По степени охвата объекта - общие,
частные и локальные (свойственные данному месту). 
По временному признаку –
стратегические (дальняя перспектива) и тактические (оперативные), связанные с
текущей деятельностью. 
По функциональному признаку – в
соответствии с видами управленческой дея-тельности (учёт, планирование,
оперативное управление и т.д.) 
И, наконец, по степени полноты
информации различают решения, принимаемые в условиях определённости, в условиях
риска (результаты различны, могут быть и нежелательные) и в условиях
неопределённости (вероятность исхода неизвестна).  
 
Разберём Циклы (этапы)
управленческого решения.  
 I. Определение цели
(получение задания), уяснение и формулировка задач. 
(Рассказать на примере
формирования плана). Цель – получение желаемого резуль-тата – выполнение плана. 
 
 II. Привлечение (сбор
информации). 
“Видеотон” на ДСК-1. 
 III. Подготовка решения. 
Информация обрабатывается. 
Пример: Отставание по I
кварталу составило 12 тыс м3. 
Варианты: всё наверстать за II
квартал или разложить по 4 м3 на оставшиеся 3 квартала и т.п.  
Варианты анализируются и, наконец: 
 
IV, Принятие решений. 
Решение принимает руководитель и
несёт полную ответственность за принятое решение. После того, как решение
принято, приступают к не менее сложному этапу – организации его выполнения. 
 
V. Выполнение принятого решения оформляется в виде приказа, распоряжения,
плана, графика или устного указания. 
 Приказы и распоряжения – уровень
начальника СУ и выше. Прорабы и мастера отдают устные распоряжения или графики
производства работ, подкреплённые расчётами по зарплате. Основа основ – решение
должно быть доведно до испонителей иначе оно выполнено не будет (Голков Г.Я. –
“ расскажи один раз…”). 
 
VI. Контроль за выполнением решения и регулирование. 
Цель контроля – своевременное
предупреждение возможных отклонений (видеотон, диспетчерский час, оперативка
раз в неделю и т.п.). 
Вот так схематично, в упрощённом
виде выглядит технологический процесс управ-ления строительством. 
 
Психология принятия и
реализации решения 
Принятие и реализация решения
определяется не только объективными фактора-ми, нои во многом зависят от
факторов субъективных – стиля работы руководителя, его волевых каччеств и эмоционального
состояния. 
Стиль руководства – это
преобладающий для определённого руководителя спо-соб решения проблем. Наиболее
распространено традиционное деление на три основных стиля: авторитарный,
демократический и либеральный. 
Авторитарный стиль – принимаются решения без консультаций с
подчинён-ными. Хорош в экстремальных условиях, если руководитель компетентен,
обладает опытом и знаниями. 
Либеральный – руководитель пытается передать решение
вопросов вышестоя-щей организации, избегает острых ситуаций, охотно передаёт их
решение подчинённым (НИИ, ПКБ и др.) 
Демократический – противоположность авторитарному, отличает
руководите-ля, склонного советоваться с подчинёнными, дать им возможность
проявить иници-ативу, создать обстановку сотрудничества. 
Возможны сочетания стилей. 
Итак, “решение – один из
необходимых моментов волевого действия”, сущест-венно зависит от эмоционального
настроения руководителя. 
Повторяю, руководитель несёт
полную ответственность за принятое решение. 
 
Требования к стилю управления. 
-             
умение решать вопросы в
интересах общества; 
-             
профессионально-организаторские
черты стиля (деловитость, научный подход,  
 чувствво нового, умение видеть
перспективу, предприимчивость, высокая  
 культура труда); 
-             
нравственно-психлогические
черты (пример для подчинённых). 
Этические нормы руководителя: 
-             
демократичность 
-             
требовательность 
-             
тактичность, вежливость,
выдержанность 
-             
скромность и простота (“я
построил??!!”) 
-             
эстетические черты стиля –
красота самого процесса управления и управленчес-  
 ких отношений (не отменять
решения подчинённых), эстетичностью рабочей  
 среды, результатов труда и
внешнего облика сотрудников, торжественная  
 выдача ордеров на квартиру,
премий, правительственных наград и т.п.). 
 
