Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности богородичного движения в России

Особенности богородичного движения в России

РОССИЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ




Анатолий Лещинский





Особенности

богородиЧного движениЯ
в России

(Из опыта социально-философского анализа)



























Москва

2005


УДК 28

ББК 86.2

     А 64


А64  Анатолий Лещинский

Особенности богородичного движения в России
(Из опыта социально-философского анализа). М., РОИР, 2005. ­ 222с.


Автор - Лещинский А.Н., кандидат философских наук, доцент, известен своими религиоведческими трудами в России и за ее пределами. Уже  в годы перестройки проявлял большой интерес к начавшимся изменениям в государственно-конфессиональных отношениях и в религиозной ситуации СССР и России.  На рубеже 80-90-х гг. опубликованы его работы "Время новых подходов (о советских государственно-церковных отношениях)", "Православие в наши дни", "Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней", а также  "Религиозные организации и центры в России, СНГ и Балтии". В последней наряду с существующими конфессиями даны описания и новых религиозных движений и юрисдикций в православии.  Феномен их появления - одна из проблем, изучаемых современным российским религиоведением.

В настоящей публикации подводятся предварительные итоги изучения одного из таких религиозных объединений - богородичного движения, корни которого уходят в  период раннего неразделенного христианства. Большая часть исследования посвящена современному состоянию Православной Церкви Божией Матери Державная, многие факты о которой неизвестны широкому кругу читателей и впервые публикуются в светской религиоведческой литературе. В Приложении  включен большой ряд документов и фотоматериалов.

 

Фото на обложке М. Парфёнова "Соловецкая тишина", 2003 г.


© А.Н. Лещинский, 2005 г.















СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................4
В изменяющейся религиозной ситуации...........................................................10

К истории богородничного движения в России и его организации.
Духовный лидер ­ блаженный Иоанн (Береславский)......................................33

Некоторые особенности вероучения.

"Державный катехизис".....................................................................................64
Религиозная практика.......................................................................................77

Организационная структура церкви..................................................................94
Место российского богородичного движения в христианстве.......................114
Социальное служение...........................................................................................140
Выводы и заключение..........................................................................................147
Примечания...........................................................................................................151
Приложение...........................................................................................................161






введение

 За последние два десятилетия духовная ситуация    России претерпела большие изменения. Прежде всего, произошел отход от навязываемой обществом моноидеологии и наступил  мировоззренческий и духовный плюрализм. С социальной  стороны  эти изменения стали следствием экономических и социально-политических  перемен.

Одновременно во второй половине 80х гг. ХХ века в России начинаются большие изменения в религиозной ситуации. Они связаны с началом формирования новых отношений государства к религии и церкви. Вследствие этих изменений свобода совести, в частности вероисповедные свободы, стали не только декларироваться, но и гарантироваться. Новое отношение государства к религии нашло отражение в нормативно-правовых актах: в Основном законе и в специальных законах о свободе совести в условиях вероисповедных свобод начинается возрождение традиционных конфессий в России, появляются новые религиозные движения и культы. Однако для России это явление не ново. Уже в период феодализма появляются религиозные движения. Вначале они существовали как еретические  стригольники и антитринитарии (XIV-XV вв.), чуть позже возник спор между стяжателями и нестяжателями, далее возникает старообрядческий раскол как следствие проведенных реформ патриархом Никоном  (2я пол. XVII в.), сектантские движения  духовные христиане (XVIIXVIII в.). Россия претерпела активную евангелизацию западных протестантских формирований (XIX в.). Одним из крупных отечественных религиоведов А. И. Клибановым эти периоды были определены как три издания религиознореформационных движений в России1*.


