Организация учета, анализа и аудита расчетов ОАО МК "Азовсталь" с государственным бюджетом...
Межрегиональная академия управления персоналом
Всеукраинский
университет
Мариупольский филиал
Кузьменко Максим Викторович
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
На тему „Организация учета, анализа и аудита расчетов предприятия с государственным бюджетом
и внебюджетными фондами”
(на примере ОАО „МК „Азовсталь”)
Шифр группы Ф–10–02
С5ОА
Специальность – „Учет
и аудит”
Работа
на получение квалификационного уровня
специалиста
за
специальностью „Учет и аудит”
Мариуполь 2004
Содержание
Вступление. 3
Раздел
1. Система налогообложения_ 4
1.1. Суть и виды налогов 4
1.2. Принципы построения
системы налогообложения в Украине 12
1.3. Общая характеристика
некоторых налогов и платежей_ 16
Раздел
2. Учет, анализ и аудит расчетов предприятия с
государственным бюджетом 31
2.1. Технико-экономические
характеристики ОАО "МК "Азовсталь". 31
2.2. Учет расчетов предприятия
с бюджетом. 36
2.3. Анализ расчетов с
бюджетом_ 54
2.4. Альтернативные варианты
возмещения НДС_ 68
2.5. Методы оптимизации
налогообложения 81
2.6. Организация аудита Налога
на добавленную стоимость 86
Раздел
3. Выводы и предложения. 110
Литература_ 112
На современном этапе экономика Украины очутилась перед
решающим выбором своей направленности, а именно перед интеграцией к
Европейскому Союзу. Поэтому очень актуальным встает вопрос относительно
налогообложения предпринимательской деятельности, от которой зависит
благосостояние государства на политическом, экономическом и социальном уровнях.
Совершенное знание системы налогообложения предприятий
является обязательным для ведения бухгалтерского учета. Реформирование
бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий в соответствии
с международными стандартами осуществляется одновременно с
усовершенствованием системы налогообложения.
Налоговая система играет ведущую роль в формировании
государственных доходов, ощутимо влияет на доходы юридических и физических лиц.
Историческими предпосылками возникновения в обществе налогов
были преимущественно, переход от натурального хозяйства к денежному, зарождение
и формирование института государства.
Современная форма налогов является относительно новой, хотя
основные элементы механизма налогообложения зародились еще в
давность.
Первым в истории человечества понятия налога раскрыл Адам
Смит в работе "Исследования о природе и причинах богатства народов"
(В 1776 г.). который написал: "Налог – это груз. который налагается
государством в форме закона, что предусматривает и его размер, и порядок
уплаты".
Экономическая природа налога заключается в выяснении его
назначения объекта налогообложения и источника уплаты, а также определении
влияния на субъектов налогообложения и на экономику в целом. За экономическим
содержанием налоги - это форма финансовых отношений между государством и
членами общества.
Законом Украины "О системе налогообложения"
определено, что под налогом и сбором (обязательным платежом) в
бюджеты и государственные целевые фонды следует понимать обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого
фонда, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законами
Украины о налогообложении.
Совокупность налогов и собраний (обязательных платежей) в
бюджеты и государственные целевые фонды. что исправляются
установленными законами Украины порядка, составляет систему налогообложения.
Система налогообложения – это нормативное определенные
налогоплательщики их обязанности та правая, объекты налогообложения, виды
налогов, собраний и платежей, а также порядок их взыскания.
Система налогообложения характеризуется ее элементами -
субъект, объект налогообложения, налоговая ставка, источник уплаты (схема 1).
Субъекты налогообложения это плательщики (физические или
юридические лица), которые непосредственно платят налоги.
Объект налогообложения – это доходы (прибыль), добавленная
стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг),
специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и
физических лиц, другие объекты, определенные законодательством о
налогообложении.
Налоговая ставка – размер налога из единицы объекта
налогообложения.
Источник уплаты – доход (заработная плата, прибыль и тому
подобное), из которого платится налог; себестоимость; часть выручки
от реализации продукции.
За методами вычисления налоги можно разделить таким образом:
1.Кадастровый (от слова кадастр –
таблица, справочник) когда объекты налогообложения разделены на группы за
определенным признаком. Перечень этих групп и их признака заносятся в
соответствующие справочники. Для каждой группы установленная индивидуальная
ставка налога. Такой метод характеризуется тем, что размер налога не зависит от
прибыльного и об"гкта. Примером такого налога является налог из владельцев
транспортных средств. Он содержится за установленной ставкой в зависимости от
объема двигателя транспортного средства и не зависит от того, используется
транспортное средство или простаивает.
2.На основании декларации. Декларация –
документ, в котором плательщики налога наводят расчет дохода и налог из него.
Характерной чертой этого метода является то, что уплата налога происходит по
получении дохода лицом, которое этот доход получает. Например, налог на прибыль
предприятий.
3.Из источника выплаты дохода, что
уменьшается на сумму налога. Например, подоходный налог из граждан, который
платится предприятием или организацией, где работает физическое лицо. До выплаты
заработной платы из нее содержится подоходный налог и перечисляется в бюджет,
остальные платятся рабочему.
Сочетание в единственной системе налогообложения
разнообразных за объектами налогообложения и методами вычисления налогов
позволяет государству реализовать на практике основные функции налогов:
фискальную, регулирующую, распределительную, стимулирующую, контрольную.