Типичные недостатки стилей и
пути их устранения 
Наиболее распространённые:
бюрократизм, формализм, карьеризм, местничест-во и ведомственность,
технократизм, консерватизм, недооценка важности перспек-тивных вопросов,
штурмовщина, волюнтаризм и другие. 
-             
бюрократия (господство
канцелярии), означает отрыв органов власти от воли и 
 решений большинства. 
 Разновидности бюрократизма: 
-             
формализм – выражается в
чрезмерном преувеличении роли различных правил  
 (инструкций). 
 Формалист внешне выглядит
прилично, ведёт себя как борец за интересы государства. 
-             
карьеризм – карьеристы
зачастую знающие, квалифицированные люди. 
Карьерист – подхалим, старающийся
приспособиться к влиятельным лицам,  
окружает себя людьми,
способствующими его продвижению. 
-             
местничество и
ведомственность – за счёт интересов общества построить  
 благополучие своей мелкой
формации (экология); 
-             
технократизм – при решении
возникающих проблем техническим и технологи-  
 ческим
факторам отдаётся предпочтение перед политическими, экономическими  
 и
социально-психологическими факторами (Селиванов – реконструкция); 
-             
консерватизм –
приверженность сложившимся формам и методам работы,  
 стремление сохранить,
культивировать старое; маскируется, занимает позицию 
 выжидания, затяжек, проволочек; 
 - недооценка важности
перспективных и переоценка роли оперативных вопросов...  
и, как следствие: 
-             
штурмовщина (любой ценой к
сроку); 
-             
волюнтаризм (масса ошибок
и, как следствие, снижение экономической 
эффективности). 
О проблемах управления 
С начала истории человечества и до
наших дней, одни – организовывают, другие – исполняю; один приказывает, другие
подчиняются и реализуют указание на деле. 
Столько сколько существует
общество, существуют и проблемы управления обществом, прерываемые изменениями
общественно-политических формаций, мно-гочисленными революциями и переворотами,
и всегда им сопутствовали проблемы управления обществом и его составляющими. 
В конце 60-х годов английский
публицист, политолог, экономист Сирил Паркин-сон в своей книге “Законы
Паркинсона” излагает, так называемую “проблему Пите-ра”, которая была подана в
своё время в соровождении мощной рекламы и поразила воображение всех.  
Доктор Питер – школьный учитель и
психолог, ставший профессором методики преподавания в Южной Калифорнии. 
Суть его принципа вкратце в
следующем: во всякой иерархии каждый служащий имеет тенденцию достигать своего
уровня некомпетентности. 
Если человек успешно справляется
со своими обязанностями, его считают под-ходящей кандидатурой на выдвижение.
После ряда выдвижений он достигает уров-ня, где обнаруживается его некомпетентность,
так как новые обязанности оказыва-ются ему не по силам.  
“Компетентность” – обладание
знаниями, позволяющими судить о чём либо, высказывать веское, авторитетное
мнение. 
Факт в том, что мы абсолютно
полагаемся на компетентность большинства из тех, с кем мы имеем дело: 
-             
пилот реактивного лайнера 
-             
хирург – аппендицит 
-             
идём по мосту –
конструктор т. д. 
Как педагог теоретик доктор Питер
опирается на К.У. (коэффициент умственной деятельности). В школьной системе
преподаватель, оределив К.У. ученика или сту-дента, не ожидает от него
большего, чем предопределено этим показателем. Здесь явная натяжка, так как
коэффициент умственной деятельности почти полностью определяется
наследственностью и улучшаться не может. В конце концов он приводит нас к такой
фигуре:  
 
 
  
  
   
    
    Управляющий
    Заместители 
    Начальник СУ
    Заместители 
    Начальники участков 
    Бригадиры 
    Рабочие 
     | 
    
   
    | 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                           
 
Но сужение пирамиды задерживает
служебный рост людей вне зависимости от их компетентности, поэтому эта фигура
до определённой степени условна. Важно другое, что у руководителя должно быть
определённое количество непосредственно ему подчинённых. 
У прнципа Питера было множество
оппонентов, пожалуй столько же, сколько и приверженцев, но ясно одно, что раз и
навсегда установленный предел компетент-ности – это миф, его нельзя уподоблять
коэффициенту умственной деятельности. Если отдельные неудачи и провалы
объясняются недостатком ума у исполнителей, то всё же большая часть этих неудач
есть следствие непорядочности, лени, трусости, неаккуратности, невнимательности
и небрежности. 
 
