В местах заключений проводятся
духовные беседы, богослужения, исповеди. Поддерживается постоянная переписка с
заключёнными, высылаются бесплатные посылки с духовной литературой, с
необходимыми вещами и продуктами. Во многие лагеря и тюрьмы выезжали
священники, благовестники и благовестницы церкви.
В местах заключения служились Литургии, проводились беседы, молебны, исповеди,
многие заключённые были крещены.
Члены церкви стараются уделить внимание каждому, невзирая на
вероисповедание и возраст. Церковь осуществляет духовное окормление в некоторых
местах российского казачества. Священнослужители церкви видят в этом смысл
своего служения Богу в лице ближних, прихожане церкви также находят отклик на
самые сокровенные движения души.
Церковь организует межконфессиональные
встречи. Она выступает за открытый диалог и сотрудничество с другими
религиозными объединениями, в первую очередь с православными. Осуществляемая
церковью духовная программа “Храм мира” направлена на расширение братского
диалога не только со всеми христианскими конфессиями, но и с нехристианскими
религиями позитивной направленности, установлению с ними искренних,
доверительных и дружественных отношений, проведению в жизнь совместной
благотворительной, посреднической и миротворческой деятельности, в которой
нуждается мир.
Однако с первых шагов становления и до настоящего времени у
церкви складываются очень сложные отношения с Русской православной церковью
(Московской патриархии). Одной из самых главных причин этого является
отвержение Богородичной церковью религиозного фундаментализма, в котором ее
представители видят некую окаменелость в существовании традиционных религиозных
направлений, в том числе и в православии. К этой причине следует добавить
неприятие упомянутого выше институционализма и “сергианства”, которое получило
развитие в Русской православной церкви на рубеже 20х 30х годов XX века. В этой
связи Богородичная церковь считает, что Московской патриархии необходимо
покаяние “в грехе сергианства”. Богородичная церковь направляла свои послания в
адрес Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с предложениями о
сотрудничестве.
Здесь же необходимо отметить, что на протяжении почти
15летнего своего посткатакомбного существования Богородичная церковь ощущает на
себе неприязненное отношение со стороны представителей некоторых общественных
групп, экстремистского и криминального толка, стремящихся разжечь
межрелигиозную рознь.
Это заметно на протяжении последних
нескольких лет и особенно последних месяцев: церковь претерпевает к себе
негативное отношение. Оно выражается в препятствиях представителям богородичного
движения проводить свое свидетельство (миссионерскую работу), распространять
духовную литературу, организовывать выставки, посещать больницы, детские дома и
школы, места заключения. Дело доходило до погромов официальных представительств
богородичного движения в Санкт-Петербурге и Москве*.
* Сопредседатель Института свободы совести
Мозговой С.А. : "Однозначно, что в перспективе акты вандализма против
богородичного движения будут повторяться..." // ПорталCredo.Ru
(20.02.2005)
Здесь заметны отзвуки гонений людей, которые посвоему
выражают свои вероисповедные взгляды. Как известно, история изобиловала этими
гонениями, в том числе и история христианства. Таким образом, тернии прошлого,
через которое прошло христианство, до конца не выкорчеваны и существуют в
настоящем.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К прежним выводам и обобщениям, сделанным в разделах
настоящей работы, следует добавить выводы более общего характера. Итак,
вопервых, Православная Церковь Божией Матери Державная представляет
богородичное движение в русском Православии. Хотя как община Катакомбной
Истинно Православной Церкви она сформировалась в 80гг. XX века (как официальная
организация в 1992 г.), истоки её учения, религиозной практики и
организационной структуры уходят далеко вглубь веков в античное христианство.
Вовторых, именно к этим истокам церковь призывает вернуться
современное православие (а также к традиции живого почитания Богородицы на
Руси).
Втретьих, как считают представители богородичного движения,
древний период христианства и православие Древней Руси характеризовались
братством и простотой общения между учителями церкви и рядовыми верующими, не
столь выраженным институционализмом, свободой в вероучительной проповеди
(апостольском служении), духовным творчеством, церковным нестяжанием и
усиленным почитанием Богоматери. Именно этому они и призывают следовать
христиан всех направлений.
