Организация строительства, строительных машин. Контроль над строительством
Лекция №13
Тема: Организация
и эксплуатация парка строительных машин
Сколько стоят строительные машины,
каков их удельный вес в составе произ-водственных фондов строительной
организации? 50 – 60 %.
Поэтому степень
использования строительных машин в значительной мере влия-ет на
производительность труда и стоимость строительства. Высокая эффективность
использования машинного парка достигается за счет правильного его
комплектова-ния и комплексного использования машин на объектах при полнорежимной
двух-сменной работе, с наименьшей затратой времени на монтаж, транспорт и
демонтаж.
Наибольшее
распространение в строительстве получили мобильные универсаль-ные самоходные
краны, башенные краны.
Одним изосновных
направлений технического прогресса в строительстве являет-ся комплексная
механизация производственных процессов.
Комплексная
механизация – метод полностью механизированного выполнения тех или иных
технологических процессов в строительстве. (Примеры).
Развитие
механизации создает предпосылки для ликвидации, прежде всего тяжё-лого ручного
труда, как на основных, так и на вспомогательных работах с заменой его более
легким трудом по управлению и обслуживанию машин.
Оценки:
- механовооруженность
Смех
Мстр = ______∙ 100 в %( 1
)
Собщ
где Смех
- балансовая стоимость средств механизации (тыс.руб.)
Собщ.
- общая стоимость СМР сметной стоимости.
- энерговооруженность
Nобщ
Эстр = _______ ( 2 )
С
где Nобщ- общая мощность электродвигателей
(квт), установленных на
строительных
машинах, на 1 млн. руб.
С - годовой объем
СМР сметной стоимости.
Расчет
потребности в строительных машинах
На стадии ПОС
расчет выполняют по нормативам на 1 млн. руб. сметной стои-мости СМР.
Нормы потребности
в машинах на 1 млн. руб. СМР. (Л. Г. Дикман, стр. 339, табл. 22.1)
Пример:
1.Экскаватор
одноковшовый с ковшом до 2,5 м3 , м3 ёмкость ковша- 0,41
2.Экскаватор
многоковшовый, шт. - 0,045
3. Скреперы, м3
- 0, 075
4. Бульдозеры
(100 л.с.), шт. - 1,53
5. Автогрейдеры,
шт. - 0,16
6. Копры, шт.- 0,024
7. Краны башеные,
т, грузоподъемность - 7,5
8. Краны
гусеничные, т - 2,35
9. Краны
пневмоколесные, т- 5,1
10. Краны
автомобильные, т- 7,64
11.
Трубоукладчик, т- 0,21
12. Подъемник
строительный, т- 0,3913. Погрузчик одноковшовый, т- 0,49
14.
Автопогрузчик, шт. - 0,12
15. Компрессоры
передвижные, м3/мин- 4,84
16.
Электростанции передвижные, 30 квт и выше, квт- 16,93
Данные нормативы
дают возможность организовывать новое строительство и
поддерживать на
заданном уровне показатели механовооруженности строительства.
На стадии ППР
потребность в строительных машинах определяется исходя из физических (сметных)
объемов работ, подлежащих выполнению одним из двух способов:
1.
По нормам
затрат машинного времени, изложенным в ЕниРе или СниПе (ч. IV “Сметные нормы”).
2.
По нормам
выработки машин для местных условий.
Организационные
формы эксплуатации парка строительных машин.
Формы организации
и структура парка зависят от формы и структуры строитель-ной организации.
Существует три
основных формы эксплуатации строительных машин:
I форма – строительные машины
находятся на балансе СМУ, ПМК и т.д.
Преимущества:
оперативность, работа на общие задачи коллектива, работа ПМК в отдаленных
районах и узкая специализация (СУ “Фундаментспецстрой”).
Недостатки:
ремонт (большая номенклатура запчастей; узкие фронты-простои, ис-пользование
машин большой производительности на малообъемных работах и др.).
II форма – строительные машины
находятся в составе и на балансе УМП подчи-ненным строительным фирмам.
Строительные управления получают технику на условиях услуг, аренды или подряда.
Расчеты
производятся по планово-расчетным ценам. Эта форма более прогрессивна, т.к.
обеспечивает лучшее содержание техники и использование по производитель-ности.
III форма – строительные машины находятся
в составе и на балансе трестов ме-ханизации или управлений (самостоятельных),
подчиненных объединениям, комби-натам и др. Преимущества: наиболее рациональное
использование техники по про-изводительности, организации эксплуатации и
ремонта, возможность маневра.
Недостатки: малая
оперативность в связи ведомственными интересами.
II и III формы
наиболее распространены, более 2/3 состава строительных машин и механизмов
находится в составе УМР и трестов механизации.
Понятие о тресте
механизации.
Средства малой
механизации (электропневматический инструмент, растворосме-сители малой
мощности и др.)
Формы расчетов и
взаимоотношения строительных организаций с УМР.
План треста
строймеханизации имеет два основных показателя:
план производства
СМРподрядным способом и план производства СМР”по услугам, так называемый ”условный
субподряд”. (Дать понятие).
