|   Организация учета, анализа и аудита расчетов ОАО МК "Азовсталь" с государственным бюджетом... |   
  ·       
Госпошлина 
·       
Налог с
рекламы 
·       
Сбор на
развитие виноградарства и хмелеводства 
·       
Коммунальный
сбор 
·       
Гостиничный
сбор 
·       
Налог на
содержание дорог 
·       
Административный
сбор 
Убыль по этому
показателю в течении 2002 г. составила в абсолютном выражении 10 132,3
тыс.грн., в относительном – 91 %. Такое изменение было вызвано тем, что в 2002
г. не начислялся налог на содержание дорог и убыль по этой статье составляет 9
988,1 тыс.грн. или 98 % от суммы изменения по данной группе налогов. 
Не менее примечательна ситуация по уплате в бюджет штрафов,
пени и неустойки. Сокращение расходов комбината по этому виду платежей в 2002г.
составило 7 777 тыс.грн. или 90% от результатов 2001г. Однозначного ответа
почему такое стало возможно нет. Основные суммы штрафов в 2001г. были по НДС и
загрязнению окружающей среды – 4 768,3 и 3044,7 тыс.грн. соответстенно. В
2002г. по этим налогам было начислено 76,8 и 6,2 тыс.грн. ; по расчету налога
на землю – 529,6 тыс.грн. и по просрочке поступлений валютной выручки – 104,8
тыс.грн. Обычно штрафы начисляются по результатам налоговых проверок, которые,
в свою очередь, происходят по заранее отработанному сценарию. Т.е. налоговики
идут, заранее зная, что они будут «копать». Допустим, на каком-либо предприятии
обнаруживают неумышленный изъян налогового учета, обусловленный нелогичностью
налоговой системы, постоянно меняющимися правилами игры и разным токованием
одних и тех же норм законов. Отслеженный факт детально разбирается, и
проверяющие уже знают потенциально слабые места в налоговом учете субъектов
предпринимательской деятельности и немедленно проверяют на прочность систему
учета у всех. Но «по обе стороны баррикад» находятся профессионалы высокого
уровня и как видно из сравнения, по НДС и экологии в 2002г. серьезных претензий
у проверяющих органов не было. И это лучшее подтверждение того, что самый
ценный опыт – это негативный. 
Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что,
несмотря на сложность процесса налогового учета и составления налоговой
отчетности, система налогообложения работает, реагируя на изменения
экономической и политической ситуации. Тенденции, прослеживаемые на протяжении
рассматриваемых периодов, вселяют уверенность в том, что сотрудничество
частного бизнеса и государства возможно, а противостояние экономически
нецелесообразно. Говоря другими словами, зарождается понимание того, что нельзя
резать курицу, несущую золотые яйца. 
Анализ обязательных платежей в
бюджет, как составной части расходов предприятия. 
 
Далее предлагается проанализировать удельный вес
начисленных налогов в составе расходов предприятия и их влияние на финансовый
результат (см. таблицу 5) 
Налоги и сборы, в зависимости
от их экономического содержания попадают в отчет о финансовых результатах
предприятия на разных этапах его формирования. В приведенной выше таблице
налоги и сборы сгруппированы по признаку статьи затрат, к которой ни относятся.
Для целей данного вида анализа суммы затрат на уплату налогов следует сопоставлять
с суммой совокупных доходов и расходов, начисленных предприятием в рассматриваемом
отчетном периоде. Перед тем, как приступить к расчетам, сделаем несколько основополагающих
предпосылок. 
1.                
Необходимо
четко обозначить методологическую базу анализа. 
Так, к совокупному доходу мы будем относить: 
·       
чистый
доход (выручку от реализации продукции), 
·       
прочие
операционные доходы, 
·       
доходы от
финансовой деятельности 
·       
 прочие
доходы. 
 