Вчетвертых, отличаясь усиленным
почитанием Богородицы, представители движения указывают в своих произведениях,
проповедях и других устных выступлениях на то, что такое почитание, начавшееся
с древних времен, продолжалось и в последующие периоды христианства. Это было
наиболее выражено в католичестве (включая и наше время), среди некоторых
вероучителей православия, представителей монашества и среди большой части
православного народа. Но, как видно из оценок со стороны богородичных
богословов, официальное православие не поддерживало усиленного почитания
Богоматери. А что касается Её откровений, то они признавались выборочно, имея
в виду отдельные личности.
Впятых, особые отношение к Богоматери выражалось в почитании
Ее откровений, явлений, многочисленных икон, создании скитов, монастырей,
братств, Ей посвященных, что можно определить как богородичное движение в
российском Православии. Однако оно не всегда обретало организационные формы.
Официальное православие к таким формам относилось негативно. По другому пути
пошла РимскоКатолическая церковь, признав так называемое марианское движение
(к примеру, “Легион Марии”, некоторые общины в Германии и в других местах).
Вшестых, в организационно оформленном российском
богородичном движении (ПЦБМД) много традиционного, идущего от раннего периода
христианства. Но в ней, как показывают вышеприведённые материалы, много того,
что выделяет Церковь Божией Матери из ряда других церквей Вселенского
православия при сохранении ею многих черт традиционности. Всётаки
напрашивается понятие “новое”, которое можно применить к характеристике
некоторых особенностей вероучения, религиозной практики и организационной
структуры.
Вседьмых, отсюда можно сделать еще один вывод об особом
положении богородичной церкви среди появившихся в России за последние 20 лет
новых религиозных движений.
У церкви особое отношение к такому богословскому понятию как
“канон”. Похоже, что она не интерпретирует его как нечто застывшее и считает,
что Церковь вольна (свободна) вносить в сформировавшиеся учения и религиозную
практику нечто своеобразное, соответствующее современным жизненным реалиям.
В то же время она стремится возвращаться к особенностям жизни церкви,
существовавшим в прошлом.
Таким образом, можно выразить сомнения по
поводу отнесения исследуемой Богородичной церкви к новым религиозным движениям.
Истоки ее уходят вглубь веков.
К новому здесь можно отнести, прежде всего, саму организацию церкви, то есть
регистрацию общины Богородичной ветви Истинно Православной Церкви, вышедшей из
катакомбного состояния, и затем регистрацию централизованной религиозной
организации, а также некоторые своеобразные нововведения в культовой практике.
В ней многое, что внешне представляется новым, в сущности своей забытое, но
возрождаемое старое.
Итак, исследуемую централизованную религиозную организацию
“Православная Церковь Божией Матери Державная” можно отнести к современному
либеральному христианству с присущими ему реформаторскими тенденциями.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 А.
И. Клибанов. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., Наука, 1973.
Гл. II. “Три “издания” русских реформационных движений”. С. 4174.
2 Российская
Марианская Церковь. Религия, церковь в России и за рубежом, М., 1995,
Информационный бюллетень №5, М., РАГС, 1995.; Религиозные объединения
Российской Федерации: справочник. Под общ. ред. М. М. Прусака; В. В. Борщева;
Сост.: Иваненко С. И., Лещинский А. Н. и др. Аналитический вестник №24.
Специальный выпуск – М.: Республика, 1996 – с. 271; Религия, свобода совести,
государственноцерковные отношения в России. Справочник. М., РАГС, 1996. С. 240;
Религия, свобода совести, государственноцерковные отношения в России.
Справочник. М., РАГС, 1997. С. 335338.
3 Гарольд
Дж. Берри. Во что они верят. Издание ассоциации “Духовное возрождение”. М.,
1994; Православие и христианские разделения. Исторический очерк. М., Молодая
Гвардия, 1996.; Н. В. Кривельская Секта: угроза и поиск защиты. Фонд
“Благовест”, М., 1999; А. Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, 2002;
Православная энциклопедия. Т.V. М. 2003. С. 512513; Илья (Кокин), диакон.
“Богородичный Центр“: история, вероучение, религиозная практика. Сергиев Посад,
Московская Духовная Академия, 2003 (кандидатское сочинение, подготовленное на
кафедре сектоведения).
