Возникшая в XVI веке во
времена царствования царя Ивана Грозного загородная подмосковная усадьба
Коломенское также представляет собой пример слияния художественного и утилитарного
начал. Усадьба построена в красивейшем месте на высоком берегу Москвы-реки. С
трех сторон к центральной группе сооружений примыкали плодовые сады, оставляя
берег реки открытым. Посадки имели регулярный характер, это в основном яблони,
вишни, сливы, кусты шиповника, малины, крыжовника, смородины. Помимо плодовых
деревьев, по краям сада на более крутых участка и на некоторых прямых аллеях
росли кедры, дубы и другие деревья. Некоторые из них сохранились до наших дней,
достигнув 600-летнего возраста.
Своеобразным явлением в
развитии садового искусства были так называемые «верховые» увеселительные сады,
создаваемые при княжеских (царских) хоромах на специальных каменных сводах. В
XVII веке в Кремле существовало несколько малых «висячих» садов, расположенных
на крышах и террасах дворца. Известно, что почти каждая группа жилых покоев
царского дворца имела собственный садик, располагавшийся на крышах
хозяйственных помещений. В качестве изоляционного материала использовались
свинцовые плиты или просмоленная береста. На него был насыпан слой удобренной
земли толщиной около метра. Сад украшал расписной терем-беседка, затейливые
резные ограды, небольшие водоемы, цветники в ящиках, где произрастали махровые
пионы, тюльпаны, лилии, мальвы, гвоздики, фиалки и т.д. В шелковых клетках для
птиц содержались перепелки, соловьи, канарейки, «заморские» попугаи. Интересно,
что и здесь высаживались яблони, груши и ягодные кустарники, скорее всего
потому, что именно плодовые деревья являлись главным признаком сада и без них сад
не мыслился вообще.
К сожалению, немного нам
известно о тех садах, которые создавались в XVI–XVII веках, и еще меньше – о
садах Древней Руси. Если в других видах искусства, таких, как архитектура,
скульптура, живопись, древние памятники в том или ином виде сохраняются
тысячелетиями, то сады и парки исчезают почти бесследно. Однако, несомненно их
влияние на возникновение и развитие садово-паркового искусства России в более
поздний период вплоть до сегодняшнего дня. К примеру, современные владельцы
загородных усадеб, располагая в укромных местах сада модных ныне гномиков,
черепашек, птичек, и не догадываются о связи своих поступков с древними
языческими верованиями наших предков, а получающие все большее распространение
«сады на крышах» – не что иное, как продолжение идеи «висячих» садов Древнего
Кремля.
И все-таки не случайно
историю развития садово-паркового искусства в России делят на допетровский и
послепетровский период. Ведь именно Петр I стал рассматривать садовое зодчество
как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не
только средством украшения, но и воспитания. А так как Петр стремился создать
целостное великое государство под властью абсолютного монарха, то и стилем,
преобладавшим в петровскую эпоху должен был стать регулярный стиль,
символизировавший сильную централизацию во всем.
В начале восемнадцатого века
патриархальную Россию потрясла настоящая революция. Молодой царь Петр Первый
решил превратить царство в империю, а Азию – в Европу. В 1703 году в устье Невы
была заложена новая столица, Санкт-Петербург, город, построенный в соответствии
с последними европейскими принципами градостроения и фортификации. Так впервые
в русской градостроительной практике появляется понятие регулярности: еще с
начала семнадцатого века определявшее развитие европейского градостроения и
садово-паркового искусства, оно наконец-то добралось и до России.
Сам Петр совершил путешествие
почти по всей Европе, был (в 1717 году) в Версале – чуде из чудес, парке
французских королей, слава которого гремела по всему миру. Петр был поражен
величественной красотой этого парка. Вот он, стиль будущей могучей Российской
империи! Вернувшись в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению
своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными
дворцами и парками.
Помимо садов во французском
регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. Они
также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Кроме
того, Петр очень любил цветы, которые во французских классицистических садах не
использовались, но зато в голландских их было более чем достаточно. И, наконец,
природа Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа на
русскую, а ее низинная территория, пересеченная многочисленными речками и
ручейками, очень напоминает район Петербурга.
Так и появились русские
регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра Первого, соединившие в себе
величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и
цветов. Удивительно, как Петр, занятый созданием армии и флота, укреплением
границ, ведением войн и установлением дипломатических отношений с европейскими
государствами, пропагандой новой культуры и многими другими, не менее важными
делами, находил все же время для того, чтобы интересоваться архитектурой и
обустройством садов. Он сам выбирал и приглашал архитекторов для своих дворцов
и парков, рассматривал их проекты, вносил в них изменения, а иногда даже и
делал собственные эскизы.
В садах регулярно
устраивались ассамблеи, то есть светские приемы, проходившие по всем нормам
европейского этикета. В торжественные дни гости, встречаемые роговой музыкой,
прибывали туда на нарядно украшенных лодках. Эти ассамблеи, как и сами сады,
служили для воспитания (а точнее, перевоспитания) русского дворянства, которому
предстояло научиться выглядеть, вести себя, разговаривать и даже думать
достойно своему новому статусу элиты молодой, но сильной европейской державы.