Методы учета и показатели работы строительных
машин
Учет работы парка
строительных машин должен отражать выполнение работ ме-ханическим способом по
основным показателям их использования (выработке и вре-мени), а также содержать
данные о простоях и расход эксплуатируемых материалов.
Основным показателем
использования парка машин является фактическая годо-вая выработка (в физических
объемах), определяемая по отчетным данным в сопоставлении с плановым заданием.
Качество эксплуатации парка
характеризуется также рядом частных показателей:
- Коэффициент
использования парка строительных машин во времени:
Тф
kп = _______ (3)
Тк
где Тф
- количество фактически отработанных машинодней;
Тк - количество
календарных дней.
- Коэффициент
использования машин по производительности:
Вф
kмаш =
______(4)
Впл
где Вф
- фактическая выработка;
Впл - плановая
норма за тот же период времени.
- Коэффициент
сменности работы машины:
Тф.ч.
kсм = __________(5)
Тдн . tрд
где Тф.ч.
- количество машиночасов, отработанных за отчетный период;
Тдн -
количество машинодней нахождения этих машин в работе.
tрд - средняя продолжительность рабочего
дня при 5-дневной рабочей
неделе.
И, наконец, затраты
на эксплуатацию машин могут быть определены путем сос-тавления сметных
калькуляций себестоимости одного машиночаса работы машины:
- себестоимость
одного машиночаса
Сед Сгод
См-ч = ______ + ______
+ Ст.з. (6)
Тчо Тчг
где Сед
- единовременные затраты (монтаж, демонтаж и др.);
Сгод -
годовые затраты (амортотчисления);
Тчо- число
часов работы машины в году;
Тчг - количество
часов работы машины в году;
Ст.з.
- текущие эксплуатационные затраты.
Организация
обслуживания и ремонта машин.
В процессе
эксплуатации строительные машины требуют эксплуатационного и технического
обслуживания и периодического ремонта.
Эксплуатационное
обслуживание – обеспечение ГСМ, перебазировка, хранение.
Техническое
обслуживание – мероприятия по предупреждению износа частей машин сверх
допускаемых норм.
Техническое
обслуживание и ремонт осуществляется по системе ППР, которая строго
предусматривает увязку с планами производства СМР.
Техническое
обслуживание бывает ежедневное и периодическое. Ежедневное проводится эксплуатационным
персоналом, а периодический – как правило, ремонт-ной базой.
Ремонт бывает
текущий (Т) и капитальный (К).
Технический
ремонт проводится с целью устранения неисправностей, возник-ших в агрегатах и
узлах путем частичной разборки и замены новыми или отремон-тированными.
Капитальный
ремонт машин связан с полной их разборкой, заменой или восста-новлением всех
износившихся деталей, сборкой, регулировкой и опробованием в ра-боте.
Капитальный ремонт проводится на ремонтных заводах с периодичностью более года.
Время между
капитальными ремонтами называется ремонтным циклом.
Ремонт машины
может быть индивидуальным и обезличенным. (РМЗ – 2 – индивидуальный ремонт,
авторемонтный завод – обезличенный.)
Организация
ремонта машин – важный фактор непрерывности строительства и повышения
производительности труда.
Лекция № 14
Тема: Организация
транспорта в строительстве
Особенностью
транспорта , как отрасли народного хозяйства, является то, что он не создает
самостоятельно материальных ценностей. Однако, с транспорта начина-ется и
транспортом завершается любой производственный процесс. “Продукт толь-ко тогда
готов к потреблению, когда он закончит это передвижение” (Маркс, Эн-гельс).
Выполнение СМР
всегда неразрывно связано с потреблением, следовательно, и с перемещением
значительного кодичества грузов. Транспорт является связующим звеном между
стройплощадками и поставщиками всех видов материалов и кон-струкций. От его
деятельности во многом зависит работа строительных организа-ций.
Из практики: на
выполнение СМР сметной стоимостью 1 млн.руб. общая потреб-ность в материалах:
на промышленное строительство – 120 – 150 тыс.т, на жилищ-ное строительство 50
– 60 тыс. т.
Для строительства
ежесуточно погружается, разгружается и перевозится более 50 млн.т грузов. При
перевозке строительных грузов удельный вес транспортных расходов составляет в
стоимости песка 83%, щебня – 73%, кирпича – 57%, цемента –51%.
Все виды
транспорта классифицируются на внешний и внутрипостроечный, а по направлению
перемещения – на вертикальный и горизонтальный.
Вертикальный –
краны, подъемники – изучали по ТСП (не рассматриваем).
Горизонтальный –
предназначен для перемещения строительных материалов, изделий, оборудования от
мест добычи или изготовления к местам потребления.
К нему относятся:
рельсовый – нормальной колеи (1524мм) и узкой колеи (600 и 750 мм);
безрельсовый транспорт (автомобильный, тракторный); специальный (канаты, дороги
и др.); воздушный транспорт; трубопроводный.
Для определения
интенсивности работы транспорта существует понятие “грузо-вой поток”. Он
исчисляется интенсивностью перемещения грузов по некоторому участку
транспортной сети в течении определенногопромежутка времени (сутки, месяц,
квартал, год).