Следует заметить, во многих перечисленных издания до сих пор
Церковь Божией Матери именуется как “Богородичный центр”, именно этот термин и
его описания включены в солидные издания, в т.ч. “Православная энциклопедия”,
хотя церкви под таким названием не существовало. Под названием “Богородичный
центр” была зарегистрирована общественная организация,
общественно-просветительский фонд, который в 1993г. был переименован в фонд
“Новая Святая Русь”,
в 1999 г. фонд прекратил свое существование. Почти одновременно с общественной
организацией, в 1992 г. Управление Юстиции гор. Москвы зарегистрировало
религиозное объединение “Община Церкви Божией Матери Преображающейся”, которое
в соответствии с Законом РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”
1997 г., было переименовано “Местная религиозная организация – Община
Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы”.
4 Новые
религиозные культы, движения и организации в России. Изд. РАГС, М., 1998;
История религий в России, под общей ред. Н. А. Трофимчука, М., РАГС, 2001;
Д. А. Таевский. Христианские ереси и секты IXXI веков. Словарь. М., INTRADA,
2003.; “Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России”. Сб.,
сост.
С. Б. Филатов, М., 2002. С. 423437; Новые религиозные движения. Справочник.
М., РАГС, 2002.; А.Однорал, История церковных разделений .Россия ХХ век.
Пятигорск, 2003, С.5859; Бакланова Г. Ю. Православная церковь Божией Матери
“Державная” как социальнорелигиозный феномен: автореферат диссертации на
соискание уч. степени кандидата философских наук
09. 00. 06. М., РАГС, 1999; Современная религиозная жизнь России. Опыт
систематического описания, М., “Логос”, 2004. Т. I. С. 136159; "Religion in
USSR"(Novosti press agency monthly bulletin),Moskow, 1990, ¹10.;
Religions of the World. A comprehensive encyclopedia of beliefs and practices
(volume 3: KR). J.Gogdon Melton, Martin Baumann.World Religius Statistics
David B.Barret.Intrroduction Donald Wiebe. "ABC CLIO", Santa
Barbara,California; Denver,Colorado; Oxford, England.,2002,"Mother of God
Centre (Orther of God "Majestic") Marat S.Shterin,
с.893 894.
5
Богословие Непорочного Сердца. Кн. 1. М., Новая Святая Русь, 1994, 104 с.;
Державный Катехизис, М., 1997; Богоцивилизация III. М., Православная Церковь
Божией Матери Державная, 2002; Архиеп. Иоанн. Явления Божией Матери IXX век.
М., Православная Церковь Божией Матери Державная, 2003; Священник Илья (Попов),
Православие святых и инквизиторов, М., Православная Церковь Божией Матери Державная,
2003; Блаженный Иоанн, “Православие под судом Небесной Церкви”, М., Мир Софии,
2004;"Зов вышней любви".Блаженный Иоанн "Община ПЦБМД г.
Москвы" 2005.Тираж 1000.,
с.178;"Музыка Царствия".Сборник церковных песнопений.Редактор
составитель д. Георгий (Панкрушин) "Мир Софии" 2005.Тираж 1000.,
с.420; "Память и уделы наших блаженных" Блаженный Иоанн. "Мир
Софии". 2005. Тираж 2000.,с.72.
6 “Законодательство
о религиозных культах”. М.,1971.
7
Свобода вероисповедания, государственноконфессиональные отношения и
протестантизм в России. М., 2002.
8 Старые
церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России.
Под ред. Каариайнен К. и Фурмана Д., 2000; “Российская цивилизация”
Энциклопедический словарь, 2001; Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет
России: к характеристике современной религиозной ситуации.
М., 2001 г.; Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в
России. Материалы конференций. М., 2002 г.; Религия и общество. Очерки
религиозной жизни современной России. М., СПб, 2002 г.; Проблемы регионального
религиоведения и актуальные вопросы преподавания религиоведения в высшей школе.
М., 2003; Свобода совести – важное условие гражданского мира и межнационального
согласия.
К 10летию Российского отделения МАРС. М., 2003.
9 Религиозные
организации. Центры и региональные структуры. Москва, Россия, страны СНГ и
Балтии”, (сост. А. Н. Лещинский). М., 1994. С. 110.
10
Свобода совести – важное условие гражданского мира и межнационального согласия.