* См.: Примечания


Наконец, в 20 - 30е гг. Россия пережила сильные потрясения в религиозной жизни после 1917 г. Последствия этих потрясений до сих пор ощутимы. В те беспокойные годы в условиях сложных государственноконфессиональных отношений в православии возникает множество расколов, в том числе и обновленческий (в сер. 40х гг. сошедший на нет). Именно тогда в недрах религиозной жизни возникают катакомбные общины, истоки которых уходят в период античного христианства, для Руси  с периода возникновения старообрядческого раскола. Некоторые общины стали именоваться общим названием  ИстинноПравославная церковь (ИПЦ). Эти формирования стали ветвями Русского православия, при этом, естественно, они являлись ветвями дореволюционной Российской православной кафолической восточной церкви. К настоящему времени ИстинноПравославная церковь, формирования которой не признает руководство  Московской патриархии, имеет несколько своих ветвей или юрисдикций. Одни из них продолжают находиться в катакомбах, вторые вышли из катакомб и получили регистрацию в органах юстиции, а третьи были сформированы в новой религиозной ситуации, но ведут своё преемство от ИПЦ. К последним  относится Богородичное движение, которое представляет Православная церковь Божией Матери Державная (ПЦБМД или в тексте  Богородичная церковь). Ее нередко относят к новым религиозным движениям. На рубеже 8090 гг. XX в. и в дальнейшие годы их появилось много  до нескольких десятков. Одной из проблем современного религиоведения является их классификация.  Одна из самых простых классификаций  деление их на возникшие на местной, или российской, почве и на пришедших изза рубежа. Есть более сложная классификация, основанная на    изучении религиозного сознания (теология, философия), религиозного культа  и организации, а также по их воздействию на индивидуумов и в целом общество. Церковь Божией Матери нередко относят также к новым религиозным движениям, однако, основываясь на учете ее истоков, содержании структурных элементов, вряд ли можно ее классифицировать таким образом. Автор не ставит данную организацию в ряд новых религиозных движений. На чем основано подобное заключение, более подробно будет изложено ниже.

Публикуемую работу можно считать продолжением прежних публикаций автора2. От  середины 90х гг. прошло несколько лет. За эти годы в церкви продолжался период её становления и формирования. Высказанные прежде авторские положения и сделанные выводы в данной работе отчасти пересмотрены. 

Что касается других публикаций об этой церкви, то их следует разделить на две части. В первую входят публикации антикультового, антисектантского характера, которые не отличаются глубиной  и серьезностью исследования. Они подготовлены на основе тех или иных идеологем3, разработанных на основе тех или иных конфессиональных подходов. Во вторую входят религиоведческие работы. Однако большая их часть представлена в кратком виде в справочных изданиях. Но есть и одно диссертационное исследование, посвященное Православной Церкви Божией Матери Державная4. Именно эти работы претендуют на объективность и на научность. Однако некоторые оценки в них отчасти устарели, допускаются неточности. В основном, в них исследуются материалы начального периода формирования и становления церкви Божией Матери в ее посткатакомбный  период как уже зарегистрированной организации. Допускаются, как и в конфессиональных изданиях, неправильные интерпретации текстов учения церкви, особенностей личностных качеств и деятельности духовного лидера архиепископа Иоанна (Береславского).

Со второй половины 90х гг. XX века и с начала XХI века расширился круг источников. Вопервых, автор исследует публикации, выпущенные издательством  "Богородичный центр" и издательством "Новая Святая Русь"5. Число этих публикаций (в основном книг и брошюр) уже более 340. Вовторых, статьи в периодических изданиях церкви: "Рыцарь веры", "Оазис мира", "Вестник Богоцивилизации", "Мария с нами". В 2003 году вышел первый номер нового периодического издания "Миссия Марии. Журнал Вселенской Марианской духовности", газета "Рыцарь девства", журнал "Теосис". Втретьих, это беседы автора с представителями церкви и с её духовным лидером, священноцерковнослужителями, монашествующими и мирянами. Вчетвёртых, это полевые наблюдения, сделанные во время посещения Соборов церкви
(к настоящему времени прошло 24 Богородичных собора), литургий и  конференций, а также нескольких обителей, храмов и одного из так называемых светлых поселений.

Целью настоящего исследования является социальнофилософский анализ истоков становления богородичного движения (в Западной традиции  Марианского) и предпосылок организационного становления его в современной России.

Главными задачами изучения являются: определение места Православной Церкви Божией Матери Державная (или Богородичной церкви) в религиозной ситуации России, характеризуемой  поликонфессиональностью. К другим задачам относятся: характеристика личности архиепископа Иоанна как мистика и вероучителя, выявление основ его религиознофилисофских и богословских воззрений, а также особенностей понимания и истолкования представителями Богородичной церкви отдельных положений православнохристианского учения о Богоматери; рассмотрение особенности религиозной практики и организационной структуры. Одной из важных задач исследования является также  показать на основе изучения некоторых социальных воззрений результаты практики социального служения Богородичной церкви. Наконец, исследование связи церкви с представителями марианского движения, включая общие теологофилософские основы.