Итак, подведем некоторые
итоги и выделим особенности русского регулярного паркостроения.
• Вода – важнейшее
средство художественной выразительности. Мало где еще можно встретить такое
изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов, как в русском регулярном
парке петровской поры.
• Отсутствие
идеального геометрического плана. Часто парк представлял собой множество
небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и окруженных
лесом или водой. (Эту особенность парки петровского времени, без сомнения,
унаследовали от старинных русских садов).
• Характерная русская
флора. Аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель,
можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и
зеленый лук.
• Парки служили не
только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей. Каждая скульптура в
парке "говорила": или рассказывала о той или иной античной легенде (а
в то время, когда Россия только еще знакомилась с европейской культурой, это
было отнюдь не маловажно), или призывала следовать какой-либо добродетели, или
же увековечивала военные победы русской армии.
Примеры регулярных садов
петровского времени известны, пожалуй, всем. Самый богатый и торжественный парк
эпохи, это, конечно, Петергоф, «русский Версаль», по праву соперничающий с
Версалем французским. Парк был заложен весной 1714 года, а в августе 1723 года
состоялось торжественное открытие этого «приморского парадиза». По замыслу
Петра Первого, он был посвящен военной славе молодого русского флота. Так,
например, знаменитый фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», стоящий в центре
Большого каскада, напоминает о победе Петра над шведским королем Карлом
Двенадцатым в Северной войне. Большой каскад начинается от дворца и переходит в
главный канал, который прямой стрелой пересекает парк и врезается в Финский
залив. Это — тоже своеобразный символ прорыва России в Европу. На берегу моря,
восточнее канала, находятся дворец и сад Монплезир (что в переводе с
французского означает «мое удовольствие»). Дворец представляет собой
«голландский» краснокирпичный, покрытый черепицей домик. Сад – четыре партера,
которые разделены крестообразно расположенными аллеями – также выполнен в
голландском стиле. Главное его украшение – это фонтаны, самым крупным из
которых является «Сноп». У западной границы парка расположен Марлинский
ансамбль. Небольшой двухэтажный дворец Марли («малые приморские палаты») с
разных сторон окружают многоступенчатый каскад «Золотая гора», Большой и
Секторальный пруды. Тут же находятся сады Венеры и Бахуса. В центре первого
стоит мраморная статуя Венеры, по границам – подпорные стенки с нишами и
вазами, фигурные лестницы, балюстрада и беседки.
Кроме Петергофа, стоит
отметить такие петровские парки, как Летний сад, Ораниенбаум и Стрельна.
Творческий импульс, заданный
неутомимой волей первого Императора Всероссийского, продолжал оказывать влияние
на создание русских парков и спустя годы после его смерти. В 20–40-е годы
восемнадцатого века в России продолжалось регулярное паркостроение. Если в
петровское время строительство и украшение новой столицы почти полностью
приостановило какое бы то ни было строительство в Москве, то теперь в Москве
вновь начали создаваться дворцы и парки. Но теперь они были совсем иными, чем
прежде, до Петра: обновленными, европейскими. Сады послепетровской эпохи
отличались большей, чем при Петре, дробностью, сложностью плана, большим
количеством скульптур и павильонов. Вместе с тем, заметно снижается роль воды в
парковом ансамбле.
Самым известным из дошедших
до нас парков этой эпохи является Кусково. Ныне расположенное в черте Москвы, в
восемнадцатом веке оно было подмосковным имением, принадлежащим сподвижнику
Петра, герою Полтавской битвы, фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Первоначальный
регулярный сад состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух
боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и
поставлена садовая скульптура. Обилие павильонов (а в Кусково есть Эрмитаж,
Итальянский и Голландский домики, Грот, Менажерея и Зеленый театр) и выдает в
Кусковском парке произведение послепетровского, барочного искусства садов.
Разнообразная и порой необычная для Подмосковья растительность составляет
особую гордость Кусковского парка. До сих пор в нем можно встретить
лиственницы, пихты и кедры, посаженные еще при его разбивке. В Оранжерее же
выращивались лавровые, апельсиновые, лимонные и кофейные деревья.
В России второй половины
XVIII в. строительство дворянский усадеб приобретает исключительный размах.
Указом Петра I «О вольности дворянства» дворянам предоставлялись особые льготы
– они освобождались от обязательной службы и получали в свое полное
распоряжение большие поместья вместе с приписанными к ним людьми. Позже
Екатерина II, подтвердив эти привилегии дворянства, предоставила им ряд новых
льгот. Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную
службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским
хозяйством и строительством усадеб. Усадьбы стали основным местом пребывания
помещика-дворянина и быстро приобрели представительское значение. Усадьба и
прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа, такими
объектами, которые отражают не только уровень благосостояния владельца, но его
культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном. Образцом
устройства усадеб служили царские дворцово-парковые комплексы Петербурга.
Вторую половину XVIII в.