К 10летию Российского отделения МАРС. М., 2003. С. 373384;
11 С.И. Иваненко.
Основные религиозные центры современной России. М., “Философская Книга”, 2004,
с. 33.
12
А. Верховский. Политическое православие. Русские православные националисты и
фундаменталисты, 19952001 гг. М., 2003.
13 Божия
Матерь открывает небо: Из беседы с
З. Крахмальниковой. ХХ Собор. М., 2000.
14 Св.
Евфросиния (Евфросиния Никифоровна Никифорова, 19161993). Родилась в семье
царского офицера, объявленного в 30е гг. “врагом народа”. Пришла к вере в
зрелом возрасте через скорби, болезни, тяжёлое осмысление действительности.
Находилась при Почаевском старце Амфилохии. Руководствовалась древней
монашеской практикой внутреннего делания.
В период пропаганды “научного атеизма” проповедовала на папертях храмов,
вокзалах, исцеляла больных на святых источниках. Многие, приходя к ней как к
“народной целительнице”, после общения с ней понимали, что перед ними святая и
обращались ко Христу. Преследовалась представителями государственной власти. В
конце жизни приняла схиму в ИстинноПравославной Церкви. Канонизирована ПЦБМД в
ноябре 1998 г. Архиеп. Иоанн, по его словам, получает от неё откровения.
15 Схимитр. Геннадий
(Секач) – (18981987). В детстве был привезён матерью на благословение к о.
Иоанну Кронштадтскому. Св. Иоанн сказал: “Будет священником, а в последние годы
– столпом”. В 1929 г. за связь с “контрреволюционерами” был сослан на север,
через восемь лет бежал, принял монашество в Катакомбной церкви. В 193940 г.
снова арестован, помещён в камеру смертников в Гомельской тюрьме, чудом избежал
расстрела. В годы войны был рукоположен в священники тихоновским архиереем
Леонтием в Мозыре. Постоянно терпел гонения. Юродствовал. В нач. 70х гг. стал
игуменом тайного монастыря ИПЦ на Новом Афоне. В 1971 г. был рукоположен в
епископы вл. Серафимом Поздеевым. В 1975 г. снова был арестован. В кутаисской
тюрьме был посвящён в митрополиты заключёнными архиереями Грузинской
православной церкви. В 1977 г. вышел на свободу. За свою жизнь организовал 12
катакомбных монастырей, постриг более 500 монахов. Благословил создание ПЦБМД.
Схимитр. Феодосий (Гуменников) –
поставлен в 1971 г. схимитр. Геннадием и архиеп. Алфеем Барнаульским (по другим
сведениям схимитр. Геннадием и схимитр. Григорием). В 1980 г. – возведен в сан
митрополита. Принял схиму в 1991 г. Проживает на Сев. Кавказе.
Митр. Григорий (?) – (ок. 19371987).
Рукоположен в епископы в 1973 г. схимитр. Геннадием, вскоре возведен в сан
митрополита схимитр. Геннадием и архиеп. Алфеем Барнаульским.
16 Авт.
архив, дело ветви в православии. Постановление Священного Собора Российской
Автокефальной Православной церкви от 6/19 декабря 1990 г. о поставлении
епископом СанктПетербургским и Валаамским архимандрита Иоанна (копия).
17
Там же. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной православной
церкви от 3/16 июня 1991 г.
18
”Легион Марии” – объединение верующих в рамках РимскоКатолической церкви,
входящее в общее мировое Марианское движение. Основано в Ирландии в 1921 г.
Франком Даффом (18891980). Насчитывает более 1 млн. действующих и ок. 5 млн.
вспомогательных членов во всех странах мира.
19 Державный
Катехизис, М., Новая Святая Русь, 1997.
20 Катехизис
Католической церкви. М., Истина
и жизнь, 1998.
21
Пространный христианский Катихизис Православныя Кафолическiя восточныя церкви.
М., Синодальная типография, 1909.
22 Епископ
Александр (Семёнов – ТянШанский). Православный Катихизис. Издание Московской
патриархии. М., 1990.
23 ее
обожение (с древнегреческого “теосис”), по мысли Симеона Нового Богослова
рассматривается в контексте учения мистического православного богословия, т.е.
идет издревле и указывает на ее божественное достоинство).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|