Фискальная функция – является самой важной, поскольку
согласно с этой функцией налоги выполняют свог главное назначение – наполнение
лоходної части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей
общества. Основной признак этой функции – ее стабильность, что позволяет
формировать поступление налогов в бюджет на постоянной, стабильной засаде.
Регулирующая функция оказывается в предоставлении льгот из
налогообложения отдельным отраслям и производителям, учитывая
их перспективы, деятельность, уровень прибыльности и другое.
Рисунок 1
Структурно логическая схема элементов налоговой системы
Украины
Распределительная функция - своеобразное отображение фискальной
функции – наполнить казну государства, чтобы потом распределить полученные
средства. Эта функция очень плотно переплетается с регулирующей: например,
через непрямые налоги создаются условия для перераспределения средств
одних плательщиков другим (акцизы).
Стимулирующая функция создает ориентиры для развития или
свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, эта функция может
быть связана с применением льгот, изменением объекта
налогообложения, уменьшением базы налогообложения.
Контрольная функция обеспечивает надзор и контроль за
своевременностью, полнотой уплаты налогов плательщиками в
Украине.
Каждый вид налогов имеет свои специфические черты и
функциональное назначение и занимает отдельное место в
налоговой системе. Роль того или другого налога характеризуется его
принадлежностью к определенной группе в соответствии с существующей классификацией
налогов.
Классификация налогов проводится за несколькими признаками
(схема 2): ча формой налогообложения, за экономическим
содержанием объекта налогообложения, в зависимости от уровня государственных
структур, которые их устанавливают.
По форме налогообложения налоги разделяются на две группы:
прямые и непрямые (схема 3).
Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно
плательщиков и платятся за счет их доходов, а сумма налога
непосредственно зависит от размеров объекта налогообложения.
Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг и
платятся за счет ценовой надбавки, а их, размер для отдельного
плательщика прямо не зависит от его доходов.
Рисунок 2
Структурно-логическая схема классификации налогов
За экономическим содержанием объекта налогообложения налоги разделяются на три
группы: налоги на доходы, потребление и имущество.
Налоги на доходы взыскивается из доходов физических и
юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются
заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход
предприятий.
Налоги на потребление платятся не при получении доходов, а
при их использовании. Они исправляются в форме непрямых налогов.
Налоги
на имущество устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества.
В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги,
они разделяются на общегосударственные и местные.
Общегосударственные налоги (схема 3) устанавливают высшие
органы власти, их взыскание является обязательным на всей территории страны
независимо от того, в какой бюджет (центрального или местного) они
засчитываются.
Местные налоги (схема 4) устанавливаются местными советами
народных депутатов, их особенность заключается в том, что в отличие от других
налогов, действующим законодательством определяются только
виды местных налогов и собраний, их предельные размеры, плательщиков и
порядок вычисления. Конкретные же виды налогов для каждой местности, их ставки, порядок
уплаты устанавливают и определяют органы местного самоуправления в соответствии
с перечнем и в пределах установленных предельных размеров.
Налоги
должны быть основным инструментом государства для:
-
регуляция
экономики;
-
стимулирование
научно-технического прогресса;
-
формирование
доходов бюджета;
-
ограничение
роста цен и инфляции, и тому подобное.
В современном предпринимательском механизме основным
назначением налогов должна стать защита имущественных прав и интересов
налогоплательщиков – юридических и физических лиц, а также
стимулирования и повышения эффективности производства.
Рисунок 3
Структурно-логическая
схема общегосударственных налогов и собраний
Рисунок
4
Структурно-логическая
схема местных налогов и собраний
Налоговая система
в каждой країниі является основой экономической системы.
Ни одно государство мира не может
существовать без налоговой системы, следовательно налоги – это плата общества за
цивилизацию.
Формирование олицетворенной самостоятельной системы
налогообложения в Украине началось еще в рамках прежнего СССР, когда в
1991 году был принят Закон Украинской ССР „О системе налогообложения”, в
котором были впервые сформулированы принципы построения налоговой системы
Украины, свойственные экономикам рыночного типа. С развитием налоговых
отношений в Украине происходили изменения принципов построения и
назначения системы налогообложения, которые были выложены в новой редакции закона
(схемы 5), и предусматривают:
Рисунок 5
Структурно-логическая
схема принципов построения системы налогообложения
-
стимулирование
научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода
отечественного товаропроизводителя на мировой рынок високотех нелогичной
продукции;
-
стимулирование
предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности –
введение льгот относительно налогообложения прибыли (дохода), направленной на
развитие производства;
-
обязательность
– внедрение норм относительно уплаты налогов и собраний (обязательных
платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах
налогообложения за отчетный период, и установления ответственности налогоплательщиков
за нарушение налогового законодательства;
-
равнозначность
и пропорциональность – исправления налогов из юридических лиц осуществляются в
определенной частице от полученной прибыли и обеспечения уплаты ровных налогов
И собраний (обязательных платежей) на уровне прибылей и пропорционально больших
налогов и собраний (обязательных платежей) – на большие доходы;
-
равенство,
недопущение любых проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового
подхода к субъектам ведения (юридических и физических лиц, включая
нерезидентов) хозяйства при определении обязанностей относительно уплаты налогов
и собраний (обязательных платежей);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|