Техника управления 
Это совокупность различных
технических средств, предназначенных для осна-щения умственного труда. Средства
механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда
называют оргтехникой.  
Оргтехника подразделяется на следующие группы: 
 - средства составления текстовых
документов: 
 рукописный; 
 машинный; 
 акустический (звукозаписывающий) 
-             
средства копирования и
размножения документов. 
Множительные работы выполняются,
когда уже имеется документ (оригинал), копии (дубликаты) которого надо
получить. Машины, используемые для размноже-ния документации, условно делятся
на две группы: средства копирования и размно-жения. Первые используются для
получения небольшого числа копий (до20), полу-чаемых непосредственно с
оригинала. 
Средства размножения предназначены
для получения неограниченного коли-чества копий с любого промежуточного
документа (чертежа и т.п.). 
Разнообразные варианты
копировально-множительной техники используют средства репрографии и оперативной
полиграфии. 
Репрография – способы и средства
факсимильного копирования прямой или косвенной репродукцией на воспринимающий
материал (синька), хотя таких спосо-бов сегодня великое множество. Лучшим
светокопиром сегодня является импорт-ный “Ксерокс”. 
Оперативная полиграфия – с помощью
типографских машин небольшой мощ-ности (наши методички). 
Средстав обработки документов –
машины и устройства для сортировки доку-ментов, скрепления и склеивания бумаг –
используется в учреждениях с большим объёмом документооборота. 
Средства поиска, хранения и
транспортировки документов включают различного рода картотеки поисковые системы
ручных перфокарт и средства транспортирова-ния документов. 
 И, наконец, мебель и оборудование
для служебных помещений – основной эле-мент рациональной организации мест.
Последнее время налажен выпуск мебели и оборудования с учётом требований эргономики
(эргон – человек, номос – закон), основной объект исследований: сисстема “человек
– машина”. 
Из специальных средств оргтехники
применяются телемеханические световые информационныые табло, сигнальные табло,
а также механические графики пока-зателей работы.  
Эффективность работы аппарата
управления во многом зависит от уровня развития средств оперативной
производственной связи. 
 Требования к связи: 
-             
достоверность 
-             
надёжность 
-             
оперативность, если
недостаточна – приоритетный приоритетный принцип  
 соединения. 
Классификацию средтсв связи в
строительстве можно разделить на два вида: проводная (телефон, телеграф,
телетайп, фототелеграф) и беспроводную – радио-связь в том числе радиостанции и
радиотелефон).  
Средства диспетчерской связи
предназначены для обслуживания ограниченной части производственного персонала:
для связи руководства, диспетчеров и линей-ных работников. 
 Телефонная и диспетческая связь –
отдельный коммутатор. 
Диспетчерская производственная
громкоговорящая связь (поисковая – ПГС) на базе типовых радиотрасляционных
узлов (ТУ-100), колоколов и обычных динами-ков. 
Прямая диспетчерская радио- и
радиорелейная связь состоит из приёмопередаю-щих радиостанций, антеных
сооружений и источников питания. 
Производственные радиостанции различают: 
1.                       
по роду работы –
сиплексные (на разных частотах, и дуплексные; 
2.                       
по диапазонам рабочих
частот – коротковолновые (более 250 км) и УВК (радиус до 50 км); 
3.                       
по конструктивному решению
– стационарные (ЦД), мобильные (на автомобилях, носимые, портативные и
переносные абонентские. 
Радиотелефонная связь типа ситемы
“Алтай” для передвижных абонентов с  
фиксированной частотой в УВК. 
Директорская связь – коммутаторы. 
Звукозаписывающие устройства
(магнитофоны, диктофоны). 
Стоимость проведения совещания,
заседания 
N
C1 
S
=∑_____t i 
i
= 1T 
 гдеS - прямые расходы; 
C - месячная зарплата i–го
участника; 
T -
среднее количество часов в месяце; 
N - количество участников; 
t i - продолжительность присутствия i-го участника в часах.  
Лекция № 23 
 
Тема: Управление качеством
строительства. Сдача зданий и сооружений в эксплуатацию. 
 
Качество строительства – это
соответствие выполненных в натуре зданий и сооружений и их частей проектным
решениям и нормативам. 
Растёт за счёт: прогрессивных
проектных решений, материалов и конструкций, повышения квалификации строителей. 
Однако, по данным НИИЭС, около 2,5
% сметной стоимотсти уходит на ликви-дацию брака. 
 Различают: качество
потребительское (внешний вид) – Армения; и качество производственное
(соответствие продукции требованиям нормативов), на которое влияет уровень
качества проектирования, изготовления строительных материалов и изделий и
производством СМР. Мы рассмотрим качество СМР. 
Организационно-технической основой
Единой системы государственного управ-ления качеством продукции является
Государственная система стандартизации, создающая основу для проведения единой государственной
политики в вопросах качества. 
 
