розней, и
после осознания роковых последствий религиозной вражды, покаяться в совершении
тяжких грехов, в отступлении от Евангельских принципов мира и любви. Однако
лишь Иоанн Павел II, еще в юности посвятивший себя Пречистой Деве нашел в себе
мужество от лица Католической церкви принести публичное покаяние, ожидаемое
Небом.
В книге ватиканского обозревателя Луиджи Аккатоли “Когда
папа просит прощения” (“Quando il Papa chiede perdono”) говорится, что с 1980
по 1996 год Иоанн Павел II “признавал исторические ошибки церкви или просил
прощения” по крайней мере 94 раза …
Говоря о самых спорных вопросах
истории католицизма Крестовых походах, войнах, поддержке диктаторов, расколе
внутри церкви, антисемитизме, инквизиции, мафии и расизме, папа признал вину
церкви. В послании, переданном кардиналам в 1994 году (некоторые считают его
самым важным документом понтификата), Иоанн Павел II внес предложение о том,
чтобы церковь “раскаялась во всех грехах, совершенных за последнее
тысячелетие”. Некоторые прелаты последовали примеру папы.
В декабре 1994 года в итальянской газете “Джорнале”
сообщалось: “С экранов телевизоров многие американские епископы публично просят
прощения”. ...В январе 1995 года в газете “Република” говорилось о том, что
упоминание о молчании папы Пия ХII во время холокоста “беспрецедентный в
истории современного католицизма шаг”. Некоторые протестантские формирования
также критиковали свои действия в прошлом .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|