Прежде чем перейти к исследованию богородичного движения, дадим характеристику современной религиозной ситуации и места в ней этого движения.

В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ
РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ

Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся  структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером межрелигиозного диалога; особенностями (моделями) государственно-конфессиональных отношений.

Состояние религиозной ситуации в современной России, соотношение в ней прежде существовавших конфессий и появившихся новых, в том числе  и юрисдикций в них, а также изменения в ней за последние 1517 лет, наблюдающиеся  тенденции и противоречия можно рассмотреть по четырём аспектам.

Вопервых, в России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки (1985 г.). До этого в советский период было сформировано Законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящемся новом обществе. С 20х гг. ХХ в. под руководством партии большевиков, а впоследствии КПСС, была развёрнута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно-атеистическое воспитание.  Среди прочих религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность (правда, в послевоенное время с середины 40х гг. частично разрешенная). В законодательстве о религиозных культах, таким образом, было больше запретов (к примеру, на благотворительную деятельность религиозных организаций), чем разрешений на свободу вероисповеданий. Достаточно внимательно ознакомиться со сборником документов6.  В нем, действительно, мы найдем много запретов. Более того, что было разрешено по закону или инструкциями на практике подвергалось сильному контролю или  вовсе не разрешалось.

В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству или государству, строящему демократию. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР "О свободе совести и религиозных организациях" и "О свободе вероисповеданий" в корне начали меняться религиозные ситуации в республиках, в частности и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственноцерковных отношений. Она стала основой российского Законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных, что усугубило ситуацию. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ
"О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г. Согласно этому Закону разработан механизм предоставления вероисповедных прав гражданам, религиозным организациям предоставляются права юридических лиц и собственности. Государство не только декларирует свободу совести, но и берет на себя обязанность защищать права верующих граждан и религиозных организаций.
С этой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: в Государственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФ действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при Правительстве РФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппарате уполномоченного по правам человека работает отдел по правам верующих граждан. В субъектах федерации, при президентах, в правительствах, в мэриях, в администрациях утверждены небольшие структуры и должности в них, осуществляющие связи с религиозными объединениями. Однако многие представители этих структур выходят с предложениями о введении  на федеральном уровне госоргана, который стал бы для этих структур руководящим, методическим и информационноаналитическим центром.

В России действует сильное правозащитное движение. Немало общественных организаций занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известных организаций  является Российское отделение Международной ассоциации религиозных свобод (МАРС), Российская Хельсинская группа, общественная организация "Мемориал",  Институт свободы совести и др.

По мнению многих представителей правозащитного движения, юриспруденции, некоторых представителей религиозных объединений, закон РФ 1997г. далеко не совершенен, более того, Российская Хельсинская группа добивается отмены этого закона, однако закон функционирует, на его основе регулируются государственные конфессиональные отношения, совершенствование его  продолжается. В различные государственные инстанции поступают многочисленные письма с предложениями. В правительстве РФ уже второй год работает группа по анализу и обобщению предложений с мест. Предложения самые различные: есть те, над которыми следует задуматься законодателям, есть такие, которые вряд ли будут учтены, а есть вовсе противоречащие  конституционным принципам по свободе совести. По информации консультанта Государственной думы РФ Медведко С. В., к примеру, из Татарстана поступило предложение убрать из закона его преамбулу. Есть предложение приравнять по статусу религиозные объединения к благотворительным организациям.  Много поступает предложений по выделению традиционных религий в России, приданию им особого статуса, предоставление им отдельных льгот. Этой проблеме большое внимание было уделено на заседании "круглого стола"
16 января 2002 г. в Измайлово (Москва)7. Идет процесс дополнений, связанных с совершенствованием Законодательства РФ о свободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговый кодекс.
По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесено предложение о передаче необходимой земли религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование (было утверждено осенью 2004 г.).

Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации  это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.