К внешнему
относятся железнодорожный, автомобильный и водный транспорт – грузы из карьеров,
складов, заводов – на стройку или УПТК (Управление производ-ственно –
технологической комплектации).
Перевозки грузов
внешним транспортом осуществляется по трем схемам:
1.
перевозки
железнодорожным транспортом, когда стройплощадка соединена подъездными путями с
железной дорогой общего пользования;
2.
перевозки
автомобильным транспортом;
3.
смешанные
перевозки (автомобиль – вагон – баржа – автомобиль), (щебень, трест “ХСС”).
К внутрипостроечномуотносится, как правило, автотранспорт, реже – железно-
дорожный и
тракторный (перевозки со складов УПТК на участковые или приобъект-ные склады).
Колесо
Сани были известны вавилонянам еще
в 19в. до н.э. Знали они и колесо, но быки, запряженные в сани, могли медленно,
но более уверенно передвигаться по неровной местности.
Впервые колесо
нашло применение в Месопотамии около 5000 лет назад, посте-пенно
распространяясь на Средиземноморье, Европу, Китай.
Древние
цивилизации в Месопотамии обладали крупным рогатым скотом, но у них не
былолошадей. Лошади были впервые обнаружены и приручены в степях Центральной
Азии. Древние кельты имели слабое представление о повозках и лоша-дях, но к I в. до н.э. они развели лошадей и
научились делать повозки.
Первые экипажи,
одновременно перевозившие почту и пассажиров, начали курсировать между Лондоном
и Батом в 1783г. Почтовые дилижансы следовали настолько точно по графику, делая
16 км/ч, что по ним можно было проверять часы. Дорожные гостиницы на пути
основных маршрутов, которые порой обслуживали до 100 дилижансов в день, предоставляли
пассажирам кров и пищу. В США дилижанс прожил долгую жизнь и немало
способствовал освоению Дикого Запада.
А дальше:
шарабан, фаэтон, возок, карета, омнибус, трамвай, автомобиль, паро-воз,
тепловоз, электровоз, вагон!
А дальше? Дороги,
мосты, тоннели, так называемые, пути сообщения!
ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
В итоге, всё это
потребовало введения правил дорожного и уличного движения!
Транспорт в
строительстве является частью непрерывного строительного конве-ера,
технологическим звеном, связывающим строительство с источником
материаль-но-технических ресурсов.
Удельный вес
затрат – до 20% общей стоимости СМР. Трудоёмкость транспорт-ных и
разгрузочно-погрузочных работ – до 40% общих трудозатрат на строитель-стве.
Строительство
использует: воздушный,
15%железнодорожный
5% водный
тракторный
80%автомобильный.
Система
специализированных автотранспортных средств.
Массовые
перевозки автомобилями 10-40 т.
От характера
перевозок: универсальный и специализированный (САС), выпол-неный на базе
полуприцепов или прицепов. Потребность в САС (без автосамосва-лов) составляет
20….25% и непрерывно растет.
Разработана
система САС:
Грунты, сыпучие и
глинообразные:
самосвалы общего
назначения,
самосвалы-землевозы,
самосвалы
карьерные, керамзитовозы.
Жидкие и
полужидкие:
бетоновозы,
бетоносмесители
растворовозы,
известковозы,
битумовозы,
топливовозы.
Железобетонные
конструкции:
панелевозы,
фермовозы,
плитовозы,
балковозы,
сантехкабиновозы.
Мелкоштучные и
тарные:
контейнеровозы.
Оборудование,
строительные машины:
тяжеловозы.
Порошкообразные:
цементовозы.
Длинномерные:
металловозы,
лесовозы,
трубовозы,
плетевозы.
Выбор за
инженером и экономистом.
Важную роль
играют саморазгружающиеся автомобили (особенно для
производ-ственно-технологической комплектации), типа контейеровоза-мусоровоза и
др.
Классификация:
вертикальный, горизонтальный. внешний, внутрипостроечный.
На стадии ПОС
расчет выполняется по нормативным показателям на 1 млн. руб. сметной стоимости
СМР. В норматив входятвсе виды автомашин в суммарной потребности.
Литература: Л.Г.
Дикман, стр.358. табл.23.2.
Пример:
Нормативные показатели потребности в автотранспорте на 1млн. руб. СМР по
отраслям строительства (автотонны).
Жилищное и
коммунальное строительство.
Нормативное
показатели по потребности-42,37 а/т
В том числе
самосвальный
автомобили-8,58
прицепы-1,03
полуприцепы -1,8
бортовой
автомобили -5,48
прицепы-2,29
полуприцепы -10,28
специализированный
-12,91 а/т
На стадии ППР
выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопо-токов, грузооборот
по календарным периодам (смену, сутки, неделю, месяц) и сос-тавляют годовую
заявку.
Работа транспорта
на строительстве характеризуется объемом перевозок и гру-зооборотом.
Объем перевозок –
это количество груза в тоннах, подлежащего перевозке за единицу времени.
Годовой
грузооборот (Qгод) определяют на основании
годовых планов СМР,
графиков
предприятий-поставщиков материалов и конструкций, изделий и деталей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|