 
 
Таблица 5 
Удельный вес начисленных налогов в составе расходов
предприятия 
 
  |  
  | 
   Найменування 
   | 
  
   Залишок
  заборго-ваності на 31.12.01, тис.грн 
   | 
  
   Підлягає внеску по
  розрахунку, тис.грн 
   | 
  
   Фактич-но внесено,
  тис.грн 
   | 
  
   Залишок заборго-ваності
  на 31.12.02, тис.грн 
   | 
  
 
  | 
   Вироблювані за рахунок: 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   СОБІВАРТОСТІ 
   | 
  
 
  | 
   Внесок
  до фонду захисту від безробіття 
   | 
  
   322,7 
   | 
  
   4974,2 
   | 
  
   4985 
   | 
  
   311,9 
   | 
  
 
  | 
   Платня
  за воду 
   | 
  
   729,5 
   | 
  
   2805,4 
   | 
  
   3024,2 
   | 
  
   510,7 
   | 
  
 
  | 
   Пенсійна
  фундація 
   | 
  
   3366,3 
   | 
  
   66465,4 
   | 
  
   65530,9 
   | 
  
   4300,6 
   | 
  
 
  | 
   Фундація
  соціального страхування від нещасних
  випадків 
   | 
  
   333,9 
   | 
  
   6970,8 
   | 
  
   6874,3 
   | 
  
   430,4 
   | 
  
 
  | 
   Податок
  з власників транспортних засобів 
   | 
  
   61,4 
   | 
  
   385,8 
   | 
  
   402,5 
   | 
  
   44,7 
   | 
  
 
  | 
   ІНШИХ ОПЕРАЦІЙНИХ
  ВИТРАТ 
   | 
  
 
  | 
   Торговий
  патент 
   | 
  
   - 
   | 
  
   9,9 
   | 
  
   9,9 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   АДМІНІСТРАТИВНИХ
  ВИТРАТ 
   | 
  
 
  | 
   Платня
  за землю  
   | 
  
   2871,4 
   | 
  
   18175 
   | 
  
   19658,1 
   | 
  
   1388,3 
   | 
  
 
  | 
   Комунальний
  податок 
   | 
  
   44,6 
   | 
  
   482,5 
   | 
  
   533,5 
   | 
  
   -6,4 
   | 
  
 
  | 
   Платня
  за радіочастоти 
   | 
  
   - 
   | 
  
   3,1 
   | 
  
   3,1 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   Платня
  за забруднення навколишнього середовища 
   | 
  
   339,6 
   | 
  
   1357,7 
   | 
  
   1819,7 
   | 
  
   -122,4 
   | 
  
 
  | 
   Держмито
   
   | 
  
   - 
   | 
  
   30,9 
   | 
  
   30,9 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   ІНШИХ ДЖЕРЕЛ 
   | 
  
 
  | 
   Відстрочена
  податкова заборгованість: 
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
 
  | 
   -
  внесок до державного інноваційного фонду 
   | 
  
   -437,2 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   -437,2 
   | 
  
 
  | 
   Прибутковий
  податок 
   | 
  
   1752,9 
   | 
  
   38300,2 
   | 
  
   37233 
   | 
  
   2820,1 
   | 
  
 
  | 
   Сплачений
  ПДВ 
   | 
  
   -6271,2 
   | 
  
   -201985,9 
   | 
  
   -32993 
   | 
  
   -175264 
   | 
  
 
  | 
   Готельний
  збір 
   | 
  
   -2,7 
   | 
  
   47,8 
   | 
  
   47,9 
   | 
  
   -2,8 
   | 
  
 
  | 
   Податок
  на прибуток 
   | 
  
   -11,4 
   | 
  
   30799,5 
   | 
  
   36208,7 
   | 
  
   -5420,6 
   | 
  
 
 
 
К совокупным расходам: 
·       
себестоимость
реализованной продукции, 
·       
административные
расходы, 
·       
затраты
на сбыт, 
·       
прочие
операционные расходы, 
·       
финансовые
расходы, 
·       
прочие
расходы 
·       
начисленный
налог на прибыль. 
2.                
Для
определения места налогов и сборов в составе расходов предприятия достаточно
будет рассмотреть последний из анализируемых периодов, как наиболее соответствующий
текущей ситуации по структурному составу платежей в бюджет. 
3.                
К
расходам по начисленному налогу на прибыль будем относить сумму налога на
прибыль к уплате, т.е. без начисленного в бухгалтерском учете отсроченного
налога. 
4.                
По НДС
суммы, фигурирующие в Ф-2 в расчет не принимать, так как в течение 2002г. сумм
к уплате по нему начислено не было (показываем в доходной части чистую
выручку от реализации). 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 6. 
Структура расходов ОАО «МК
«Азовсталь» в 2002 году 
  |