принято называть эпохой Просвещения. Просвещение – это не просто философское
или мировоззренческое учение, это – стиль жизни, который определял литературу,
искусство, науку, моду и даже образ мысли человека той поры. В Россию
Просвещение пришло двумя путями: через Францию, благодаря личной дружбе
Екатерины II с Вольтером и другими французскими просветителями, и через
Германию, когда после завоевания Кенигсберга (нынешний Калининград) русские
дворяне получили возможность познакомиться с европейской жизнью той поры.
Русское Просвещение принесло
яркие и на первый взгляд непохожие друг на друга плоды: в литературе –
произведения Фонвизина и Карамзина, в публицистике – острую социальную критику
Радищева, в архитектуре – классицизм, в садовом искусстве – пейзажный стиль…
Все эти произведения объединяло одно: стремление к добродетели, раскрывающейся
в «естественном», «природном». А что же могло быть более «природным», чем сама
природа?! Итак, парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. Ярой
сторонницей нового направления была Екатерина II, которая сама переводила книгу
англичанина Чемберса о китайских садах для того, чтобы русские дворяне могли
руководствоваться ею при обустройстве своих усадеб.
В этот период закладываются
общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в.
Усадьба рассматривается как своего рода «микрокосм», в котором есть свое ядро,
место для работы и отдыха, и, наконец, мир природы, стихия. Дворец с
примыкающими к нему флигелями является центром, доминантой поместья и
располагается обычно на возвышении: у бровки холма, на краю речной террасы или
у пруда. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также
украшаются и ставятся в определенном порядке, таким образом, чтобы поддержать
центр ансамбля. Центр выделяется и чисто планировочными приемами. Именно к нему
подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо
монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в
сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется
регулярно. Лишь за ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство
парка позднее получило название смешанного стиля.
Возникновение данного стиля в
России не случайно. В последние десятилетия XVIII в. особенно активно строятся
усадьбы вокруг Москвы. В отличие от петербургских дворцовых комплексов, которые
создавались на свободных территориях, усадебные пейзажные парки Москвы и
Подмосковья возникают на месте регулярных садов.
По пути создания новых
пейзажных парков наряду с поддержанием регулярного сада пошло строительство
многих подмосковных усадеб – Абрамцево , Марфино и др. Вслед за столицами
начинается процесс создания пейзажных парков в ближних и дальних провинциях
России.
Активное строительство усадеб
на всей территории России, высокие требования к качеству работ и престижность
профессии архитектора, привели к возникновению целой плеяды выдающихся деятелей
искусств и науки, которые и определяли пути развития садового зодчества в этот
период. В своих работах А. Т. Болотов, Н. А. Львов, Н. П. Осипов не только
пропагандировали преимущества пейзажного стиля, но и утверждали необходимость
возникновения самобытных русских садов и парков в противовес «французским» и
«английским». Это были высокообразованные люди с энциклопедическими познаниями
в мировой и отечественной истории и культуре, патриоты своей страны.
Русский сад не является в
строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным. Он, как то повелось еще с
допетровских времен, представляет собой смесь обоих этих стилей.
Русский сад всегда носил
утилитарный характер. В нем обязательно должны высаживаться плодовые деревья и
кустарники, такие как яблони и вишни.
Симметрия не соблюдается в
русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а
потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это
противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая
дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она.
Русский сад должен быть
дешевым и экономным. В нем не должно быть сложных и дорогих гидротехнических и
инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее.
С каждым годом озеленительный
бизнес становится всё выгоднее. По оценкам экспертов, объём рынка
декоративно-лиственной и цветочной продукции уже сегодня более 5100 млн.руб.
Товары, реализуемые на рынке:
живые декоративные растения, кусты и кустарники, цветы.
Оказываемые услуги:
озеленение территорий, дизайн интерьеров, ландшафтное строительство, создание
систем орошения.
Структура рынка: 53% —
импортная продукция; 47% — отечественная.
Последние 2-3 года рынок
декоративно-лиственной и цветочной продукции в Москве стабильно растет.
Увеличивается и потребительский спрос, что подтверждают возросшие объемы
отечественного производства и импорта. В декоративно-лиственный и цветочный
бизнес приходят новые технологии, появляются и развиваются новые направления —
ландшафтные, поливочные, предоставляются услуги по озеленению. Большинство
операторов утверждают, что возрождению этой индустрии Москва обязана опыту
законодателей моды — Голландии, Германии и Польше, продукция которых (семена,
луковицы, саженцы, цветы на срезку) занимает сегодня, по их мнению, около 60%
отечественного рынка. По-прежнему основной поставщик живых и сушеных цветов,
луковиц, декоративных растений — Нидерланды. Продукция из этой страны
обеспечивает 43% продаж импортного ассортимента. Уверенно чувствует себя на
рынке товар из Эквадора, Колумбии, Израиля, Польши, Франции, Турции. Но с
ростом конкуренции все больше беспокоит цветочников контрабандный товар, доля
которого на рынке не уменьшается и, по данным операторов, составляет около 40% от
легального импорта. Не секрет, что подобная продукция дешевле на 20-30%, а
значит, и более конкурентоспособна.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|