| Организация учета, анализа и аудита расчетов ОАО МК "Азовсталь" с государственным бюджетом... |
·
Госпошлина
·
Налог с
рекламы
·
Сбор на
развитие виноградарства и хмелеводства
·
Коммунальный
сбор
·
Гостиничный
сбор
·
Налог на
содержание дорог
·
Административный
сбор
Убыль по этому
показателю в течении 2002 г. составила в абсолютном выражении 10 132,3
тыс.грн., в относительном – 91 %. Такое изменение было вызвано тем, что в 2002
г. не начислялся налог на содержание дорог и убыль по этой статье составляет 9
988,1 тыс.грн. или 98 % от суммы изменения по данной группе налогов.
Не менее примечательна ситуация по уплате в бюджет штрафов,
пени и неустойки. Сокращение расходов комбината по этому виду платежей в 2002г.
составило 7 777 тыс.грн. или 90% от результатов 2001г. Однозначного ответа
почему такое стало возможно нет. Основные суммы штрафов в 2001г. были по НДС и
загрязнению окружающей среды – 4 768,3 и 3044,7 тыс.грн. соответстенно. В
2002г. по этим налогам было начислено 76,8 и 6,2 тыс.грн. ; по расчету налога
на землю – 529,6 тыс.грн. и по просрочке поступлений валютной выручки – 104,8
тыс.грн. Обычно штрафы начисляются по результатам налоговых проверок, которые,
в свою очередь, происходят по заранее отработанному сценарию. Т.е. налоговики
идут, заранее зная, что они будут «копать». Допустим, на каком-либо предприятии
обнаруживают неумышленный изъян налогового учета, обусловленный нелогичностью
налоговой системы, постоянно меняющимися правилами игры и разным токованием
одних и тех же норм законов. Отслеженный факт детально разбирается, и
проверяющие уже знают потенциально слабые места в налоговом учете субъектов
предпринимательской деятельности и немедленно проверяют на прочность систему
учета у всех. Но «по обе стороны баррикад» находятся профессионалы высокого
уровня и как видно из сравнения, по НДС и экологии в 2002г. серьезных претензий
у проверяющих органов не было. И это лучшее подтверждение того, что самый
ценный опыт – это негативный.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что,
несмотря на сложность процесса налогового учета и составления налоговой
отчетности, система налогообложения работает, реагируя на изменения
экономической и политической ситуации. Тенденции, прослеживаемые на протяжении
рассматриваемых периодов, вселяют уверенность в том, что сотрудничество
частного бизнеса и государства возможно, а противостояние экономически
нецелесообразно. Говоря другими словами, зарождается понимание того, что нельзя
резать курицу, несущую золотые яйца.
Анализ обязательных платежей в
бюджет, как составной части расходов предприятия.
Далее предлагается проанализировать удельный вес
начисленных налогов в составе расходов предприятия и их влияние на финансовый
результат (см. таблицу 5)
Налоги и сборы, в зависимости
от их экономического содержания попадают в отчет о финансовых результатах
предприятия на разных этапах его формирования. В приведенной выше таблице
налоги и сборы сгруппированы по признаку статьи затрат, к которой ни относятся.
Для целей данного вида анализа суммы затрат на уплату налогов следует сопоставлять
с суммой совокупных доходов и расходов, начисленных предприятием в рассматриваемом
отчетном периоде. Перед тем, как приступить к расчетам, сделаем несколько основополагающих
предпосылок.
1.
Необходимо
четко обозначить методологическую базу анализа.
Так, к совокупному доходу мы будем относить:
·
чистый
доход (выручку от реализации продукции),
·
прочие
операционные доходы,
·
доходы от
финансовой деятельности
·
прочие
доходы.
Таблица 5
Удельный вес начисленных налогов в составе расходов
предприятия
|
Найменування
|
Залишок
заборго-ваності на 31.12.01, тис.грн
|
Підлягає внеску по
розрахунку, тис.грн
|
Фактич-но внесено,
тис.грн
|
Залишок заборго-ваності
на 31.12.02, тис.грн
|
Вироблювані за рахунок:
|
|
|
|
|
СОБІВАРТОСТІ
|
Внесок
до фонду захисту від безробіття
|
322,7
|
4974,2
|
4985
|
311,9
|
Платня
за воду
|
729,5
|
2805,4
|
3024,2
|
510,7
|
Пенсійна
фундація
|
3366,3
|
66465,4
|
65530,9
|
4300,6
|
Фундація
соціального страхування від нещасних
випадків
|
333,9
|
6970,8
|
6874,3
|
430,4
|
Податок
з власників транспортних засобів
|
61,4
|
385,8
|
402,5
|
44,7
|
ІНШИХ ОПЕРАЦІЙНИХ
ВИТРАТ
|
Торговий
патент
|
-
|
9,9
|
9,9
|
-
|
АДМІНІСТРАТИВНИХ
ВИТРАТ
|
Платня
за землю
|
2871,4
|
18175
|
19658,1
|
1388,3
|
Комунальний
податок
|
44,6
|
482,5
|
533,5
|
-6,4
|
Платня
за радіочастоти
|
-
|
3,1
|
3,1
|
-
|
Платня
за забруднення навколишнього середовища
|
339,6
|
1357,7
|
1819,7
|
-122,4
|
Держмито
|
-
|
30,9
|
30,9
|
-
|
ІНШИХ ДЖЕРЕЛ
|
Відстрочена
податкова заборгованість:
|
|
|
|
|
-
внесок до державного інноваційного фонду
|
-437,2
|
-
|
-
|
-437,2
|
Прибутковий
податок
|
1752,9
|
38300,2
|
37233
|
2820,1
|
Сплачений
ПДВ
|
-6271,2
|
-201985,9
|
-32993
|
-175264
|
Готельний
збір
|
-2,7
|
47,8
|
47,9
|
-2,8
|
Податок
на прибуток
|
-11,4
|
30799,5
|
36208,7
|
-5420,6
|
К совокупным расходам:
·
себестоимость
реализованной продукции,
·
административные
расходы,
·
затраты
на сбыт,
·
прочие
операционные расходы,
·
финансовые
расходы,
·
прочие
расходы
·
начисленный
налог на прибыль.
2.
Для
определения места налогов и сборов в составе расходов предприятия достаточно
будет рассмотреть последний из анализируемых периодов, как наиболее соответствующий
текущей ситуации по структурному составу платежей в бюджет.
3.
К
расходам по начисленному налогу на прибыль будем относить сумму налога на
прибыль к уплате, т.е. без начисленного в бухгалтерском учете отсроченного
налога.
4.
По НДС
суммы, фигурирующие в Ф-2 в расчет не принимать, так как в течение 2002г. сумм
к уплате по нему начислено не было (показываем в доходной части чистую
выручку от реализации).
Таблица 6.
Структура расходов ОАО «МК
«Азовсталь» в 2002 году
|