Система управления качеством в
строительстве 
Существующий в стране контроль за
качеством разделяется на внутренний, вы-полняемый, как правило, руководителями
различных звеньев строительного управ-ления, и внешний – органами
государственной власти и специальными инспекция-ми.  
Государственный уровень управления
качеством (УК): Госстрой Украины (планирование качества продукции, организация
госнадзора за соблюдением качест-ва, разработка мероприятий по улучшению качества
– СНИПы, Госстандарты, СН, инструкции, ТУ и др.) 
В Украине – Госстройинспекция
Госстроя (промышленность и жильё). 
Независимо от них для
жилищно-гражданского строительства сеть органов ГАСКа, со сложным подчинением. 
Методы контроля: 
-             
оформление разрешения на
производство строительных работ (отдельно на  
“нуль” и надземную часть). 
-             
промежуточный
(профилактический) контроль за строительством (предписания,  
 запись в журнал работ). 
-             
приёмочный контроль
качества (в составе Госкомиссии). 
Техническая инспекция профсоюзов
(охрана труда, член Госкомиссии). 
Госпожнадзор (пожарная
устойчивость кострукций, пути эвакуации, сигнализа-ция пожаротушения и
дымоудаления) – профнадзор, член Госкомисии. 
Госсанинспекция – профнадзор –
местные органы. 
Госгортехнадзор – местные органы. 
Надзор за монтажом котлов,
газового оборудования, лифтов, башенных кранов и др. Даёт разрешение на
эксплуатацию. 
Банковский контроль (контроль за
количеством, качеством, комплектностью. 
Ведомственный уровень управления
качеством – вышестоящие организации. 
Производственный уровень
управления качеством: внутрипроизводственные службы управления качеством (у
проектантов, в стройиндустрии, в СМО). 
Внутренний технический контроль –
исполнители, прораб, давший подписку! 
Выборочно – главный инженер
(руководит входным, операционным и лаборатор-ным контролем). Роль лаборатории –
контроль за ГОСТами, испытания материалов. Технадзор заказчика – участвует на
всех стадиях контроля – от “от к производству работ” до приёмки в эксплуатацию.
 
Авторский надзор проектных
организаций (на объектах стоимостью более 200 тыс.грн.). 
 Общественный контроль –
общественость под руководством главного инженера и главного технолога
(распределение общественных благ организации в зависимос-ти от качества труда). 
Это многообразие систем контроля
далеко от совершенства. 
Задача повышения качества может
быть успешно решена в условиях действую-щей комплексной системы управления
качеством строительной продукции (КС УК СП). Она построена на четырёх
принципах: 
 принцип стандартизации – все
функции системы качества регламентируются госстандартами, нормативами,
стандартами предприятия; 
 принцип системного подхода –
распространение системы на все стадии и уровни строительства; 
 принцип обратной связи – контроль
качества СМР, изучение информации и принятие решения на этой основе; 
 принцип динамичности – нерерывный
процесс совершенствования системы контроля качестава, внедрения НТП, изменений,
происходящих в нормативной документации. 
Принципиальная схема разработки и
внедрения КС УК СП 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Государственная приёмка
объектов строительства 
Приёмка в эксплуатацию законченных
строительством объектов производится в соответствии с действующим
законодательством, правилами приёмки в эксплуата-цию строительных объектов
(СниП III-3-81) и требованиями постановления прави-тельства от
23.01.81г. «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов». 
Генподрядчик – рабочим комиссиям,
затем заказчик – государственным приё-мочным комиссиям. 
“Под ключ” – государственной
комиссии генподрядчиком совместно с заказчи-ком. 
Состав рабочих комиссий: 
-             
заказчик-председатель,
генподрядчик, субподрядчики, эксплуатирующие  
организации, генпроектировщик,
пожнадзор, саннадзор, техинспекция профсоюза и др. 
Генподрядчик обязан представить
рабочей комиссии перечень организаций – исполнителей (по видам работ), комплект
рабочих чертежей, акты на скрытые рабо-ты, журналы работ, техпаспорта на
оборудование и др. 
Рабочие комиссии проверяют
соответствие проекту выполненные работы и принимают объект “на ходу”. 
Все документы после работы рабочей
комиссии передаются заказчику. 
Государственная приёмочная
комиссия собирается по письменному уведомле-нию заказчика о готовности объекта
к приёмке и назначается не позднее, чем за 3 месяца – для промышленных сооружений,
и за 30 дней – для жилищно-гражданских сооружений до установленного срока
ввода.  
В состав госкомиссии входят
заказчик, эксплуатирующая организация, генпод-рядчик, рай/горисполком,
генпроектировщик, саннадзор, пожнадзор, представитель Минводхоза, техинспекция
профсоюза, финансирующий банк и другие. 
Для жилья и соцкультбыта, кроме
того – ГАСК. 
Общее количество документов
превышает 100 наименований (400-500 подписей). 
По объектам жилищно-гражданского
назначения госкомиссия приступает к работе при условии выполнения всех СМР и
работ по благоустройству, а также окончания комплектования объекта инвентарём и
оборудованием. Обязательное окончание встроенно-пристроенных помещений. 
Датой ввода объекта считается дата
подписания акта госкомиссии. 
Все участники госкомисии несут
ответственость в соотвветствии с законодатель-ством за нарушение порядка
подготовки ввода объектов в эксплуатацию, за соответ-ствие фактических ТЭП
проектным и надлежащего качества. 
     
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |